Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-06-05 | 128 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗАЯВКА
на участие в проведении экспертизы инновационного образовательного продукта, разработанного в ходе инновационной деятельности
1. Регистрационные данные об образовательной организации | ||||
1.1. | Сведения об ОО | Территория | Г. Салехард | |
Наименование ОО | МАУ ДО ЦДТ «Надежда» | |||
ФИО руководителя ОО | Звонарева Елена Валентиновна | |||
Юридический адрес ОО | г. Салехард, ул. Матросова, д. 33 | |||
Эл. адрес ОО | ||||
2. Регистрационные данные об авторе(ах) продукта | ||||
2.1. | Сведения об авторе(ах) | ФИО | Майорова Елена Борисовна | |
Занимаемая должность | Учитель физики МБОУ СОШ № 4 | |||
Контактные данные
| адрес | г. Салехард, ул. Арктическая д.12 кв.223 | ||
раб.тел., сот.тел. | 4-76-86 89824065080 | |||
[email protected] | ||||
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ
«Турнира Юных Физиков»
Аннотация
Майорова Елена Борисовна,
учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Салехард
Методические рекомендации посвящены технологии формирования метапредметных компетентностей старшеклассников и предназначены для учителей физики, работающих в старших классах общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования физико-технической направленности. В основу положен опыт организации, проведении интенсивных каникулярных школ в г. Салехард и выездных профильных смен в г. Санкт-Петербург, приуроченных к этапам Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков». Первоочередной целью является формирование компетентностей учащихся и педагогов, связанных с ведением научно-исследовательской деятельности.
|
Образовательная среда создается при поэтапном участии старшеклассников в четырех компетентностных практиках в области физики в виде осенней, зимней, весенней каникулярных школ и летней профильной смены на физическом факультете СПбГУ. Каникулярные школы и профильная смена будут иметь принципиальную концепцию неких сессий для старшеклассников. То есть, очень важным становится и «межсессионный период» (2, 3, 4 учебные четверти), в который будет проводиться значительная подготовка старшеклассников: в ведение исследовательской деятельности, подготовка докладов, их защиты докладов, подготовка к оппонированию других исследовательских работ, их экспертизе, рецензированию. Такая организация образовательной деятельности старшеклассников способствует формированию всего спектра метапредметных компетентностей.
Автор рекомендаций является разработчиком руководителем реализации проекта в г. Салехард.
Данные рекомендации могут быть использованы при организации довузовской подготовки старшеклассников в области физико-технических наук в условиях удаленности от научных и технических центров.
Методические рекомендации
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ
«Турнира Юных Физиков»
Пояснительная записка
Майорова Елена Борисовна,
учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Салехард
В методических рекомендациях описывается вариант решения актуальных проблем физического образования, связанных с удаленным географическим расположением небольшого северного города от научных центров. Инновационная значимость связана с иным решением в организации довузовской подготовки старшеклассников с использованием формата каникулярных школ, в том числе и выездных.
Открытость проводимых действий позволяет расширить предметную направленность и добавить направления других образовательных областей.
|
Цель составления методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам-практикам в создании образовательной среды для формирования метапредметных компетентностей старшеклассников в области точных наук; представление алгоритма подготовки и проведения мероприятий, способствующих решению такого рода задач.
Запланированный обобщенный образовательный результат может быть слеедующим:
- Создание очной формы довузовской подготовки в формате профильных смен на базе федерального вуза.
- Получение нового образовательного результата на основе сотрудничества с образовательными организациями высшего образования.
- Получение алгоритмов применения интенсивных технологий подготовки к предметным олимпиадам, интернет-олимпиадам, компетентностным турнирам, конференциям, направленным на формирование компетентностей, связанных с научно-исследовательской деятельностью;
- Применение новых форм совместной работы с вузами – выездных интенсивных каникулярных школ при высших учебных заведениях, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, проводимых вузами.
Основная идея данного проекта заключается в нахождении пути решения проблем организации довузовской подготовки старшеклассников Салехарда и прилежащих территорий в области точных наук в форме каникулярных школ и профильной смены.
Новизна заключается в конструированииа каникулярных школ по алгоритму:
а) объявление мероприятия, размещение заданий на сайтах образовательных организаций,
б) создание виртуальных групп, бесед для дистанционного консультирования преподавателями вузов, подготовка научно-исследовательских работ по тематике;
в) проведение 3-4 дневной интенсивной школы по подготовке, оформлению, представлению исследований;
г) 3-дневный турнир в форме научной дискуссии, где все участники команд выступают в ролях: Докладчик, Оппонент, Рецензент, Защитник, Эксперт, Инвестор.
Можно сказать, что подразумевается разработка и реализация иного, чем в традиционной практике, содержания образовательной деятельности; конструирование и реализацию на практике иного уклада, поиск и смену средств педагогического труда.
Высокую актуальность имеет вся деятельность системы дополнительного образования по реализации программ для одаренных детей старшего возраста. Руководство России уже неоднократно выступало с заявлениями о значимости работы с одаренными детьми для будущего страны, и о необходимости уделить этой проблеме самое серьезное внимание.
|
Принципиальное значение приобретает профессиональное самоопределение одаренных подростков. Как ни велика самоценность детства, тем не менее, все- таки школа была, есть и останется местом, где готовят к будущему - профессиональному творческому труду.
Работу по профессиональному самоопределению одаренных подростков необходимо строить не как помощь в выборе будущей профессии, а как многостороннюю его подготовку к самостоятельному движению по профессиональному пути, часто продолжающегося всю жизнь. Особое значение приобретает самостоятельность одаренного подростка в определении своих будущих профессиональных приоритетов, целей и задач будущей трудовой деятельности, способов «подстройки» себя к будущей профессии.
Только общая система указанных мер может привести к тому положительному изменению в работе с одаренными подростками и молодежью, необходимость которого сознает все наше общество.
Методические рекомендации
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ
«Турнира Юных Физиков»
Майорова Елена Борисовна,
учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Салехард
Турнир юных физиков – командное соревнование учащихся старших классов в исследовании физических явлений. В России он ежегодно проводится в течение 24 лет, из них 15 лет – с участием зарубежных команд. Турнир имеет некоторые общие черты с традиционными олимпиадами, но есть существенные различия. С одной стороны, как и на олимпиаде, задания - одинаковые для всех команд - оргкомитет предлагает в начале учебного года. С другой стороны, задачи формулируются так, чтобы оставить участникам максимальный простор для творчества. Условия лишь описывают физические явления и указывают направление исследования. Длительный срок подготовки задач, ежегодно публикуемых на сайте http://www.rusypt.msu.ru/index.shtml (несколько месяцев вместо нескольких часов), позволяет учащимся провести необходимые физические опыты, ознакомиться с литературой, разработать свой подход к проблеме, как в домашней лаборатории, так и в учебных классах.
|
Организация системы мероприятий в области точных наук и использование технологий Турниров впервые стали использовать в г. Салехард для подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде «Турнир юных физиков» для учащихся салехардских школ началась в 2005 году. Отправной точкой стал Зональный турнир на физическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Начиная с 2011 года, когда был проведен первый «Региональный турнир юных физиков» – это система компетентностных практик, проводящихся в несколько этапов в течение каждого учебного года.
Образовательная среда создается при поэтапном участии старшеклассников в четырех компетентностных практиках в области физики в виде осенней, зимней, весенней каникулярных школ и летней профильной смены на физическом факультете СПбГУ. Каникулярные школы и профильная смена будут иметь принципиальную концепцию неких сессий для старшеклассников. То есть, очень важным становится и «межсессионный период» (2, 3, 4 учебные четверти), в который будет проводиться значительная подготовка старшеклассников: в ведение исследовательской деятельности, подготовка докладов, их защиты докладов, подготовка к оппонированю других исследовательских работ, их экспертизе, рецензированию.
Освоение и реализация потребностно-инструментального подхода в работе с детьми старшего школьного возраста позволяет заниматься деятельностью, с помощью которой подросток складывает у себя особый «доминантный жизненный проект» и развивает те «инструменты», (саморегуляция, деловые и личностные навыки общения, социальная адаптивность) которые позволяют этот проект реализовать. С уверенность. Можно говорить о том, что технологии физико-математических боев непосредственно направлены н формирование метапредметных компетенций старшеклассников (Приложение № 1 «Регламент физических боев», Приложение № 2 – Примерный перечень формируемых метапреметных компетенций, Приложение № 3 - Программы интенсивных каникулярных школ).
Активное участие старшеклассников из Салехарда – подтверждение актуальности такой образовательной деятельности. Участие школьников во всех выездных мероприятиях осуществляется за счет их финансирования родителей и законных представителей обучающихся.
Цель проведения компетентностных практик:
|
- Формирование метапреметных компетенций старшеклассников в ведении научно-исследовательской деятельности
- пропаганда движения, целью которого является стимулирование у старшеклассников глубокого интереса к естественным наукам и, в первую очередь, к физике;
- отработка технологии проведения стратегических игр и компетентностных олимпиад;
- получение нового результата физико-математического и естественнонаучного образования на основе сотрудничества с высшими учебными заведениями;
- подготовка команд Ямало-Ненецкого АО для участия во Всероссийском и Международном открытом турнирах юных физиков.
Теоретическое обоснование:
Серьезные и многоплановые исследования в этом направлении ведутся, начиная с 50-х годов (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и другие). Хотя эти исследования государством в разные времена то прямо запрещались, то практически не поддерживались, тем не менее, эти работы оказались достаточно результативными.
В настоящее время в России имеется ряд весьма продуктивных исследовательских направлений, назовем лишь некоторые:
- Развитие креативности детей, Богоявленская Д.Б.
- Исследовательская деятельность детей, Поддьяков Н.А.
- Проблемы обучения одаренных детей, Шумакова Н.Б.
- Проблемы диагностики одаренности, Щебланова Н.Б.
- Мотивационно-личностная сфера развития ребенка, Юркевич В.С.
Сказывается специфика дополнительного образования и на качестве взаимодействия преподавателя с учащимися. Взаимодействие в условиях свободы выбора и отсутствия принуждения принимает субъект-субъектный, диалогический, индивидуализированный характер, определяя демократический, гуманно-личностный стиль руководства преподавателя.
В исследовании Н.Ю. Синягиной было выявлено, что педагогам дополнительного образования свойственны спокойствие в общении с детьми, а также приподнятое, хорошее настроение. Их отличительной особенностью являются высокий уровень развития коммуникативных способностей и повышенная демонстративность, ориентированность на творческое решение задач, склонность к риску, управленческий тип «менеджер», восприятие карьеры как личностного роста. Обстановку в учреждении, в котором они работают, педагоги оценивают как доброжелательную, лояльную, комфортную [Синягина Н.Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования. //Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей/Под редакцией А. В. Егоровой, И. М. Каманова, М. В. Поповой. М.: Просвещение, 94 с.].
По мнению Б.В. Куприянова и О.В. Миновской к педагогу дополнительного образования по сравнению с учителем школы у учащихся появляется больше доверия, так как в глазах воспитанника педагог является специалистом в области, которая его привлекает, и вследствие этого ребенок готов устанавливать контакт, чтобы освоить деятельность. Выражением такой готовности служит так называемое «переворачивание субъектности», когда учащийся сам выступает в роли инициатора, а педагог в данном случае выполняет функцию ментора (наставника), имеющую принципиальное значение в развитии креативности [Куприянов Б.В., Миновская О.В. «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей». Академия. 2004. 240 с.].
Общая информация о
Инновационность опыта
Опыт работы учителей физики, реализующих проект в г. Салехард уникален. Данный инновационный проект был представлен Губернатору Ямало-Ненецкого АО в рамках стратегической сессии департамента образования Ямало-Ненецкого АО в марте 2019 года.
Традиционно «Турнир юных физиков» проводится только как итоговое соревнование. В нашем опыте это циклограмма компетентностных практик в течение всего учебного года н основе сетевого взаимодействия школ и выездом в ведущие вузы РФ
ЦИКЛОГРАММА СИСТЕМЫ ПРАКТИК (алгоритм):
1 этап. Сентябрь. Ознакомление команд с исследовательскими проблемами «Турнира юных физиков» на текущий учебный год. Проведение установочных семинаров в образовательных организациях г. Салехард и представление 17 исследовательских проблем, Международным Организационным Комитетом Турнира (IOC) на текущий учебный год. Все задания открыты участникам, не имеют одного простого решения, требуют проведения научных исследований и изучения теоретического материала за пределами школьной программы. |
2 этап. Октябрь. Мастер-классы в образовательных организациях. Цели: - Отработка технологий подготовки к компетентностным олимпиадам, стратегическим играм. - Отработка педагогических технологий, связанных с формированием компетентностей учащихся, педагогов, связанных с выполнением, представлением, рецензированием научно-исследовательской работы и её защитой в научных дискуссиях; - Отработка интенсивных кейс-технологий обучения в малых группах. Описание практики: 1. Знакомство с Правилами и регламентом проведения Регионального компетентностного турнира юных физиков. 2. Представление и защита в качестве примеров успешных трёх научно-исследовательских работ учащимися г. Салехард, выполненных по результатам участия в Турнирах. 3. Отработка компетентностей всех участников мастер-класса, связанных с защитой исследовательской работы, ведением научной дискуссии, проведением оппонирования и рецензирования на материалах пяти представляемых школьниками исследовательских работ. 4. Рефлексия участников, начало заявочной кампании На сегодняшний день в мастер-классах принимали участие учителя физики и школьники не только г. Салехард, но и школ Приуральского района, г. Губкинский, г. Лабытнанги, г. Муравленко, г. Ноябрьск, г. Тарко-Сале. |
3 этап. Ноябрь – осенние каникулы. Интенсивная каникулярная школа проводится с целью подготовки команд к Открытому муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» «Муниципальная олимпиада «Турнир юных физиков» в г. Салехард» включен в список региональных отборочных этапов Всероссийского «Турнира юных физиков» (информация на сайте http://www.rusypt.msu.ru/archive/tour2018/message2.pdf) 5-9 ноября во всех общеобразовательных организациях проводится подготовка к отборочным физико-математическим боям. Первоочередной целью «Школы юных физиков» являлось формирование компетентностей учащихся и педагогов, связанных с ведением научно-исследовательской деятельности при подготовке исследовательских задач. Школа проводится как подготовка к командному соревнованию обучающихся старших классов в умении решать научные задачи, проводить физические эксперименты и получать их результаты, представлять решения этих задач и защищать свои решения в научных дискуссиях по регламенту турнира. Пример: Приказ департамента образования о проведении Открытого муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9454:--1027-o--22--2018--q-------q---q---q&catid=126:-2012-&Itemid=354 |
4 этап. 15-21 ноября. Открытый муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в г. Салехард. Правила проведения: Темы и условия исследовательских заданий выбираются Оргкомитетом Турнира из задач, заявленных в рамках ежегодного Международного турнира юных физиков. Каждая команда состоит из 5-6 учащихся средних общеобразовательных учреждений. Команда может быть сформирована как на базе одного образовательной организации, так и являться сборной. Возможно участие команд с меньшим числом учащихся. Команда возглавляется капитаном, который является официальным представителем команды во время физического боя. В период подготовки исследований в течение 2 дней учащиеся ведут опытно-экспериментальную работу по решению задач турнира под руководством тренеров – учителей физики, многократно участвующих в подготовке команд к турнирам. Таким образом – на подготовку отводится 3-4 дня, на 5-6 день наступает время защиты проектов по правилам ведения научной полемики. Команды участвуют в научных дискуссиях – четырех физических боях. Около 20 команд (100чееловек) участвуют в 3 отборочных физико-математических боях. В финал выходят от 15 до 30 участников. В каждом действии команда выступает в одном из трех качеств – Докладчик, Оппонент, Рецензент или Наблюдатель. В следующих действиях физбоя команды меняются ролями в соответствии с ролевой схемой физбоя. Выступление команд в действии: Докладчик излагает суть решения задачи, привлекая внимание слушателей к основным физическим идеям и выводам. При этом желательно использовать заранее подготовленный иллюстративный материал и демонстрации. Необходимые для представления доклада технические средства должны быть согласованы с Организационным комитетом. Оппонент высказывает критические замечания по докладу и задает Докладчику вопросы, выявляющие неточности и ошибки в понимании проблемы и в ее решении. Оппонент анализирует достоинства и недостатки, как решения, так и выступления Докладчика. Выступление Оппонента не должно сводиться к изложению собственного решения задачи. Рецензент дает краткую оценку выступлений Докладчика и Оппонента. Подведение итогов проводится в командном и личном зачете: Команда, набравшая максимальную сумму баллов, является победителем Турнира. Докладчик, Оппонент и Рецензент, набравшие большее количество баллов, награждаются за лучший доклад, лучшее оппонирование и лучшее рецензирование соответственно. Учащийся, который по результатам полемики набрал большее количество баллов в личном зачете, становится Абсолютным победителем Игры в личном зачете. Примерное распределение рабочего времени: 1 день. Ознакомление с правилами, лекции по курсу физики, тренинги, дискуссии, направленные на формирование компетентностей, связанных с выполнением, представлением, рецензированием научно-исследовательской работы и её защитой в научной дискуссии. 2,3 день. Физический практикум по решению исследовательских задач под руководством преподавательского состава физического факультета при непосредственном участии учителей физики, сопровождающих учащихся. Выполнение научно-исследовательских работ, создание презентаций докладов, тренинги. Отработка умений, связанных с представлением доклада, оппонированием, рецензированием. 4,5 день. «Турнир юных физиков», который проводится согласно Правил и регламента проведения Турнира. По итогам Открытого муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в г. Салехард формируется команда участников Всероссийского этапа. Для ознакомления с демонстрацией технологий физбоев можно посмотреть видеоматериалы мастер-класса в рамках Городско августовской конференции педагогов г. Салехард по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=aeM7mKd9-C0&feature=youtu.be |
5 этап. Зональный «Турнир юных физиков» (Санкт-Петербург) и профпробы в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. К участию в Зональном ТЮФ (Санкт-Петербург) приглашаются команды образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Северо-Западного и других регионов России. Турнир проводится на физическом факультете. Участники из г. Салехард принимают в нем участие с целью значительного повышения уровня своих научно-исследовательских работ. Описание события: Жюри Зонального ТЮФ формируется из числа преподавателей и сотрудников физического факультета СПбГУ, института физики СПбГУ и Академической гимназии. Руководители команд могут быть также включены в состав жюри. Члены жюри распределяются по группам Оргкомитетом. Руководители команд не могут быть членами жюри в группах, где выступают их команды. Зональный Турнир проводится перед зимними школьными каникулами в сроки, утвержденные Организационным комитетом. Команды участвуют в научных дискуссиях – физических боях: не менее чем в 5 пяти отборочных физических боях, в которых участвуют все команды; затем Финальный физический бой, в котором участвуют три команды, показавшие наилучшие результаты по итогам отборочных физических боёв. К Зональному турниру приурочивается ряд мероприятий. Краткосрочное обучение в АГ СПбГУ: курс лекций, лабораторных работ, исследовательских практик по биологии, химии, физике, информатике, проводимых профессорско-преподавательским составом физического, биологического и химического факультетов СПбГУ; формирование базы для дальнейшего ведения исследовательской деятельности. Экскурсия в Пулковскую обсерваторию. Проведение профессиональных проб в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им Бонч-Бруевича, в Национальном минерально-сырьевом университете, Научно-исследовательский институт физики СПбГУ им. В.А. Фока, НИИ радиофизики, в Межвузовской лаборатории нанотехнологий. |
6 этап. Март – весенние каникулы. Олимпиада школьников «Всероссийский турнир юных физиков» (г. Москва. г. Екатеринбург. г. Севастополь) Официальный web-сайт Олимпиады размещен по адресу http://www.rusypt.msu.ru/. По итогам отборочного заочного этапа из победителей и призеров формируются команды для участия в заключительном очном этапе. Заключительный (очный) этап в каждом учебном году проводится на базе специализированных учебно-научных центров трех федеральных университетов – в Академической гимназии СПбГУ, СУНЦ МГУ, СУНЦ УрФУ с 25 по 31 марта. Все команды разделяют на две лиги: высшую и первую. В высшую лигу входят команды, подготовленные в специализированных учебно-научных центрах ведущих университетов (СУНЦ МГУ, СУНЦ НГУ, СУНЦ УрФУ, Академическая гимназия СПбГУ). В первую лигу – команды общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования. Во время проведения Олимпиады команды участвуют в научных дискуссиях – в 7 отборочных физических боях. Для лидеров отборочных боев отдельно для первой и высшей лиги проводятся финальные физические бои. Согласно действующему законодательству, победителям и призерам Олимпиады в личном (индивидуальном) зачете предоставляются льготы при поступлении в высшие учебные заведения на специальность – физика. |
7 этап. Июнь – летние каникулы. Летняя профильная смена на физическом факультете СПбГУ Летняя профильная смена включает в себя большое количество научных, образовательных, интерактивных и спортивно-развлекательных мероприятий для школьников, в том числе: - индивидуальные научные исследования (выполняемый на протяжении всей практики научный проект, тематику которого участник выбирает сам в первые дни: от анализа одновременной и индивидуальной работы спутников GPS и ГЛОНАС и распыления металлов ионами гелия до исследования по современным направлениям физики); - научно-популярные лекции ведущих учёных России (заблуждения средневековых физиков; глобальные свойства пространства-времен); основы квантовой теории; - лабораторный практикум (основы экспериментальной физики, методика измерений и обработки данных, проверка физических законов на практике); - показ опытов (историческая реконструкция значимых физических экспериментов, а также удивительные современные демонстрации); - экскурсии по современным лабораториям и ресурсным центрам Научного парка СПбГУ; - дискуссионные площадки и творческие мастерские (кейс-клуб – командная работа над нестандартными актуальными задачами; физический бой между командами участников; технические конкурсы); - спортивно-развлекательная программа; - отчётная конференция участников по итогам работы на практике (защита индивидуального научного исследования: в итоговый зачёт по практике включаются также успехи в лабораторных работах, мастер-классах и других соревнованиях). Летняя практика школьников проходит в Петродворцовом учебно-научном комплексе СПбГУ (г. Петродворец, Старый Петергоф, ул. Ульяновская, д. 1, 3) в июне. Для участия в Летней практике школьников на физическом факультете СПбГУ необходимо пройти регистрацию и конкурсный отбор. |
Вывод:
Многие участники после выполнения научно-исследовательской работы продолжают свою деятельность в выбранном направлении. Продемонстрированные успехи в освоении методик проведения экспериментов, умении наблюдать и делать выводы, быть терпеливым и настойчивым в достижении поставленной цели. Завершает каждый цикла научной работы представление её результатов в виде доклада перед соответствующей аудиторией.
Участие в каждом мероприятии дает неоценимый опыт публичного общения, помогает выявить преимущества и недостатки проведённой работы, улучшает собственное понимание результатов и, несомненно, ставит новые вопросы перед начинающим исследователем.
Личный вклад разработчика:
Майорова Е.Б., учитель физики МБОУ СОШ № 4 и МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард является разработчиком проектов, руководителем и основным исполнителем всех мероприятий проекта.
Востребованность проекта:
1. Обобщенный результат реализации проекта «Турнир юных физиков» автор представлял на IV Арктическом образовательном форуме в г. Салехард 23 марта 2019 года
2. Проект расширяется в другие образовательные области. С сентября 2019 года в МСО г. Салехард будет реализоваться сетевой проект «Муниципальная матрица индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов», в основе которого указанная методическая разработка. Причем из системы дополнительного образования акцент переносится в основное образование, а именно в реализации основных образовательных программ среднего общего образования.
3. Анализ результатов физико-математического образования показывает их высокий уровень. г. Салехард имеет огромный и результативный опыт работыв проведении интенсивных школ и погружений в исследовательскую и проектную деятельность. Наша «Виртуальная школа юных физиков» известна далеко за пределами округа. Проводимая в ее рамках интенсивная школа является региональным этапом Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков», известной среди физматшкол еще в СССР. В текущем учебном году на Окружных научных конференциях школьников и студентов им. Вернадского оба участника стали победителями, на «Ступени в Будущее» в секции физика весь пьедестал был занят нашими учениками. И буквально вчера один из учащихся стал абсолютным победителем Всероссийской конференции исследовательских работ в МВТУ им. Баумана в Москве.
Опыт показывает, что применение активных форматов обучения позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в ведущих технических Вузах страны.
Риски
Основные риски связаны с сопротивлением существующих структур нововведениям в системе образования, связанных, прежде всего с собственническмими настроениями педагогов, работающих с одаренными детьми.
Методы устранения рисков:
- управление по целям и результатам;
- целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности краткосрочных профильных смен.
При отсутствии полноценного финансирования по проекту, цели мотивации к изучению физико-технических дисциплин по итогам деятельности не будут достигнуты для всех категорий участников этих мероприятий, что скажется на формальном подходе, низком качестве выполненных учащимися исследовательских работ, низких результатах участия в научных конференциях.
Снижению рисков будет способствовать:
- Статус победителя конкурса на получение грантов различного уровня;
- Поддержка мероприятий на всех уровнях управления;
- Деятельность всей муниципальной системы образования по приобщению педагогов к ценностям инновационных подходов в образовании.
Использованные источники информации:
минобрнауки.рф/документы/2365
http://www.rusypt.msu.ru/index.shtml
http://agym.spbu.ru/2-category/25-pravila-turnira-yunykh-fizikov.html
http://www.phys.spbu.ru/school/main.html
Приложение № 1
III. ЗАДАНИЯ
Темы и условия исследовательских заданий выбираются Оргкомитетом Турнира из задач, заявленных в рамках XXV Международного турнира юных физиков 2012 года.
IV.
К участию в Турнире приглашаются учащиеся и учителя физики образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
1. Команды участников будут сформированы во время Турнира. Каждая команда состоит из 5-6 учащихся средних общеобразовательных учреждений. Команда может быть сформирована как на базе одного образовательного учреждения, муниципального образования, так и являться сборной нескольких учреждений, муниципальных образований. Возможно участие команд с меньшим числом учащихся. Персональный состав команды не изменяется в течение всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который является официальным представителем команды во время физического боя.
2. Команду сопровождают руководители. Руководители несут ответственность за подготовку команды к состязаниям во время Турнира. Руководители не являются членами команды.
V. СОСТАВ ЖЮРИ
В состав жюри входят руководители команд и преподаватели физического факультета СПбГУ.
Действие
VIII. ОЦЕНКИ ЖЮРИ
После каждого действия жюри выставляет командам оценки с учетом всех выступлений членов команд, вопросов и ответов на вопросы, участия в полемике по десятибалльной системе (от 0 до 10). При подсчете средней оценки команды за каждое действие отбрасываются половина высшей и половина низшей оценок (то есть, полусумма высшей и низшей оценок считаются одной оценкой). Сумма оставшихся оценок делится на (n-1), где n - число членов жюри. Среднее значение умножается на следующий коэффициент: 3 - для Докладчика, 2 - для Оппонента и 1 - для Рецензента.
Результат команды в «физбое» определяется суммой рассчитанных таким образом баллов и округляется до десятых долей.
IX. ПОБЕДИТЕЛИ ТУРНИРА
Командный зачет. Команда, набравшая максимальную сумму баллов, является победителем Турнира.
Личный зачет. Докладчик, Оппонент и Рецензент, набравшие большее количество баллов, награждаются за лучший доклад, лучшее оппонирование и лучшее рецензирование соответственно. Учащийся, который по результатам игры набрал большее количество баллов в личном зачёте.
Приложение № 2
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ МЕТАПРЕМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!