Теоретические подходы к изучению типов темперамента. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теоретические подходы к изучению типов темперамента.

2020-10-20 130
Теоретические подходы к изучению типов темперамента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание.

Стр.

Введение.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению типов темперамента

1.1. Общая характеристика темперамента:

1.1.1. понятие темперамента................ 4

1.1.2. история учения о темпераменте........... 6

1.2. Физиологические основы темперамента........ 7

1.3. Типология типов темперамента...............17

1.3.1. Сангвиник.....................17

1.3.2. Холерик......................18

1.3.3. Флегматик.....................20

1.3.4. Меланхолик.....................21

1.4.Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности

человека......................24

 

Выводы........................35

Заключение......................37

Список используемой литературы............38

 

 


"Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою".

            Л. Н. Толстой

 

 

Введение.

 

Как известно, на земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими свойствами являются свойства темперамента. Представьте себе две реки  –  одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горячую. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй  – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в смешное положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами – человек машет руками, притопывает ногами. Такие люди всегда суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.

 

 


Типология темпераментов.

 

В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Теперь, когда в психологии стало возможным точно определить некоторые свойства темперамента по их внешним признакам, можно проследить, как проявляется такая закономерная взаимосвязь свойств, характеризующая тип темперамента. В одном случае взаимосвязь проявляется в следующем: чем больше у человека выражено одно свойство темперамента (оно выражается соответствующим числом), тем больше или, наоборот, меньше у него выражено другое свойство темперамента (и соответственно будет больше или меньше число, его выражающее). Оказывается, что числа, выражающие степень проявления разных свойств темперамента, у разных людей одного и того же типа темперамента могут быть различны, но определенное их математическое соотношение остается постоянным, подобно тому, как дробь остается постоянной при уменьшении числителя и знаменателя в одно и то же число раз.

Взаимная связь свойств, характерная для каждого типа темперамента, проявляется также в том, что качественная характеристика каждого отдельного свойства зависит от всех остальных свойств типа темперамента. Например, несдержанность, как известно, зависит от силы нервных процессов и их уравновешенности. Неуравновешенность, т. е. преобладание возбуждения над торможением, возможна при различной выраженности силы нервной системы. Несдержанность человека, у которого сильное возбуждение преобладает над не менее сильным торможением, –  это страстная безудержность. Несдержанность человека, у которого слабое возбуждение преобладает над еще более слабым торможением, имеет характер истерической неуравновешенности. В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

 

Сангвиник

 

Человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Сангвинический темперамент И. П. Павлов характеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...»[3]

Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обусловливает быстроту протекания процесса возбуждения и быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Это, в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств. Быстро возникающие у сангвиника чувства радости, горя, симпатии и антипатии, привязанности, ненависти ярки, но очень неустойчивы, быстро возникают и также быстро исчезают, легко сменяются противоположными чувствами.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания. Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается.

Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

Сангвинический темперамент часто изображают как социально малоценный, отражающий особенности человека пустого и поверхностного. Нельзя, однако, рассматривать темперамент вне связи с другими особенностями личности человека в целом. Если сангвинические черты темперамента наблюдаются у человека интеллектуально развитого, отличающегося высокими моральными качествами, с серьезными интересами в жизни, то у такого человека его сангвинический темперамент может быть оценен как положительный, помогающий ему в разрешении различных задач, выдвигаемых жизнью. Такой человек отличается бодростью, никогда не унывает, способен поддерживать бодрое настроение в коллективе, с которым работает, побудить его на большие достижения в работе.

Иное дело, когда сангвинические черты темперамента проявляются у человека, лишенного серьезных интересов в жизни. У такого человека сангвинический темперамент часто связывается с легкомыслием и неустойчивостью жизненных стремлений и интересов. В условиях правильного воспитания у сангвиника легко формируется живость и отзывчивость, широкий кругозор, эрудиция.

 

Холерик

 

Холерический темперамент отличается чрезмерной подвижностью, быстротой, неуравновешенностью, повышенной возбудимостью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. И.П.Павлов, давая облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». Холерик  –  человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.

Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако, их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью.

Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: они быстро понимают суть вопроса, меньше других боятся опасности, скорее других находят быстрые и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент наблюдается у человека, не имеющего содержательных интересов, он в связи с отличающим его аффективным характером эмоциональных переживаний часто усугубляет отрицательные черты личности: раздражительность, злобу, зависть и др.

В жизни и деятельности холерический темперамент проявляется следующим образом: с одной стороны, человек, обладающий им, может страстно отдаться какому-нибудь делу, с другой – под влиянием каких-либо, порой малозначащих, причин у него может появиться вдруг плохое настроение, безразличие ко всему, вялость. Действия холерика порывисты. Когда деятельность его увлекла, он может сконцентрировать свое внимание. Холерическому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением, что ярко проявляется в несдержанности, порывистости, раздражительности. Как следствие этого  – выразительная мимика, быстрая, прерывающаяся речь, стремительные движения. У холерика чувства сильные, быстро возникают и ярко проявляются. Быстрая смена настроения, неуравновешенность, характерная для холерического темперамента, отрицательно сказывается на его деятельности. С увлечением начиная дело, холерик вскоре остывает, интерес к работе у него пропадает, и он без воодушевления продолжает работу, а нередко и бросает ее.

Проявление холерического темперамента в большой мере зависит от интересов людей, от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент сплошь и рядом проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности. А.С. Макаренко в «Педагогической поэме» пишет об одной из своих колонисток: «С пьяной бесшабашностью и большим размахом она могла в течение одной минуты вдребезги разнести самые лучшие вещи: дружбу, удачу, хороший день, тихий ясный вечер, лучшие мечты и самые радужные надежды»[4]. Яркую характеристику холерика дает французский писатель Стендаль: «Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные... Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требует от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием». Несомненно, речь идет о ярко выраженном холерическом типе темперамента.

 

Флегматик

 

Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности. Флегматик всегда проявляет спокойствие, основательность, продуманность, настойчивость. Условные рефлексы у флегматика вырабатываются медленно, но отличаются особой стойкостью. И. П. Павлов отмечал: «Флегматик  – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда. В отношениях с другими людьми флегматики обычно спокойны, устойчивы в своих эмоциях. У них легко выработать выдержку, хладнокровие. Однако в определенных условиях у флегматиков может развиваться безразличное отношение к труду, коллективу, к себе, ко всему окружающему. Эти безволие, лень, безучастность к окружающему.

Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное значение в характеристике личности в зависимости от уровня интеллектуального развития и широты и общественной значимости интересов человека.

Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность внутренних психических переживаний  – отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением несложных потребностей, вошедших в привычку. Однако такая характеристика не всегда правильна. Часто флегматический темперамент выражается только в медлительности психических процессов, в их слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний. Флегматик такого типа – обыкновенно очень работоспособный человек, не спеша совершающий серьезную и ответственную работу. Он спокоен, уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые часто отличаются большой силой и сложностью. Нередко люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами. Такие люди могут проявлять серьезное и ответственное отношение к своим обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности своей работы.

Флегматический темперамент может оказать отрицательное влияние на развитие личности человека, если отличающиеся им люди не обладают еще необходимым интеллектуальным развитием и глубиной жизненных интересов. Если у детей и подростков наблюдается слишком большая вялость и медлительность, необходимо стараться развить у них способность к более энергичным действиям.

Ввиду того, что свойственная флегматикам, медлительность в основном обусловлена влиянием физиологических особенностей высшей нервной деятельности, имеется возможность путем повышения интенсивности невродинамических процессов влиять и на темперамент человека. Это особенно важно в детском и школьном возрасте, когда соответствующие нервные процессы еще не приобрели устойчивости, когда организм ребенка находится в стадии усиленного роста и развития. В этом периоде привлечение воспитанников к участию в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например к систематическим занятиям подвижными играми и спортом, к активной работе в школьных научных и художественных кружках, может в значительной степени содействовать исправлению отрицательных черт флегматического темперамента.

 


Меланхолик

 

Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим самый термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Поэтому внимание меланхолика легко отвлекается, он не всегда может долго сосредоточиваться на объекте.

Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержанны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае; меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом.

Сильное и длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную реакцию, а затем и полное прекращение ее. Обычно в любой деятельности меланхолики пассивны, мало заинтересованы, чувства у них возникают медленно, внешне не выражаются, но отличаются глубиной, большой силой, длительны по времени. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются. И. П. Павлов говорил, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке при правильном воспитании люди с меланхолическим темпераментом работают очень продуктивно и отличаются содержательностью эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям.

В жизни нередко очень трудно определить, к какому типу темперамента относится тот или иной человек, поскольку черты темперамента могут быть замаскированы чертами характера, сформированными под влиянием определенных условий воспитания.

Приведем образную характеристику этих типов темперамента.

Четыре друга с ярко выраженными типами темперамента опоздали в театр. Как они ведут себя в этой ситуации?

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти в зал проще, и побежал вверх по лестнице.

Флегматик, увидя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина всегда неинтересна. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик сказал: «Мне всегда не везет. В кои веки раз выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой (из лекции А. Н. Давыдовой).

Говоря психологическим языком, темпераменты обнаруживаются следующими признаками:

1) уровнем активности и работоспособности человека,

2) особенностями коммуникативности, или социального контакта,

3) различной степенью подвижности, или легкости приспособляемости, к изменяющимся условиям,

4) уровнем эмоционального тонуса и подвижности.    

Однако нужно помнить, что картина поведения доведения человека зависит не только от особенностей типа от состояния его нервной деятельности, но и от состояния личности и ее этой нервной деятельности, в свою очередь зависимого от непосредственно складывающихся обстоятельств или воздействий. В жизни можно наблюдать явление, когда спокойный, ровный флегматик при известных обстоятельствах проявляет эмоциональный взрыв и ведет себя, как холерик, а этот последний при определенных условиях ведет себя, как человек с чертами меланхолического темперамента: подавленно, неуверенно.                                    

Хотя картина поведения одного и того же человека может быть неодинаковой под влиянием его разных психических состояний, необходимо и при их анализе также учитывать типологические особенности нервной деятельности человека.. Возникающие психические состояния под влиянием обстоятельств, во-первых, типичны для определенных типов нервной системы. (для холерика типично состояние эмоционального подъема, или аффекта, для флегматика – спокойной сдержанности, меланхолика –  неуверенности и т. п.), почему эти состояния являются признаками типологических особенностей человека; некоторых, одни и те же состояния могут возникать у разных людей различном действии обстоятельств, что также зависит от типологических особенностей человека. Например, состояние эмоциональной вспышки и гнева у холерика может возникать при однократном, сильном воздействии, а у флегматика такое состояние обнаруживается только при многократных, распределенных во времени воздействиях.

Вот два обобщенных примера, взятых из жизни. Холерик в каждый раз раздражается вспышками гнева, как только ему делают резкое замечание, особенно если оно задевает его самолюбие. Наоборот, флегматик спокойно принимает единичное замечание. Если же оно (или даже шутка в его адрес) повторяется несколько раз  – через один, два, три дня, то наступает момент, когда оно вызывает вспышку гнева, по силе равную вспышке холерика.

Таким образом, холерик отличается быстрой, непосредственной разрядкой нервной энергии, в то время как флегматик аккумулирует, накапливает ее, и разрядка происходит тогда, когда «накопившийся» процесс возбуждения начинает преодолевать сильное торможение. Холерику в силу неуравновешенности нервных процессов эти условия не нужны, он «разряжается» непосредственно вслед за раздражителем.

То же самое можно сказать о психическом состоянии подавленности и неуверенности. У холерика оно возникает вследствие сильного переутомления, когда он «чрезмерно налегает на свои силы и средства», т. е. после длительной и напряженной деятельности, в то время как у меланхолика это же состояние возникает при сильном и резком однократном воздействии или в условиях коренного изменения обстоятельств жизни или общения.

Нельзя забывать и того, что на тонус и динамику поведения оказывает влияние и отношение человека к делу, задачам, событиям; интерес к чему-либо интенсифицирует деятельность и как бы оживляет человека. Вот почему в реальной жизни очень трудно бывает различить (особенно, если мы мало знаем человека), являются ли те или другие черты поведения следствием проявления темперамента или же отношений данной личности.

Все это необходимо учитывать для того, чтобы уметь разбираться в сложном, и изменчивом поведении человека.

Темперамент, конечно, не может определять собой ни направленности личности, ни ее стремлений, интересов, ни ее идеале» т. е. всего богатства содержания духовной жизни, хотя кое в чем сказывается и на проявлении этих свойств личности.

Однако и эта характеристика человека с импульсивно динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения или характера личности.

Насколько человек от природы проявляет энергию и утомляемость, способность страстно увлекаться, уравновешенность или неуравновешенность в поведении, гибкость и дина кость в отношениях, легкость контакта с окружающими это характеризует и с качественной стороны личность, ее возможности, определенным образом сказывающиеся на трудовой деятельности, общественной активности индивида.

Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически вплетается в его структуру, обеспечивая личности наилучший способ уравновешения с внешней средой.

4.Роль темперамента в трудовой и учебной

деятельности человека.

 

Какой же темперамент лучше? Так ставить вопрос нельзя. Все виды темперамента по-своему хороши, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Вроде бы сангвиник всем хорош, но ждать и догонять ему очень трудно. Конечно, из меланхолика вряд ли получится лидер; отвечать ему трудно даже за себя, тем более за других людей. Зато, будучи подчиненным, он может оказаться незаменимым исполнителем. Дело облегчается тем, что чистые темпераменты встречаются редко. Чаще можно говорить о комбинации черт разных темпераментов с большей выраженностью черт одного из них. Подтверждением тому являются реальные жизненные ситуации, когда человек ведет себя в одних обстоятельствах как сангвиник, а в других – как флегматик. Много примеров подобного рода зафиксировано и описано в художественной литературе. Так, знаменитый летчик и командир трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин в своей книге «Крылья истребителя» вспоминает опытного летчика-истребителя Клубова. На земле он был типичнейшим флегматиком, а в воздушном бою мало кто мог с ним тягаться по молниеносности реакций.

Почему каждому человеку необходимо и полезно знать свой темперамент? С какой целью руководителю следует изучать темперамент своих подчиненных?

Во-первых, выявление особенностей темперамента дает возможность человеку выбрать для себя более подходящую, отвечающую его типу высшей нервной деятельности сферу деятельности. Не существует «плохих» или «хороших» темпераментов, оценочный подход в данном случае неуместен. Каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Вряд ли меланхолик успешно справится с обязанностями начальника отдела снабжения и сбыта фирмы. Можно считать неудачным для холерика выбор профессии бухгалтера и т.д.

Во-вторых, существование в психике человека устойчивых динамических характеристик, формирующихся на основе биологических факторов, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергетические возможности. Зная свой темперамент, менеджер и любой другой работник может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных сфер своей деятельности.

В-третьих, темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности личности. Именно особенности темперамента предопределяют пути и способы работы инженера, бухгалтера, исследователя, начальника отдела и др.

В-четвертых, знание своего темперамента и темперамента подчиненных позволяет руководителю более правильно строить взаимоотношения с людьми, оказывать на них воспитательное воздействие. Так, порывистость холерика можно устранять тактичностью, сдержанностью. Высказывать критические замечания меланхолику целесообразно только наедине, в мягкой форме с опорой на его положительные деловые или личностные качества и т.д.

Для отнесения того или иного человека к определенному виду темперамента следует изучить у него степень выраженности, прежде всего, таких черт, как активность, эмоциональность, особенности психомоторики (связь психических процессов с движениями и деятельностью человека). Для этого используются различные методы психологии (наблюдение, эксперимент, психологическое тестирование и др.)

Если оценивать приведенные психологические характеристики темперамента, то мы увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается характерной работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека  – от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками, Петр I и И.П. Павлов – холериками, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский  –  меланхоликами, а М. И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников  – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, передовиков труда, государственных деятелей  – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и реакционерами. Следует иметь в виду также, что чистые, отчетливо выраженные указанные типы темпераментов встречаются на практике не столь уж часто. Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, умения определенного пульта управления автоматической системой, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений дисциплины, а класс требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин - от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента необходимые для успешной деятельности человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента  – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, для того, чтобы особенности темперамента соответствовали требованиям деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором. Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

Роль темперамента в труде и учебе заключается также в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение. Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается – пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, у токарей-наладчиков с сильной нервной системой при простое одного или двух станков из четырех, которые они обслуживают, существенно улучшаются некоторые показатели деятельности, а у рабочих со слабой нервной системой простой только одного станка уже вызывает ухудшение этих показателей. Точно так же замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи.

Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т. д.). Такое регулирование деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется (правда, часто стихийно) хорошими организаторами производства и учителями-мастерами, знатоками человеческих душ. Следовательно, этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует и третий путь приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков. На войне солдат-меланхолик, несмотря на присущую ему робость, проявляет не меньшую храбрость, чем холерик или сангвиник.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировке) отдельных свойств темперамента.

 


Воспитание темперамента

 

Огромное значение имеет воспитание как фактор, развития и изменения темперамента. Воспитание воздействует планомерно и систематически на сознание личности, организует образ жизни ребенка, а тем самым формирует такие свойства, которые


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.