Особенности психологической диагностики детей раннего возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности психологической диагностики детей раннего возраста

2020-06-05 112
Особенности психологической диагностики детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика показывает, что в последнее время у детей всё чаще встречаются различные формы нарушений психического развития. Дети со специальными нуждами составляют немалую часть детского населения. У здоровых детей также нередко наблюдаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр. Своевременное выявление этих проблем имеет решающее значение для их преодоления и построения адекватной стратегии работы с ребенком. Важнейшей задачей психологической службы является контроль за психическим развитием детей раннего возраста. Известно, что в первые 2–3 года жизни развитие ребенка происходит чрезвычайно интенсивно, фактически каждые 2–3 месяца обнаруживаются новые способности и возможности малыша. Отставания или отклонения в развитии в этом возрасте чреваты серьезными проблемами в более поздние периоды. Однако наблюдения за нормальным психическим развитием детей со стороны специалистов, как правило, не ведется. Если процедура медицинской диспансеризации маленьких детей проводится регулярно, то их психическое развитие остается без внимания профессионалов. Восполнение этого серьезного пробела – одна из важных задач психологической службы.

Однако диагностика развития детей раннего возраста имеет существенную специфику и требует особого подхода. В нашем детском саду используется новый вариант психологической диагностики [3].

Новизна этой диагностики заключается в том, что в ее основание впервые закладываются фундаментальные для психического и личностного развития детей сферы – общение со взрослыми и предметная деятельность. Такой подход позволяет по новому взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям его развития, которые обеспечивают формирование таких базовых личностных качеств, как инициативность, любознательность, креативность во взаимоотношениях с социальным и предметным миром, доверие к нему и уверенность в своих силах. При этом не отрицается важность развития моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций, но они рассматриваются в качестве средств общения и предметной деятельности, а не как главные задачи воспитания.

Факт влияния взрослого на полноценное развитие ребенка в последнее время является установленным и общепризнанным. Формирование практически всех способностей осуществляется в его взаимодействии со взрослыми и зависит от содержания общения. Однако на практике диагностические процедуры, как правило, предусматривают оценку выполнения детьми отдельных инструкций, изолированных действий и практически не включают проб, направленных на выявление характера общения ребенка со взрослыми. Данный вариант диагностики восполняет этот существенный пробел. На основе многолетних научных исследований авторы разработали качественные и количественные критерии оценки основных форм общения ребенка раннего возраста со взрослыми. Специфика этого общения заключается в том, что оно разворачивается на фоне действий с предметами и включает их в качестве своего содержания. Этим обусловливается процедура диагностики, которая строится на одновременном наблюдении диагноста за тем, как ребенок общается со взрослым (в том числе речевыми средствами) и как при этом протекает его предметная деятельность. Таким образом, диагностика осуществляется сразу по нескольким направлениям, главные из которых следующие:

· диагностика развития общения со взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения;

· диагностика уровня развития ведущей в раннем возрасте предметной деятельности (двигательные способности и уровень познавательной активности рассматриваются как аспекты предметной деятельности).

Совокупный качественный анализ позволяет не только диагностировать наличный уровень развития отдельных сфер, но и устанавливать причины тех или иных отставаний в развитии. Отличительной особенностью методик, определяющих уровень развития деятельности ребенка, является его включенность в общение со взрослым. Опираясь на понятие зоны ближайшего развития, мы исходим из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно только измерить и зафиксировать егоактуальные действия, необходимо обнаруживать и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка служат важнейшим показателем потенций самого ребенка.

Однако диагностика – далеко не главное направление работы психолога. Как уже отмечалось, значительно важнее обеспечить адекватные условия для нормального развития психики и личности ребенка. Главное среди названных условий – это полноценное и адекватное возрасту общение ребенка с близкими взрослыми.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.