I8 В N 3-89403-360-6 ( нем .) I8 В N 3-89403-361-4 ( нем .) I8 В N 5-98563-029-3 ( рус .) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

I8 В N 3-89403-360-6 ( нем .) I8 В N 3-89403-361-4 ( нем .) I8 В N 5-98563-029-3 ( рус .)

2020-06-05 99
I8 В N 3-89403-360-6 ( нем .) I8 В N 3-89403-361-4 ( нем .) I8 В N 5-98563-029-3 ( рус .) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фопель К.

Ф 789 Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. — М: Генезис, 2005. —135 с.

Предлагаем вниманию читателей новое издание К. Фопеля — пять книг с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3-6 лет». В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В книге «Привет, ножки!» объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ступни и колени, координировать движения.

Книга адресована психологам, воспитателям, родителям.

I8 В N 3-89403-360-6 (нем.) I8 В N 3-89403-361-4 (нем.) I8 В N 5-98563-029-3 (рус.)

©Ье! 151сорге88, За12Ьаи8еп, 1996. О Издательство «Генезис», 2005. © Н.А. Серебренникова, перевод, 2005.

Содержание

От издательства........................................................................................ 8

Предисловие............................................................................................ 10

Введение................................................................................................... 12

Глава 1. Ловкие ножки............................................................................ 21

1. Моя туфелька..........................................................................................23

2. В складках и гладко............................................................................... 24

3. Рыбацкая сеть.........................................................................................26

4. Летучая рыбка........................................................................................ 27

5. Ловкие ножки........................................................................................ 28

6. Большое и маленькое........................................................................... 30

7. Мостик.................................................................................................... 31

8. Змеи, яблоки, дверные ручки...............................................................32

9. Дикая змея.............................................................................................33

10. Катание на коньках............................................................................... 34

11. Трехногие............................................................................................... 35

12. Сердце-остров....................................................................................... 36

13. Мал мала меньше..................................................................................37

14. Вратарь.................................................................................................. 38

15. Сиамские близнецы.............................................................................. 39

16. Картина из стеклянных шариков.......................................................... 40

17. Бедняга воздушный шарик................................................................... 42

18. Индейская тропа................................................................................... 44

19. Галерея ног............................................................................................ 45

20. Привет, ножки!..................................................................................... 46

Глава 2. Движения на полу......................................................................47

21. Камни и вода......................................................................................... 48

22. Фабрика карандашей........................................................................... 49

23. Обнять и покатиться............................................................................. 50

24. Гусеница..........................................................................................;..... 51

25. Ползание........................................................................................л.....52

26. Вниз и вверх......................................................................................... 54

27. Любопытная змея................................................................................. 5628. Черепаха................................................................................................ 57

29. Многоножка......................................................................................... 59

30. Змеи и лисы.......................................................................................... 60

31. Гусеница и эльф..................................................................................... 61

32. Гигантская улитка................................................................................. 63

33. Муравьиные бега................................................................................. 64

34. Голодные крокодилы........................................................................... 65

35. Носорог.................................................................................................. 67

36. Волшебные драконы............................................................................ 68

37. Хромая собачка.................................................................................... 69

38. Маленький крокодильчик....................................................................70

39. Тюленья школа...................................................................................... 71

40. Пумукль................................................................................................. 72

Глава 3. Победить земное притяжение.................................................73

41. Лужа.......................................................................................................75

42. Сапоги-скороходы................................................................................76

43. Вот та к мячик!........................................................................................ 77

44. Звонкий колокольчик...........................................................................78

45. Поп-корн...............................................................................................79

46. Тетушка жаба....................................................................................... 80

47. Лягушка-старушка................................................................................ 82

48. Волшебное озеро................................................................................. 84

49. Дети-циркачи....................................................................................... 86

50. Преодолеть земное притяжение..........................................................87

51. Сломанная нога.................................................................................... 88

52. Ванька-встанька................................................................................... 90

53. Дай воды!.............................................................................................. 91

54. Волшебные бобы................................................................................. 92

55. Гигантские прыжки.............................................................................. 94

56. Пропала собака!................................................................................... 95

57. Огонь на горе.........................................................................................97

58. Через середину.................................................................................... 98

59. Кузнечик............................................................................................... 99

60. Туда и обратно.................................................................................... 100

Глава 4. Найти равновесие..................................................................... 101

61. Спиной вперед..................................................................................... 103

62. Странные птицы................................................................................... 105

63. Ковер-с,|молет.................................................................................... 107

64. Идти и дсржснь равновесие............................................................... 108

65. Медлен! мн юла.................................................................................... 110

66. Ручеек,.,,,...........................................................................................111

67. Волчки и (амолеты............................................................................... 112

68. Балет припидений................................................................................ 113

69. Летающие гдрелки............................................................................... 114

70. Балансирование с губками.................................................................. 115

71. Спасибо!................................................................................................ 117

72. Аквариум,...............................................................••.•..•.••••.•..•..••..•••••••119

73. Пираты и моряки.................................................................................. 121

74. Канатоходцы............................................... ••••••••••••••••••••••................... 122

75. Выбор партнера................................................................................... 123

76. Головомяч............................................................................................ 124

77. Миротворец............................................................••••••••••••••••••••••••••••• 125

78. Ужасное чудовище.............................................................................. 126

79. Кто кого?..............................................................................................128

80. Необычные сгулья............................................................................... 129

Приложение

Глава 1 Ловкие ножки

Большинство трехлеток ходят, подражая взрослым. Они передвигают ногами автоматически и уже не балансируют руками, как прежде, а размахивают ими так же, как и мы. Когда малыши поднимаются по лестнице, то ставят ноги по­очередно. Спускаясь, наоборот, ставят обе ноги на каждую сту­пеньку. Большинство детей в этом возрасте уже очень хорошо держат равновесие, так что могут пройти по одной линии, ставя одну ногу за другой. Между тремя и четырьмя годами у мно­гих детей происходит остановка в развитии, во время которой закрепляются приобретенные навыки. Малыши, которые в три года ходили уверенно и гармонично, теперь иногда демонст­рируют неуверенность и ищут руку взрослого, особенно когда спускаются по лестнице. Возможно, этот «откат» к прежнему поведению соответствует задаче консолидировать различные периоды развития или связан с внутренним страхом ребенка, вызываемым необходимостью вступить на новый этап самосто­ятельности и ослаблением защитной функции родителей.

Четырехлетние дети уже хорошо контролируют свое тело и наслаждаются новыми движениями. Они пробуют все возмож­ные способы ходьбы — вперед, задом наперед, боком, на цы­почках, небрежно прогуливаются. Они могут оборачиваться вокруг себя, не теряя равновесия, спускаться по лестнице, ста­вя ноги попеременно. Четырехлетки полны энергии, им тре­буется очень много места, они ищут новых ситуаций, чтобы использовать свои крепнущие мышцы и поэкспериментировать со своими руками и ногами.

21 Пятилетки удивляют нас резким ростом, особенно вырас­тают их ноги. В целом они демонстрируют больше самоконт­роля, чем год назад. Они любят побегать, но их подвижные игры более дифференцированы и контролируемы.

Среди игр шестилетних детей становится все больше таких, в которых существенная нагрузка ложится на ноги и ступни (салки, прыгалки, «классики» и т.п.). Мы, взрослые, можем помочь развитию детей, радуясь их успехам, поддерживая их интерес к игре, предлагая новые игровые идеи. Необходимо расширять опыт тактильных ощущений у ребенка, например, ему можно предложить медленно подвигать ногами и стопами и сосредоточиться на том, что он чувствует.

Так как наши ноги находятся относительно далеко от на­ших глаз, они часто остаются без внимания. Они не так тесно связаны с сознанием, как руки, которые автоматически попа­дают в поле нашего зрения, когда мы что-то делаем. И по­скольку большинство взрослых обращают мало внимания на свои ноги, дети легко перенимают такое отношение: им впол­не достаточно, что их ножки ходят и бегают. Но все же жела­тельно, чтобы ребенок чувствовал свои ноги и ступни. Ребен­ку гораздо легче владеть собственным телом, если он ощущает стопы и знает, что может с их помощью уверенно «опираться на мир». Умение ощущать свои стопы может внести сущест­венный вклад в развитие самосознания ребенка и его уверен­ность в себе.

В этой главе собраны игры, которые помогут детям обра­тить внимание на свои ножки, больше узнать об их возмож­ностях, получить разнообразные тактильные ощущения и мно­го положительных эмоций.

Моя туфелька

Описание. Это игра-разогрев, предваряющая основ­ную активность. Она объединяет группу и усиливает чувство сплоченности.

Сядьте вместе с детьми в круг, чтобы показать им необхо­димые движения.

Летучая рыбка

Описание. Эта игра соотносит тактильные ощуще­ния с ощущениями левой и правой сторон тела. Чтобы выпол­нить двигательные задания, дети должны «увязать» движения обеих ног и рук. Одновременно дается нагрузка на мышцы.

Материалы: каждому ребенку потребуется губка. Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол и снимите обувь. Зажмите губку между стопами. Когда я скажу: «Внимание, при­готовились, начали...», подбросьте губку повыше и попытай­тесь поймать ее руками. Представьте, что губка — это малень­кая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать.

Внимание, приготовились, начали...

А теперь снова положите губку между стопами, и пусть она опять подпрыгнет, так чтобы поймать ее руками.

Пробуем еще несколько раз...

26 Ловкие ножки

Описание. В этой игре дети могут научиться ходить внимательно и осторожно, чтобы не задевать что-нибудь но­гами и не создавать «сквозняк». Лучше, если дети при этом будут босиком.

Материалы: каждому ребенку потребуются две пря­моугольных цветных губки.

Большое и маленькое

Описание. Дети получают новый тактильный опыт, выполняя задание ножками и ручками, учатся координировать движения рук и ног и развивать свое ощущение пространства. Игра действует успокаивающе и расслабляет.

Материалы: каждому ребенку потребуется мягкая хлопковая веревка (нейлоновая веревка или пенька слишком жесткие).

Мостик

Описание. Дети могут научиться медленно идти по веревочке и останавливаться в середине. Это хорошая трени­ровка контроля над телом и умения оценивать расстояния.

Материалы: каждой паре детей потребуется хлопко­вая веревка длиной около 1,5 м.

Дикая змея

Описание. В этом упражнении дети тренируют ре­акцию и координацию глаз и ног. Такая оживленная игра хо­рошо воспринимается детьми.

Материалы: каждой паре потребуется хлопковая веревка длиной около 1,5 м или широкая цветная лента той же длины.

Катание на коньках

Описание. В этом упражнении плавное движение ног обеспечивает яркие тактильные впечатления. Дети трени­руются попеременно двигать ногами, удерживая при этом рав­новесие. Небольшие музыкальные отрывки помогают им раз­вивать двигательное воображение.

Материалы: каждому ребенку потребуются мешочки с зерном (фасолью, бобами) или кусочки ковра, на которых можно удобно стоять; пол в комнате должен быть гладким; медленная инструментальная музыка (например, «Ария» и «Пассакалья» Генделя).

Трехногие

Описание. В этой игре дети в парах учатся сотруд­ничать друг с другом. Ноги должны двигаться по-разному, а для этого требуется осознавать обе стороны тела. Также дети тре­нируют свое чувство расстояния (глазомер) и чувство ритма.

Материалы: для каждой пары детей нужен пакет или мешок среднего размера из бумаги (и пара пакетов про запас).

Сердце - остров

Описание. В этой игре дети тренируются размещать свои ноги в пространстве, которое становится все более тес­ным. Эта игра также объединяет детей и способствует друже­любной атмосфере в группе.

Материалы: три больших красных сердца из толс­того картона; спокойная мягкая музыка, например, «Анданте С-Оиг» Моцарта*.

Мал мала меньше

 

Описание. Это захватывающая игра, по ходу кото­рой дети сами определяют свои действия, а ее развитие явля­ется для них неожиданностью. Они могут потренировать свое чувство пространства, поучиться оценивать соотношения раз­меров, пропорции и размещать ноги на пространстве разного размера.

Материалы: для каждого ребенка один газетный лист; медленная музыка, служащая сигналом того, что «остров» уменьшается, например, «Балет В-то11» Глюка.

Сиамские близнецы

Описание. Дети, которые уже имеют опыт игры с мячом ногами, в этом упражнении могут потренироваться ак­куратно бить по мячу одной ногой, выполняя движения совме­стно с партнером. Эта игра дает отличную возможность по­практиковаться в кооперации, совместном планировании, учит взаимному вниманию.

Материалы: для каждой пары детей один большой лист картона, большой резиновый мяч, платок, чтобы зафик­сировать ноги, и губка-буфер. Распределите листы равномер­но по комнате.

Бедняга

Воздушный шарик

наступает сверху на шарик. Кто хочет сберечь свои шарики или кому звук от лопанья покажется слишком громким, может выйти за игровое поле. Но назад уже нельзя возвращаться.

Внимание, на старт, начали...

(Обсудите с детьми, понравилась ли им игра и была ли она честной и справедливой.)

Описание. Для детей постарше это хорошая возмож­ность выразить агрессию в игре. Предлагайте эту игру, только когда вы уверены, что дети в группе в состоянии следовать вашим инструкциям.

Отметьте игровое поле четырьмя линиями на полу.

Материалы: для каждого ребенка два надутых воз­душных шарика и две шерстяных нити.

Галерея ног

 

Описание. В этой замечательной игре дети получа­ют зрительное представление о своей индивидуальности и о том, что их ноги — очень важная часть тела. Одновременно Игра усиливает сплоченность группы.

Материалы: кусок оберточной бумаги (из рулона Или склеенный) длиной 2—3 м, две миски с теплой водой, Побольше полотенец, темперные краски 3—4 цветов, широкая Кисть для каждого цвета, клейкая лента и стул. Укрепите бу­магу на полу с помощью клейкой ленты.

Глава 2 Движения на полу

В возрасте девяти или десяти месяцев дети начина­ют передвигаться на четвереньках. Некоторые из них минуют Этот этап и чуть позже сразу начинают ходить. Но возможно,, ползание все же играет свою роль в развитии ребенка? Рань-[ Ше некоторые педагоги выражали мнение, что через ползание {удовлетворяются примитивные рефлексы детей. Они беспоко-| Ились, что эти рефлексы мешают процессам обучения детей и [ Задерживают интеграцию правого и левого полушарий. Сегод-; ня эта теория считается спорной. Можно сказать, что катание I По полу, ползание и ходьба на четвереньках являются важны-I Ми видами движения, которыми должен овладеть ребенок. Вот почему здесь мы предлагаем игры, связанные с ранними ви­дами движения детей — игры на полу. Предполагается, что [движение всем телом на ровной поверхности подготавливает Мозг малыша к тому, чтобы позже ребенок смог плавно писать На ровной бумаге. Еще одна существенная причина нашего Внимания к таким играм — то, что дети сами все время двига­ются на полу, и им это очень нравится. Вероятно, таким об­разом они организуют собственный спонтанный опыт, необ­ходимый им для развития.

46

4721 Камни и вода

Описание. В этой игре дети контактируют всем те­лом с поверхностью пола. Они тренируются перекатываться по полу.

Материалы: пять губок, их нужно разложить по прямой линии на расстоянии 20—30 см друг от друга.

Гусеница

 

Описание. В этой игре дети пробуют особый вид пе­рекатывания: через спины остальных участников. Это создает условия для особенно интенсивных тактильных ощущений и доставляет детям много удовольствия.

Ползание

Описание. В этой игре маленькие дети демонстри­руют, насколько они уже могут контролировать свое тело. Дети получают возможность развивать чувство пространства и ко­ординировать движения рук, ног и корпуса. Одновременно они могут выполнять различные задания на движения, соответству­ющие их возрасту.

Необходимо следить, чтобы на детей не упал ни один стул. В зависимости от размера группы и темперамента детей может понадобиться помощь еще одного взрослого.

Материалы: для каждого ребенка понадобится один устойчивый стул, достаточно большой, чтобы ребенок мог под ним проползти. Расставьте стулья по комнате в произвольном порядке, так чтобы вокруг каждого оставалось достаточно сво­бодного места.

Черепаха

 

Описание. Для маленьких детей это хорошая воз­можность поползать по полу и в то же время выполнять зада­ния на сотрудничество.

Материалы: на каждые пять детей одно одеяло. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. А знаете ли вы такое животное, [Которое может полностью спрятаться, даже когда вокруг совсем [Негде прятаться? Я хочу, чтобы вы разделились по пять чело-|век и каждая пятерка показала черепаху. Чтобы прятаться, [Черепахе, конечно, нужен панцирь. Возьмите одеяло, это бу-|дет панцирь. Станьте на колени и обопритесь на руки, дого-РВОритесь, кто где будет находиться и что делать, чтобы вы все [вместе потом могли ползти по комнате, как настоящая чере­паха. Не забудьте о том, что ваши головы должны смотреть в [том направлении, куда вы хотите двигаться.

А ну-ка посмотрим, как каждая черепаха очень медленно | Начинает двигаться. Хорошо у вас получается!

Представьте, что вы еще очень маленькая черепашка и I очень любопытная. Куда же она хочет бежать? Подумайте се-Кундочку, а я подойду к каждой черепашке, и вы мне скажете На ушко. А потом я скажу: «Внимание, приготовились, нача­ли...» И тогда черепашки пускаются в путь. Я буду вниматель­но наблюдать и сообщу, если появится какая-то опасность. Тогда вы должны спрятаться под свой панцирь и идти даль­ше, только когда опасность миновала...

Внимание, над вами летит хищная птица...

Хищная птица улетела, вы можете ползти дальше...

Внимание, голодная лиса бежит рядом. Прячьтесь под пан­цирь!

Лиса убежала прочь, вы можете идти дальше...

Вы уже пришли. Подождите немножко...

(Станьте в середине комнаты.) Теперь все черепашки идут ко мне... Вы такие смелые маленькие черепашки. Такие любо­пытные и можете сами гулять. Когда было опасно, вы прята­лись под панцирями. Вы заслужили отдых. Ложитесь на пол и немножко отдохните.

58

Многоножка

Описание. Эта игра развивает у детей чувство рав­новесия и способность кооперироваться друг с другом. Если Вам удастся превратиться в такое произведение искусства, как многоножка, состоящее из шести рук и двух ног, этим можно по-настоящему гордиться.

Сначала каждая многоножка состоит из трех детей. Потом дети могут присоединяться еще, так что многоножка удлиняется.

Змеи и лисы

Описание. Дети могут потренироваться в быстрой смене разных видов движения: ползания по полу и бега с пе­ременным направлением. Дети учатся ориентироваться в про­странстве и быстро реагировать. За счет быстрых изменений в игре в группе появляется хорошая динамика и высвобождает­ся много энергии.

Материалы: мел или клейкая лента, чтобы ограни­чить игровое поле, — на 10 детей около 4 х 4 м.

Гусеница и эльф

Описание. Игра требует от детей, строящих гусени­цу, чтобы они были очень внимательны, когда координируют свои движения друг с другом. Кроме того, гусеница слепа и подчиняется указаниям эльфа.

Материалы: вам понадобится несколько простыней, чтобы накрыть всю гусеницу, несколько свернутых в рулон одеял как препятствия и большой листок, вырезанный из зе­леного картона для конструирования.

Гигантская улитка

Описание. Гигантские улитки показывают свою «вездеходность», преодолевая сложный путь с препятствиями. Участники группы в четверках двигаются вместе на четверень­ках и пытаются найти один общий ритм передвижения.

Материалы: различные невысокие (плоские) объек­ты в качестве препятствий, например, подушки, свернутые в рулон одеяла и т. д.

Муравьиные бега

Описание. Эта игра предоставляет большую свобо­ду в поведении. Дети должны сами решить, что они будут де­лать, чтобы прийти к финишу. Обычно ситуации, когда кто-то не добивается результата, настолько редки, что игра приносит много удовольствия всем участникам.

Каждый ребенок учится сотрудничать с командой, коорди­нировать свои движения и поддерживать равновесие.

Материалы: на каждые шесть детей один гимнасти­ческий коврик, мел или клейкая лента, чтобы отметить линии старта и финиша на расстоянии 6—8 м.

Голодные крокодилы

 

Описание. Это очень приятная игра, отвечающая {детской жажде приключений. В ней дети могут побыть агрес­сивными без ущерба для других и пережить острые ощущения. |В конце все участники превращаются в голодных крокодилов, |которые лежат на полу под большой простыней и напрасно |Ждут новых жертв.

Материалы: одна очень большая простыня разме-|ром около 2,5 х 2,5 м.

Хромая собачка

 

Описание. Дети учатся ходить на четвереньках, но Теперь у них проблема: ранена одна ножка. Они должны по­пытаться перераспределить свой вес на оставшиеся три опо­ры. Это требует силы, гибкости и способности контролировать «вое тело.

Материалы: для каждого ребенка нужно полотенце |для рук или кусок ковра такого же размера.

Маленький крокодильчик

Описание. Дети могут по очереди превращаться в маленького крокодила, которого хозяин вывел на прогулку. Маленькие зверюшки должны следовать по тропинке зигзагом.

Материалы: клейкой лентой отметьте в нескольких местах на полу комнаты короткие дорожки зигзагом.

Тюленья школа

 

Описание. Эта замечательная игра дает возможность дифференцирование использовать левую и правую стороны, верхнюю и нижнюю части тела.

Материалы: один максимально большой мяч. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Представьте, что вы — малень­кие тюлени в цирковой школе и потихоньку учитесь всему, что

I умеют делать большие тюлени в цирке. Ложитесь на живот и обопритесь на обе руки, высоко поднимая голову. Теперь по-

' лежите одну ногу на другую. Пусть нога, которая внизу, лежит Плашмя. Поменяйте ноги так, чтобы теперь другая нога лежа­ла плашмя на полу, а вторая — сверху накрест. Поменяйте ноги еще пару раз. Хорошо у вас получается!..

А теперь покажите мне, как тюлени медленно ползут по полу. Двигайте то одну руку, то другую вперед и подтаскивай­те тело за ними. Ноги и ступни просто тащите. Хорошо вы справляетесь!..

Оставайтесь пока там, где вы есть. Вы знаете, что взрослые тюлени умеют балансировать мячом на носу. Пока вы этому научитесь, пройдет еще много времени. Но маленькие тюлени умеют играть с мячом, отбивая его головой. Я дам вам боль­шой мяч, и вы сможете его катать и толкать друг другу.

Замечательно у вас получилось!.. Ползите все сюда ко мне, чтобы получить награду. А вы знаете, чем угощают тюленей, когда они исполнили какой-нибудь трюк? Им бросают малень­кую рыбку, а они ее ловят на лету. (Подбросьте воображаемую рыбку каждому «тюленю». Скажите ребенку, которому бросае­те «рыбку»: «Внимание, Марк, вот летит твоя рыбка!»)

Пумукль

Описание. Это оживленное действо, в котором дети попеременно бегут или проползают между ногами другого ре­бенка. Помимо координации частей тела, тренируется про­странственная ориентация и способность быстро реагировать.

Глава 3

Победить земное притяжение

Уже в младенческом возрасте мы начинаем проти­водействовать силе тяжести. Первая часть тела, которую мы можем поднимать, — это голова. По мере развития мы начи­наем понимать, что точка приложения усилий может находить­ся в разных местах, и учимся удерживать равновесие. Уметь передвигать свое тело уверенно и ловко очень важно для каж­дого ребенка. При этом ребенок учится осознавать свое тело И формирует его положительный образ.

Игры, представленные в этой главе, должны помочь детям интегрировать левую и правую, верхнюю и нижнюю полови­ны тела. Именно такие движения, как прыжки, длинные скач­ки и подпрыгивания на одной или обеих ногах, развивают кон­троль тела и нашу способность координировать различные его

части.

Когда мы прыгаем, мы задействуем обе стороны нашего тела и, кроме того, особым образом группируемся, включая в движение верхнюю и нижнюю части тела.

Некоторые дети умеют хорошо прыгать уже в трехлетнем возрасте, но большинству еще предстоит развивать необходи­мую для этого силу, тренируясь снова и снова. Когда трехлет­ки перепрыгивают через препятствие на полу, они обычно начинают с ведущей ноги. Прыгать одновременно на двух но­гах для них нехарактерно. Четырехлетки, как правило, прыга­ют вполне умело. К четырем с половиной годам большинство детей овладевают всеми видами прыжков: в высоту, в длину,

73вниз, через препятствие. А пятилетки прыгают, естественно, еще дальше, выше и дольше.

Когда дети прыгают, им важны ободрение и признание со стороны взрослых. Это перевешивает тот риск, на который они идут, совершая прыжки. Все дети очень чувствительны к не­успеху. Поэтому игры с прыжками должны содержать как мож­но меньше элементов соперничества. Пусть дети получают от игры удовольствие, радуются и сохраняют желание пробовать что-то новое и проверять свои возможности.

В отличие от прыжков с приземлением одновременно на обе ноги прыжки на одной ноге значительно труднее. Дети начинают прыжок и приземляются на одну и ту же ногу и дол­жны очень хорошо держать равновесие. (Естественно, ноги должны быть достаточно длинными, а мышцы — достаточно сильными, чтобы выдержать вес всего тела на одной ноге.) Большинство детей уверенно прыгают на одной ноге только с четырех лет. В целом девочки опережают в этом мальчиков того же возраста. Предположительно это связано с тем, что девоч­ки чаще играют в игры со скакалкой и в «классики».

В наше время многие дети страдают от недостатка движе­ний, и поэтому нам кажется важным дать возможность маль­чикам и девочкам вволю попрыгать. Это поможет им почув­ствовать себя более ловкими, умелыми и уверенными.

Лужа

Описание. В этой игре у детей есть возможность пе­рескакивать, прыгать на очень маленькое расстояние и при этом самим решать, насколько они хотят рисковать. Они тре­нируются удерживать равновесие, развивают мышцы спины, живота и бедер, учатся координировать правую и левую сто­роны тела. Важно, что при этом они экспериментируют с раз­личными вариантами игры и у них появляется желание про­бовать еще и еще раз, на свой страх и риск.

Материалы: для каждого ребенка одна маленькая подушечка или что-то подобное.

Сапоги - скороходы

Описание. Эта замечательная игра дает возможность потренироваться перепрыгивать через все более высокое пре­пятствие.

Вы можете повышать трудность задачи постепенно.

Материалы: 8—10 маленьких подушечек и один гимнастический мат.

Поп - корн

 

Описание. Эту игру маленькие дети особенно лю­бят. Возрастающая динамичность делает ее увлекательной и дает детям возможность попрыгать в длину и высоту, как им хочется. Завершение игры объединяет группу.

Лягушка - старушка

Описание. Эта замечательная поэтическая игра зат­рагивает многие темы и желания маленьких детей: договари­ваться, ставить цель, подчиняться дисциплине, переживать неожиданное удивление и в конце игры быть вместе со всеми.

Для малышей лучше всего, если роль лягушки-старушки вы возьмете на себя.

При повторении игры, если дети хотят, то лягушкой-ста­рушкой может стать один из ребят постарше.

Лягушата достигают цели, когда находят себе место в се­редине огромного листа, рядом со старой лягушкой.

Материалы: нарисуйте зеленым мелом или отметь­те клейкой лентой на полу контур огромного листа кувшинки диаметром около 6—8 м. Точно в середине листа сидит лягуш­ка-старушка.

Волшебное озеро

Описание. Эта захватывающая игра стимулирует во­ображение и способствует тесному сотрудничеству детей. В больших группах ребята могут перебираться через озеро по двое. По ходу игры дети могут предлагать свои идеи по пово­ду того, какой будет поверхность озера в следующий раз.

Обратите внимание на то, чтобы дети участвовали в игре с равной частотой.

Материалы: одна большая простыня, которая ров­но лежит на полу.

Сломанная нога

Описание. В этом упражнении боязливые дети мо­гут спонтанно научиться прыгать на одной ноге. Четырехлет­ние должны быть в состоянии прыгнуть шесть раз подряд в общей сложности на расстояние 0,6—1 м, пятилетние обычно могут прыгать 8—10 раз и при этом преодолевать расстояние в 1,2—1,5 м.

Игра дает хорошие возможности для развития сотрудниче­ства и готовности помочь. Дети также начинают больше дове­рять другим участникам группы и ведущему]

Материалы: для каждой тройки детей одно старое шерстяное одеяло или кусок ковра соответствующего размера.

Волшебные бобы

Описание. Эта красивая игра дает детям возмож­ность учиться концентрироваться и соблюдать самоконтроль, когда они в возбужденном и расторможенном состоянии. Они могут прыгать любыми возможными способами, но должны резко прекратить двигаться, когда мама призывает их к по­рядку.

Материалы: настольный колокольчик и пакетик с бобами (фасолью) — для каждого ребенка 2—3 боба или больше.

Гигантские прыжки

Описание. Это очень хорошая возможность потре­нировать малышей в технике бега большими прыжками. Вы работаете с каждым ребенком отдельно. Все решает синхрон­ность ваших движений с движениями ребенка. Ребенок и взрослый должны очень хорошо чувствовать друг друга.

Материалы: две губки; положите их в центре ком­наты на расстоянии около 1 м.

Огонь на горе

Описание. Эта простая игра из Кении тренирует скорость реакции и внимательность детей. Последовательность движений относительно проста. Вы должны попытаться как можно скорее выпрыгнуть из положения лежа и встать прямо.

Через середину

Описание. Эта красивая, довольно трудная игра, в которой важно хорошее взаимодействие между детьми в паре. Каждая пара должна прыгать на двух ногах от одного края круга через центр к противоположному краю, не сталкиваясь с другими детьми. Это требует хорошей согласованности меж­ду партнерами, чувства равновесия, пространственной ориен­тации и умения быстро принимать решения.

Материалы: для каждой пары платок или мягкое полотенце, чтобы связать вместе ноги детей

Кузнечик

Описание. Дети работают в парах. Они должны до­говориться, совместно оценить расстояние, быстро решить и спланировать относительно сложное движение.

Материалы: для каждого ребенка обруч; клейкая лента, чтобы разметить линии старта и финиша.

Туда и обратно

Описание. Это оживленная игра с высоким темпом, в которой дети должны очень быстро проявлять реакцию. Здесь требуется частая смена направления движения. Дети хотят показать, что они уже достаточно большие, чтобы справиться с такими заданиями. Не удивляйтесь, если вместо музыки вы будете слышать взволнованные крики детей.

Материалы: оживленная ритмичная музыка, напри­мер, нью-орлеанский джаз.

Глава 4

Найти равновесие

Когда маленькие дети впервые становятся на ноги или делают первые шаги, они учатся самому трудному в своей жизни — держать равновесие. Но им еще очень далеко до того, чтобы закрепить это таинственное умение балансировать и использовать его в других видах движения. Они должны дер­жать равновесие, когда поднимаются или спускаются по лест­нице, когда одеваются, наливают себе стакан молока, когда хотят научиться ездить на велосипеде или кататься на лыжах. Постепенно мы научаемся соблюдать равновесие автоматичес­ки, не задумываясь об этом, и лишь в некоторых случаях мы вынуждены поддерживать его произвольно.

Чтобы поддерживать тело в равновесии, мозг перерабаты­вает множество «посланий» от мускулов и суставов. Он ис­пользует весь накопленный опыт успешных движений, «посла­ния» о возможных точках опоры, получаемые с помощью зрения, так что мы прекрасно знаем, какой должна быть наи­более подходящая поза в той или иной ситуации. Известную роль здесь играют тактильные ощущения, которые передают­ся в мозг от ладоней и стоп. Когда мы закрываем глаза, мы чувствуем себя менее устойчиво, а наши движения становятся неточными (и это особенно характерно для детей).

Чтобы соблюдать равновесие, дети должны знать и уметь различать не только то, что слева, а что справа, что спереди, а что сзади, но и направления движений. Они должны уверен­но обращаться с такими понятиями, как «верхняя», «средняя» и «нижняя» части тела, знать, что центр тяжести может сме-щаться. Способность поддерживать равновесие заново разви­вается для каждого вида движения. При катании на лыжах нам нужен иной способ балансирования, чем при


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.