Свято-Троице Никольский храм села Вичуги — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Свято-Троице Никольский храм села Вичуги

2020-10-20 275
Свято-Троице Никольский храм села Вичуги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Покровский храм села Хреново

 

 

По благославению

Высокопреосвещеннейшего Иосифа

Митрополита

Иваново-Вознесенского

И Вичугского

 

Синодики – книги, содержащие записи имен об упокоении, были широко распространены в русском народном обиходе. Чтение Синодиков, то есть поминовение почивших, за Богослужением и во время домашних молитв – это живая молитвенная связь поколений, живых и умерших. В предисловии к одному из таких сборников имен усопших XVIII века говорится:

«Читатель благочестивый! Отверзи внимательный слух и рассуди: зачем Святая Церковь, наша мать, установила вписывать отшедших от сего привременного жития своих чад в книги поминания и их молитвенно поминать? Затем, что это приносит пользу не только преставившимся, но и живым.

В Откровении апостола Иоанна Богослова написано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (0ткр.20; 12, 15). Но что это за книга жизни, как не та, в которой вписанным в нее душам жизнь вечная ходатайствуется? Грех – это смерть души. Если церковным поминовением оставляется преставившимся долг греховный, то и вправду, сия поминательная книга (синодик) есть книга жизни.

 

 

Лет

Со дня основания

Храма Сергия Радонежского

В 1828 г.

 

 

2018 г.

 

Однопрестольный кладбищенский храм Сергия Радонежского построен в 1828 году на средства местного жительства Кинешемского купца II гильдии старосты храма Кротова Степана Ивановича на месте упраздненной ветхой деревянной церкви. Храм был освящен после отделки 30 мая 1832 года Епископом Костромским и Галичским Павлом. Церковь и кладбище были обнесенены каменной оградой четырехугольной 200 саженей, по углам четыре небольшие башни покрыты железом. С полуденной стороны ворота с двумя калитками, покрытые железом и покрашены зеленой краской. При них построена деревянная сторожка, покрытая тесом.

Храм Сергия Радонежского был кладбищинским и бесприходным приписан к Николаевскому (Свято-Троицкому) храму с. Вичуга. Службы в Сергеевском храме совершали священники Свято-Николаевского храма и вся церковная утварь для богослужений заимствовалась из Николаевского храма с. Вичуга.

Колокольня. Колоколов 7. Их вес – 60, 30, 24, 11, 7, 2 пуда, и самый тяжелый 35 фунтов.

Приход Николаевкого храма был достаточно большой. В 1911 году к нему относились 36 деревень в округе до 10 верст. Количество прихожан в 1911 году – 2735 мужчин, 328 женщин – в основном рабочие местных фабрик.

Новая власть после 1917 года стремилась ликвидировать православную религию. В документах советского периода приживается деятельность органов власти, направленная на закрытие в области храмов.

28 марта 1936 года собрание колхоза им. Буденого постановило имеющиеся колокола на Сергиевской церкви в с. Старая Вичуга снять и сдать государству для укрепления обороноспособности и развития тяжелой индустрии. Аналогиченое решение принял профактив 11.07.1936 г. и собрание рабочих фабрики от 17.06.1936 г.

11 июня 1937 г. президиум Ивановского обласного облисполкома принял решение утвердить решение Вичугского райисполкома о прекращении церковного звона в Старой Вичуге и о снятии колоколов с Николаевской церкви.

Решением президиума Вичугского райисполкома от 21.06.1936 г. кладбище при Сергиевском кладбище закрыли «по мотивам крайнего перенаселения и нарушения санитарного состояния». Ограду старого кладбища райфинотдел продал фабрике им. Красина на кирпич с условием, что вместо каменной будет установлена деревянная ограда. Однако это решение дирекция фабрики к маю 1937 года не выполнила.

8.04.1939 г. принято решение Вичугского райисполкома об изъятии Никольско-Троицкой церкви и обязаны верующих и становлении в пользовании одного молитвенного здания – Сергиевской церкви на кладбище.

9 октября 1939 г. президиум Ивановского облисполкома постановил Троице-Никольскую церковь ликвидировать и передать Вичугскому райисполкому для пользования как кинотеатр. Сохранить в использовании религиозной общины кладбищенскую Сергиевскую церковь.

Кладбищенская Сергиевская церковь в Старой Вичуге не закрывалась и действовала в годы войны.
В годы Великой Отечественной войны церковная община получила благодарственную телеграмму от И.В. Сталина за сбор средств в фонд Красной армии и в помощь детям фронтовиков.

 

НИКОЛАЕВСКАЯ

(ТРОИЦКАЯ) ЦЕРКОВЬ

(п. Старая Вичуга)

Николаевская (Троицкая) с. Вичуга (Старая Вичуга) зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1801 г. тщанием камергера, действ. тайного сов. Сергея Павловича Татищева, частью же на церковные средства. Ограда каменная. Кладбище в полуверсте от церкви, обнесено каменною оградою; на нем однопрестольный храм во имя прп. Сергия Радонежского. В Николаевском храме 3 престола: во имя Пресвятой Троицы, св. вмч. Димитрия Мироточивого и святителя Николая Чудотворца. Достопримечательность церкви - царские серебряные врата. Местночтимые святыни - иконы: Спасителя и Божией Матери Казанская (по обеим сторонам царских врат Троицкого алтаря), Божией Матери Смоленская и св. вмч. Димитрия Мироточивого (в Димитриевском приделе), Божией Матери Скорбящей и святит. Николая Чудотворца (в Николаевском приделе). Расстояние от Костромы 80 верст, от Кинешмы 27 верст. Ближайшие церкви: прп. Сергия Радонежского с. Вичуги в 1/2 версты и Покровская с. Хренова в 2 версты. [1, с. 401, 402]

Храм разрушен в середине 1950-х. [37]

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Кинешемский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь "Николы чудотворца в Вичуской волости".

В 1746 г. церковь - "Николая чуд. да Дмитрия Селунскаго в Кинешемском уезде в селе Вичуге на речке Вичуге". [47, с. 71-72]

 

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

С. ХРЕНОВА

Согласно межевым книгам, Хреново как село Вичужской волости (с Покровской церковью) существовало уже в начале XVII века.

Хреново в XVIII веке (в это время называлось также селом Покровским) было вотчиной Василия Корчмина, ближайшего сподвижника Петра I. В 1722 г. Василий Корчмин ходатайствовал у царя разрешение на строительство новой деревянной церкви взамен изветшавшей старой, которая в 1723 г. и была построена. А. Корчмин владел вичугскими родовыми землями (Хреново и Яснево) до 1753 г.

1828 — в Хреново взамен изветшавшей старой строится каменная Покровская церковь на средства прихожан. На довольно низком заболоченном месте была найдена икона Покрова Пресвятой Богородицы. Такие иконы называют явленными. Из уст дошло до наших времен, что эту церковь собирались строить в селе Золотилове. Явленную икону отвезли к намеченному месту, но она снова объявилась в Хренове. Так повторялось несколько раз.

В книге описания церквей Костромской губернии можно прочесть: «Покровская церковь села Хренова - здание каменное, с такой же колокольней. Ограда каменная, кладбища два: при церкви и вне селения. Престолов пять: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, святых апостолов Петра и Павла, святого пророка Ильи. Достопримечательности церкви - местно почитаемый явлением чудотворный образ Покрова Божьей матери. Облачение на святой престол и жертвенник из чистого серебра, чеканной с эмалью работы. Весом более трех пудов, два креста также из чистого серебра с золочением весом более трех пудов.

Притч - два священника, дьякон, два псаломщика. Притч помещаются - дьякон в церковном доме, прочие члены в домах, построенных церковным старостой Иваном Александровичем Кокоревым. Прихожан - 2300 мужчин, 2727 женщин. По характеру занятий приход смешанный - фабричный и сельскохозяйственный. В приходе числится раскольнико-странников - 39 мужчин, 51 женщина, австрийцев - 6 мужчин и 6 женщин... Приходских селений - 30, из коих самое дальнее в десяти верстах от церкви. Препятствий в сообщении нет. При церкви есть Хреновская церковно-учительская школа, а в приходских селениях - три земских».

1884 — при этом храме открыта школа, которая первоначально помещалась в церковной сторожке.

1897 — согласно переписи, жило 64 человека (46 женщин и 18 мужчин).

1897 — попечителем церковно-приходской школы при Покровском храме в Хреново стал крупный вичугский фабрикант Иван Александрович Кокорев. На его деньги под здание школы было приспособлено отдельное строение, стоявшее близ сторожки, в котором могли помещаться уже свыше 60 учащихся. Но, несмотря на это, количество желающих учиться было столь велико, что решено было построить новое каменное здание, чтобы разместить в нём церковно-приходскую школу уже повышенного типа — второклассную, предназначенную для подготовки учителей школ грамоты.

22 мая (4 июня) 1900 г. состоялась торжественная закладка нового каменного здания.

1902 — в виду того, что во всей Костромской епархии ещё не было ни одного учебного заведения, специально готовившего учителей для церковно-приходских школ, то прекрасное здание, предназначавшееся для второклассной церковно-приходской школы, было открыто в другом качестве — как единственная в епархии церковно-учительская семинария.

13 (26) мая 1905 — был сделан первый выпуск Хреновской церковно-учительской семинарии. Закончили курс 28 воспитанников.

В 1907 году, по сведениям волости, в Хреново было 6 дворов и 32 жителя.

6 (19) июня 1911 — село Хреново посетил Тихон, епископ Костромской и Галичкий, который участвовал в освящении Воскресенского храма в Тезино.

«6 июня утром Владыка уехал в село Хреново и там посетил и обозревал церковь, благоукрашенную И. А. Кокоревым (в предшествующие 2-3 года потрачено им своих средств на благоукрашение храма около 250000 рублей), посетил Владыка и церковно-учительскую школу, здания коей устроены почти всецело на средства Ивана Александровича». (из статьи священника Андрея Князева, 1911)

Уничтожение церкви происходило в несколько этапов. До войны 1941 -1945 г.г. сняли колокола, а затем сбросили и купола. В 50-е годы ХХ века было разрушено основное здание храма. Остатки колокольни приспособили под водокачку. Со слов старожилов, прихожане отстаивали церковь от разрушения как могли, стояли стеной. Но христианскую веру в народе уничтожить оказалось сложнее.

Долгие годы Престольную икону Покрова хранила у себя в доме Волкова Мария Алексеевна. И не просто хранила - день и ночь перед иконой горела лампада. Бывшие прихожане церкви приносили масло для лампады и поддерживали средствами саму Марью Алексеевну. Когда открыли церковь Преподобного Сергия Радонежского в пос. Старая Вичуга, икону передали туда.

В музее речевой школы стоит макет уничтоженного храма, выполненный учениками под руководством учителя Геннадия Федоровича Кочетова и по любитель-ским снимкам Михаила Щепина, жителя села Хренова.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.