Архитектура 17 столетия во Франции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура 17 столетия во Франции

2020-06-05 831
Архитектура 17 столетия во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ

(часть 2)

 

Зародившись в Италии в конце XVI века, барокко распространилось в другие страны Европы. Наиболее своеобразные и законченные формы интерьера барокко сложились во Франции XVII века. Если итальянское барокко наиболее ярко проявилось в интерьере и архитектуре, церквей, главным образом католических, то французское барокко ассоциируется, прежде всего, с дворцовыми интерьерами (Версаль). Поэтому, именно на примере Франции удобнее всего рассматривать барочный интерьер.

Другие названия барокко во Франции: «стиль Людовика 14» или «Большой стиль» - потому, что барокко, несмотря на избыточность, воспринимается целостно: архитектура, интерьер, мебель, живопись, скульптура, садово-парковое искусство и орнамент, всё было взаимосвязано и согласовано.

 

Периодизация:

Французские королевские стили условно подразделяют на несколько этапов, приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков:

1. раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643);

2. зрелое барокко (Людовик XIV, 1643—1715); «король солнце»

3. «стиль регентства» — переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV;

4. рококо - Людовик XV, 1720—1774 (Мадам Помпадур, госпожа Дюбарри).

5. классицизм (Людовик XVI) – 1774 – 1793 (Мария Антуанетта)

Барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля, а, следовательно, имеет так же античные корни. Но, если, в Италии элементы классической архитектуры, применялись без, особой последовательности, то во Франции, следование античным традициям было настолько сильно, что некоторые авторы склонны говорить о том, что барокко в архитектуре этой страны отсутствовало вовсе. Минуя этап барокко, с его причудливыми формами, ренессансная архитектура Франции сразу же начала трансформироваться в классицизм.  Французский интерьер и мебель эпохи барокко нельзя оценить без учёта развития архитектуры того времени.

Архитектура 17 столетия во Франции

В первой половине 17 столетия в архитектуре ещё сохранялись традиции средневековья и ренессанса. Глядя на дворцы раннего барокко, во Франции, мы видим в них яркое проявление узнаваемых национальных традиций: большие окна и чётко выделенный каркас здания, образующийся за счёт акцента на вертикальных элементах (сгруппированных пучками колоннах и выступающих между окнами простенках). Всё это унаследовано от готических храмов. К традициям, унаследованным французской архитектурой первой половины 17 века от предшествующих эпох, следует отнести также расчленение здания на отдельные башнеобразные объемы, увенчанные устремленными ввысь пирамидальными кровлями (рис.1) Ранние дворцы, окруженные рвом с водой, напоминают ещё чем-то средневековые французские замки.

Но, уже в ранний период проявляются и такие черты, которые лягут потом в основу зрелого классицизма. Например, строгая симметрия, применение классической ордерной системы. Композиция дворца характеризуется выделением главного корпуса и угловых башнеобразных объемов по бокам. Всё это располагалось вокруг обширного парадного двора (курдонера). Французская архитектура была не изолирована от окружающей среды, но тесно связана с улицами, площадями или прилегающим садом.

 

Рис. 1 Франсуа Мансар. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642

Влияние итальянского барокко на французскую архитектуру проявилось скорее в декоративных деталях, чем в общей планировке. Это разорванные (раскрепованные) карнизы, сочная игра светотени на фасадах, набухание объёмов к центру, использование лепнины, волют и др. Так же, итальянское и французское барокко объединяет стремление к роскоши, пышности, репрезентативности архитектуры и интерьеров.

Интерьеры барокко

Ансамбль Версаля – это образец стиля французского барокко становится примером для подражания большинства королевских дворов Европы. Теперь парадными помещениями становятся вестибюли с парадными, хорошо декорированными лестницами и соединенные с ними галереи. Впечатление торжественности возникает у посетителя всякий раз, когда он попадает в вестибюль с парадной лестницы, над которой как бы парит расписной плафон потолка.

Справка:

Парадная (также парадный вход, парадная лестница) — главный вход в здание, используется, как переходу от фасада здания к интерьеру;

Вестибю́ль (фр. vestibules) — большое помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.

Рис. 6 Жан-Леон Жером. Приём Великого Конде в Версале. 1878

В отличие от лестниц итальянского барокко с их скульптурной, витиеватой формой, парадные лестницы французских дворцов приобретают прямолинейные очертания. Одной из самых знаменитых лестниц в Версальском дворце была Королевская лестница или лестница Послов (не сохранилась). Как следует из названия, по этой лестнице поднимались послы на аудиенцию к монарху. Сегодня об утраченном интерьере можно составить представление по картинам (рис.6) и сохранившейся лестнице Королевы (рис.7), которая расположена в другой половине замка симметрично Лестнице послов.

 

Рис. 7 Лестница Королевы в Версале

Цветовая гамма интерьеров барокко могла быть построена на сочетании оттенков белого и золота, но также часто, встречалась и полихромия, обусловленная применением в интерьерах цветного мрамора, ярких тканей, живописных полотен и др. в сочетании с бронзой и золотом.

Следует отметить, что мраморная отделка не только полов, но и стен Версаля производилась под явным итальянским влиянием, тогда как во многих других барочных французских интерьерах широко использовалось дерево. Во Франции паркет делался, в основном, из дуба и имел ромбовидную форму своих элементов. В некоторых залах стены, разбитые на отдельные панно, были облицованы многоцветным мрамором, между которыми помещались лепные золоченые композиции и живописные полотна.

Рис 8. Паркет и мрамор в оформлении дворцовых интерьеров. Версаль

В других залах стены были затянуты дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года. Зимой использовался зелёный или тёмно-красный бархат с золотым галуном; летом – парча с золотым или серебряным узором и многоцветный шёлк. На фоне этих тканей в золоченых рамах были развешены картины Тициана, Рубенса, Караччи, Веронезе и других великих художников.

Рис.9 Ткани в оформлении стен дворцовых интерьеров Версаля.

 

На это время приходится пик популярности обивки стен дворцов тиснёной телячьей кожей, украшенной серебряной и золотой фольгой или расписанной яркими красками на различные темы (рис.10). Декор таких кожаных обивок часто подражал рисунку дорогих тканей.

Сохранила свою популярность и простая обшивка стен деревянными панелями, выполненными из дуба, сосны или ели, часто тонированными под более дорогие породы. К концу XVII в. такие деревянные стенные панели стали даже окрашивать в белый, голубой или бледно-зелёный тона.

Рис. 10 Обивка стен тиснёной телячьей кожей. Дом Рубенса. Антверпен.

Новую жизнь, со времён средневековья, получила национальная традиция завешивать стены гобеленами. На весь мир прославились королевские мастерские Гобеленов (отсюда и возникло само название — гобелен). Директором мануфактуры стал художник Шарль Лебрен, и большинство гобеленов для Версаля исполнялось по его картонам. Эффектность композиционного решения соединялась в гобеленах с пышным орнаментальным великолепием и изысканным чувством цвета. Кроме гобеленов, на ткацких мануфактурах начинают производить роскошные ткани из парчи, шёлка, затканные барочными узорами в итальянском стиле, которые нашли свое достойное применение при оформлении дворцовых интерьеров и мебели.

Рис. 11 ПосещениеЛюдовиком XIV гобеленовой мануфактуры. 1673

В интерьерах Версаля были широко использованы зеркала больших размеров, что свидетельствует об уровне технологии и искусства Франции того времени, которая составила достойную конкуренцию стеклянным и зеркальным дел мастерам Венеции. Известно, что поначалу зеркала крупных размеров Франция закупала в Венеции.

Зеркальная галерея Версальского дворца, созданная Мансаром, является истинным шедевром барочного интерьера. Здесь был использован новый приём декора стен зеркалами, которые находились напротив окон и совпадали с ними по размерам и форме. В результате получалось, что галерея имела как бы две стены с окнами, выходящими в сад, только одни были настоящими, а другие – мнимыми. Свод галереи украшен великолепным плафоном, роспись которого выполнял Лебрен. Зеркальная галерея располагалась на террасе, соединяющей апартаменты короля и королевы.

Рис. 12 Зеркальная галерея Версальского дворца

 

В XVII в. во Франции изменилась традиция декорирования каминов. Камины с шатровым навесом почти исчезли, а основным типом стал камин прямоугольной формы. Вверху камин украшался карнизом, над каминной полкой устанавливалось зеркало или картина.

В целом барочные интерьеры, изобилуют роскошью. Кроме всего вышеперечисленного здесь активно используются, лепка (стукко).

Рис. 13 Камин. XVII в.

 

Сту́кко — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки. Материал изготовляется из обожжённого и измельчённого гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры и крошки, также мела, извести, алебастра и других материалов. Высыхая, стукко приобретает белый цвет и большую прочность, после полировки принимает вид мрамора.

Особенно хороши живописные плафоны, зрительно увеличивавшие внутреннее пространство помещений и создающие иллюзии прорыва в бесконечное небо. Росписи в большинстве случаев обрамлялись белым или позолоченным стукковым декором.

Масса деталей переполняла барочный интерьер: резные золоченые консоли с мозаичными мраморными столешницами, бронзовые канделябры, хрустальные люстры, серебряная посуда, фарфор, роскошные кресла, угловые столы, постаменты для скульптуры и сама скульптура,  шкафы, украшенные инкрустацией и т.д.

Мебель барокко

Вначале эпохи, роскошная мебель королевских дворцов, являлась, в сущности, повторением итальянских образцов. Но, со временем, во Франции появились собственные мастера, достигшие такого уровня, что Франция переняла лидерство у Италии и надолго стала законодательницей мод в мебельном искусстве и в искусстве декорирования интерьера.

Весь XVII в. и вплоть до второй половины XVIII в. мебель делается из дерева местных пород (дуб заменяется орехом, так как последний имеет более мягкую структуру и больше пригоден для резьбы). Из привозного дерева наибольшую популярность приобретает эбенововое (чёрное) дерево, покрываемое инкрустацией из серебра, меди, перламутра, панциря черепахи, дерева других пород и золоченой бронзы.

Главным принципом в расстановке мебели сохраняется симметрия и расстановка вдоль стен, но для усиления впечатления напряженности, беспокойства иногда в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров.

Кровать (спальня)

Значительно повышается в своём статусе, так как эпоху барокко, в соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной. Гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. Кровать становится наиболее богато убранным предметом обстановки. Она постепенно приобретает форму некоего шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок (бархат, шелк, штоф).  Ткани почти полностью скрывали деревянные элементы.

Другой вариант, когда балдахин в виде квадратной коробки, остается, но поддерживающие его высокие колонки исчезают, т.е. он теперь консольно крепится к стене. В королевских спальнях альков огораживался от остального помещения ещё и декоративной балюстрадой.

Рис 14. Королевские спальни в Версале. XVII в.

Мебель для сидения

Мягкая мебель (табуреты, стулья и кресла) массивна, украшена резьбой, часто с позолотой.  Кресла, обитые гобеленом или темным бархатом с крупными узорами, теперь имеют прямые, простые по очертанию спинки. Ножки пирамидальной формы или с кувшинообразным расширением в верхней части, внизу стягивались проногами. Проножки – это один из самых характерных признаков мебели барокко. Позднее, в эпоху переходную между барокко и рококо, прямые ножки постепенно начинают вытесняться гнутыми S -образными. Продолжают существовать точеные и витые прямые ножки. Всё ещё встречается плетёная мебель.

Рис. 15 Формы барочных стульев и кресел

 

В период позднего барокко в Италии появляется диван. Во Франции появляются ранние формы шезлонга, похожего на кресло с удлиненной частью для ног.

Рис. 16 Ранние формы дивана (слева) и шезлонга (справа)

Столы

Во времена Людовика XIV появляется письменный стол с выдвижными ящиками. Такой стол часто выполнялся из черного дерева, его поверхность была украшена резьбой, накладной чеканной золоченой бронзой или мозаикой. Постепенно рабочая поверхность письменных столов стала иметь надстройку с ящиками и полками, а ещё позднее закрываться откидной крышкой. Такие столы имели роскошную отделку и назывались столами-бюро.

Рис. 17 Письменные столы стиля Людовика XIV

Другие типы столов имеют круглую или прямоугольную столешницу. У прямоугольных столов пирамидообразные граненые ножки с кувшинообразным расширением в верхней части. Они имеют пышную резьбу или инкрустацию и часто стягиваются внизу крестообразными изогнутыми проногами. Иногда украшаются бараньими головами или женскими головками, выполненными из золочёной бронзы.

Рис. 18 Письменный стол с S -образными ножками и часами (слева), прямоугольный стол с проногами и гранёными ножками с кувшинообразным расширением вверху (справа).

Позднее столы начинают стоять не на четырех, а на восьми или даже десяти ножках. Встречаются столы с выдвижными ящиками. Столешницы делаются из массивной плиты цветного мрамора и украшаются мозаикой. Делаются и деревянные, украшенные по краю резьбой и инкрустацией.

Рис. 19 Столы и консоль в дворцовом интерьере Версаля.

Рис. 20 Пример барочного стола на десяти ножках

Помимо парадных столов появились узкие столы-консоли, которые ставились или даже закреплялись у стены. Это были декоративные мебельные объекты, на которые обычно устанавливались какие-либо красивые предметы: вазы, часы, статуэтки, зеркала-трюмо и т.п. Основное украшение столов-консолей обычно сосредоточено в подстолье, которое имело пышную резьбу и сплошное золочение. Ножки консоли внизу также стягивались проногой весьма сложной формы. Середину царги обычно украшал резной картуш, украшенный королевским шифром и гербом. Эти столы выполняли декоративную роль, на них обычно устанавливались какие-либо красивые предметы – вазы, часы, мелкая пластика и др.

Рис 21. Столы - консоли

Корпусная мебель

Убранство барочных дворцовых помещений немыслимо без роскошно декорированных шкафов-кабинетов, которые часто имели весьма внушительные размеры. В основном это были фанерованные черным деревом изделия, украшенные мозаикой, инкрустацией, живописью. Кабинет обычно решался по типу барочного здания, фасад которого декорировался резными колоннами, карнизами, архитектурными профилями. Часто сам шкаф устанавливался на опорах, выполненных в виде колонн или кариатид, стоящих, в свою очередь, на хорошо профилированной цокольной части. Кабинет обычно имел распашные дверцы, за которыми скрывались выдвижные, хорошо декорированные ящики, служившие для хранения мелких предметов, денег, документов, иных ценностей. Позднее кабинетом стали называть комнату, в которой стоял шкаф-кабинет.

Рис 22. Мебель работы А.Ш. Буля: кабинеты (слева и в центре) и шкаф (справа)

Бельевые шкафы и гардеробы, повсеместно начинают вытеснять сундук, который сохраняется ещё в крестьянских жилищах;

 

На поздний период стиля Людовика XIV приходится появление нового мебельного объекта – сундука, поставленного на ножки и для удобства снабженного выдвижными ящиками, который был назван комодом.

 

Рис. 23 Комод работы А.Ш. Буля.

Мастер Андрэ Шарль Буль

Большинство типов корпусной мебели, которые представлены выше были проиллюстрированы изделиями крупнейшего мастера-мебельщика, эпохи Людовика 14,  Андрэ Шарля Буля (1642—1732). Фламандец по происхождению Буль был и архитектором, и живописцем, и мастером художественной мебели, и рисовальщиком, и гравером. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль». Его техника вызывала много подражаний и подделок, поэтому в музейных собраниях не всегда хранятся оригиналы.

В ранний период А. Буль делает шкафы-кабинеты и шкафчики, в технике флорентийской мозаики оформляя их инкрустацией из твердого камня (pietra dura).

Позднее А.Буль на этой основе изобрёл собственную технику, он был первым, кто стал использовать для инкрустации черепаховый панцирь. Кроме того, в ход шло множество других материалов: олово, позолоченная медь, кость, перламутр, серебро, фарфор, стекло и пр.

Для своих инкрустационных работ А. Буль применял своеобразную технику. Например, для получения отдельных элементов задуманного орнамента две пластинки – черепаховая и латунная (медная) – слегка склеиваются друг с другом, на одну из них наносится рисунок искомого узорного элемента. Затем одновременно сквозь обе пластинки по контуру этот элемент орнамента пропиливается лобзиком, пока он не выпадет из пластинок в виде двух одинаковых по абрису, но разных по материалу деталей.

Такая техника обеспечивала тончайшую подгонку элементов орнамента и фона друг к другу, возможность одновременно создавать два идентичных по рисунку, но разных по цвету, текстуре и фактуре орнамента и полное отсутствие отходов, что было весьма важно при использовании ценных материалов. Поверхность  корпусной мебели членилась на небольшие, окруженные рамками участки, которые служили своеобразным фоном для симметричных орнаментов.

Буль сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие. Формы мебели, в стиле Буль, несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, завершения и цоколи решены строго. Произведения Буля производят впечатление строгой величавости.

Одной из граней торжественного и гармоничного искусства эпохи барокко во Франции – искусства Большого Стиля, – является создание мебельных объектов, в которых, излишняя вычурность, обилие и богатство декора сдерживаются и уравновешиваются ясным тектоническим строем и логичной, разумной их объёмно-пространственной структурой.

Другие особенности и новшества мебели эпохи барокко:

1. Предметы, в основном, создавались, в виде самостоятельных объектов, но помня о том, что барокко – это, прежде всего, синтез искусств, мы можем заметить, что именно в эту эпоху начинают появляться отдельные серии или группы конструктивно и стилистически связанных между собой предметов мебели. Некоторые авторы склонны именно эпохе барокко приписывать появление мебельных гарнитуров.

2. Появление более совершенных и разнообразных  приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии;

3. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, и латуни частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей;

4. Не встречается больше складное курульное кресло;

5. В это время начинают широко использоваться высокие напольные часы в деревянных футлярах.

Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля».

Голландия и Фландрия

Эти страны унаследовали всё лучшее, что было разработано ещё во времена Ренессанса. Когда Голландия и Фландрия были не отдельными государствами, а единой территорией под названием Нидерланды. Небольшой стране суждено было стать в 15-16 веках, самым ярким после Италии очагом европейского искусства. В 17 веке, в результате революции, Нидерланды разделились на северную (Голландия) и южную (Фландрия) части.

В барочный период в интерьерах этих двух стран всё ещё встречаются мотивы и формы мебели, появившиеся в нидерландском возрождении. Например, продолжают существовать сундуки, которые имеют строгие архитектурные членения, карнизы и консоли. Лицевая поверхность членится пилястрами на отдельные панно филёнок, украшенных геометрическим гранёным орнаментом. Так же украшалась корпусная мебель, например, поставцы на высоких точёных ножках.

Рис. 25. Мебель, возникшая во времена Возрождения, но часто встречающаяся в эпоху барокко.

Обеденные столы имеют достаточно простую форму и часто делаются раздвижными. Массивные точёные ножки имеют ярко выраженную кувшинообразную форму и внизу стягиваются брусками-проногами. Такая кувшинообразная форма ножек оказала сильное влияние на русскую мебель.

Рис. 26 Эммануэль де Витте. Интерьер с женщиной у клавесина. 1668 г.

Барочная мебель Фландрии и Голландии заметно отличается от итальянской и французской. Здесь впервые складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Таким, выдержанным в духе бюргерского барокко, был, в частности, и дом Рубенса, выстроенный им в 1613 году, вскоре после возвращения из Италии. Растущий, с повышением интереса горожанина к благоустроенному жилищу, спрос на красивую и удобную мебель приводит к расцвету культуры жилого интерьера  Интерьер занимает видное место в творчестве многих крупных голландских и фламандских художников XVII века. Их произведения позволяют в тонкостях реконструировать обстановку буржуазного дома и своеобразный уклад жизни голландцев и фламандцев.

Рис 27. «Дом Рубенса». Антверпен

Голландских мастеров, в совершенстве владеющих тонкостями ремесла, никогда не покидает здоровое чувство реальности; мебель, создаваемая ими, целесообразна, энергична по формам, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту цвета и красоту текстуры древесины, мебель фанеруется.

Рис. 28 Примеры голландской корпусной мебели

Массивные шкафы  прочно стоят на точеных в форме балясин или шаров ножках. Появляется крупный двухстворчатый шкаф, обработанный сильно выступающим карнизом, изогнутым дугой завершением, колонками или пилястрами и ленточным орнаментом.

Для придания изделиям более интересного силуэта и усиления светотеневых эффектов карнизы энергично профилируются и получают волнистые очертания. В моде был и прием членения поверхностей предметов корпусной мебели на небольшие, окруженные глубокими рамками участки, которые украшались интарсиями с цветочным орнаментом.

В Голландии появляется красивая горка, состоящая из 2-х частей: нижняя – комод с волнистыми формами, а верхняя – застеклённая витрина для посуды с фигурным верхом. Горка является наиболее зрелым творением голландского мебельного искусства.

Комоды изготавливаются с выпуклыми, изгибающимися в горизонтальном либо в вертикальном направлении стенками. 

 

Рис. 28 Голландские и фламандские стулья

Стулья

Верхняя часть спинки выполняется прямой или имеет слегка закругленную грань. Изгибающиеся локотники кресел, опирающиеся на витые стойки, которые выглядят как продолжение передних ножек, в передней части иногда заканчиваются волютами. Сиденье и спинка стульев и кресел, делаются мягкими с набивкой конским волосом, обиваются кожей или декоративными тканями с длинной бахромой. В это время сложился новый рисунок расположения обивочных гвоздей с крупными полукруглыми шляпками на рамах сиденья и спинки. Если раньше шляпки гвоздей размещались достаточно далеко друг от друга, то сейчас их шаг учащен, благодаря чему получается строгий декоративный бордюр в виде бус по периметру сиденья и спинки. Встречаются плетёные стулья и стулья с обильной резьбой по своей конструкции похожие на дощатые стулья итальянского Возрождения.

 

 

Англия

В протестантских областях Англии, где традиции позднеренессансной культуры были особенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; оно тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, преимущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

Начиная с эпохи Возрождения, Английская мебель, составляет отдельную, интересную и весьма поучительную главу в истории развития мебельных форм. Покой, композиционная ясность и выразительность достигается простыми, экономными средствами (390, 395). Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления королевы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется «стилем королевы Анны» (queen Anne). Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения.

К наиболее своеобразным средствам оформления относятся, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом (399,406). В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита (403, 404, 408, 409, 410, 411). Очень распространены орнаменты в виде S- и С-образных завитков и раковин (413).

В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета (high boy, tall boy), родственная французским двухкорпусным кабинетам (399).

Появляется еще один новый тип мебели: туалетный стол со стоящим на нем зеркалом (402). Очищенные формы кресел и диванов служат свидетельством торжества принципа удобства и целесообразности над чрезмерным декоративизмом (405, 412).

Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grand father chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней (392).

 

 

387. Шкаф с точеными ножками. 388. Резное кресло с круглым сиденьем. 389. Банкетка. 390. Письменный столик с точеными ножками. 391. Резная филенка с характерным орнаментом. 392. Кресло с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками. 393. Столик на одной стойке. 394. Диван с высокой, расчлененной на три части плетеной спинкой (settee). 395. Двухъярусный комод с точеными ножками. 396. Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. 397. Стул с высокой плетеной спинкой. 398. Бронзовая ручка

 

399. Кабинет. 400. Комод, отделанный интарсией. 401. Комод с энергично члененной передней стенкой. 402. Туалетный стол с зеркалом. 403. Кресло (settee). Первая пол. XVIII в. 404. «Стул Хогарта» (hoop back arm chair). Начало XVI11 в. 405. Глубокое кресло с «крылатой» спинкой (grandfather chair). 406. Стол. 407. Позолоченная оправа для стенного зеркала. 408. Стул с резной ажурной спинкой. 409, 410, 411. Формы спинок. 412. Диван. 413. а) Орнаменты S- и С-образной формы; б) раковина

Список литературы

Основная литература:

1. Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – М., «Архитектура-С», 2007

2. Кес Д. Стили мебели – Будапешт, «Издательство Академии наук Венгрии», 1981

 

Дополнительная литература:

 

3. Всеобщая история искусств в 6 т. / Б. В. Веймарн [и др.] / под ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И.Ротенберга. - М.: Искусство; Т. 4: Искусство нового времени. – 1962

 

Интернет ресурсы:

4. https://www.youtube.com/watch?time_continue=185&v=X235vpOToVU&feature=emb_logo

Краткий видео гид по Версалю

 

5. https://www.inter-meb.ru/stili/barokko/

Исторические стили интерьера и мебели. Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

 

6. http://books.totalarch.com/n/2214

Д. Кес Стили мебели / Д. Кес – М.: Книга по Требованию, 2012. – 298 с

 

7. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st002.shtml
Всеобщая история искусств в 6 т. / Б. В. Веймарн [и др.] / под ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И.Ротенберга. - М.: Искусство; Т. 4: Искусство нового времени. – 1962 (Искусство 17 века)

 

 

Составила: преподаватель ОБПОУ ЖХК Бондарева О.С.

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ

(часть 2)

 

Зародившись в Италии в конце XVI века, барокко распространилось в другие страны Европы. Наиболее своеобразные и законченные формы интерьера барокко сложились во Франции XVII века. Если итальянское барокко наиболее ярко проявилось в интерьере и архитектуре, церквей, главным образом католических, то французское барокко ассоциируется, прежде всего, с дворцовыми интерьерами (Версаль). Поэтому, именно на примере Франции удобнее всего рассматривать барочный интерьер.

Другие названия барокко во Франции: «стиль Людовика 14» или «Большой стиль» - потому, что барокко, несмотря на избыточность, воспринимается целостно: архитектура, интерьер, мебель, живопись, скульптура, садово-парковое искусство и орнамент, всё было взаимосвязано и согласовано.

 

Периодизация:

Французские королевские стили условно подразделяют на несколько этапов, приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков:

1. раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643);

2. зрелое барокко (Людовик XIV, 1643—1715); «король солнце»

3. «стиль регентства» — переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV;

4. рококо - Людовик XV, 1720—1774 (Мадам Помпадур, госпожа Дюбарри).

5. классицизм (Людовик XVI) – 1774 – 1793 (Мария Антуанетта)

Барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля, а, следовательно, имеет так же античные корни. Но, если, в Италии элементы классической архитектуры, применялись без, особой последовательности, то во Франции, следование античным традициям было настолько сильно, что некоторые авторы склонны говорить о том, что барокко в архитектуре этой страны отсутствовало вовсе. Минуя этап барокко, с его причудливыми формами, ренессансная архитектура Франции сразу же начала трансформироваться в классицизм.  Французский интерьер и мебель эпохи барокко нельзя оценить без учёта развития архитектуры того времени.

Архитектура 17 столетия во Франции

В первой половине 17 столетия в архитектуре ещё сохранялись традиции средневековья и ренессанса. Глядя на дворцы раннего барокко, во Франции, мы видим в них яркое проявление узнаваемых национальных традиций: большие окна и чётко выделенный каркас здания, образующийся за счёт акцента на вертикальных элементах (сгруппированных пучками колоннах и выступающих между окнами простенках). Всё это унаследовано от готических храмов. К традициям, унаследованным французской архитектурой первой половины 17 века от предшествующих эпох, следует отнести также расчленение здания на отдельные башнеобразные объемы, увенчанные устремленными ввысь пирамидальными кровлями (рис.1) Ранние дворцы, окруженные рвом с водой, напоминают ещё чем-то средневековые французские замки.

Но, уже в ранний период проявляются и такие черты, которые лягут потом в основу зрелого классицизма. Например, строгая симметрия, применение классической ордерной системы. Композиция дворца характеризуется выделением главного корпуса и угловых башнеобразных объемов по бокам. Всё это располагалось вокруг обширного парадного двора (курдонера). Французская архитектура была не изолирована от окружающей среды, но тесно связана с улицами, площадями или прилегающим садом.

 

Рис. 1 Франсуа Мансар. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642

Влияние итальянского барокко на французскую архитектуру проявилось скорее в декоративных деталях, чем в общей планировке. Это разорванные (раскрепованные) карнизы, сочная игра светотени на фасадах, набухание объёмов к центру, использование лепнины, волют и др. Так же, итальянское и французское барокко объединяет стремление к роскоши, пышности, репрезентативности архитектуры и интерьеров.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.