Комплекс упражнений для детей с ДЦП — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

2020-06-05 191
Комплекс упражнений для детей с ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Упражнения, развивающие навыки движения:

· ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;

· ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;

· взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

· ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;

· придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;

· подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Упражнения для нормализации суставных функций:

· ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

· ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;

· ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

· ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Упражнения для мускулатуры живота:

· ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;

· научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

· ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;

· ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Упражнения для устранения гипертонуса мышц рук:

· проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

· крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Упражнения для мышц ног:

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

· взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Упражнения для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

· ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;

· ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;

· ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Упражнения для стабилизации дыхания:

· попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;

· отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;

· научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

Марш

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

Прыжки на батуте

Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятиясенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

Игры с мячом

Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:

• Удары ногой по мячу

• Ведение мяча

• Отбивание мяча от пола

• Отбивание мяча руками и ловлю мяча

Равновесие

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

Танцы

Родители и специалисты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»

• «Одеваемся»

Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструкторы и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

• «Крабовую» походку

• Прыжки лягушкой

• Перекатывания

• Прыжки на скакалке

• Ходьбу по линии

• Лазание по предметам и т.п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми поупорядочиванию последовательности действий.

Конспект занятия по физическому развитию с детьми – аутистами (младшая группа).

В содержание физкультурных занятий включаются доступные детям движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание мяча, коррекционные упражнения, направленные на развитие равновесия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Несмотря накажущуюся простоту, несложные двигательные задания часто трудны детям. Особенно большие затруднения испытывают те дошкольники, у которых физическое развитие и сроки формирования двигательных навыков резко отстают от нормы.

На каждом занятии даем детям почувствовать нагрузку, удовлетворяем потребность подвигаться, получить возможность выразить себя в движении. Все виды движений, как правило, выполняются несколько раз. Постепенно в процессе учебного года двигательные умения закрепляются и совершенствуются.

Непосредственно - образовательная деятельность.

Цель: учить детей ходить друг за другом, выполнять упражнения по подражанию за воспитателем, развивать координацию движений, умение выполнять простые действия с мячом.

Пособия: 3средних мяча, ковровая дорожка, вертушки по количеству детей, веревка, бубен.

Словарь: идите, бегите, сядьте, встаньте, катите мяч, прыгайте.

Последовательность работы:

Первая часть

Приветствие: воспитатель подходит к ребенку, держа в руке бубен, стучит в него со словами: "Привет, Ира". Девочка в ответ стучит в бубен, говорит: "Привет, тетя Лена". Так воспитатель подходит к каждому ребенку с приветствием. Если малыш не справляется, то педагог рукой ребенка стучит в бубен и проговаривает приветствие.

Для организации детей проводится игра "Пузырь". Дошкольники делают круг, берясь за руки: "Раздувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. Хлоп." Все вместе хлопают в ладоши, подбегают к воспитателю и садятся на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель выстраивает детей друг за другом и в левую руку каждого вкладывает веревку, передний конец ее берет сам. Затем он ведет детей под звуки бубна по кругу. Дети проходят 2 круга. Время от времени воспитатель оборачивается и проверяет, все ли правильно идут. Если группа распалась, делается остановка, дети выстраиваются снова. Движение производится с одновременным произнесением звука «у-у-у-у».

Вторая часть

Воспитатель начинает выполнять движения, побуждая детей к подражанию. Педагог помогает им выполнять эти движения. Во время выполнения упражнений важно, чтобы воспитатель четко обозначал каждое положение и не торопился сменить его, если не все дети успевают. Каждое следующее упражнение не должно быть похожим на предыдущее, так как детям еще трудно различить их.

  1. Махи руками вперед-назад попеременно «мы веселые Петрушки» (3-5 сек.).
  2. Хлопки в ладоши.
  3. Притопывания ногами, руки за спиной (5-8 сек.).
  4. Похлопывание по коленям.
  5. Хлопки в ладоши с одновременным притопыванием ногами (5-8 с).
  6. Движение головой вперед – назад (8-10 сек.).
  7. Движения головой вправо – влево.
  8. Сидя на ковре, похлопывание по коленям (5-7сек.).
  9. Подпрыгивание на носках (10-12 прыжков).

Основные виды движений:

  1. Сидя в парах, катание мячей друг другу (8-10 раз).
  2. Стоя, бросание и ловля мяча. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди.

Во время катания мячей друг другу, детей сажают на ковер, им широко разводят ноги и дают по мячу. Первые прокатывания воспитатель делает руками одного из детей, напоминая упражнение. Дальше дети выполняют его самостоятельно.

Третья часть

1. Бег группой к противоположной стене зала, держа в руке вертушку. Игра "Вертушки" повторяется 3 раза.

2. Ходьба друг за другом, держась за веревку.

Ходьба, держась за веревку проводится как и в начале занятия. Затем воспитатель убирает веревку и занятие заканчивается.

Прощание: воспитатель подходит к ребенку, держа в руке бубен, стучит в него со словами: "Пока, Ульяна". Девочка в ответ стучит в бубен, говорит: "Пока, тетя Лена". Так воспитатель подходит к каждому ребенку и прощается. Если малыш не справляется, то педагог рукой ребенка стучит в бубен и проговаривает прощание.

 

 

Комплекс упражнений

на данный момент специалистами разработан комплекс лечебной физкультуры при диабете, который имеет примерно одинаковые упражнения в независимости от типа заболевания.

1. Пружинистая ходьба при ровной спине непосредственно от бедра. При этом дыхание должно воспроизводиться ритмично через нос. На выполнение упражнения отводится 5-7 минут.

2. Ходьба на носках и пятках, попеременно. При совершении шагательных движений верхние конечности разводятся в разные стороны. Дыхание при этом произвольное, а на выполнение упражнений выделяется 5-7 минут.

3. При исходном положении стоя прямо развести руки в стороны и выполнять вращательные движения в локтях от себя, а после этого к себе, напрягая мышцы. Процесс дыхания должен быть при этом произвольный.

4. При совершении глубокого вдоха, нужно наклонясь, обхватить колени. После этого – выдох. Находясь в таком положении осуществлять движения в виде круга в коленях в правую и в левую сторону. Процесс дыхания при этом должен быть вольным.

5. Стать прямо, руки развести в стороны и максимально напрячь. Осуществить вдох как можно глубже, после чего – выдох, при этом выполняя вращения в суставах плечей. Амплитуда движений должна быть по возможности минимизированной, после чего увеличенной до максимума.

6. Сесть на пол и развести ноги в разные стороны максимально напрягая. При совершении вдоха наклониться вперед, двумя руками касаясь носка левой ноги. Выдох следует совершать прямо, находясь в таком положении. При принятии исходного положения – опять глубокий вдох, после чего следует выполнить те же упражнения с правой стороны.

7. Стать прямо, держа гимнастическую палку перед собой и растягивая ее. Дышать при осуществлении упражнения допускается вольно.

8. Палку удерживать за края, отводя руку за спину наклониться в левую сторону. После этого подвинуть палку вверх с левой стороны – глубоко вдохнуть и принять исходное положение. Сделать то же с другой стороны.

9. Исходное положение то же. Гимнастическую палку завести назад, удерживая локтями при сгибах. Прогнуться и глубоко вдохнуть при этом, затем сделав наклон вперед – выдохнуть.

10. Ухватить палку и, держа ее за окончания, воспроизводить растирательные движения от стороны лопаток к верней части шеи, после от поясницы до нижней части лопаток. Отдельно растирать ягодицы. Дыхательные движения при этом допускаются в вольном режиме.

11. Растирать палкой область живота, совершая движения по часовой стрелке. Дыхание вольное.

12. Сесть на табуретку, растирать ноги при помощи гимнастической палки от половины ноги к области паха, а затем до самого низа. Следует иметь в виду, что это упражнение нельзя выполнять при варикозном расширении вен, трофических изменениях в тканях.

13. Сидя на табуретке, палку положить на землю, покатав ею подошвами ног. Дышать допускается вольно.

14. Сесть на табуретку и массировать уши щипками на протяжении минимум одной минуты.

15. Лечь на пол, ноги сомкнуть вместе, под голову положить небольшую подушку или валик. Поднимать ноги поочередно, не сгибая в коленях. Дыхание при этом произвольное.

16. Лечь на пол, выполняя всем известный “велосипед”. Упражнение выполнить не менее 15 раз.

17. Лечь на живот, затем упереться руками в пол – глубоко вдохнуть, прогнуться, стать на колени и выдохнуть.

18. Глубоко вдохнуть, набрав в легкие воздуха по максимуму и медленно выдохнуть, после чего осуществить ходьбу на месте на протяжении 5 минут.

 

Сядьте в каком-либо красивом месте (если вы в городе, то пусть это будет парк, набережная, или что-то в этом роде). Сосредоточьтесь на своем дыхании и на звуках, которые вас окружают. Не торопясь, начните разглядывать окружающий вас пейзаж. Вглядывайтесь в деревья облака, пытаясь почувствовать, каково это быть облаком, рекой, ветром и т.д. Когда ваши чувства обострятся, начните мысленно расширять границы вашего тела до ближайшего дерева, травки, камушка, пытаясь представить, что они продолжение вас. Когда это начнет получаться, подключите дыхание. На вдох расширяйтесь, на выдох концентрируйтесь на своем сердечном центре. Амплитуду расширения постепенно увеличивайте.

2 блок.

Во втором блоке даны описания физических упражнений, основанных на растяжках и массажных приемах. Они позволяют снять излишнее напряжение, добиться гармонизации состояния и годятся как детям, так и взрослым. Для взрослых понадобится помощник, которому вы симпатизируете и доверяете.

Посадите ребенка рядом с собой, возьмите его руку. Начинайте разминать каждый пальчик, представляя, как от пальчика вверх по руке и дальше идет светящийся поток. Представьте, как вы, разминая пальчик, проталкиваете все препятствия на пути этого потока. Проделайте это со всеми пальчиками рук и ног.

2. Положите ребенка на пол на коврик лицом вверх, сами встаньте у его изголовья на колени, возьмите его за ладошки, и мягко отклоняясь назад, потяните руки ребенка на себя. Отпустите руки, переместитесь к ногам, и так же потяните за ноги. Затем встаньте, поставьте свою ногу на грудь ребенка, и легко упираясь ногой, потяните руки ребенка вверх. Если у вас есть еще один помощник, то возьмитесь каждый за руку ребенка, и потяните их в разные стороны. Кроме того, вдвоем можно одновременно тянуть ребенка за руки и за ноги, или перекрестом: один тянет за правую руку, другой за левую ногу одновременно, и наоборот. Переверните ребенка лицом вниз и проделайте все те же растяжки уже из этой позиции. (Растяжки рук вверх с фиксацией грудной клетки ногой, на животе можно делать из двух позиций: а) когда руки в начале упражнения вытянуты вдоль тела, б) когда они подняты над головой.)

Ребенок лежит на спине. Возьмите его ножки и прижмите коленями к груди. Повибрируйте его ногами мягкими толчками упирая в грудь. Опустите ноги вниз. Возьмите одну ногу ребенка, согните ее в колени и начинайте круговыми движениями разминать тазобедренный сустав. Старайтесь амплитуду кругового движения делать как можно более широкой. Повторите то же самое с другой ногой.

Сядьте на стул, положите ребенка животиком себе на колени. Его руки, ноги и голова должны свободно свисать вниз. Погладьте спинку ребенка. Представьте себе, что он покрыт капельками воды. Мягкими движениями сгоняйте эти капельки с его тела от центра спины вниз по рукам, ногам и голове. Повторите все эти действия, перевернув ребенка животиком вверх.

5. Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу. Мягко прижмите его к себе. Представьте как в вашем сердечном центре (в центре груди на уровне сердца) начинает разгораться солнце. Почувствуйте его сердечное солнышко, соедините ваши солнышки в одно.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.