Словарик литературоведческих терминов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Словарик литературоведческих терминов

2020-06-05 247
Словарик литературоведческих терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акмеизм  – (от греч. – вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила) – поэтическое течение в литературе серебряного века, возникшее в начале 1910-х годов в среде молодых поэтов как своеобразная оппозиция символизму. Один из основоположников и главных теоретиков акмеизма Н.С. Гумилев писал в 1913 году в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли <…>, или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».

Аллегория  – (от греч. – вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила) – поэтическое течение в литературе серебряного века, возникшее в начале 1910-х годов в среде молодых поэтов как своеобразная оппозиция символизму. Один из основоположников и главных теоретиков акмеизма Н.С. Гумилев писал в 1913 году в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли <…>, или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».

Анафора  или единоначатие (от греч. – вынесение вверх) – стилистическая фигура (то есть словесный оборот, особый стилистический прием, придающий литературному языку и речи отдельных персонажей особую языковую и смысловую выразительность: «Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условные выражения» – А.С. Пушкин), состоящая в повторении самостоятельных отрезков речи, к которым относятся слова, полустишья, строки, строфы, фразы и т.д.

Антигерой  – особый тип литературного героя, нарочито лишенный героических примет, но занимающий господствующее место в произведении и в какой-то мере выступающий «доверенным лицом» автора.

Герой  литерату́рный – действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности. По степени и мере участия в ходе описываемых событий, по степени тождественности автору или авторской заинтересованности литературный герой может быть «главным» или «второстепенным».

Действие  – различные поступки персонажей эпических и драматических произведений, составляющие вместе с изображаемыми событиями первостепенную сторону сюжета. Элементарными единицами действия являются высказывания, жесты, мимика персонажей, выражающие с разной степенью полноты их эмоции, мысли и намерения. Следует различать действие внешнее и действие внутреннее. Если внешнее действие указывает на конфликты, не выходящие за рамки описываемых событий, то действие внутреннее направлено на постижение глубоких, порой замаскированных, немыслимых, конфликтных положений, в которых оказываются не только главные, но и второстепенные персонажи. При этом поступки персонажей составляют единое действие, являющееся эстетической нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения.

Завязка  – событие, которым начинается развитие действия в литературно-художественном произведении. В завязке чаще всего намечается конфликт. Нередко ей предшествует экспозиция. Обычно завязка дается в начале произведения, и тогда с нее начинается подъем сюжетной линии, но не всегда (классический пример: решение Чичикова скупать «мертвые души» явлено читателю только в конце первого тома поэмы Н.В. Гоголя). Завязка может быть и внезапной, неожиданной, немотивированной, открывающей произведение безо всякой экспозиции. В этом случае она придает особую остроту развитию действия (так начинается роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», к такому приему прибегает во многих своих произведениях Ф.М. Достоевский).

Замысел  – не всегда осознанное мыслительное движение художника слова, творческий набросок, как правило, зафиксированный на бумаге, первоначальная общая схема будущего произведения. Замысел является не только самой первой ступенью творческого акта писателя, с попытки его рассмотрения обычно начинается изучение творческой истории произведения. Замысел может созревать и реализовываться постепенно, может вырасти из конкретного образа, той или иной сцены или появиться под влиянием какой-либо идеи. Важно, что знание замысла помогает точнее и глубже раскрыть и по-настоящему постичь смысл произведения.

Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Интрига  – (от фр. – запутывать) – сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения. В зависимости от жанра, это могут быть неожиданные поступки героев и события, необычайные ситуации, пространственно-временные смещения, новые, таинственные персонажи, которые круто меняют судьбы и поведение остальных героев.

Исповедь  – литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля одно из значений исповеди определяется как «искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел»).

Композиция – (от лат. – складывание, построение) – одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение.

Конфликт - (от лат. – столкновение) – схватка между персонажами литературно-художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречие внутри сознания героев.

Кульминация  – (от лат. – вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

Лейтмотив  – (от нем. – ведущий, руководящий мотив) – преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишневом саде» А.П. Чехова становится отдаленный звук лопнувшей струны).

Лирическое отступление  – особая форма авторской речи, слово автора-повествователя, выпадающее из общего сюжетного описания событий для их «субъективного» комментирования и оценки «по поводу», чаще всего прямо не связанному с действием произведения. Лирические отступления позволяют автору в открытой форме высказывать собственные суждения по различным вопросам, вовсе не обязательно имеющим прямое отношение к центральной теме.

Мотив  – (от фр. – побудительная причина, повод к какому- либо действию; довод в пользу чего-либо) – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях. Термин заимствован из музыковедения, где определяется как мелодия, напев, наигрыш, а также наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы.

Несобственно-прямая речь  – особый прием повествования, форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь позволяет писателю сочетать собственно авторскую характеристику с самохарактеристикой героя. Здесь отражаются языковые особенности чужого высказывания, манера речи персонажа произведения. В несобственно-прямой речи эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, передается не от имени литературного героя, а от имени автора, рассказчика, который в этом случае выражает мысли и чувства своего персонажа, сплавляет воедино его речь со своей речью.

Образ  – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму, самый способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя.

Отзыв - жанр самостоятельного высказывания о художественном произведении на основе эмоционального переживания.

Повесть – эпический прозаический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом.

Портрет  – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

Пролог  – (от греч. – перед; слово, речь) – вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию. В повествовательных жанрах (роман, повесть, рассказ и т.д.) пролог всегда имеет художественно-эстетическое значение, становясь своеобразной предысторией сюжета, а в литературной критике, публицистике и других «документальных» жанрах может восприниматься в качестве предисловия.

Прототип  – (от греч. – прообраз) – реальное лицо, послужившее автору прообразом для создания литературного персонажа. Характер использования прототипа художником слова прежде всего зависит от направления, жанра, творческой индивидуальности писателя. Обращение к прототипу наиболее важно в автобиографических сочинениях («Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Былое и думы» А.И. Герцена) и в автопсихологической лирике, где в качестве прототипа лирического героя выступает сам поэт. Литературный персонаж, совмещая в себе отдельные черты разных лиц, может иметь несколько прототипов (так создан образ Грушницкого в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова), но чаще автор при создании образа опирается на одно известное ему лицо (Базаров в «Отцах и детях» И.С. Тургенева).

Развязка  – окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения. Выразительный пример тому – начало рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание».

Рассказ   – малый прозаический эпический жанр, имеющий значение «повествование», «история какого-нибудь события».

Сатира  – (от лат. – смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т.д.) – особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений.

Символ  – многозначный предметный образ, соединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности». Символом могут быть предметы, животные, природные явления, различные признаки предметов, недосказанные действия, полупрозрачные намеки, личностное восприятие деталей окружающего мира. Символ часто прибегает к скрытому сравнению или уподоблению. Символическое начало всегда присутствует и при создании запоминающихся литературных характеров-образов, и при мифотворчестве.

Трагедия  – (от греч. – козлиная песнь) – драматургический жанр, основанный на коллизии (обязательного трагического содержания), противоположный комедии, патетично изображающий конфликты в предельно напряженной форме. Трагедия изначально воплощала собой экстремальные противостояния между личностями и обществом.

Умолчание  – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения.

Фабула  – (от лат. – рассказ, повествование, басня) – событийный рассказ, более или менее подробный пересказ эпического, драматического и, в некоторых случаях, лирического произведения. В отличие от сюжета, развертывающее перед нами действие как нечто совершающееся на наших глазах, фабула только сообщает об этом действии, указывает на него и информирует нас об основных его перипетиях.

Характер  – (от греч. – отпечаток, признак, отличительная примета) – образ человека в литературно-художественном произведении, через который автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления, а через определенные поступки, мысли, переживания, речь вырисовывает исторически обусловленный тип человеческого поведения. Художественный характер – это единство общего и индивидуального, объективного и субъективного. Характер в литературе создается изображением внешних и внутренних проявлений личности героя, авторскими и другими характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета произведения. Воспроизведение характера в его разноплановости и развитии – специфическое свойство художественной литературы в целом.

Характеристика  литературная – выделение и раскрытие отличительных примет и поведенческих особенностей персонажей, их переживаний, а также сосредоточение внимания на их культурном уровне, принадлежности к той или иной социальной группе, на событиях, в которых они принимают непосредственное участие.

Эпилог – (от греч. – послесловие, подытоживание) – заключительный компонент, завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части. В эпилоге может изображаться жизнь главных персонажей через значительный временной отрезок после завершения действия («Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С. Тургенева; «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого («Война и мир» Л.Н. Толстого), освещается личность автора («Цыганы» А.С. Пушкина). В театрально-драматическом искусстве эпилогом становится итоговая характеристика актерами-персонажами смысла изображаемого или их обращение к зрителям с поучением, благодарностью, просьбой в снисхождении.

Эпитет  – (от греч. – приложение) – образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом. Следует, правда, помнить, что многие исследователи считают эпитетами только метафорические прилагательные. В отличие от обычного логического определения, эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («влажный блеск») или, как метафорический эпитет, переносит на него свойства другого предмета («кудрявый след»).

Юмор  – (от англ. – комизм, причуда, нрав) – комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьезному; «…веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии», – по определению «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

Явление  – (от греч. – сцена) – выделенная в тексте часть драматического произведения, на протяжении которой состав действующих лиц на сцене остается неизменным, определяется их приходом или уходом. На явления обычно делятся составляющие драматического текста – действия (акты) или картины (сценические эпизоды).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.