Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп

2020-06-05 266
Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп

1. Заражение– бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в принятии определенного эмоционального настроя, возникающего в массе, где действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особенно силен эффект заражения в ситуации паники, которая возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о какой-либо пугающей или непонятной новости. Сила заражения обратно пропорциональна уровню развития самосознания индивидов.

2. Внушение представляет целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушаемость зависит от ряда факторов (возраста, степени утомления, авторитета человека, осуществляющего внушение). В прикладном плане изучение внушения имеет большое значение для таких сфер как пропаганда и реклама.

3. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

4. Убеждение – вербальное воздействие с целью достижения согласия

Социальные движения. Социальные классы и слои

Выделяют основные и неосновные классы, а также различные слои. Основные классы – это такие классы, существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. В связи с этим рабовладельческому обществу присущи два антагонистических класса – рабы и рабовладельцы; феодальному – крепостные крестьяне и феодалы; капиталистическому – пролетарии и буржуазия. В социалистическом обществе основными классами являлись рабочий класс и трудовое крестьянство.

В качестве неосновных классов выступают остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления новой общественно-экономической формации.

Социальный слой – это промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, нередко она называется прослойкой (например, в нашей стране прослойкой считалась интеллигенция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (например, квалифицированные рабочие).

Социальные слои бывают внутриклассовыми и межклассовыми. Внутри рабочего класса и крестьянства существуют различные социальные слои, которые объективно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обеспеченности (промышленный и сельский пролетариат, определенные слои рабочего класса по уровню квалификации, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, монополистическую и немонополистическую буржуазию. В социалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, занимала устойчивое положение в социально-классовой структуре.

Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, например, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» – служащие административно-управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая – к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.).

Виды больших групп

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп

1. Заражение– бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в принятии определенного эмоционального настроя, возникающего в массе, где действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особенно силен эффект заражения в ситуации паники, которая возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о какой-либо пугающей или непонятной новости. Сила заражения обратно пропорциональна уровню развития самосознания индивидов.

2. Внушение представляет целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушаемость зависит от ряда факторов (возраста, степени утомления, авторитета человека, осуществляющего внушение). В прикладном плане изучение внушения имеет большое значение для таких сфер как пропаганда и реклама.

3. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

4. Убеждение – вербальное воздействие с целью достижения согласия


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.