Особенности поздней античной философии. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности поздней античной философии.

2020-10-20 1042
Особенности поздней античной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эллинистическая философия (III-II вв. до н.э.) – от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Военные поражения объясняют экономический упадок Греции, переход от полисов к империи, возрастание политического бесправия граждан. Пессимизм становится составляющей греческого мировоззрения, которое постепенно становится более субъективным и индивидуалистическим. Это отразилось на предмете философии, которая ушла от вопросов познания мира к поискам личного счастья. Проблема человека превращается в доминирующую. Несмотря на все различия течений поздней античности, с известной долей упрощения, можно сказать, что они все вращались вокруг одного вопроса: «в чём суть счастья?» и «как можно быть счастливым?» В этот период развивались три философские школы - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Все они пытались найти ответы на эти вопросы.

К концу античности пришли к заключению, что ни одно из этих философских учений не было в состоянии гарантировать каждому его личное счастье. Как тогда можно обеспечить счастливую жизнь? Ответ находился совсем рядом: с помощью сверхъестественных средств, с помощью религии. В конце античной эпохи мир охватила всё усиливающаяся религиозность, нашедшая выражение в неоплатонизме - учении Плотина.

Эпоха поздней античности была периодом истощения, упадка и распада. Аристотель был последним философом, мировоззренческая позиция которого сохранила свой оптимистический характер. После него все философы в той или иной степени в своей философии пытались уйти от реального мира.

Римская философия (II в. до н.э.-VI в. н.э.) связана с проникновением греческой философии в Римскую культуру (молодых римских патрициев учили пленные греческие философы). В этот период не рождается новых идей, идёт систематизация и популяризация старых.

Стоицизм

Стоицизм был основан Зеноном из Кития (на Кипре) около 310 г. до н.э. и доведён до более полной систематической формы его последователями Клеанфом из Ассоса (ок. 330-232 до н.э.) и Хрисиппом из Сол (ум. ок.206). Самый известный стоик - римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека (4 до н.э. - 65). Его сочинение «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор почитают как энциклопедию житейской мудрости. К примеру, некоторые его высказывания: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»; «Без борьбы и доблесть увядает»; «Пьянство есть добровольное сумасшествие».

Важными стоическими философами римского периода были древнегреческий философ, раб в Риме, а затем вольноотпущенник Эпиктет (ок.50-138) и римский император Марк Аврелий Антонин (161-180). В их доктринах мало что было нового, скорее обнаруживается практическое применение догмам, которые они почерпнули из предыдущих учений. Для них философия - это наука о принципах, на которых должна основываться нравственная жизнь. Единственное допустимое усилие заключается в достижении знания о человеческих и божественных вещах, чтобы тем самым регулировать жизнь. Метод, приводящий человека к истинному знанию, обеспечивается логикой; физика охватывает доктрины о природе и организации вселенной; этика извлекает из них свои выводы для практической жизни.

В соответствии со стоической логикой, все знания происходят из реальных впечатлений от вещей в наших чувствах, которые душа, будучи при рождении пустым листом, получает в виде представлений. Эти представления, подтверждённые повторным опытом, силлогистически[8] развивают представления в понятия.

Основой стоической доктрины была догма о том, что всё истинное бытие является телесным. Внутри телесного они признали два принципа, материю и силу - это материальные вещи и Божество (логос, порядок, судьба), пронизывающий материю. В конечном счёте, они идентичны. В мире нет независимого существования: всё связано неразрывной цепью причинности. Согласие человеческой деятельности с законами природы, человеческой воли с волей божественной, или жизнь по природе являются добродетелью, главным благом и высшей конечной целью жизни. Всё, что находится между добродетелью и пороком, не является ни хорошим, ни плохим; в лучшем случае оно определяется как предпочтительное, нежелательное или абсолютно нейтральное. Добродетелью в полной мере обладает только мудрый человек, который ничем не уступает Зевсу; он властен над своей жизнью и может покончить с ней по своему собственному свободному выбору. Вообще, характерной чертой стоической философии является нравственный героизм, часто граничащий с аскетизмом.

Эпикуреизм

Эпикуреизм обычно противопоставляют стоицизму. Если стоики настроены на полуаскетическое, спартанское существование, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер), то эпикурейцы ищут радости в жизни. Но оба направления приходят к аналогичным выводам. Эпикур (342-286) – основатель эпикуреизма (или эпикурейства), известен как атомист и моралист. Эпикур основал в Афинах философскую школу («Сад Эпикура»). Эпикурейство, как и стоицизм, связано с предыдущими системами. Это учение тоже имеет практические цели, и предлагает найти разумным путём секрет счастливой жизни, допуская обучение знаниям только там, где это служит целям практической мудрости.

Он выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют эвдемонизмом). Эвдемонизм это просчитанный, продуманный гедонизм: наслаждайся, но обдуманно. Безмятежному покою человека могут угрожать:

1) страхи (Бог, недуги и смерть),

2) собственные желания,

3) внешние обстоятельства.

Его философия избавления от страхов учила не страшиться богов и смерти. Боги, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям. Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»[9]. Освобождение души от гнетущих её страхов открывает путь к блаженной жизни.

Собственные желания: Согласно Эпикуру, желания бывают:

§ естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности);

§ естественные, но не необходимые (например, изысканные яства);

§ вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия).

Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей.

Внешние обстоятельства: избегать толпы и держаться друзей-единомышленников. Эпикур высоко ценил дружбу, посвятил друзьям много хороших строк в своих письмах к ним, и видел в дружбе один из путей к спокойствию и счастью.

Этический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой: «Проживи незаметно». Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от всего, что может нарушить безмятежный покой души. Жизнь Эпикура и его друзей-учеников явилась практическим воплощением этого идеала.

Скептицизм

Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.) не писал трактатов, полагая, что истина недостижима, а мудрость – в воздержании от любых суждений (как положительных, так и отрицательных). Воздержание от сужденияэпохе»[10]) представляет собой особое состояние ума, в котором ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и неуверенности – следствием эпохе являются внутренние спокойствие и удовлетворённость (атараксия). Счастье – в атараксии (спокойствии и удовлетворённости).

Утверждая невозможность познания, они не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке. Отказ от познаваемости мира ведёт к агностицизму. Вывод о непознаваемости природы вещей делался на основании равнодоказуемости противоположных суждений о мире.

Наиболее выдающимся скептиком был Секст Эмпирик (2-3 вв. н.э.), доказавший оригинальность и несмешение скептицизма с другими философскими направлениями тем, что он одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности. Римский скептицизм был выражением прогрессирующего социального кризиса и имел больше отказа, чем критики.

Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух направлениях:

§ последователи Пиррона,

§ представители Новой (платоновской) Академии (во 2-м веке до н.э.).

В 1-м веке до н.э. идеи стоицизма систематизировал Энесидем из Кносса и сформулировал 10 тропов, объясняющих, почему надо воздерживаться от суждений (различие органов чувств, психического восприятия, относительность между положением вещей и т.д.). Имеются ещё другие пять скептических тропов, которые приписываются некоему Агриппе. Если у Энесидема шёл разговор о противоречии вещей, то в 5-ти тропах Агриппа речь идёт о взаимном противоречии мысли.

Неоплатонизм

Завершающий период античной философии отмечен в установлением в 3-4 вв. неоплатонизма в Риме. Основателем теории был Плотин (205-270), а известными выразителями идей - Порфий (232-ок.301/304), Ямвлих (280-330) и Прокл (410-485) из Афин.

В идеалистическом учении неоплатонизма акцент делается на философии мистического познания человеком самого себя через открытие Единого (или Бога). В философии Плотина учение Платона сливается с наиболее важными элементами Аристотелевской и Стоической систем, а также элементами восточных учений. Плотин считал, что у мира есть только одно онтологическое начало – добро, а зло – это недостаток добра. Космологический порядок представлен триадой – тремя ипостасями бытия: Единое, Ум и Душа, а также материей как небытием. На вершине существования – Единое или Бог, как источник всего. Через понятие эманации он доказывает (а точнее, открывает) существование Единого или Бога. Единое (Бог) эманирует (испускает, словно отражение собственного существа) в Ум, в котором содержится бесконечный запас идей. Поскольку Ум содержится в Едином, из него происходит эманация Души, как его отображение. Душа сообщается с материей, пребывающей в небытии, и образует тела, существование которых содержатся в Душе.

Природа, следовательно, есть целое, наделённое жизнью и душой. Душа, будучи привязанной к материи, стремится уйти от рабства тела и вернуться к первоисточнику. В добродетели и философской мысли в состоянии экстаза душа может возвыситься над Умом, где она может подняться до благого первичного бытия в Едином и созерцать его. Достичь союза с Единым или Богом - это истинное назначение человека, для которого внешний мир должен стать абсолютно безразличным.

Неоплатонизм является наставлением о сверхъестественном мистическом постижении истины, возможно, его можно считать первым доказательством или открытием Бога, но ещё не религией. Позднее он найдёт своё выражение в христианстве.

 

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине

1. Почему философия начинается с удивления?

2. На смену какой форме мировоззрения пришла философия в Древней Греции?

3. Когда зародилась философия в древнегреческом обществе?

4. Какие характерные черты античной философии?

5. Каковы особенности досократической философии?

6. Какие натурфилософские тории предлагали милетцы?

7. В чем суть философии элейской школы?

8. Какова основная идея философии Гераклита? Почему она противопоставляется элеатам?

9. В чём превзошла предыдущие теории атомистическая философия?

10. Какие учения входят в классический период античной философии?

11. Какой вклад в философию внесли софисты? Что у них было предметом философии?

12. Каково содержание этики Сократа? Когда человек, по его мнению, становится добродетельным?

13. Как представляет бытие Платон в теории эйдосов?

14. Как видит истинное познание Платон?

15. Каковы социально-политические и этические взгляды Платона?

16. Назовите основные сочинения Платона и Аристотеля.

17. Какие моменты характеризуют философию Аристотеля?

18. В чём суть гилеморфизма Аристотеля?

19. Какова этика добродетели у Аристотеля, Платона, Сократа в сравнении?

20. В чём суть социально-политических воззрений Аристотеля?

21. Характеризуйте сократические школы: мегарскую, элидо-эретрийскую, школу киников и киренаиков.

22. Каковы особенности поздней античной философии?

23. Назовите основных представителей и основные идеи школы стоиков.

24. Какие идеи связаны с эпикуреизмом? Сравните эпикуреизм и стоицизм.

25. В чём суть скептического отношения к познанию мира?

26. Как строит онтологию Плотин? Что есть добро и зло, бытие и небытие в неоплатонизме? Каково назначение человека, по мнению неоплатоников?

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

1. История античной философии [текст]: учеб, пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р. В. Светлова. – М.: Юрайт, 2016. – 288 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

2. История философии [текст]: учеб. пособие / А. В. Перцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Перцева; Минобрнауки России, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. – 324 с. – С. 7-29 (раздел: Античная философия).

3. Паульсен Ф. Введение в философию [текст] / Пер. с нем. В. П. Преображенского; вступ. ст. А. В. Маркова. - М.: РИПОЛклассик, 2017. - 486 с. - (PHILO-SOPHIA).

Дополнительная

4. Античная философия [электронный ресурс]: Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 896 с. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/greekdic/browse/CL1

5. Гатри У.К.Ч. История греческой философии [текст]: в 6 т. Т. I: Ранние досократики и пифагорейцы / Пер. с англ., под ред. и с прим. Л. Я. Жмудя. – СПб.: Владимир Даль, 2015. 863 с.

6. Гатри У.К.Ч. История греческой философии [текст]: в 6 т. Т. II: Досократовская традиция от Парменида до Демокрита / Пер. с англ. под ред. И. Н. Мочаловой. – СПб.: Владимир Даль, 2017. – 845 с.

7. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении [текст]. 2-е изд., исправл. – М.: ЧеРо, 1998. – 192 с.

8. Новая философская энциклопедия [электронный ресурс]: в 4-х тт. // ЭБ Института философии РАН. – М.: Мысль, 2000-2001. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm

9. Философия [текст]: учебник; в 2-х частях, Ч. 1, 2 / под общ. ред. М.И. Даниловой. – Краснодар, КубГАУ, 2015. – 213 с. – С. 16-29 (раздел: Античная философия, её генезис и периодизация).

Интернет-ресурсы:

10. Электронная библиотека Института философии РАН [электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib.htm

11. Цикл фильмов «Афинская школа» на ТК Культура [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLjn3LAlrfXSBC7GUT9fL4HI6DYkjcSmWx

(Обязательные источники, а также дополнительные источники с указанием [текст] - в папке Литература)

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине

 

Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачёт Зачёт в форме теста

Критерии оценивания:

Ø  от 30 до 60 % правильных ответов теста – оценка «удовлетворительно»;

Ø  от 60 до 90 % правильных ответов теста – оценка «хорошо»;

Ø  от 90 % правильных ответов теста – оценка «отлично».

 


[1] Субстанция (от лат. - лежащее в основе, то, что существует самостоятельно, само по себе) – это понятие традиционной философской мысли для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Субстанция неизменна и устойчива, в отличие от перманентно меняющихся свойств и неустойчивых состояний, – она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

[2] Пантеи́зм - философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

[3] Закон непротиворечия - закон логики, который гласит, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть оба истинными.

[4] Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты: Тускуланские беседы. Книга V. О самодовлеющей добродетели [электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422368005

 

 

[5] «Метафи́зика» - известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости.

[6] Перипате́тики - последователи философской школы Аристотеля, носившей название Перипатеическая школа, Перипат, или Ликей, и основанная им в 334 в Афинах.

[7] Софизм (от греч. уловка, ухищрение, выдумка) - это логически неправильное рассуждение, умозаключение или убеждающее высказывание (аргументация), умышленно выдаваемое за правильное.

[8] Силлогистика (др.-греч. умозаключающий) - теория логического вывода, исследующая умозаключения, состоящие из т. н. категорических высказываний (суждений).

[9] Эпикур. Письмо к Менекею [электронный ресурс] / Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 305-319. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790

[10] Термин эпохе введён Пирроном.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.