Для 57- М гр. (в период с 08.09.20 по 16.09.20) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Для 57- М гр. (в период с 08.09.20 по 16.09.20)

2020-10-20 60
Для 57- М гр. (в период с 08.09.20 по 16.09.20) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

ВОПРОСЫ

1. Какое определение философии предлагает Аристотель?

2. Чем наука отличается от других видов знания?

3. На какие вопросы ищет ответы философия науки?

4. Что такое методология науки?

5. Какое влияние позитивизм оказал на науку?

6. Что такое махизм?

7. Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?

8. Что такое научно-исследовательская программа в понимании И. Лакатоса?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барковская, А.Ю. Философия техники: учебное пособие / А.Ю. Барковская, Л. Л. Мальцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2017. — 119, [1] с. Свободный доступ https://elibrary.ru/download/elibrary_28834574_89400613.pdf

2. Любомиров, Д.Е. Философские проблемы науки и техники: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям магистерской подготовки 09.04.02, 15.04.02, 15.04.04, 18.04.01, 18.04.02, 35.04.01, 35.04.02, 35.04.09. [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — СПб.: СПбГЛТУ, 2014. — 136 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58360 — Загл. с экрана.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1: НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

    Классификация (от лат.сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности.

    Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов, классификация наук). Строго и четко проведенная классификация подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

    По степени существенности оснований деления различаются естественные и искусственные классификации. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной (например, Периодическая таблица химических элементов). Если же для систематизации используются несущественные признаки, классификация считается искусственной (например, алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). Классификация дополняется типологией, под которой понимается научный метод, основанный на расчленении систем объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. Она используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определенных признаков.

    В отличие от всех многообразных форм знания, научное познание это процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерностей в понятийной форме. Научное познание имеет триединую задачу: Описание, Объяснение, Предсказание (прогнозирование) процессов и явлений действительности. Отметим основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основной признак науки – главная её особенность обнаружение объективных законов действительности, как природных, так и социальных, а также законов мышления и познания. Отсюда ориентация научного познания на общие существенные необходимые свойства предмета и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет – нет и науки. Ибо само понятие научности предполагает открытие законов.

2) На основе знания законов развития и функционирования объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Предвидение будущего конкретизируется в понятиях прогноз, проект, программа. То есть научное предвидение на основе законов в самом общем виде сконструировать модель будущего.

3) Системность, то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основе определенных теоретических принципов, которые объединяет отдельные знания в систему. Знание превращается в научное, когда целенаправленное собирание фактов доводиться до системы понятий.

4) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. В науке изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5) Непосредственная цель, ведущая ценность – это объективная истина, постигаемая рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, то есть постоянная ориентация на объективную истину, признание ее самоценности – существенная характеристика научного познания.

6) Для научного познания характерен процесс непрерывного самообновления своего концептуального аппарата, то есть, научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе.

7) в процессе научного познания применяется оборудование и идеальные средства, математические методы, идеализация и др.

8) Научному познанию присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. То есть научное знание должно быть аргументировано и подтверждено фактами.

9) Для научного познания присуща опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов, если не работает – то нет науки как таковой. Современная методология науки выделяет различные уровни критериев научности, кроме названных выше к ним относят такие как формальная непротиворечивость, открытость для критики, строгость и др. Следует отметить, что в других формах познания указанные критерии могут иметь место, но не являются определяющими. Перечисленные особенности научного знания придают ему большую достоверность, надежность, чем другим видам знания. Следует отметить, что получаемое наукой знание не всегда в полной мере, обладает всеми указанными признаками. Те признаки, которые указали, характеризует идеалы научности.

    Говоря об идеалах науки, сами они распадаются на: идеалы и нормы объяснения и описания, идеалы и нормы построения и организации знания, идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания. Кроме того сами идеалы и нормы имеют двоякую детерминацию: 1 – они зависят от специфики изучаемых объектов. 2 – от конкретных исторических условий, той или иной эпохи. Важнейшей характеристикой научного знания является его универсальность, согласно чему, предметом научного исследования может стать любой фрагмент действительности, любой феномен, будь то деятельность сознания, паранаучное знание. Именно по этому объектом научных изысканий становятся явления, которые раньше рассматривались как пограничные не признанные наукой (астрология, парапсихология и т. д.). В современной науке сложилась парадоксальная ситуация, с одной стороны нарушение принятых и установленных стандартов науки – это нарушение стало рассматриваться как непременное условие, показатель динамики науки, с другой стороны многие паранаучные теории допускали в свои исследования основополагающие идеи и принципы естествознания. Вместе с тем, все чаще стали заявлять, что критерии науки не всегда обязательны, они должны носить либеральный характер, что границы науки должны задаваться социокультурными параметрами и зависеть от мнения научного сообщества.

    Знание – осмысленная субъектом информация. Знание это своеобразная социальная и индивидуальная память, способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объема информации. Понятно, что познание не ограничено сферой науки. Знание существует и за пределами науки. Появление научного знания не сделало бесполезными другие формы знания. На ранних этапах истории человечества, познавательная деятельность людей была непосредственно вплетена в их практическую деятельность. Благодаря обыденно практическому познанию мы получаем элементарные сведения о природе, условиях жизни, социальных связях. Основой данной формы познания является знание о способах и условиях деятельности сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, опыт, закрепленный в традициях, предания, интуитивные убеждения, предчувствия, и т. д. Обыденное познание характеризует нормативно-рецептурный характер. Пока это знание позволяет решать повседневные проблемы, оно принимается нами как достоверное. Важнейшими особенностями обыденно-практического знания является его утилитарность и бессистемность. Одной из самых ранних форм познания является игровое познание. Общеизвестно значение игры для удовлетворения любознательности детей, для формирования их духовного мира, их навыков общения, определенных знаний о собственных способностях. В настоящее время применяются деловые игры, компьютерные игры.

    Базисную роль особенно на начальном этапе истории играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отображение реальности, оно является бессознательной художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, людях, формах бытия и т. д. Миф, как сказание о жизни в слове позволял воссоздать целостное представление о мире. Мифологическому мышлению присущи слитность с эмоциональной сферой, единство рационального и иррационального, неразделенность субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, сущности и явления. При этом следует отметить, что миф воспринимался как объективное знание, уже в рамках мифологии зарождается художественнообразная форма знания, которая в дальнейшем получила наибольше развитие и свое приложение в искусстве. Искусство не решает познавательные задачи, но утоляя эстетические потребности стимулирует познания. Не случайно герменевтики считают искусство важнейшим способом раскрытием истины. Знание, которое дает искусство - это знание не просто о действительности, а о действительности в эмоциональном, эстетическом восприятии ее человеком. Одним из древнейших форм познания является религиозное познание. Религия несет на себе печать мифологического антропоморфизма, когда природа явления наделяется человеческими качествами. В идее Бога воплощается фантастический трансформированный образ человека, будучи фантастическим отражением природы и социальных сил религиозные представления, содержит знания о действительности. Религия не воспроизводит знания в системной и диалектической форме, которая носила бы доказательный характер. Вера имеет приоритет над разумом, знанием. В науке наоборот. Вера должна опираться на знания. Вырастая из мифологии философия. в отличие от религии переходит на позиции рационального отношения к миру. Философия - это рациональное основание мира. Философия развивается как свободная деятельность разума. Главная специфика в том, что философское знание направлено на поиск оснований, исходных идей и принципов на которые опирается человеческое понимание мира и отношение к миру. Выступая как исторически первая форма рационально-теоретического мышления, философия подготовила предпосылки для развития науки. Следует также иметь в виду, что каждой форме общественного сознания (философия, мифология, право, науки) соответствуют специфические формы знания.

 

Вопросы:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

для 57- М гр. (в период с 08.09.20 по 16.09.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Общие проблемы философии науки») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Наука как система знаний» - ответить на вопросы по тексту.      

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: [email protected]

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

План лекции:

1. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».

2. Типология философских и методологических проблем науки.

3. Предмет и основные концепции современной философии науки (логический позитивизм, критический рационализм, аналитическая философия).

 

1. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука»

    Науку можем определить как исторически сложившийся конкретный вид рациональности, рационального знания. Наука - это деятельность, направленная на производство новых знаний о мире и человеке, обладающих объективной и практической значимостью. В современном обществе наука представляет собой вид сложной профессиональной деятельности учёных, занятых производством инноваций. Наука как вид рациональности – это поздний продукт развития культуры (современный тип научного знания появляется в эпоху Нового времени в конце 16 - начале 17 века, а история человечества насчитывает несколько тысячелетий). При этом знание может иметь и другие – вненаучные формы: миф, религия, искусство и т. д. Практические, объективные знания о мире накапливались постепенно, а в эпоху Средневековья и в начале Нового времени сформировалась наука в её нынешнем виде.

    В целом можно выделить две основные линии в определении самой философии, которые берут свой исток в эпоху Античности (время существования Древней Греции и Древнего Рима). Первая из них рассматривает философию как науку, добывающую знания об окружающем мире. Так, Аристотель полагал, что философия это наука о первых началах, определяющих ход всех процессов в реальности. Другие же античные авторы, к числу которых относятся Сократ, Диоген, Цицерон, Сенека, считали главным в философии то, что она может научить искусству жизни, помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Эти линии в рассмотрении философии актуальны и для современного осмысления философии.

Определение понятия «наука»

    НАУКА — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, социально организованных и обоснованных знаний о мире. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

    Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также и в качестве особого объекта. Буквальное значение слова «наука» - знание. Поэтому иногда науку и определяют как систему знаний, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

    Но далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Не относится к науке так называемый обыденный, или житейский опыт - знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов, осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

    Возникновение и развитие науки обусловлено потребностями материального производства, процессом развития общества. Однако, в свою очередь, наука оказывает существенное влияние на совершенствование материального производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства природы, новые материалы, новые методы их обработки, новые источники энергии, делая возможным появление совершенно немыслимых ранее сфер производства и потребления (радиоэлектроника, синтетическая химия, генная инженерия, ядерная энергетика и т. д.). Именно наукаа превращается в непосредственную производительную силу, т. е. современное производство невозможно без внедрения научных методов и дальнейший его рост требует развития всех отраслей науки, проведения теоретических исследований. Поэтому наука является сферой исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний об окружающей действительности и включающей в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальные и лабораторные оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства

 

2. Типология философских и методологических проблем науки

    К числу основных проблем философии и методологии науки обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки. Естественно, что каждая из этих проблем в свою очередь представляет собой довольно сложный комплекс вопросов, характеризующийся собственными логическими и идейными связями. Так, проблема структуры научного знания требует ответы на  вопросы: какое знание считать эмпирическим, а какое — теоретическим? что такое научный факт и что такое научная гипотеза? что является законом науки, а что является научной теорией? должна ли научная гипотеза основываться на фактах или она должна быть логическим следствием теории? и т. д.

Значение методологических проблем в современной науке

    Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых учёным необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике.

    Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода:

1. Общая методология – некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях.

2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология - это реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования.

3. Методология – как совокупность конкретных методов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика».

3. Предмет и основные концепции современной философии науки (логический позитивизм, критический рационализм, аналитическая философия).

    Современная философия науки весьма сложная и разветвленная область знания. Это вполне оправдано, как с точки зрения сверхсложного характера современной науки (которая состоит из множества наук) так и в отношении той огромной роли, которую играет наука в современном обществе Неоспоримо, что без дальнейшего развития науки у человека нет будущего. Конечно, влияние науки на развитие общества имеет не только положительное значение, но и таит в себе определенные угрозы, так как потенциал науки может использоваться и в антигуманных целях, поэтому не оправдана позиция сциентистов, которые видят в науке только плюсы, так и антисциентистов которые видят больше минусов. Как та, так и другая точка зрения является односторонней. Говоря о предмете философии науки, следует определить о чём идет речь, или о философии науки как направлении в философии, которая берёт начало в позитивизме, или о философии науки как о философской дисциплине (логике, эстетике), то есть дисциплине, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (науки) именно в данном аспекте. Философия науки является любовью к мудрости науки. Как дисциплина философия науки возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условии научно-технической революции, считается, что она сформировалась во второй половине 19 века. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний. Следует оговориться, что в философии науки выделяют три основных её уровня: 1) общая философия науки как целое 2) философия отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных и технических наук и т. д.) 3) философия отдельных наук или дисциплин (механики и т. д).

Позитивизм 19 века.

    Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические (практические, опытные) исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

    Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надёжным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».

    Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины 19 века).

    Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

    Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. Свои идеи он изложил в книге «Дух позитивной философии» (1844 г.)

Махизм (эмпириокритицизм)

    Махи́зм — направление в философии и методологии науки конца 19 — начала 20 века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом. Частичным синонимом термина «махизм» является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма.

    Основные теоретические положения махизма были предложены в начале 20 века почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом (Швейцария). Дальнейшее развитие они получили в работах их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюэма (Франция). Тем не менее, широкое распространение махизма (эмпириокритицизма в целом) связано с деятельностью Маха. Его влияние объясняется тем, что работы Маха возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической физики. Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.

    Махизм относят к феноменализму, релятивизму, агностицизму. Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность. Махизм классифицируется как нейтральный монизм, пытающийся вывести и физическое и психическое из нейтрального начала (из элементов опыта). Монистические воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным нейтральным монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией чистого опыта. Махизм предложил своё решение психофизической проблемы, согласно которому душа и тело построены из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных комплексах ощущений. Идеологически махизм близок философии Дж. Беркли и Д. Юма.

    Основу учения Маха составляет теория (принцип) «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки. «Экономию мышления» Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

    Неопозитивизм 30-40-х гг. 20 века рассматривал вопросы языка и логики научного познания. В связи с чем получил название — логический эмпиризм. Один из наиболее ярких его представителей, Рудольф Карнап, предложил метод верификации (опытной проверки) формулировок, выводов, научной терминологии.

 

Теория научных революций Т. Куна.

    Томас Кун — представитель постпозитивизма. Научные законы и теории Кун называет «парадигмой»

    Парадигма (от греч. – образец) – это система норм, базисных теоретических взглядов, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности

    Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами:

1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы;

2) она содержит переменные вопросы, т. е. открывает простор для исследователей.

    Парадигма - это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

    Парадигма, по Куну, или «дисциплинарная матрица», как он её предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:

1) «символические обобщения» - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму,

2) «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело»,

3) ценности, например, количественные предсказания (прогнозы) должны быть предпочтительнее качественных,

4) общепризнанные образцы исследовательской деятельности.

    Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды «нормальной науки». В период «нормальной науки» ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа:

1) научные факты, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. (исследования в этом случае состоят в уточнении фактов и распознании их в более широком кругу ситуаций);

2) факты, которые хотя и не представляют большого интереса сами по себе, но могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории,

3) эмпирическая (практическая) работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории.

Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие «нормальной науки» в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. А вслед за глобальными открытиями происходит научная революция, которая формирует новую парадигму.

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

    Научно-исследовательская программа (НИП) – это метатеоретическое образование, в пределах которого осуществляется теоретическая деятельность; это совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов.

    Развитие науки, по Лакатосу, – это последовательная смена НИП, могущих какое-то время сосуществовать или конкурировать друг с другом. Структура НИП включает в себя «жесткое ядро», «защитный (или предохранительный) пояс» и систему методологических правил («эвристик»)

    «Жесткое ядро» научной исследовательской программы – это то, что является общим для всех её теорий, совокупность утверждений, которые принимаются как неопровержимые: 1) наиболее общие представления о реальности; 2) основные законы взаимодействия элементов этой реальности; 3) главные методологические принципы, связанные с этой программой.

    «Защитный пояс» – совокупность вспомогательных теорий и гипотез, инвариантом которых является «жесткое ядро». Он принимает на себя огонь критических аргументов и предохраняют ядро НИП от фальсификации, от опровергающих фактов.

    «Эвристика» – методологические правила, одни из которых говорят, каких путей исследования следует избегать (отрицательная эвристика), а другие, каким путём следовать (позитивная эвристика) в рамках данной НИП

    Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей.

    Целью науки, с точки зрения Лакатоса, является защита «жесткого ядра». Поэтому и изменение теорий в значительной степени зависят от взаимоотношений «жесткого ядра» и «защитного пояса» и не очень зависит от эмпирической действительности. Главным критерием научности программы Лакатос называет прирост фактического знания за счёт её предсказательной силы. Пока программа даёт прирост знания, работа учёного в её рамках «рациональна». Когда программа теряет предсказательную силу и начинает работать только на «пояс» вспомогательных гипотез, Лакатос предписывает отказаться от её дальнейшего развития. Однако при этом указывается, что в отдельных случаях исследовательская программа переживает свой внутренний кризис и снова даёт научные результаты; таким образом, «верность» учёного избранной программе даже во время кризиса признаётся Лакатосом «рациональной».

    Концепция Лакатоса вносит новые моменты в понимание развития научного знания, в частности пытается решить вопрос о его преемственности. Однако она решает его только в рамках эволюционных периодов развития науки, а вопрос же о преемственности в ходе смены программ остается открытым. Кроме того, НИП Лакатоса не отражает влияние на процесс развития науки социокультурных факторов. Вместе с тем эта концепция является продуктивным средством историко-научных исследований некоторых периодов развития науки.

ВОПРОСЫ

1. Какое определение философии предлагает Аристотель?

2. Чем наука отличается от других видов знания?

3. На какие вопросы ищет ответы философия науки?

4. Что такое методология науки?

5. Какое влияние позитивизм оказал на науку?

6. Что такое махизм?

7. Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?

8. Что такое научно-исследовательская программа в понимании И. Лакатоса?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барковская, А.Ю. Философия техники: учебное пособие / А.Ю. Барковская, Л. Л. Мальцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2017. — 119, [1] с. Свободный доступ https://elibrary.ru/download/elibrary_28834574_89400613.pdf

2. Любомиров, Д.Е. Философские проблемы науки и техники: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям магистерской подготовки 09.04.02, 15.04.02, 15.04.04, 18.04.01, 18.04.02, 35.04.01, 35.04.02, 35.04.09. [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — СПб.: СПбГЛТУ, 2014. — 136 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58360 — Загл. с экрана.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1: НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

    Классификация (от лат.сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности.

    Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов, классификация наук). Строго и четко проведенная классификация подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

    По степени существенности оснований деления различаются естественные и искусственные классификации. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной (например, Периодическая таблица химических элементов). Если же для систематизации используются несущественные признаки, классификация считается искусственной (например, алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). Классификация дополняется типологией, под которой понимается научный метод, основанный на расчленении систем объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. Она используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определенных признаков.

    В отличие от всех многообразных форм знания, научное познание это процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерностей в понятийной форме. Научное познание имеет триединую задачу: Описание, Объяснение, Предсказание (прогнозирование) процессов и явлений действительности. Отметим основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основной признак науки – главная её особенность обнаружение объективных законов действительности, как прир


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.