Музыкальный образ и средства выразительности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Музыкальный образ и средства выразительности

2020-06-05 851
Музыкальный образ и средства выразительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

                                               

Введение

 
1 Музыкальный образ и средства выразительности  
2 Интерпретация музыкального произведения (образа)  
3 Практический анализ (Д. Кабалевский «Песенка»)  
     

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций и обладает собственным языком. Полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения является центральной проблемой исполнительского искусства. Музыкальное произведение (в отличие от таких видов искусства как живопись, скульптура, литература) не является по своей природе самостоятельно функционирующим результатом художественного творчества. Оно вручает свою судьбу в руки музыканта-исполнителя и подчиняется его прочтению, пониманию, художественному вкусу. Интерпретация - это сложный процесс активизации человеческой психики, который, как любое проявление, отражающее субъективные качества личности, имеет неисчерпаемое количество вариантов реализации. Процесс становления исполнительской концепции от момента ее зарождения в виде общего эмоционального ощущения музыки до ярких конкретных обобщенных образов актуализации произведения требует активной поисковой деятельности, в ходе которой обязательно применяются и совершенствуются знания, обогащаются индивидуальные приемы и методы работы, углубляется способность к аналитической деятельности, открывающей пути к практическим находкам.

Объект исследования – музыкальный образ.

Предмет исследования – взаимосвязь средств выразительности при создании музыкального образа.

Цель – выявить особенности взаимосвязи средств выразительности в музыкальном произведении через рассмотрение теоретических положений и практический анализ фортепианной пьесы Д. Кабалевского «Песенка».

Задачи:

1. Проанализировать различные источники по вопросам средств выразительности и понятия «музыкальный образ»;

2. Дать характеристику основным понятиям;

3. Осуществить практическую часть анализа.

Характеристика

Мелодия   певучая, плавная движение поступенное и волнообразное, есть скачки, соединенные мотивно; кульминация на звуке ля2 Гармония   выразительная диатоническая мелодия гармонизуется как в натуральном миноре, так и хроматическими звуками; в сопровождении в основном терции и ум.4 Лад минор В основе – натуральный минор, но присутствуют «мажоро-минорные» краски в развитии: мажорное S53, D 53, пониж.II53 Фактура гомофонно-гармоническая сочетаются более подвижная по длительностям мелодия (верхний голос) и «скупое» сопровождение протянутыми звуками интервалов; в 1-м предложении встречается перестановка линии мелодии в нижний пласт фактуры Темп   Andantino Неторопливый, к концу ещё более замедляется Динамика Преобладает piano, кульминации forte В развитии музыки пьесы происходит движение от тихого к громкому звучанию и постепенное затихание Ритм ровный плавный   преобладают четверти и восьмые; музыка оканчивается на долгих длительностях Регистр средний и высокий   Диапазон звучания от соль# мал. – до3 Штрихи legato Основной (главный) способ исполнения Форма Период повторного строения  2-е предложение гармонически более сложное, развивающего типа

 

Песня или песнь - наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором, как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Название фортепианной пьесы «Песенка» сообщает исполнителю, прежде всего, о предполагаемой напевной манере исполнения, подразумевающейся подтекстовке. Используя в аналитико-исполнительской работе над пьесой «Словарь признаков характера звучания» (словарь эстетических эмоций В. Ражникова) мы выявили, что музыкальный образ ближе к модальности «поэтично» и «нежно» (Приложение 5).

Заключение

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности. Чтобы лучше понять произведение, следует иметь представление об элементах музыки - выразительных средствах музыки. Анализ средств выразительности пьесы «Песенка» способствовал более глубокому пониманию авторского замысла и направил исполнительскую трактовку пьесы. При работе над произведением рекомендуется анализ направления движения голосов мелодии и сопровождения, тщательная проработка аппликатуры для более певучего звучания. Невыразительная, однообразная исполнительская динамика (динамическое развитие) не создаст мечтательно-задушевного настроения (колорита) пьесы. Гармонические особенности развития в музыке (способствующие созданию настроения) также должны быть подчеркнуты, важным является движение к кульминации.

Итак, все элементы музыкального языка (средства музыкальной выразительности, исполнительские средства) в создании музыкального образа выступают совместно. В создании интерпретации - исполнительской трактовки лирического образа пьесы «Песенка» важно понимание значения характеристики каждого элемента, его «вклада» в общее звучание, постоянная работа по совершенствованию творческого результата. Интерпретировать - это воссоздавать в себе произведение, которое играешь (С. Фейнберг). Путь, по которому идет пианист от первого знакомства с музыкальным произведением до его первого исполнения, по меткой характеристике С.Е. Фейнберга, - это «линия, ведущая от бесконечного через конечные элементы нотной записи опять к бесконечному».

Оформление музыкального образа в воображении исполнителя происходит постепенно и является идеальной концепцией музыкального произведения (как бы образом-эталоном).

 

Список используемой литературы

1. Кабалевский, Д.Б. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 3.  Переиздание [Ноты] / Д. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1985. – 64 с.

2. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 368 с.

3. http://lershkola-5.ucoz.ru/ped_kollektiv/anosova/Studmed.ru_kabalevskiy-db-ruk-programmy-obscheobra.pdf / Программа «Музыка» 1-8 классы.

4. http://vikidalka.ru/2-211030.html / Понятие о музыкальном образе. Классификация образов.

5. https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/kabalevskyi_fmdu.htm / Д. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Выпуск 1. “Советский композитор”, 1983.

6. https://refdb.ru/look/2942288-pall.html / Филиппова А.С. Фортепианное творчество Д.Б. Кабалевского: исполнительский и педагогический аспект.

7. http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html / Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение.

8. http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti / Ирина Анищенко. Средства музыкальной выразительности.

9.http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/vyrazitelnye-sredstva-muzyki / Ирина Анищенко. Средства музыкальной выразительности.

10. http://mymusicmy.ru/interesnosti/sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Д.Б. Кабалевский

«Песенка» ор.27 №2

 

  Приложение 5

«ПОЭТИЧНО» «НЕЖНО»
возвышенно ласково
мечтательно ласкающе
одухотворенно любовно
сердечно с любовью
задушевно радушно
интимно мягко
трепетно благородно
душевно трогательно
напевно приветливо
окрыленно елейно
проникновенно деликатно
пленительно любезно
чутко почтительно
лирично приятно
вдохновенно целомудренно
невинно чисто
неискушенно безропотно
заворожено доверчиво

 


[1] Материал изложен в 2, с.193-196.

Содержание

                                               

Введение

 
1 Музыкальный образ и средства выразительности  
2 Интерпретация музыкального произведения (образа)  
3 Практический анализ (Д. Кабалевский «Песенка»)  
     

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций и обладает собственным языком. Полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения является центральной проблемой исполнительского искусства. Музыкальное произведение (в отличие от таких видов искусства как живопись, скульптура, литература) не является по своей природе самостоятельно функционирующим результатом художественного творчества. Оно вручает свою судьбу в руки музыканта-исполнителя и подчиняется его прочтению, пониманию, художественному вкусу. Интерпретация - это сложный процесс активизации человеческой психики, который, как любое проявление, отражающее субъективные качества личности, имеет неисчерпаемое количество вариантов реализации. Процесс становления исполнительской концепции от момента ее зарождения в виде общего эмоционального ощущения музыки до ярких конкретных обобщенных образов актуализации произведения требует активной поисковой деятельности, в ходе которой обязательно применяются и совершенствуются знания, обогащаются индивидуальные приемы и методы работы, углубляется способность к аналитической деятельности, открывающей пути к практическим находкам.

Объект исследования – музыкальный образ.

Предмет исследования – взаимосвязь средств выразительности при создании музыкального образа.

Цель – выявить особенности взаимосвязи средств выразительности в музыкальном произведении через рассмотрение теоретических положений и практический анализ фортепианной пьесы Д. Кабалевского «Песенка».

Задачи:

1. Проанализировать различные источники по вопросам средств выразительности и понятия «музыкальный образ»;

2. Дать характеристику основным понятиям;

3. Осуществить практическую часть анализа.

Музыкальный образ и средства выразительности

Музыкальный образ – это характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие.

Музыкальный образ (как любой художественный образ вообще) - это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни. «Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Определить жизненное содержание и закономерности развития музыкального образа легче в вокальном сочинении и в сочинении программном (т. е. в сочинении с определенным сюжетом, изложенным в специальной авторской программе или обозначенным в его заголовке)» [3, с.153]. Но постепенно мы учимся воспринимать жизненное содержание произведений без программы и сюжетного заголовка. В этом очень помогает сравнение разных произведений.

Классификация музыкальных образов [4]:

Ø  лирические - образы чувств;

Ø эпические - описание;

Ø драматические - образы-конфликты, столкновения;

Ø сказочные - образы-сказки, нереальные;

Ø комические - смешные и т.д.

Лирические образы. Слово лирика происходит от слова «лира» – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Главные свойства лирики: чувство, настроение, отсутствие действия.

 Драматические образы. Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) – один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. Драма - произведение, изображающее процесс действия. Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях. Главные свойства драмы: человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной; герой ищет выход из этой ситуации; он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией. В драме на первом плане – действия, которые  могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки. Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Эпические образы. ЭПОС, [греч. epos - слово]. Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях. Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души. Свойства эпоса: единство героя со своим народом; историчность, сказочность; относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости). Эпические образы в музыке - это образы не только героев, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху (на первом месте не герой с его личными проблемами, а история).

Средства музыкальной выразительности. Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций. Музыка обладает собственным языком, представленным специфическими музыкальными средствами выразительности: тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе и интерпретации музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.Мы подобрали общедоступные по описанию определения [7-9].

Темп определяет скорость исполнения: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли из итальянского языка (Приложение 1). Темп зависит от содержания и характера музыкального произведения. Бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной. Музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями можно сравнить с человеческой речью. Изменение в темпе, а также темп произведения – важное средство музыкальной выразительности. 

Ритм - соотношение звуков по длительности; как средство музыкальной выразительности определяет настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. называется ритмом. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая, разнообразные длительности – мелодия гибкая, прихотливая. Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание, чередуются времена года, сменяются день и ночь.

Метр. Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром. В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями. В начале произведения указывается размер произведения, например. В каком темпе будут двигаться доли-шаги - композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Тембр – окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое. По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний. Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет и т.д.

Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен. Мелодия – основа музыкального искусства. У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Мелодия может быть напевной или декламационной.

Лад. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад. Лад определяет порядок и систему. Ладов в музыке много, самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Гармония. Высота звуков, лад, ритм, темп неразрывно связаны друг с другом в любом произведении. Но более полно, ярко песня раскрывается в многоголосном изложении — с подголосками и разделением мелодии на отдельные голоса. Многоголосная музыка, в которой один голос – ведущий, а остальные – сопровождающие – называется гомофонической. Одновременно звучащие голоса образуют последовательность аккордов, которые называются гармонией. Гармония дополняет, обогащает мелодию выразительными красками, помогает раскрыть содержание и смысл мелодии и выступает в роли выразительного средства. Музыка ярче и выразительнее, когда мелодия звучит в сочетании с гармонией.

Динамические нюансы делают исполнение выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики — нюансы крещендо и диминуэндо.

Штрихи. Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения. Legato (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение. Staccato (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Non legato (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение.

Форма. Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам. Музыка, как и литературное произведение, проживается во времени. В произведении есть части, главы, фразы. Они сменяют друг друга, создавая действие, основанное на контрасте, сопоставлении, повторе. Последовательность частей создает определенное построение, называемое формой. Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика. Самая простая форма– период. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи. Когда музыкант исполняет произведение, понимая смысл построения сочинения, придерживается структуры произведения – выделяет предложения, фразы, мотивы, и более крупные построения – части – исполнение становится выразительным и понятным. Прием такого исполнения называется фразировкой. Фразировка предполагает наличие кульминаций во фразах, разделение построений, которое называется цезурой.

2. Интерпретация музыкального произведения (образа)

 

Известный французский музыковед Ж. Бреле нашла для этого явления удивительно точные и прекрасные слова о том, что музыкальное произведение не может оживить себя само: «Как Спящая красавица, которую должен разбудить принц, оно ждет, чтобы исполнитель разбудил его ото сна» [2, с. 188]. Без исполнительского искусства музыка существовать не может. Звучащий музыкальный образ является синтетическим продуктом деятельности воображения двух человеческих индивидуальностей - композитора и исполнителя (качественный уровень творческих и профессиональных возможностей которого обусловливает эстетическую ценность художественного продукта. Музыкальное произведение (в лице композитора) доверяет исполнителю и свое содержание, и свою жизнь. Создание исполнительской интерпретации музыкального произведения требует специального анализа (Приложение 2). 

Творческий смысл музыкально-исполнительской деятельности подчеркивали многие выдающиеся музыканты (например, А.Н. Серов). Нотная страница доносит до исполнителя многие грани авторского замысла (форму, темп, метр, динамику, исполнительские указания, фразировку, артикуляционные указания и т. д., а часто и программное содержание пьесы, ее название). Однако, все эти данные указывают лишь общее направление развития музыкального образа. Запись знаков агогики, динамики, артикуляции, а также темповых обозначений не отражает точного авторского понимания этих средств выразительности. Каждый элемент нотного текста может быть расшифрован разными исполнителями по-разному. Поэтому, читая нотную запись, исполнитель всегда бывает поставлен перед выбором вариантов трактовки музыкального произведения. В то же время, многие видные музыкальные деятели считали информационную емкость авторского текста достаточной (А.Г. Рубинштейн, Ф.М. Блуменфельд, С.И. Савшинский и др.). Савшинский указывает, что «нотный текст для пианиста, обладающего богатым арсеналом продуктивных музыкально­слуховых представлений, развитым мышлением и прочной профессиональной и общей музыкальной подготовкой, практически информационно неисчерпаем» [2, с.190]. Раскрывая музыкальный образ наиболее близкими его художественной и личностной индивидуальности выразительными средствами, музыкант-исполнитель в слуховом воображении строит свой собственный самобытный вариант прочтения музыкального произведения. В результате субъективной оценки художественно-образного содержания музыкального произведения исполнитель, пропуская его через призму своей психики, трансформирует и акцентирует различные грани образа соответственно своим музыкально-слуховым представлениям о логике развития его художественного содержания. Звуковой образ, возникающий в воображении исполнителя, несет на себе отпечаток его индивидуальности. Отношение исполнителя к окружающему миру, его темперамент, особенности мышления отражаются в динамичности создаваемого им музыкального образа, его эмоциональной насыщенности, а также на подборе средств выразительности и приемов интерпретации. Раскрывая образный строй произведения при помощи наиболее близких его художественной индивидуальности выразительных средств, пианист наделяет музыкальный образ характерными чертами своего внутреннего слышания, основывается на особенностях своих субъективных музыкально-слуховых представлений (музыкальный образ, преломляясь в сознании исполнителя, приобретает новые качества, характерные для творческого почерка конкретного исполнителя). Совершенствование музыкального образа безгранично. Разрастаясь, он преодолевает несколько этапов развития - от общего эмоционально-образного постижения музыки, через профессиональный и слуховой поиск к субъективному отражению содержания музыкального произведения (Приложение 3).

Музыкальное произведение, сохраняя свое объективное содержание, обязательно претерпевает изменения во времени. Каждая эпоха отмечает ранее незамеченные черты и интонации музыкального образа, требует определенного характера произнесения музыкальных мыслей. Трансформируя явления окружающего мира в своем субъективном опыте, художник осмысливает и выражает именно те проблемы, которые более всего волнуют в настоящий момент его современников. С течением времени происходит эволюция музыкального языка. Возникают новые средства выразительности, которые расширяют мировоззрение, обогащают слуховой опыт и тем самым стимулируют и активизируют продуктивную деятельность слухового воображения исполнителя, раздвигая колористические возможности его звуковой палитры. Динамика процесса обусловливается постоянным стремлением музыкального образа к совершенству, протекает в неразрывном единстве с чувственными и рациональными формами познания и стимулируется продуктивной деятельностью внутреннеслуховой сферы музыканта-исполнителя.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.