Арест и мученическая кончина — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Арест и мученическая кончина

2020-10-20 61
Арест и мученическая кончина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9 / 22 мая, в праздник святителя Николая Чудотворца, отец Иоанн вернулся домой около 6 часов вечера из деревни Емишово после крестного хода. Он только успел войти в свой дом, как был схвачен своим же прихожанином-красноармейцем. На улице его окружили остальные вооруженные красноармейцы, присланные из Кириллова. Большей частью это были уроженцы Ферапонтова, бежавшие с фронта дезертиры. Теперь они припомнили священнику, как осенью 1917 года он обличал их за трусость, говоря, что они бегут с фронта, как зайцы.

Солдаты нарочно торопили священника, не разрешал одеться теплее и не давая взять с собой теплой одежды. Сопровождая ударами, его вывели из дома в легкой рясе, с крестом. Под дулами заряженных ружей и револьвера, направленными на него, отец Иоанн сел в телегу между конвоирами.

Дорогой батюшке предложили отречься от Бога, обещая оставить в живых, но священник отказался предать Господа. Напротив, всех обидчиков он благословил своим наперсным крестом. Заключенного доставили в Кирилловскую тюрьму. Через три дня отца Иоанна перевели из Кириллова в Череповецкую тюрьму, а местная газета от 7 июня 1918 года (нового стиля) призвала дать на него показания: "Кирилловская следственная комиссия просит гражданина, приславшего письмо о проповеди священника Ферапонтовского прихода Иоанна Иванова, явиться в комиссию, помещающуюся в Кириллове, в доме Горбунова, для дачи показаний по этому делу".

В день ареста игумении Серафимы, 12 мая, местный благочинный, священник соседней Ильинской церкви отец Александр Фомин письменно известил о случившемся епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева). В ответ Владыка предписал отцу Александру подать в Кирилловский исполком от имени прихожан заявление о невиновности арестованного с просьбой освободить его до производства формального дознания.

На следующий день отец Александр пришел на собрание Ферапонтовского прихода, чтобы составить необходимый документ. Но к его приходу крестьяне уже написали свою, довольно нелепую резолюцию: "Совет приходский просит Кирилловский исполнительный комитет освободить священника Иванова, так как Ферапонтовский приход большой, и некому исполнять требы, а если нельзя освободить, то дать другого священника ". Отец Александр стал протестовать, указывая на полную бесполезность такой формулировки, но прихожане заупрямились. После этого благочинный предложил, чтобы в каждой деревне крестьяне написали свои свидетельства того, что происходило 6 мая, но и из этого ничего не получилось. Нашлись активисты, которые стали грозить арестом тем, кто это будет делать, и прихожане испугались.

Прошел почти месяц, пока крестьяне начали стыдиться своего предательства и собрались написать нужное заявление. Они просили отца Александра составить черновик. В нем, наконец, они указали на невиновность иерея Иоанна, на то, что он арестован по недоразумению, и просили его освободить. Прошение подписали две тысячи прихожан, но, дойдя до подмонастырской Слободы, письмо попало в руки крестьянина-безбожника и было им уничтожено.

"Итак, гнездо, откуда пошел весь печальный инцидент, сильно, и я дальше не имею сил пока бороться, а жду и сам ареста", - заключает рассказ о заявлении благочинный отец Александр Фомин. В своем рапорте он отмечает, что общая атмосфера среди прихожан неблагополучна. На них повлияла митинговая агитация проживающей в Ферапонтове "интеллигенции" и учителей, почтовых служащих, большевиков-солдат. Агитаторы настраивали людей против монастырей, высших духовных властей и, в частности, против священника Иванова за его обличения дезертиров.

Получив рапорты от матушки Серафимы и благочинного, новгородская консистория составила следующий указ: "Предписать местному благочинному принять все меры, какие он найдет возможными к скорейшему освобождению священника отца Иоанна Иванова, пригласив к содействию и приходский Совет при Ферапонтове монастыре..."

Убеждаемые о. Александром, прихожане написали новое прошение и отправили его в Череповецкий революционный Трибунал. Документ был кратким: "Мы, прихожане Ферапонтовской церкви, православные христиане, заявляем, что арестованный 9/22 мая Советскою властию священник Иоанн Иванов арестован невинно, по недоразумению: как в храме, так и на улице 6/19 мая собравшихся прихожан он не возбуждал к насилиям против Комиссии, производившей опись церковного имущества; в храме он обязан был объявить прихожанам о приезде Комиссии, так как ранее нами же об этом было сделано постановление 11 марта и 8 апреля, а на улице он, напротив, уговаривал толпу не делать никаких насилий членам Комиссии. А потому, выражая свое горькое сожаление о происшедшем от нас печальном для отца Иоанна Иванова случае, мы, верующие, просим Революционный Трибунал немедленно освободить невинно арестованного священника Иоанна Иванова и считать его оправданным". Следуют подписи прихожан 12 деревень Ферапонтовского прихода.

Запоздалые попытки жителей Ферапонтовской волости помочь своему пастырю уже ничего не могли изменить. Освобождения его не последовало, как не было и видимости суда. Пока шла переписка духовенства и медленное осознание прихожанами своей вины, священник томился в застенках, страдая от голода, холода и бесчеловечного обращения.

Священник Иоанн Иванов был расстрелян по одним данным 15 сентября 1918 года, вместе с еп. Варсонофием (Лебедевым) (ПСТГУ), по другим - 19 сентября (Дамаскин (Орловский)), а Е.Р. Стрельникова датирует его казнь месяцем спустя после расстрела еп. Варсонофия, не указывая конкретную дату.

В августе 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

 Награды

  • серебряная на Александровской ленте медаль "За усердие" (1898)
Преподобномученица Серафима (Сулимова)

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. С.221-223,230,472.

Использованные материалы

  • Стрельникова Е. Р., Иоанн Иванов, Жизнеописание:
    • http://vologda-eparhia.ru/scripts/116.htm
  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...B**
  • Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке: http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2082

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА СЕРАФИМА (СУЛИМОВА)


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.