Участие подразделений финансовых разведок в противодействии преступлениям, совершаемым в сфере государственных закупок. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Участие подразделений финансовых разведок в противодействии преступлениям, совершаемым в сфере государственных закупок.

2020-10-20 169
Участие подразделений финансовых разведок в противодействии преступлениям, совершаемым в сфере государственных закупок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как отмечалось выше, в настоящее время большинство ПФР, принявших участие в исследовании не проводят самостоятельной системной работы по линии противодействия правонарушениям в сфере государственных закупок. В то же время, развитие информационной составляющей национальных систем государственных закупок позволяет ПФР активно включиться в данную работу не только на этапе расследования последствий совершенных преступлений, но также и на более ранних стадиях, а именно приготовления к их совершению. Ценность такого подхода заключается в возможности предупреждении правонарушения и, соответственно, предотвращении ущерба, который может быть нанесен бюджетной системе государства в результате его (правонарушения) совершения.

Использование всей совокупности доступных информационных ресурсов позволяет ПФР наиболее качественно организовать мониторинг заключаемых государственных контрактов, осуществлять проверку участников процедур, выявлять подозрительные сделки и реализовывать полученную информацию через правоохранительные органы.

Ниже приведены информационные ресурсы, которые могут быть использованы в этих целях:

А) Национальные веб-порталы для размещения информации о гоударственных закупках. Наличие в национальной системе такого портала является реализацией принципа публичности при проведении государственных закупок. Основными характерными чертами данного ресурса являются его общая доступность через сеть Интернет, наличие развитой системы поиска, публикация полной информации о всех этапах государственного контракта.

Например, в Российской Федерации с января 2011 года используется единый портал госзакупок, который находится по адресу:http://www.zakupki.gov.ru.

Данный информационный ресурс содержит следующие основные сведения и документы:

- извещения о проведении (отмене) закупок (предмет закупки, начальная цена, Заказчик);

- конкурсную документацию, включающую все условия проведения закупок, порядок оценки конкурсных заявок и проекты государственных контрактов;

- протоколы решений конкурсных комиссий о допуске к участию в закупках, оценке поступивших заявок и выборе победителя. Данные документы в частности содержат основания отказа в допуске к участию в закупке, сведения о членах конкурсной комиссии, принимавших решения, их персональные оценки конкурсных заявок и результаты голосования при вынесении решений.

Б) Национальные базы данных о регистрации юридических лиц.

В) Базы данных о подозрительных операциях (сделках).

Г) Базы данных о перемещении товаров через таможенную границу.

Д) Сайты компаний – участников государственных контрактов.

Е) Другие информационные ресурсы.

Совокупность использования указанных информационных ресурсов позволяет выявлять факты аффилированности должностных лиц заказчика с исполнителем работ по контракту, определять фирмы-однодневки и подставных лиц, принимающих участие в конкурсе. Кроме того, учитывая высокую (по оценкам всех ПФР) коррупционную составляющую правонарушений в данной сфере выявлять факты получения взяток должностными лицами, ответственными за проведение конкурсных процедур и принятие решения о победителе.

В следующей Таблице обобщены некоторые признаки правонарушений в сфере государственных закупок, которые могут быть выявлены ПФР на основе использования указанных информационных ресурсов, финансовых операций. В некоторых случаях можно автоматизировать мониторинг эпизодов финансово-хозяйственной деятельности, соответствующих формализованным типологиям подозрительной деятельности в сфере государственных закупок.

№ п/п Признаки Информационные ресурсы Рекомендации по автоматизации нахождения признаков правонарушений
1. Включение в одну закупку (1 лот) широкой номенклатуры приобретаемых товаров WEB-сайты, на которых публикуются извещения о закупках Например, в одной закупке требуется приобрести сложное оборудование разного назначения и разной сложности, мебель и расходные материалы. Поиск необходимо организовать по тезаурусу.
2. Включение в конкурсную документацию технических требований, характеризующих конкретный образец товара, производимый одной компанией при наличии на рынке аналогичных товаров других производителей WEB-сайты, на которых публикуются извещения о закупках Например, в технических требованиях на покупаемое оборудование могут быть указаны характеристики, которым соответствует только конкретная модель оборудования известного бренда. Произвести сравнение технических характеристик известных брендов с техническими требованиями, указанными в контракте.
3. Завышенная цена контракта Данные реестра государственных контрактов Необходимо сравнить цену контакта с аналогичными закупками других заказчиков
4. Необычно короткий срок исполнения контракта Данные реестра государственных контрактов Возможно ограничение конкуренции путем негласного информирования одного из потенциальных подрядчиков об условиях планируемой закупки. Сравнить сроки исполнения аналогичных контрактов.
5. У Заказчика большой объем закупок у единственного поставщика Данные реестра государственных контрактов Данная ситуация может являться следствием следующих причин: - в конкурсную документацию не обоснованно включаются дискриминационные требования, ограничивающие конкуренцию; - Заказчик нарушает процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок в интересах одного участника торгов; - имеет место сговор потенциальных Подрядчиков о разделе рынка. Сравнить Заказчиков по способу закупки у единственного поставщика.
6. Подрядчик имеет признаки фиктивности Данные реестра государственных контрактов; БД сообщений об операциях; государственный реестр юридических лиц; налоговая отчетность и др. Проверить Поставщиков на соответствие, признакам фиктивности используя все доступные информационные ресурсы.
7. Движение д/с по счетам Подрядчика носит транзитный характер. Подрядчик направляет значительные денежные средства в схемы “теневых” финансовых услуг. Подрядчик снимает со счета значительные объемы денежных средств в наличном виде, когда это не обусловлено характером его основной деятельности. Подрядчик переводит в адрес оффшорных компаний значительные д/с, когда это не обусловлено характером его основной деятельности. Данные реестра государственных контрактов; БД сообщений об операциях Выявить всех подрядчиков и проверить их ФХД по БД сообщений об операциях на соответствие перечисленным признакам.
8. Основной вид деятельности подрядчика не соответствует предмету государственного контракта Данные реестра государственных контрактов; БД сообщений об операциях; государственный реестр юридических лиц. Сравнить вид деятельности подрядчика с предметом государственного контракта.
9. Подрядчик зарегистрирован за небольшой период времени до проведения конкурсных процедур (до 3 месяцев). Подрядчик ликвидирован в короткий период времени (до нескольких месяцев) после исполнения контракта Данные реестра государственных контрактов; Государственный реестр юридических лиц Выявить Подрядчиков, сравнить даты заключения контрактов с датами регистрации (ликвидации) Подрядчиков.
10. Выручка от продажи Подрядчиком товаров (выпол­нения работ, предоставления услуг) за год сопоставима с общей ценой государствен­ных контрактов за этот же период с его участием в качестве Подрядчика (если он не занимает монопольного положения на рынке) Данные реестра государственных контрактов; Реестр государственных контрактов; Годовая налоговая отчетность Выявить Подрядчиков, установить выручку от продажи Подрядчиком товаров (выпол­нения работ, предоставления услуг) за год. Сопоставить выручку с суммой цен заключенных за год контрактов.
11. Подрядчик каким-либо образом аффилирован с заказчиком Все доступные информационные ресурсы Установить всех работников верхнего руководящего звена Заказчика. Установить руководство, менеджмент, учредителей Подрядчика. Проверить всех установленных лиц на аффилированность.
12. Длительный период времени (год и более) в общем объеме госконтрактов Заказчика (в выбранном сегменте) доминирует один и тот же Подрядчик или группа аффилированных между собой Подрядчиков (при условии, что закупки производятся в не в сфере монополизированных рынков) Данные реестра государственных контрактов; Государственный реестр юридических лиц Поиск общего учредителя, менеджера, родственника в группе аффилированных Подрядчиков.

 

Рассмотрим примеры конкретных типологий финансовых схем получения коррупционных доходов в сфере государственных закупок.

Пример 1. Типология использования патентов для получения коррупционного дохода.

Руководитель государственного предприятия, используя результаты научно-исследовательской деятельности своих подчиненных или сотрудников дочерних организаций своего предприятия, оформляет на свое имя патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Одновременно с этим данный руководитель, обеспечивает формирование планов государственных закупок предприятия, которым предусматривается масштабная закупка новых технических средств (устройств), которые должны использовать указанный патент.

После этого возможно два варианта извлечения незаконного дохода от патента:

- продажа патента производителю оборудования и разовое получение дохода;

- сохранение патента в собственном владении и получение от производителя оборудования роялти за каждый проданный экземпляр оборудования.

Для выявления признаков данной типологии целесообразно использовать базы данных патентных органов. Следует отметить, что в патентных заявках указываются авторы, заявители и патентообладатели. Таким образом, такая заявка может содержать важные сведения об возможных участниках преступной схемы.

Пример 2. Типология подкупа крупными иностранными компаниями должностных лиц государственных компаний с целью проведения ими закупок больших партий товара.

В последнее время было выявлено несколько масштабных случаев подкупа в разных странах крупнейшими мировыми компаниями должностных лиц, обеспечивающих проведение государственных закупок крупных партий товаров у данных компаний. В частности масштабные коррупционные скандалы затронули таких гигантов, как Siemens, DaimlerChrysler и Hewlett Packard. Все они попали под официальные расследования государственных органов США, признали свою вину в даче взяток и заплатили многомиллионные штрафы.

Данные эпизоды имеют общие типологические черты. Во-первых, закупки производились по завышенным ценам. В-вторых, для выплаты взяток указанные компании использовали специальные оффшорные компании. Как правило, взятки передавались путем безналичного перечисления со счета такой компании на зарубежный счет, принадлежащий руководству заказчика или посреднической компании, контролируемой руководству заказчика. Из-за того, что взятки в основном выплачивались в виде безналичных перечислений, стало возможным проведение антикоррупционных расследований и привлечение к ответственности компаний Взяткодателей и их должностных лиц.

 


Наиболее характерные способы легализации преступных доходов. Примеры успешных расследований, связанных с правонарушениями в сфере государственных закупок.

В Армении в учреждениях-интернатах по уходу и защите детей перешедших в ведение Министерства труда и социальных вопросов зафиксированы нарушения Закона РА «О закупах».

Внешкольным учреждениям по программе «Государственный заказ по линии внешкольное обучение», а колледжам по программе «Государственный заказ по линии среднего специализированного обучения» предоставленное финансирование превышает запланированное по Государственному бюджету Республики Армении затраты.

В другом образовательном учреждении зафиксированы нарушения Закона РА «О закупах» при осуществлении закупов товарно-материальных ценотей и услуг;

Так, выявлены случаи таких нарушений, как необеспечение предусмотренного по договору обучения учеников, вследствие чего в результате нарушения договоров государственного заказа государственная программа была профинансирована больше положенного;

Кроме того, выявлены факты осуществления закупа товаров от одного лица, без проведения тендера;

Другим примером может служить не обеспечение полного взыскания комиссии, предусмотренной по агентским договорам, заключенным с целью предоставления услуг по осуществлению закупов для нужд общин и юридических лиц, а также не рассчитаны предусмотренные договором пени за просроченные дни по линии несвоевременно невыплаченных комиссионных и т.д.

По данным Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финансовая полиция), коррупционные проявления возникают в каждой процедуре совершения госзакупок.

    Первым этапом совершения преступления в сфере государственных закупок, является формирование бюджетной заявки для приобретения услуг либо товаров (зачастую заявка формируются под свои фирмы).

    Вторым этапом, как правило, являются фиктивные обоснования (приложение «своих» прайс-листов, необходимость потребности в данном товаре и др.) о стоимости приобретаемого товара при защите бюджетной заявки.

    Третий этап, разработка технических спецификаций под конкретную фирму с обязательным содержанием требований иностранного производства товара. В большинстве случаев технические спецификации составляются самими фирмами-победителями.

    Четвертый этап, при рассмотрении конкурсных заявок отклонение заявок поставщиков, по причине несоответствия технической спецификации либо другим параметрам, в целях определения победителя фирмы имеющей договорённость с заказчиком.

    При этом, коррупционные правонарушения совершаются как заказчиками, так и поставщиками. Так, в одной из наиболее коррупционных сфер в строительном секторе, коррупция выглядит следующим образом.

Заказчики:

По присуждению контракта на строительство покупатель может:

    - переписать детали требований под конкретных поставщиков;

    - ограничить информацию о контрактных возможностях;

    - объявить проект срочным с тем, чтобы присудить контракт единственному подрядчику без конкурса;

    - нарушить конфиденциальность заявок поставщиков;

    - дисквалифицировать потенциальных поставщиков путем введения неправомерных требований к поставщикам до подачи заявок;

    - брать взятки.

Поставщики:

    - договориться о фиксированных предлагаемых ценах;

    - поддерживать дискриминирующие технические стандарты;

    - ненадлежащим образом вмешиваться в работу экспертов;

    - давать взятки.

Не менее актуальна проблема подписания должностными лицами государственных органов фиктивных актов выполненных работ. Каждое третье коррупционное преступление, совершенное в сфере государственных закупок, связано с такими случаями.

    Особое место в системе госзакупок занимает деятельность фирм-посредников. Именно эти мелкие поставщики зачастую являются структурами, реализующими коррупционные интересы отдельных служащих. Создаются они для обслуживания национальных компаний или акционерных обществ со значительной долей государственного участия.

    Однако на практике их деятельность приводит к реализации товаров и услуг по завышенным ценам либо прямому мошенничеству и хищению чужого имущества.

В Таджикистане использование подставных компаний в схемах отмывания доходов, полученных в результате хищения государственных средств, получило широкое распространение. Результаты расследования уголовных дел указывает на то, что фиктивные компании используются в целях хищения и легализации преступных доходов практически в каждом выявленном случае.

Примером может служить уголовное дело, расследуемое в 2008-2009 годах следователями Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан в отношении должностных лиц одного из ведомств, которые занимались хищением средств выделенных для закупок оборудований для нужд районных больниц в особо крупном размере и деньги обналичивали через ряд подставных фирм. Все переведенные в фирмах деньги указанные лица получали обратно наличными за исключением небольших комиссионных, которые получали руководители подставных фирм.

В России также наиболее подверженными коррупции в сфере государственных закупок остаются сферы здравоохранения, архитектуры и строительства, агропромышленный комплекс, образования, информационных технологий.

Осенью 2010 года был опубликован «экстренный» (за 16 календарных дней) заказ на создание социальной сети за 55 000 000 рублей. При этом глава ИТ-департамента заявил, что сжатые сроки создания социальной сети связаны с требованием отчитаться о завершенном проекте до конца финансового года. Это укрепило уверенность, что некий подрядчик уже выполнил проект «по договоренности», а закупка проводилась лишь для соблюдения формальной процедуры. В итоге тендер был отменен, но выяснилось, что одновременно с ним были объявлены два других. За те же 55 000 000 рублей была заказана разработка системы поддержки принятия решений для врачей и электронной медицинской библиотеки. В итоге новые тендеры также были отменены, а глава ИТ-департамента уволился.


Заключение.

Таким образом, проведенное исследование показало, что борьба с правонарушениями в сфере государственных закупок является одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных систем всех государств, явившихся участниками данной работы.

В ходе исследования были получены данные о том, что сфера госзакупок охватывает большое количество отраслей экономики. В ряде случаев в целях совершения преступлений и отмывания доходов, полученных преступным путем, наряду с системой наличных расчетов используются механизмы кредитно-финансовой сферы, что предоставляет возможность подразделениям финансовых разведок эффективно использовать имеющиеся возможности для выявления фактов участия аффилированных чиновникам организаций в противоправной деятельности (в том числе на ранней стадии), и информировать правоохранительные органы.

В то же время, участие ПФР в противодействии правонарушениям в сфере государственных закупок ограничивается работой по запросам правоохранительных органов и в основном на стадии расследования совершенных преступлений.

Полагаем целесообразным, в целях повышения роли ПФР в противодействии преступлениям, связанным с государственными закупками, рекомендовать следующее:

1. Организовать работу по данному направлению на системной основе.

2. Интегрировать в информационную систему ПФР сведения из национальной системы государственных контрактов.

3. Организовать мониторинг государственных контрактов с целью выявления подозрительных участников и проведения конкурсных процедур.

4. Автоматизировать процедуру выявления фактов аффилированности юридических и физических лиц.

5. Автоматизировать процедуру выявления организаций с признаками фиктивности и подставных лиц, являющихся участниками государственных контрактов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.