Основные категории и понятия управления качеством — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные категории и понятия управления качеством

2020-10-20 170
Основные категории и понятия управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные категории и понятия управления качеством

Менеджмент качество

По мнению Российской, академии проблем качества, качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет первостепенную значимость деятельности по совершенствованию качества.

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО, от ISO — International Standard Organization).

КАЧЕСТВО - это СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ.

Наиболее современным и грамотным является определение, содержащееся в международных стандартах ИСО 9000-2000. В редакции п. 3.1.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 качество представляет собой «степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Под характеристиками понимают «отличительные свойства»; под требованиями — «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

Термин «качество» может употребляться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное».

Термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает «имеющийся в чем-то» и относится, прежде всего, к постоянным характеристикам.

Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1).

Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции.

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки.

Продукция представляет собой результат процесса, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.

 

 

Потребители

 

Этап 1. Осознание потребности

Этап 2. Интерпретация потребности, выяснение требований к качеству

Этап 3. Воплощение требований к качеству в образце продукции

Этап 4. Реализаций требований к качеству в выпускаемой продукции

Этап 5. Реализация требований к качеству в товаре

Этап 6. Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем)

 

 
         
 

Маркетинговые службы

 
 
       

Подразделения НИОКР

   
       

Производство

   
       

Сбыт

   
       

Потребитель

 
   

Рис. 1. Укрупненный процесс «создания качества»

 

Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).

При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:

• при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);

• при количественной статистической оценке (уровень качества);

• при проведении точной технической оценки (мера качества).

Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом.

В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 2), отображающей влияние качества на общество в целом.

 

 
Всеобщее качество Качество фирмы Качество деятельности Качество продукции
 
 

Рис.2 Пирамида качества

 

Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. Характеристики уровней пирамиды качества приведены в табл.1.

 

Таблица 1. Характеристики уровней пирамиды качества

  Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
1 Качество продукции Готовая продукция качество изделия качество сервиса Контроль соответствия Сертификат соответствия на продукцию
2 Качество деятельности (производства) Производство качество сырья, материалов,качество оборудования,качество технологии,качество производственных процессов, качество условий труда,качество (квалификация) рабочего Система качества Сертификат соответствия на систему качества
3 Качество фирмы (организации) Фирма ,качество системы управления, качество оснащенности фирмы,качество руководителей - качество персонала Всеобщий менеджмент качества (TQM) Премии качества
4 Всеобщее качество (качество общества) Общество - качество культуры,качество политико-правовой системы,качество экономической системы,качество информации,качество науки и техники,качество жизни    

2. История развития теории и практики в области управления качеством

Таблица 3. Преимущества фирмы внедрившей концепцию TQM

Принцип концепции TQM

Преимущества, получаемые фирмой в области

Формирование стратегии целеполагания Оперативного управления Управление персоналом  
Ориентация на потребителя Облегчается формулирование стратегии и политики Упрощается определение конкретных целей, учитывающих потребности рынка Совершенствуется реализация в продукции требований рынка

Подбор персонала со знаниями и опытом работы, ориентированной на удовлетворение потребительских запросов

Лидерство Обеспечивается ясное видение Происходит трансформация видения будущего в измеримые цели и задачи Вовлечение персонала в процесс решения задач организации

Наличие на фирме воодушевленного, информированного, стабильного персонала

Вовлеченность работников Работники вносят вклад в совершенствование стратегии фирмы Осознание персоналом целей и задач фирмы как личных Персонал в пределах своей компетенции вовлекается в процесс достижения целей и решения задач

Растет удовлетворенность персонала работой; персонал активно вовлечен в собственное развитие

Процессный подход Постоянное использование определенных процессов на фирме ведет к большей предсказуемости результатов Понимание процессов является основой правильной корректировки целей и задач Отражение процессного подхода в снижении издержек, оптимизации использования ресурсов и т. д.

Установление экономически обоснованных процессов управления персоналом (найм, обучение)

Системный подход к управлению Создание комплексных планов, увязывающих функциональные и процессные подходы Индивидуальные рабочие цели и задачи увязаны с целями фирмы Сведения об эффективности процессов ведут к пониманию причин проблем и ускорению рабочих процессов

Понимание персоналом своей роли и ответственности в процессе достижения целей фирмы улучшает коллективную работу

Постоянное совершенствование Разработка и реализация более конкурентоспособных бизнеспланов Установление реалистичных, постоянно повышающихся плановых заданий Вовлечение работников в постоянное совершенствование рабочих процедур

Обеспечение персонала возможностями постоянного совершенствования

Принятие решений, основанное на фактах Стратегии, базирующиеся на фактической информации, более реалистичны Использование сравнительной информации повышает реалистичность целей и задач Фактическая информация служит основой дальнейшего совершенствования и предотвращения проблем

Анализ данных опросов и жалоб работников служит основой для разработки политики управления персоналом

Взаимовыгодные отношения с поставщиками Обеспечение конкурентных преимуществ путем создания стратегических альянсов с поставщиками Установление более ВЫСОКИХ заданий за счет вовлечения в целеполагание поставщиков Создание и управление отношениями с поставщиками с целью обеспечения своевременной, бездефектной поставки

Расширение возможностей поставщиков с помощью тренингов

Заключение

Совершенствование и развитие системы требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта системы УК. По своему содержанию и форме улучшение проекта зависит от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.

На основе оценки результатов функционирования системы УК осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой для вторичной сертификации системы УК.

Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. При разработке таких программ необходимо предусматривать:

− решение важнейшей приоритетной задачи;

− согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

− комплексность и экономическую безопасность всех мероприятий программы;

− согласованность решений федеральных и региональных задач;

− достижение позитивного результата в установленные сроки.

Разработка и осуществление целевых программ по повышению качества на федеральном уровне продиктованы жизненной необходимостью, а их сущность определяется соответствующими принципами подготовки и реализации.

Политика в области качества является одной из важнейших составных частей менеджмента, реализуемых в рамках систем УК. Соответственно одноименный документ должен быть первоочередным в составе нормативной документации системы. Это связано с необходимостью принятия высшим звеном менеджеров на себя ответственности за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным в разработке, внедрении и функционировании системы качества.

Базой для достижения целей в области качества является планирование, важнейшим конкретным воплощением которого служат планы мероприятий. Достаточно эффективно они могут быть отражены в целевых программах с предусмотренным в них ресурсным обеспечением достижения целей в области качества.

При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать требования, предъявляемые к ней, а именно:

− руководство должно определять политику в области качества в письменном виде, т.е. документально, и этот документ целесообразно подписывать первому руководителю предприятия, подчеркивая тем самым его значимость и приоритет;

− политика в области качества должна быть согласована с другими направлениями деятельности предприятия;

− руководство должно обеспечивать полное понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь;

− политика в области качества должна быть сформулирована таким образом, чтобы она касалась каждого члена трудового коллектива предприятия, а не только качества выпускаемой продукции;


Список использованной литературы

Розова Н.К. «Управление качеством»: Учебное пособие.:2005 год-120с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные категории и понятия управления качеством

Менеджмент качество

По мнению Российской, академии проблем качества, качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет первостепенную значимость деятельности по совершенствованию качества.

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО, от ISO — International Standard Organization).

КАЧЕСТВО - это СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ.

Наиболее современным и грамотным является определение, содержащееся в международных стандартах ИСО 9000-2000. В редакции п. 3.1.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 качество представляет собой «степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Под характеристиками понимают «отличительные свойства»; под требованиями — «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

Термин «качество» может употребляться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное».

Термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает «имеющийся в чем-то» и относится, прежде всего, к постоянным характеристикам.

Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1).

Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции.

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки.

Продукция представляет собой результат процесса, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.

 

 

Потребители

 

Этап 1. Осознание потребности

Этап 2. Интерпретация потребности, выяснение требований к качеству

Этап 3. Воплощение требований к качеству в образце продукции

Этап 4. Реализаций требований к качеству в выпускаемой продукции

Этап 5. Реализация требований к качеству в товаре

Этап 6. Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем)

 

 
         
 

Маркетинговые службы

 
 
       

Подразделения НИОКР

   
       

Производство

   
       

Сбыт

   
       

Потребитель

 
   

Рис. 1. Укрупненный процесс «создания качества»

 

Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).

При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:

• при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);

• при количественной статистической оценке (уровень качества);

• при проведении точной технической оценки (мера качества).

Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом.

В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 2), отображающей влияние качества на общество в целом.

 

 
Всеобщее качество Качество фирмы Качество деятельности Качество продукции
 
 

Рис.2 Пирамида качества

 

Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. Характеристики уровней пирамиды качества приведены в табл.1.

 

Таблица 1. Характеристики уровней пирамиды качества

  Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
1 Качество продукции Готовая продукция качество изделия качество сервиса Контроль соответствия Сертификат соответствия на продукцию
2 Качество деятельности (производства) Производство качество сырья, материалов,качество оборудования,качество технологии,качество производственных процессов, качество условий труда,качество (квалификация) рабочего Система качества Сертификат соответствия на систему качества
3 Качество фирмы (организации) Фирма ,качество системы управления, качество оснащенности фирмы,качество руководителей - качество персонала Всеобщий менеджмент качества (TQM) Премии качества
4 Всеобщее качество (качество общества) Общество - качество культуры,качество политико-правовой системы,качество экономической системы,качество информации,качество науки и техники,качество жизни    

2. История развития теории и практики в области управления качеством


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.