Тема 1. Особенности курса «История русской литературы конца Х1Х-нначало ХХ века»
1. Россия в конце Х1Х – начале ХХ века.
2. Развитие и борьба литературных направлений в изучаемый период.
3. Место «серебряного века» в литературе конца Х1Х – начале ХХ века.
4. Наблюдался ли упадок критического реализма в конце Х1Х – начале ХХ века. Дальнейшая судьба Реализма в русской литературе.
5. Место пролетарской поэзии в литературном процессе конце Х1Х – начале ХХ века.
6. Художественные вершины и масштабные достижения в творчестве крупнейших писателей изучаемой эпохи.
Тезисный конспект ответа
Реферат.
Использовать научно-методическую литературу.
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: учеб.
пособ. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.А. Келдыша.–
М.: Академия, 2007. – 288 с.; Т. 2.– 352 с.
История русской литературы XX века: в 2 - х ч. Ч.1: учебник для бакалавров/
под общ. ред. В. В. Агеносов_ 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013.–795 с.
Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века: учебник.–М.: Лаком-книга, 2001. – 400 с.
17 марта
Тема 2.
Повесть М. Горького «Фома Гордеев»
1. Творчество М. Горького на рубеже Х1Х начала ХХ века.
2. История создания повести.
3. Сюжет и композиция повести «Фома Гордеев». Первое и второе поколение купечества.
4. История жизни Игната Гордеева.
5. Образ Якова Маякина.
6. Крупный торговец лесом Ананий Щуров.
7. Второе поколение купечества.
А) Люба и Тарас Маякины;
Б) Смолин.
8. Своеобразие образа Фомы Гордеева.
Рефераты по вопросам.
Конспект Подготовить ответы по научно-методиче ской литературе.
Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2008.
Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/
Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. / ИМЛИ РАН. М., 2001
24 марта
Тема 3.
Пьеса М. Горького «На дне» как жанр новой социально-философской драмы.
Литература
1. История замысла и создания пьесы.
Прочитать рассказ Горького «Бывшие люди». Какие нити связывают рассказ
и пьесу?
Литературная критика начала ХХ века о пьесе.
2. Соотношение внешнего и внутреннего конфликта в пьесе.
3. Споры о правде и лжи в пьесе?
Основные позиции оппонентов (Сатин, Бубнов, Лука). Как связываются в
спорах понятия «человек» и «правда»? «Голоса» Ницше и Соловьева в пьесе.
4. В чем смысл финала пьесы (смерть Актера)?
5. Как выражается в пьесе авторская позиция?
Подготовить кон спекты.
Сдать на проверку рефераты.. подготовить ответы по накучно-методической литературе.Анненский И.Ф. Драма на дне / И.Ф. Анненский // Соколов А.Г., Михайлова
М. В. Русская литературная критика конца XIX –начала ХХ вв.: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1982. – С.316-324.
31 марта
Тема 4.
Пьесы М. Горького об интеллигенции
1. Драматургия М. Горького начала 900-х годов.
2. «Мещане»
3. «Дачники»
4. «Варвары» - разоблачение интеллигенции, перешедшей на сторону царизма.
5. «Враги»
6. Мастерство М. Горького – драматурга.
7. Значение драматургии М. Горького для русской литературы.
Подготовить кон спекты. Сдать на проверку рефераты. Подготовить ответы на вопросы, используя научно-учебную литературу. История русской драматургии: вторая половина XIX - начало XX в., до 1917. Л., 1987. Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1973.
Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1999.
7 апреля
Тема 5.
Повесть И.А. Бунина «Деревня». Особенности поэтики и структуры
1. История создания повести
2. История семьи Красовых. Образы братьев: Тихон и Кузьма.
3. Русские типы в повести: Балашкин - народный философ;
Дениска - человек, побывавший в городе;
Серый - самый нищий мужик Дурновки;
женские образы: Молодая, Однодворка '
4. Символические и мифопоэтические образы в повести. Фольклорные обряды.
5. Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация).
6. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в повести.
Подготовить конспекты по заданным вопросам. Подготовить рефера для ответов. Использовать Научно-мптодиченскую литепратуру по вопросам.Бунин И. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1965. Т.1. / Вступ. ст. А.Твардовского. О Бунине. С.7-48. Примеч. О.Михайлова. С.503-519; Т.З. М., 1965 / Суходол. С.133-187. Примеч. А.Мясникова. С.447-464, А.К.Бабореко. С.475-478.
Бунин И.А.: Pго еt соntrа: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001.
14 апреля
Тема 6.
Поэзия Ивана Бунина
.
1. Бунин – поэт и поэзия модерна конца Х1Х века.
2.Мир природы в лирике Бунина. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», поэма «Листопад»
3. Образ Родины в поэзии Бунина. «Родина» («Они глумятся над тобою…»).
4. Проблема сиюминутности и вечности (Ограда, крест, зеленая могила…», «Растет, растет могильная трава…», «Настанет день – исчезну я», «Пустошь», «Могильная трава», «Смерть», «За окном весна сияет новая…»).
5. Красота как противопоставление силе Смерти («Я к ней вошел в полночный час…»,. «Слово»).
6. Любовная лирика Бунина. «Одиночество»
Подготовить конспекты по заданным вопросам.Написать рефераты. Использовать при отвептах научно-методиченские источники.
Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.
Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2008.
21 апреля
Тема 7.
Гуманизм прозы А.И. Куприна
1
. В начале творческого пути. Автобиографизм первых произведений Куприна.
2. «Молох» - продолжение реалистических традиций в повести. Особенности повествования. Идейный замысел. Образы Боброва, Квашнина, Нины Зиненко.
3. Народные типы в ранних произведениях Куприна. Идейно-художественное своеобразие повести «Олеся».
4.Тема искусства в рассказе «Гамбринус»
5. Поэзия купринской любви («гранатовый браслет»).
6. Куприн и революция 1917 года.
Подготовить конспекты. Подготовить ответы, используя научно- методическую литературу.
Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX- начала XX в. М., 2001.
История русской литературы в 4-х тт.Т.4 Литература конца XIX — начала XX века. Л., 1983.
Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. / ИМЛИ РАН. М., 2001.
28 апреля
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
В. Я. Брюсов как основоположник и пропагандист Символизма
1. Творчество Брюсова 1890-х гг. Литературный дебют: три альманаха «Русские символисты». Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты», программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это – я»). Программные стихи, их темы и «формы».
2. Эстетические взгляды раннего Брюсова. Трактат «О искусстве»: обоснование эстетических принципов. Первые попытки обновления метрики русского стиха.
3. Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 гг. Брюсов организатор символистского движения в России. Организация издательства «Скорпион», журнала «Весы» (1904-1909).
4. «Ключи тайн» — программа «свободного» символического искусства. Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»).
5. Отход от резкого субъективизма. Поиски объективно значимых тем и характеров. Стихотворения «Конь блед», «Грядущие гунны», «Кинжал» и др. Поэма «Замкнутые».
Ориентация на классические традиции.
6. Отход от символизма. «Научные стихи». Брюсов — критик и переводчик.
Подготовить рефераты и конспекты по заданным вопро сам. Использовать при подготовке научно-методическую литературу.
Игошева Т.В., Мусатов В.В., Петрова Г.В. История русской поэзии: «Серебряный век». Лекционное приложение к мультимедийному курсу. Великий Новгород. 2002.
2 июня
Тема 12.
Тема 13.
Тема 14.
Тема 1. Особенности курса «История русской литературы конца Х1Х-нначало ХХ века»
1. Россия в конце Х1Х – начале ХХ века.
2. Развитие и борьба литературных направлений в изучаемый период.
3. Место «серебряного века» в литературе конца Х1Х – начале ХХ века.
4. Наблюдался ли упадок критического реализма в конце Х1Х – начале ХХ века. Дальнейшая судьба Реализма в русской литературе.
5. Место пролетарской поэзии в литературном процессе конце Х1Х – начале ХХ века.
6. Художественные вершины и масштабные достижения в творчестве крупнейших писателей изучаемой эпохи.
Тезисный конспект ответа
Реферат.
Использовать научно-методическую литературу.
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: учеб.
пособ. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.А. Келдыша.–
М.: Академия, 2007. – 288 с.; Т. 2.– 352 с.
История русской литературы XX века: в 2 - х ч. Ч.1: учебник для бакалавров/
под общ. ред. В. В. Агеносов_ 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013.–795 с.
Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века: учебник.–М.: Лаком-книга, 2001. – 400 с.
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...