Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви

2020-10-20 121
Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви

 

Цитаты и разъяснения

 

Павел считал себя евреем, после своего обращения, и до конца своей жизни. У Павла было обращение от одного способа быть евреем к другому способу быть евреем, от еврея фарисея к еврею-христианину

«Они — избранный народ Божий, и Бог их любит, любит ради их праотцев. Неотъемлемы Его дары и неизменно призвание!» (Рим 11:28-29).

Теперь мы скажем то, что Павел и представить себе даже не мог: есть два Завета, один еврейский и один христианский, оба бесплатные дары Божественной благодати, оба приняты изначально и оба живы только верой. Это единственный способ сегодня перечитать то, что Павел назвал Божьей “тайной " перед лицом продолжающейся истории.

Это позволяет углубиться в теологию Павла, которая настаивает на "вере-с-делами" против "дел-без-веры". Не путайте это.. с псевдо-проблемой Реформации (да, псевдо-проблемой!) «веры против дел»

Кроме того, нет убедительных доказательств того, что Лука, автор двухтомного Евангелия, знает какие-либо Послания Павла, а если знает, то согласен с их теологией. Этот Лука пишет два поколения после Павла, в другое время и в другом месте, для другой аудитории и ситуация, с другой целью и намерением; хотя он точно знает, что именно он намерен сделать в конце первого века, но это не совсем то, что Павел намеревался сделать в 50-х годах.

В христианском Евангелии, искусстве и мистике Воскресший Христос сохраняет раны исторического распятия даже на своем прославленном и трансцендентном теле. Эти раны не заживают и не исчезают, они всегда будут там. Принимая всерьез утверждение Павла, что он видели воскресшего Иисуса, мы предполагаем, что его видение было одновременно и тела Иисуса распятым (Римом) и прославленным (Богом). Такое потрясающее видение уже содержало бы в себе все основополагающее послание веры и богословия Павла, полный смысл жизни и смерти Павла.

У Римского имперского богословия не было проблем с человеком, который был, с одной стороны, Сыном Божьим, а с другой - воплощённым Богом. Это богословие также никогда не предполагало созыва Совета в Никее, где будут решать, как человек может быть одновременно человеком и полностью Богом. Римские богословы – это поэты и художники, которые презирали любое подчинение Римского богословия греческой философии. То же самое сделал Павел для христианского богословия в 1 Коринфянам 1-4

 

Переводится как

 

1 «distributive justice» - как «дистрибутивным правосудием» и «распределительная справедливость» т. е. справедливое распределение благ; 2«share community» - как «коммуны», т.к. в них был обеспечен доступ всем ко всем ресурсам.

3 «atonement» - английское слово atonement означает "искупление" или "примирение". Atonement - это at-one-ment. Примиряясь между собой, люди воссоединяются и снова становятся at one - едины. Т.е. «искупление» это «объединенция».

 

Жены и мужья

Кол. 3:18,19 18 «Жены, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом. 19 Мужья, любите жен и не будьте с ними резки.»

Эф 5:22-24,25-33 22 «Жены- своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж - глава жены, точно так же, как Христос - Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. 24 И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всем подчиняться мужьям. 25 Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь. Он отдал Свою жизнь ради нее, 26 чтобы посвятить ее Богу Своим словом; Он очистил ее, омыв водой в купальне,27 чтобы она предстала перед Ним во всей красе — ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, — то есть святой и непорочной. 28 Так и мужья обязаны любить своих жен — как свое собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя. 29 Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос — Церковь, 30 потому что мы — части Его тела. 31 «Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой, и станут двое единой плотью». 32 Здесь есть великая тайна, но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви.33 И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя. И жена пусть почитает мужа».

Дети и родители

Кол 3:20,21 20 «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу. 21 Родители, не раздражайте детей, не то они станут малодушными.»

Эф 6:1-3,4 «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. 2 «Чти отца своего и мать» — вот первая заповедь, за которой следует обещание: 3 «тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле». 4 Родители, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь».

Рабы и господа

Кол 3:22-25 22, 4: 3 «Рабы, во всем подчиняйтесь своим земным господам. И не напоказ, как это делают подхалимы, но от чистого сердца и из благоговения перед Господом. 23Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души — как если бы это было для Господа, а не для людей.24 Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин — Христос, вы служите Ему. 25А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом, Бог беспристрастен. 4:3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог открыл нам двери да Слова и дал нам возвестить тайну Христа. Ради нее я в цепях»

Эф 6:5-9 5 «Рабы, повинуйтесь своим земным господам со страхом и трепетом, от всего сердца, как если бы вы служили Христу.6 И не напоказ, как это делают подхалимы, а как рабы Христа, исполняющие волю Бога, от всей души. 7 И с охотой, как если бы служили не людям, а Господу.8 Знайте, что Господь вознаградит за всякое доброе дело, кто бы его ни совершил, раб или свободный. 9 И вы, господа, относитесь так же к рабам. Оставьте угрозы. Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах, а Он никому не оказывает предпочтения».

На самом деле, как мы видели выше в римском отношение к рабам, римский отец семейства, вероятно, рассмотрел бы упомянутые выше предложения как слишком либеральные. Прежде всего, они требуют взаимных и ответных, пусть даже неравных и иерархических, обязательств. Во-вторых, к тем, кто считается низшими, жены, дети, рабы, обращаются напрямую, а не через их предполагаемых начальников-мужей, отцов, хозяев, было нарушением правил.

Как бы то ни было, мы сосредоточимся здесь на женах и мужьях, чтобы подчеркнуть как в этих двух текстах христианское гендерное равенство Павла дерадикализовано обратно в римскую гендерную иерархию.

Кол 3:18 «Жены, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом».

Кол 3:19 19 «Мужья, любите жен и не будьте с ними резки».

Эф 5:22-24 22 «Жены — своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж — глава жены, точно так же, как Христос — Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. 24 И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всем подчиняться мужьям».

Эф 5:25-33 25 «Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь. Он отдал Свою жизнь ради нее, 26 чтобы посвятить ее Богу Своим словом; Он очистил ее, омыв водой в купальне,27 чтобы она предстала перед Ним во всей красе — ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, — то есть святой и непорочной. 28 Так и мужья обязаны любить своих жен — как свое собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя. 29 Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос — Церковь, 30 потому что мы — части Его тела. 31 «Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой, и станут двое единой плотью». 32 Здесь есть великая тайна, но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви.33 И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя. И жена пусть почитает мужа».

Заметьте, что жены и мужья получают один стих в Колоссянах, но в Ефесянам соотношение составляет три к девяти. Это указывает на то, что мужья являются большей проблемой во втором из этих двух псевдо-Павловых писем. Кроме того, в Ефесянам возлагают гораздо более тяжелое бремя на мужей, чем на жен. Для жен повиноваться мужьям, как это делает Церковь, конечно, легче, чем мужьям жертвовать собой ради своих жен, как это сделал Христос для церкви. Этот последний предписание, означает, что в случае религиозных преследований мужья должны быть готовы умереть, если это спасет их жен. Это, конечно, печально, что последующая христианская традиция требовала подчинения от жен, а затем, вместо того, чтобы требовать самопожертвования от мужей, передавала это женам.

 

РЕАКЦИОННЫЙ ПАВЕЛ О ПАТРИАРХАТЕ  

 

Ученые называют «пастырскими» письмами к Тимофею и Титу. Тема женского лидерства в христианском собрании возникает в письме псевдо-Павла к Тимофею, и в этом известном тексте есть категорически запрет на это:

«Пусть женщина учится молча, в полном послушании. 12 Я не разрешаю женщине учить или руководить мужчиной. Пусть молчит! 13Ведь первым был создан Адам, а потом уже Ева. 14И обманут был не Адам, это женщина была обманута и стала нарушительницей! 15 Впрочем, и она будет спасена, рожая детей, если, конечно, будет жить с верой и любовью, свято и разумно». (1 Тим 2;11 -15)

Мы называем этот отрывок "реакционным“, а не просто” консервативным", потому что он явно реагирует на то, что происходило в этих общинах! Не было бы причин запрещать то, что никто и представить себе не мог. Например, нет Римского указа, запрещающего женщинам-сенаторам говорить, потому что никто никогда не предполагал такой возможности, не говоря уже о том, чтобы практиковать ее.

Существует, однако, еще один текст на тему лидерства женщин из подлинного письма Павла, который требуется тщательное обсуждение, чтобы наши утверждения об этом не казались надуманными. Ученые предположили, что некоторые фрагменты, в семи оригинальных письмах Павла, были добавлены позднее. Но это считается убедительным для учёных, если выполняются определённые критерии. Вот основные. Во-первых, текст до и после «вставки» должен быть прочитан лучше, если предполагаемая вставка будет удалена. Во-вторых, должны быть объективные доказательства проблемы с её присутствием в рамках рукописной традиции. Наконец, это должно противоречить другим аутентичным текстам автора. И эти три критерия присутствуют в 1 Коринфянам 14: 33b-36:

«Как и во всех церквах народа Божьего, женщины во время собраний должны молчать. Им не разрешается говорить. Их удел подчиняться, как велит и Закон. А если им хочется чему-то научиться, пусть спросят дома у собственных мужей. Ведь для женщины говорить в собрании — позор. Или вы думаете, что слово Бога только от вас исходит? Или только к вам пришло?»

Во–первых, тема текста перед этим отрывком, 14:26-33а, - пророчество, и эта же тема продолжается в 14:37-40 после него. Другими словами, если вы удалите 14: 33b-36, непрерывность будет лучше, чем с ним.

Во-вторых, этот спорный раздел дается не после 14:33a, а в конце главы, после 14:40, в некоторых ранних рукописях. Кроме того, эти стихи приводятся в качестве отдельного пункта во всех греческих рукописях. То же самое и в нашем современном официальном греческом Новом Завете. (Библия РБО Учебное издание. РБО 2017) Именно поэтому новая пересмотренная стандартная версия, приведённый выше фрагмент, помещает в отдельный абзац и в скобках.

Наконец, это молчание женщин в церкви не только противоречит общей позиции радикального Павла, только что показанной выше, но и прямо противоречит тому, что он сказал ранее в 1 Коринфянам. Он там наставляет мужчин, что в христианском собрании

«4 Всякий мужчина, если молится или пророчествует с покрытой головой, позорит своего Главу. 5А всякая женщина позорит своего главу, если молится или пророчествует с непокрытой головой. Ведь она ничем не отличается от бритой женщины». (11: 4-5). Какой бы ни была проблема с покрывалами в Коринфе, ясно, что и мужчины, и женщины публично служат в христианском собрании!

Таким образом, лучшим объяснением для 14:33b–36 является то, что писец только что скопировал 14:33a, в котором говорится: «Бог есть Бог не беспорядка, а мира», и, рассматривая женщин-учителей в качестве примера такого расстройства, добавил Это резюме 1 Тимофея 2: 8-15 на полях рукописи на данный момент. Затем она была вставлена в текст в разных местах-после 14: 33а или 14: 40 последующими переписчиками

 

ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ПАВЛА  

 

Мы завершаем эту главу напоминанием о последствиях дерадикализации. Мы рассмотрели два случая: рабство и патриархат. Видел одинаковый по смыслу процесс:

 

  Радикальный Павел Консервативный Павел Реакционный Павел
Рабство Филимон Кол 3:18-19, Эф 5:22-33 Титу 2:9
Патриархальность 1 Кор 7, Рим 16 Кол 3:22-4:1 1 Тим 2:8-15, 1 Кор 14:33b-36

Эти примеры убеждают нас в сознательной дерадикализации Павла, как только мы движемся от подлинных писем к спорным то по мере продвижения мы переходим от радикального и исторического Павла к консервативному и реакционному псевдо-Павла или даже анти-Павлу. Это, разумеется, ставит ряд вопросов, для дальнейшего рассмотрения.

Откуда у Павла это видение христианского равенства? На чем оно основано и как оно связано с Богом и Христом? Мы отложим эти основные вопросы до Главы 4.

 

 

ЭПИЛОГ. Смерть Апостола

 

В этом эпилоге мы переходим в высшие "разделы науки", известные как догадки. Мы спрашиваем о смерти Павла. Как, где и когда он умер? Все, что мы можем предложить в ответ - это догадки, но мы постараемся угадать как можно точнее со всей возможной исторической достоверностью. Начнём с последних слов самого Павла.

 

СОХРАНИТЬ ХРИСТИАНСКОЕ ЕДИНСТВО  

 

Как мы видели в главе 2, Павел закончил свое письмо к Римлянам поприветствовав двадцать семь известных ему лиц. Это совсем не необычно, для Павла, в конце писем он часть обращался с прощальными приветствиями, но большинство из них очень общие. Например: "приветствуйте всех братья и сестры со святым поцелуем "(1 Фес. 5:26), или “приветствую друг друга с целованием святым” (2 Кор. 13:12).

Вполне возможно, что Римлянам 16 настолько отличается подробность, потому что Павел приглашает этих христиан, чтобы помочь ему, когда он будет путешествовать на запад в Испанию. Но также возможно, что у него есть предчувствия, что это письмо может быть, как это было на самом деле, его последней волей и завещанием. Это появляется в конце Римлянам 15, когда Павел рассказывает им о своих планах посетить их:

«23 Но теперь я завершил свои труды в этих краях и надеюсь, что мне удастся исполнить многолетнее желание 24 и по пути в Испанию увидеть вас и хотя бы отчасти насытиться общением с вами. А потом, надеюсь, вы окажете мне помощь в том, что мне понадобится для этого путешествия. 28 Когда я это исполню и лично доставлю им то, что было для них собрано, я направлюсь в Испанию и по пути навещу вас. 29 И я знаю, что, когда я приду к вам, я принесу вам в изобилии благословенные дары Христа". (Рим 15:23-24, 28-29)

Но он продолжает, отмечая, что, прежде чем пройти через Рим в Испанию и на Запад, у него есть особая и важная миссия, которую он должен выполнить на востоке:

«25 Теперь же я направляюсь в Иерусалим, чтобы послужить там святому народу Божьему.26 Дело в том, что общины Македонии и Ахайи решили оказать помощь беднякам из народа Божьего. 27 Они приняли хорошее решение, а впрочем, они у них в долгу: если те поделились с ними своими духовными богатствами, то и язычники должны помочь им в их земных нуждах». (Рим 15:25-27)

Мы возвратимся к этому через мгновение, чтобы рассмотреть содержание и цель из этого «служения святым», но что касается предчувствий, обратите внимание как заключает Павел:

«30 Прошу вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви, даруемой Духом, усердно молитесь за меня Богу, 31 чтобы неверующие в Иудее не причинили мне вреда, а помощь, которую я несу в Иерусалим, была благосклонно принята там святым народом Божьим. 32И тогда, если будет на то Божья воля, я буду счастлив побывать у вас и отдохнуть душой с вами». (Рим 15:30-32)

Какова эта миссия в Иерусалим, во время которой, с одной стороны, нехристианские евреи могут подвергнуть опасности жизнь Павла, а с другой, христианские евреи могут отрицать служение Павла? Это еще один из тех случаев, когда, как и в главе 3, Деяния Луки должны быть использованы для дополнения писем Павла, тем более, что после римлянам 15-16, мы больше ничего не услышим от самого Павла.

В главе 3 мы упомянули Иерусалимскую встречу, на которой между Иаковом, Петром, Варнавой и Павлом обсуждалось и было достигнуто соглашение о том, что обращенные в христианство мужчины-язычники не нуждаются в обрезании. Но это была явно ожесточенная дискуссия, как мы видели ранее, из-за перемирия, на языке Павла, сообщающего об этом инциденте Галатам. Он упоминает «Добивались этого лишь некие лжебратья, которые вкрались к нам, как лазутчики, чтобы разведать о нашей свободе, которая есть у нас благодаря Христу Иисусу, и вернуть нас в рабство». (Рим 2: 4) и «Что же касается авторитетнейших (кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен), то они, эти авторитетнейшие, не стали от меня требовать ничего сверх моей Вести». (Рим 2: 6). Кстати, вы можете сравнить это с гораздо более критичным описанием этой дискуссии в Деяниях 15.

Но даже с этим окончательным соглашением между Иаковом и Петром, с одной стороны, и Павлом и Варнавой, с другой, необходимо было создать, так сказать, "таинство примирения" между еврейским христианским консервативного крыла и языческим христианским либеральным крылом самой ранней Церкви. Что это было и как это должно было организовано?

Консервативный и аскетичный Иаков, известный как Иаков Справедливый, Иаков Иерусалимский и Иаков, брат Иисуса, возглавили группу в Иерусалиме, который практиковали общинное имущество, как говорит нам Лука в своих Деяниях. В 2:44-45 сообщается что у них “все общее”, и в 4:32-5:11, что "никто не претендовал на частную собственность, кроме всего у них была общая собственность". Они были известны,поэтому, как "бедные", потому что они следовали предписанию Иисуса, "Блаженны нищие", практикуя радикальное божественное делиться всем, которая шла вразрез со структурой нормального человеческого общества. И вот, после того нелёгкого соглашения в Иерусалиме в котором консерваторы уступали либералам, должно было быть взаимное концессия, в соответствии с которой либералы пожертвовали на поддержку сообщества Иакова. Или, по словам самого Павла, в конце на той Иерусалимской конференции "Они просили нас только об одном: помнить о бедных иерусалимской церкви, что я и делаю с особым усердием". (Гал. 2:10).

Это Иерусалимское соглашение заключалось в том, что финансовые пожертвования христианских язычников должны были обеспечить конкретную поддержку этой утопической эсхатологической модели общины христианских евреев Иакова в Иерусалиме. Однако вы получите только полную историю этого "собирания для святых" или "вклада для бедных", объединив части от Павла и части от Луки:

1. Соглашение: Гал 2:10

2. Программа: 1 Коринфянам 16: 1-4; 2 Коринфянам 8-9; Деяния 11: 27-30

3. Доставка: Римлянам 15: 25-31; Деяния 20: 4

4. Состояние: Деяния 21:17-26

5. Бедствия: Деяния 21: 27-36

Во-первых, можно видеть, из этих текстов, насколько более пространно Павел описал всё это и насколько велика была его забота о ее выполнении. Далее, мы видели выше его страхи о то, что может случиться с ним: христианские евреи Иакова могут отказаться от него, а нехристианские евреи Иерусалима могут напасть на него. Наконец, вы можете прочитать в Деяниях, что опасения Павла были вполне обоснованными. Что там же там произошло, по словам Луки, нашего единственного источника?

Во-первых, сообщество Иакова отказалось принять деньги, если Павел не покажет, что он сам "соблюдал и охранял закон", используя (некоторые из?) денег для оплаты ритуала очищения в храме (Деян 21: 24; читать 21: 17-24). По-видимому, он согласился на это. По общему признанию, довольно двусмысленный тест!

Он был в Иерусалиме с группой христианских язычников, принёсших собранные деньги. Ничто не запрещало ему и его христианским языческим товарищам входить в огромный внешний двор язычников храма, но им пришлось бы ждать его там, пока он и, христианские евреи вместе с ним, прошли предупреждающую балюстраду и вошли в меньшие внутренние дворы, зарезервированные, под страхом смерти, только для евреев. Как только он вошел в храм, на него напали "евреи из Азии" за нарушение этого запрета, приведя этих языческих товарищей во внутренний двор евреев (Деян 21:27-28). Затем Павел был арестован и отправился в долгий путь в Рим.

Лука в Деяниях не говорит нам, что случилось с Павлом, когда он достиг Рима. Он никогда не говорит нам о смерти или мученической смерти Павла. Как только Павел начинает открыто проповедовать в Риме, история, которую намеревался рассказать Лука, закончена. Поэтому Лука просто сообщает, что Павел «жил целых два года за свой счет и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян 28:30-31). Но что случилось с Павлом после?

 

МУЧЕНИЧЕСТВО ПАВЛА  

 

Вполне вероятно, что Лука писал одно или два поколения спустя, после Павла, и знал, что с ним случилось. Но он, вероятно, не хотел заканчивать свой второй том, Деяния, римским осуждением Павла так как, как он закончил свой первый том, Евангелие, римским осуждением Иисуса.

В Евангелии от Луки Пилат, конечно же, утверждал невиновность Иисуса “в третий раз " (Деян 23:22). И в Деяниях гадюка, оставившая Павда невредимым, "утверждала" его невиновность(Деян 28:3-6). Тем не менее, Лука, вероятно, хотел избежать того, чтобы оба его тома закончились Римской казнью, после его неоднократных утверждений о том, что римская власть и про-Римская еврейская власть считали христианство невинным явлением. Итак, без писем Павла и Деяний Луки, что подсказало бы нам, как и когда умер этот великий апостол Иисуса?

Существует два основных ответа на этот вопрос. В обоих случаях Павел умирает мучеником при императоре Нероне, но, к сожалению, оба оперируют на границе между традицией и ученостью, догадками и домыслами, включая, конечно, наш собственный вариант для второго ответа.

Павел был освобождён и отправился в Испанию. Первая реконструкция предполагает, что Павел был освобожден после ”целых двух лет", упомянутых в Деяниях 28: 30, и продолжил, как и планировалось, своё путешествие из Рима в Испанию, и написал эти шесть писем, обсуждаемых в этой книге. В конце концов, он вернулся в Рим и был замучен Нероном. Это основано на рассказе в "1 Клименте", христианском письме, написанном из Рима, до сих пор спорным, Коринфянам в конце первого века. Он предупреждает их, что "через зависть и величайшие и самые праведные столпы Церкви преследовались и утверждались до смерти" (5:2). Итак, он продолжает " давайте поставим перед нашими глазами добрых" (5:3) апостолов, сначала мученика Петра (5: 4), а затем мученика Павла:

«Павел, по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира, и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения». (1 Клим 5:5 -7)

Этот текст, безусловно, знает традицию, что “Петр и Павел“, Близнецы-основатели христианского Рима, заменили ”Ромула и Рема", близнецов-основателей языческого Рима. Но эти неопределенные упоминания о "Западе" в 1 Клименте 5, вероятно, основаны больше на планах Павла относительно "Испании" в Римлянам 15: 24, 28, чем на отдельной и независимая информация.

Кроме того, если бы Лука знал, что Павел был освобожден после деяний 28:30, трудно себе представить, почему он, по крайней мере, не упомянул бы об этом, не обязательно упоминая о его возможной мученической смерти. Как указывалось выше, каждая Высшая Римская или про-римская власть, которая противостояла Павлу в Деяниях Луки, объявляла его "невинным": губернатор Галлиона в Коринфе (18:14-15); трибуна Клавдия Лисия в Иерусалиме (23:29); и правителя Феста в Кесарии Маритима (25:18, 25; 26:31).

Если бы Павел был оправдан, освобожден и отправился на запад в Испанию, Лука, несомненно, мог бы добавить еще одно или два предложения на этот счет. Поскольку каждый римский чиновник, который встречался с Павлом, объявил его невиновным, Лука едва ли мог опустить кульминационный Имперский суд оправдания!

Павел не был освобождён и никогда не ходил в Испанию. Вскоре после середины июля 64 СЕ вспыхнул страшный пожар в западной части цирка и запылал восток вдоль долины между Северной и Южной Палатин Авентин холма. Из четырнадцати районов Рима, три были полностью разрушены, семь были серьезно пострадали, и только четыре остались невредимыми, прежде чем огонь был наконец остановлен после недели городского террора. Летопись Тацита, написанная во втором десятилетии второго века нашей эры, рассказывает о непосредственной вере в то, что Нерон сам приказал поджечь город:

«Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». (Тацит кн 15:44 2,4)

Таким образом, наша лучшая историческая догадка заключается в том, что Павел, и, предположительно, Петр, умер среди многих христиан, замученных Нероном в 64 году нашей эры. Смерть Павла не была выполнена способом, который полагался для римских граждан - обезглавливанием. Мы предполагаем, что Павел умер среди всех этих христиан, которых Нерон сделал козлами отпущения. Если это правильно, он умер ужасно, но он умер не в одиночестве, что в высшей степени важно.

В ужасе обвинения Нерона и ужасе его мести немногие христиане смогли сосредоточиться на том, что случилось с Павлом, Петром или кем-либо еще. Его смерть скрыта среди всех смертей, описанных выше в летописи Тацита. Возможно, автор 1 Климента знал об этом включении, хотя, как видно выше, он предполагал, что Павел достиг Испании до своей мученической смерти. Во всяком случае, сразу же после упоминания казни Петра и Павла это письмо продолжает словами: «к этим людям со святой жизнью собралось великое множество избранных, которые стали жертвами ревности и подали среди нас самый справедливый пример в своем терпении под многими унижениями и пытками» (6: 1). Заметьте, кстати, что Тацит говорит выше о "огромных количествах“, а 1 Климент говорит здесь о "великом множестве"... среди нас", ссылаясь, мы предполагаем, на то же самое преследование козла отпущения Нероном в 64 г. н. э.

Здесь есть историческая ирония. Напомним, ожесточённые разногласия между Павлом и Петром в Антиохии в послании к Галатам 2:11-13 из главы 3 раньше. Они были окончательно примирены, по крайней мере, по более поздней традиции, как мученики при Нероне. Кроме того, вспомните разногласия между "слабыми” и "сильными" из Послания к Римлянам 14, в главе 6. Мы не знаем, была ли успешна просьба Павла об их единстве. Но, опять же, эта рознь была поставлена под сомнение жестокостью Нерона. Петр и Павел, "слабые" христиане и” сильные “христиане, объединённые мученичеством, наконец смогли, как Павел молился в послании к Римлянам 15:6: "вместе одним голосом прославлять Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа".

Есть ещё одна ирония. Павел не знал наверняка, что письмо к Римлянам будет его последней волей и завещанием. Он знал, что лично присутствовать на соборе в Иерусалиме очень опасно. Но письмо и собрание были о единстве и, в конце концов, что поиск единства будет стоить ему его жизнь. Павел бы принял такую возможность.

Об этом стоит задуматься на мгновение. Пусть не сам Павел, а представители участвовавших в собраниях, доставили деньги в Иерусалим. Другими словами, Павел мог бы воздержаться от поездки с ними, а вместо этого отправиться прямиком в Испанию. Но эта ось восток-запад, письмо к Римлянам и сами собранные деньги были о сохранении христианского единства консерваторов и либералов. Сегодня нам трудно глубоко переживать по поводу того древнего раскола между христианскими консерваторами (кошерными для всех) и христианскими либералами (не кошерными для всех). И, несомненно, будущее христианство найдет наш современный спор между христианскими консерваторами и христианскими либералами в равной степени неактуальным в долгосрочной перспективе. Тем не менее, всегда были мученики, готовые умереть за ту или иную сторону. Но, как правило, было очень мало тех, кто, подобно Павлу, отдавал свою жизнь в попытке удержать обе стороны вместе в христианском единстве.

В конце, мы даем последнее слово самому Павлу, говоря о том, что в конечном итоге должно было стать тем роковым сбором для утопической общины Иакова в Иерусалиме. «Речь идет не о том, что я хочу облегчить положение других, переложив тяготы на вас,". - говорит он во 2 Коринфянам 8: 13-14, «но о равенстве. Сейчас вы можете из своего избытка восполнить их нехватку, а когда у вас будет нехватка, а у них избыток, они восполнят вашу нехватку. Таким образом, будет равенство».

Мы цитируем этот текст как относящийся не только к первоначальной ситуации собиранию денег Павлом, но и к нынешней ситуации, в нашем современном мире. Это, тогда, сейчас и всегда, о "справедливом балансе", или распределительном правосудии, в котором Божья семья получает справедливую долю Божьего Слова.

 

Примечания

 

Глава Первая Привлекательный или ужасный?

1. Adolf Gustav Deissman, trans. William E. Wilson, Paul: A Study in Social and Religious History (New York: Harper & Row [Harper Torchbooks], 1957), pp. 80, 140.

Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви

 

Цитаты и разъяснения

 

Павел считал себя евреем, после своего обращения, и до конца своей жизни. У Павла было обращение от одного способа быть евреем к другому способу быть евреем, от еврея фарисея к еврею-христианину

«Они — избранный народ Божий, и Бог их любит, любит ради их праотцев. Неотъемлемы Его дары и неизменно призвание!» (Рим 11:28-29).

Теперь мы скажем то, что Павел и представить себе даже не мог: есть два Завета, один еврейский и один христианский, оба бесплатные дары Божественной благодати, оба приняты изначально и оба живы только верой. Это единственный способ сегодня перечитать то, что Павел назвал Божьей “тайной " перед лицом продолжающейся истории.

Это позволяет углубиться в теологию Павла, которая настаивает на "вере-с-делами" против "дел-без-веры". Не путайте это.. с псевдо-проблемой Реформации (да, псевдо-проблемой!) «веры против дел»

Кроме того, нет убедительных доказательств того, что Лука, автор двухтомного Евангелия, знает какие-либо Послания Павла, а если знает, то согласен с их теологией. Этот Лука пишет два поколения после Павла, в другое время и в другом месте, для другой аудитории и ситуация, с другой целью и намерением; хотя он точно знает, что именно он намерен сделать в конце первого века, но это не совсем то, что Павел намеревался сделать в 50-х годах.

В христианском Евангелии, искусстве и мистике Воскресший Христос сохраняет раны исторического распятия даже на своем прославленном и трансцендентном теле. Эти раны не заживают и не исчезают, они всегда будут там. Принимая всерьез утверждение Павла, что он видели воскресшего Иисуса, мы предполагаем, что его видение было одновременно и тела Иисуса распятым (Римом) и прославленным (Богом). Такое потрясающее видение уже содержало бы в себе все основополагающее послание веры и богословия Павла, полный смысл жизни и смерти Павла.

У Римского имперского богословия не было проблем с человеком, который был, с одной стороны, Сыном Божьим, а с другой - воплощённым Богом. Это богословие также никогда не предполагало созыва Совета в Никее, где будут решать, как человек может быть одновременно человеком и полностью Богом. Римские богословы – это поэты и художники, которые презирали любое подчинение Римского богословия греческой философии. То же самое сделал Павел для христианского богословия в 1 Коринфянам 1-4

 

Переводится как

 

1 «distributive justice» - как «дистрибутивным правосудием» и «распределительная справедливость» т. е. справедливое распределение благ; 2«share community» - как «коммуны», т.к. в них был обеспечен доступ всем ко всем ресурсам.

3 «atonement» - английское слово atonement означает "искупление" или "примирение". Atonement - это at-one-ment. Примиряясь между собой, люди воссоединяются и снова становятся at one - едины. Т.е. «искупление» это «объединенция».

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.