Дворец Марли (И. Браунштейн) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дворец Марли (И. Браунштейн)

2020-06-05 242
Дворец Марли (И. Браунштейн) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Парковое барокко

Летний сад

Петергоф (Петродворец):

Большой дворец

Дворец Марли (И. Браунштейн)

Дворец Монплезир (А. Шлютер и И. Браунштейн)

Павильон Эрмитаж (И. Браунштейн)

Летний сад

 Особенности стиля барокко можно увидеть не только в зданиях, построенных в ту эпоху. Не менее интересны и дворцово-парковые ансамбли. Это, например, знакомый всем Летний сад, который был разбит по особому рисунку самого Петра.

 

Место для своей летней царской резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы и Безымянного ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Лучшие архитекторы И. М. Матвеев (Угрюмов), Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов создавали облик Летнего сада, мастера садово-паркового искусства Я. Роозен, позднее И. Сурмин занимались зеленым убранством.

Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Формировался в 1704-1706 гг. и занимал поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определилась и система прямых перпендикулярных аллей, которая дошла до наших дней. Летний сад был создан в регулярном (архитектурном) стиле, на манер существовавших в то время в Европе парков.. Над осуществлением задуманного под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники. В 1709 г. из Москвы была доставлена группа молодых людей для обучения садовому ремеслу. Некоторые из них впоследствии работали самостоятельно: С.Лукьянов, И.Сурмин, И.Яковлев.

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы для посадки деревьев. В течение нескольких лет в сад завозили землю. Деревья самых разных пород по указу Петра привозили со всей России и из-за границы, сажали их и летом и зимой. В саду росло много елей, которые любил Петр. В несколько рядов они стояли вдоль Лебяжьей канавки, по аллее, ведущей к Кофейному домику, вдоль Фонтанки. В первой четверти XVIII в. в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябина, ели, а также самшит, ильм, каштан и др. В Летнем саду росли и фруктовые деревья: яблони, вишни, груши, кусты сородины. Между деревьями на грядках сажали "поваренные травы": петрушку, морковь, свеклу, пастернак, горох, бобы, душистые травы. В летнее время на аллеях и площадках парадного сада выставлялись кадки с тропическими растениями.

Летний сад отличался разнообразной и богатой флорой. А.Э. Регель сообщал откуда доставлялись растения: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, гороховник, таволга из Сибири. В саду шла работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов.

На территории 2-го Летнего сада между Поперечным каналом и Карпиевым прудом был создан лабиринт, в подражание знаменитому версальскому Лабиринту (был достроен в 1730-е гг.). Лабиринт представлял собой сложную систему дорожек среди кустов, с углублениями-нишами (их было 32), где бил фонтан, и каждый фонтан был украшен скульптурными персонажами басен Эзопа, отлитыми из свинца (по рисункам М.Земцова, как и проект лабиринта). У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. У входа в Лабиринт стояла свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа. Дорожки к Лабиринту проходили по мосткам с фонтанами-шутихами.

В Летнем саду впервые в русском садовом искусстве был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. В 1705-1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. В 1725 г. в Летнем саду было 25 фонтанов, а к 1736 г. - больше 50. Первые фонтаны снабжались водой из Безымянного ерика, с тех пор ерик стал именоваться р. Фонтанкой. На берегу ерика поставили водовзводные башни. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге, с 1719 г. работала паровая машина. Для более надежного снабжения фонтанов водой начали прорывать Лиговского канала. Вода подавалась из реки Лиги к бассейнам, устроенному на улице, получившей название Бассейная. Оттуда по свинцовым трубам вода шла к водонапорным башням, где ее поднимали колесной машиной. Этот первый водопопровод начал действовать в 1725 г. Старые водовзводные башни перестраивал в середине XVIII в. Ф.-Б. Растрелли, он придал сооружениям вид изяшных павильонов и украсил их барочным декором.

Скульптуры

По по замыслу Петра I Летний сад должены украшать аллегорические скульптуры. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания, коллизии из «Метаморфоз» Овидия, идеальная модель Земного мира и реальное его воплощение. Для осуществления плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 г. в Летнем саду было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 г. их было уже более двухсот. Уже в это время Летний сад обладал самой крупной в России коллекцией садовых скульптур.


На высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца установлена скульптурная группа "Мир и Изобилие". Скульптура была заказана по распоряжению Петра I скульптору Пьетро Баратту (1722). Молодая женщина держит в одной руке рог изобилия, в другой - опущенный факел, символизирующий смерть на боле брани. Богиня победы Ника венчает Росиию лавровым венком. Аллегорическое изображение посвящено знаменательному для России событию - победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 г. мирного договора в городе Ништадте. Поэтому она еще так и называется "Ништадтский мир". Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.

Летний сад стал попыткой царя сделать из большого парка «нечто поучительное». В нем были устроены фонтаны, созвучные с темами Эзоповых басен, а в специальной галерее установили найденную при раскопках в Риме и с огромными трудностями доставленную в Россию статую Венеры – древнеримскую мраморную копию эллинистического оригинал ("госпожа Венус"). Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент IX. По указу царя ее охранял часовой в мундире Преображенского полка с алебардой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Статуя Венеры находилась в Летнем саду до середины XVIII в. Позднее статую перенесли в закрытый Грот.

 Посетителям сада, всем без исключения, нужно было поцеловать холодный мрамор этой языческой богини. Другие статуи и бюсты были установлены вдоль аллей, так же как и «в Версалии».

В 1721 г., когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. Сад предназначался не только для прогулок, но и как место для развлечений, церемоний, дипломатических встреч. В саду на открытом воздухе постоянно устраивались праздненства, проводились знаменитые петровские ассамблеи, приемы иностранных послов. О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. В летнее время придворные праздненства проводились на аллеях сада и в крытых галереях у Невы. В средней галерее ставили стол с угощениями, в боковых галереях находились столы с закусками для офицеров и незнатных лиц. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. После обеда и танцев в аллеях появлялись гвардейцы-гренадеры, они несли на жердях большие ушаты хлебной водки. Каждый из гостей должен был выпить чарку. Во время гуляний в саду играл оркестр. Как правило, праздник заканчивался фейерверком.

В конце XVIII в. на смену регулярному парковому стилю Летнего сада пришел пейзажный. Он диктовал естественно садово-парковой композиции. Были уничтожены крытые зеленые коридоры. Прекратилась фигурная стрижка кустарников. Екатерина II распорядилась разобрать остатки павильонов, оранжереи, садовые затеи. Тогда же был засыпан Поперечный канал и уничтожена фонтаная система.

От первоначального облика Летнего сада сохранилась основная регулярная планировка аллей 1-го и 2-го садов, Карпиев пруд, Лебяжий канал, комплекс мраморной скульптуры на прежнем месте, Летний дворец Петра I.

Главная достопримечательность парка - уникальная фонтанная система, созданная в петровские времена под руководством первого русского инженера-гидравлика Туволкова. Ее часто сравнивают с Версальской, но в некоторых отношениях она даже превосходит французский аналог.

Фонтаны Петергофа действуют по принципу сообщающихся сосудов за счет перепада высот рельефа и не требуют специального накачивания воды. Фонтаны и каскады питаются пресной водой, поступающей из источников Ропшинских высот по 22-километровому самотечному водоводу.

Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей

Особенно красив Большой каскад в праздничные дни, когда он становится площадкой для великолепных костюмированных представлений в обрамлении множества хрустальных струй воды, сопровождаемых светомузыкал ьными эффектами и фейерверками.

 

 

Знаменитый «Самсон» (скульптор Козловский М.И.) был поставлен в честь в 25-летия победы русского оружия под Полтавой. День решающего события пришелся на день поминовения Св.Самсония, что и дало тематическое решение этой скульптурной группе.

 

Побежденный лев должен ассоциироваться со шведским королем, в геральдике которого запечатлен этот хищник. Уникально и техническое сооружение данного фонтана, здесь нет никаких водонапорных конструкций и насосов, работает только «естественная физика» - сообщающиеся сосуды и проложенный трубопровод (4 км) от Бабигонского пруда.

В 10 утра из оскаленной пасти льва взметается по нарастающей столб воды на высоту 21 метр, затем распускающимся, дрожащим на ветру цветком, вырастают 8 струй, исходящих из пастей дельфинов, которые резвятся у ног героя. Этот герой - Самсон, разрывающий пасть хищнику, присевшему на задние лапы и в бессильной ярости вонзившему когти в бедро победителю.

Сцена запечатлена на постаменте 3-метровой гранитной скалы, на четырех сторонах которой изумленно выглядывают 4 львиные головы, из морд которых также начинают бить фонтаны. Это заработал главный фонтан Большого каскада в Петергофе. Его подхватывают по очереди все 64 водомета, освежая водным потоком 255 скульптур, расположенных на этом красивейшем каскаде, украшенном тре мя водопадными лестницам и и каменным гротом.

Всего в Петергофе порядка 180 фонтанов и 4 каскада. Самые старые из них и единственные, достоявшие до нашего времени без изменений, – это 2 фонтана «Адам» и «Ева», сохранившие для нас облик «петровской» скульптуры.

Фонтаны забили и у дворца Монплезир, и у дворца Марли. Для содержания фонтанов даже создали первую и единственную в России фонтан­ную команду. Петру действительно было чем гор­диться, и он себе в этом не отказывал. Нередко государь сам показывал приезжим гостям свою уникальную загородную резиденцию. Особенно Петр любил собственноручно запускать фонтаны. В Петергофе, освободившись от светских условнос­тей и надоевшего придворного этикета, царь мог, наконец, по желанию распорядиться собой и своим свободным временем.

 

Парковая зона Петергофа делится на Верхний и Нижний парки, на территории которых находится комплекс фонтанов, равного которому по красоте и численности нет больше нигде в мире. Нижний парк занимает 102 с половиной гектара и подпитывается 22-километровым водоводом, берущим своё начало у подземных родников неподалёку от Ропши.

Большой дворец торжественно возвышается на крутом уступе над Нижним парком. Изящное здание с галереями и сверкающими позолотой куполами боковых корпусов протянулось своим фасадом вдоль верхней террасы почти на 300 м. Над его созданием трудились архитекторы Браунштейн, Леблон, Микетти, Земцов, а при императрице Елизавете его перестраивал выдающийся мастер барокко Растрелли, который, дав волю своей творческой фантазии, отделал помещения со сказочной роскошью. При Екатерине II некоторые залы были заново оформлены в классическом стиле архитектором Фельтеном.

Первое здание на этом месте начало строиться в 1714 году — строительство велось в стиле "петровского барокко" и было окончено к 1925 году, после чего дворец постепенно достроили в стиле "зрелого барокко".

Вначале это были скромные Верхние палаты государя, и строиться они начали еще под грохот пушек Северной войны. Но уже с 1745 года Елизаветой был приглашен «младший» Б.Ф. Растрелли и дворец «расцвел» до задуманной «версальской» красоты и грандиозности. Длина его фасада, выходящего на Финский залив, составляет 268 м. Большой Дворец стоит как бы на пьедестале из врезанного в толщу природного уступа, с которого и начинается Большой каскад.

До 1917 г. это была парадная летняя резиденция императорской семьи, здесь устраивались официальные приемы, пышные балы, важные торжества. Очень красивы роскошные интерьеры дворца, сохранившиеся от Растрелли: струящаяся вокруг многочисленных зеркал золоченая деревянная резьба, шелка на стенах, наборные паркеты. В конце посещения вы окажетесь в Дубовом кабинете Петра I, резким контрастом выделяющемся на их фоне — стены здесь покрыты деревянными резными панелями, поражающими ювелирной техникой резьбы.

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.

В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объем здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII — XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Эрмитаж в Петергофе послужил прототипом всех российских "эрмитажей", построенных в 18 веке.

Строительство Эрмитажа велось по проекту Браунштейна в 1721-1725 годах. Двухэтажное здание Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекинут разводной мост.

Отличительной особенностью Эрмитажа являются окна и застекленные двери, занимающие собой большую часть фасадов. Вследствие этого второй этаж кажется почти прозрачным, а весь павильон напоминает хрустальную шкатулку.

Павильон был предназначен для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего окружения "царской особы". В Эрмитаже обсуждались важные государственные дела. Эрмитажный зал служил литературным салоном.

На первом этаже Эрмитажа располагались вестибюль, кухня и буфетная с механизмом подъемного стола. За дубовой перегородкой находилась лесенка на второй этаж. Второй этаж представлял собой один зал 80 квадратных метров.

Парковое барокко

Летний сад

Петергоф (Петродворец):

Большой дворец

Дворец Марли (И. Браунштейн)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.