этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез).

2020-06-05 202
этап. Целостное восприятие музыкальной композиции (первичный синтез). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для полноценного восприятия песни для каждой микрогруппы необходимо предусмотреть отдельное помещение, где она будет работать, магнитофон и аудиозапись соответствующей композиции.

Перед началом прослушивания песни педагог оглашает её название, автора и исполнителя, просит всех ребят внимательно и серьёзно отнестись к композиции и в течение нескольких минут соблюдать тишину.

Этап. Обмен эмоциональным впечатлением.

На данном этапе каждый из участников по очереди должен в 1-2 предложениях выразить своё отношение к прослушанной композиции. Важно не комментировать мнения ребят, даже если они будут очень эмоциональными и категоричными, а внимательно их выслушать. Этого же нужно добиться и от самих подростков.

Этап. Анализ текста песни. Понимание идеи.

Это один из наиболее трудоёмких этапов работы. Исходным для педагога при подготовке к нему является выяснение идеи текста песни. Для работы над идеей песни необходимо подготовить текст стихов из расчёта на каждого участника. Анализ целесообразно проводить по частям (например, четверостишиям), заранее определённым педагогом.

Для работы с текстом стихов можно использовать приёмы анализа художественного произведения:

1. стилистический анализ – постижение идеи через понимание использованных автором выразительных средств, то есть самому пристальному вниманию должно подвергаться каждое авторское слово.

Ø Анализ отдельных слов/строк. Почему автор стихов использовал именно это слово, этот словосочетание, этот оборот? Что он хотел подчеркнуть?

Ø Подбор синонимов для уточнения значения слов и осознания авторского выбора. Если подобрать к этому слову синонимы, как изменится смысл выражения?

Ø Сопоставление слов и повторов. Почему автор несколько раз использует одно и тоже выражение? Везде ли его смыл одинаков?

Ø Выделение ключевых слов.

2. стилистический эксперимент – намеренное искажение авторского текста за счёт замены или «выбрасывания» слов, для того чтобы сделать авторский выбор более очевидным.

Давайте попробуем заменить это выражение другим. Как измениться смысл текста, если мы вообще не будем использовать этого выражения? 

Иногда выявить идею песни крайне трудно. В этом случае необходимо обратить на это особое внимание подростков.

Этап. Вторичный синтез (обобщение).

На этом этапе проводится работа по формулированию идеи песни, а также осознание каждым подростком своего собственного отношения к стихам на основе их анализа.

Важно, чтобы каждый из ребят ответили на вопросы: «О чём эта песня?», «Изменилось ли Ваше мнение о песне?»

Этап. Для кого эта песня. Какая важная потребность удовлетворяется.

На данном этапе ребята должны выделить «достоинства» и «недостатки» песни (у каждой песни они есть), ответив, на вопросы: «Почему данная композиция может нравиться одним и не нравится другим? Какая важная потребность человека удовлетворяется при прослушивании этой песни?»

Общие выводы, сделанные подростками, нужно зафиксировать, чтобы в дальнейшем рассказать о них другим микрогруппам.

Группа готовит свой рассказ о песне для всех.

Этап. Обмен мнениями.

Следующий этап подразумевает сбор всех микрогрупп в одном помещении. В произвольном или заранее определённом порядке несколько представителей от каждой микрогруппы должны представить песни, над которыми они работали: дать возможность прослушать их, познакомить с идеями песен, рассказать о «достоинствах» и «недостатках», о том, для кого они предназначены, какие потребности людей удовлетворяют.

Этап. Подведение итогов.

Микрогруппы в течение нескольких минут отвечают на вопрос: «Почему люди до сих пор не смогли объединиться, часто не могут без непонимания, злости и ненависти относиться к тем, кто не слушает ту музыку и не поёт те песни, которые нравятся им самим». Представитель микрогруппы оглашает общий ответ её членов. 

Слово ведущему:

С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костер…Сколько необходимо времени, чтобы из людских сердец исчезли непонимание, злоба, ненависть и агрессия, чтобы люди снова собрались возле одного костра, чтобы петь разные песни не знает никто, но зато с уверенностью можно сказать, что это зависит только от самих людей, от каждого из вас.

Успех любого КТД зависит, прежде всего, от готовности детей участвовать в нём, поэтому перед проведением вожатый должен создать настрой. Проще всего это сделать, когда существует какая-то цель всех предлагаемых детям игр или конкурсов.

Сравните, как легче включить детей в деятельность:

· "БЕДА! Террористы захватили нашу вожатую. Они не освободят её пока, мы не выполним все их условия: нужно оказать помощь их раненному, разминировать пути отступления из лагеря, заправить самолет и т.д. "

· "Дети сейчас мы пойдем на улицу. Там мы забинтуем голову старшему вожатому, потом будем искать вот такие вот железочки и распутывать проводки, потом лить из шланга воду в бочку..."

Украли вожатого

Дети бегают по этапам:

1. Получают письмо похитителей.

2. Около корпуса находят вещь вожатого с запиской.                                                                                                  

3. Ищут три бомбы (мячики).

4. Ищут следы, которые ведут на минное поле – и т.д.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя и педагогически эффективных форм работы с детьми в отряде является организация тематического дня. 

Тематический день

Тематический день - одна из форм коллективной творческой деятельности. Особенностью является то, что работа в отряде (во всём лагере) весь день строится на одной общей теме, идее. Достоинством тематического дня является то, что выбранную тему можно успеть рассмотреть достаточно глубоко, разносторонне и попробовать что-то сделать в данной тематической области.
Например, можно устроить в отряде День Страха. Для дня можно придумывать соответствующее идее дня название. Этот день можно назвать «Не бойся бояться». Примерный план дня:

Утро

Тематическая зарядка «Как мы боимся»

Познавательная игра-соревнование о страхах между экипажами «Верите ли Вы, что?» Вот вопросы для примера:

· Верите ли Вы, что ребёнок до двух лет часто не ведает страха?

· Верите ли Вы, что в Москве есть кинотеатр для просмотра фильмов ужасов, в котором места для зрителей выполнены в виде гробов? (Нет, такой кинотеатр есть в Париже)

· Верите ли Вы, что страх – помощник человека?

Час творческих заданий: изобразить при помощи пантомимы одно из эмоциональных состояний, связанных с переживанием разной степени страха, и придумать ситуацию, в которой это состояние могло возникнуть: тревожность зайцев, боязнь косуль, испуг пингвинов, ночной кошмар собачки, паника обезьян. Каждый экипаж изображает ситуацию, а остальные угадывают – что произошло, что демонстрирует экипаж и каково эмоциональное состояние изображаемых персонажей.

Выполнение упражнений на преодоление страха (Например, из книги В. Леви «Приручение страха»): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй Жуевич (разжевал и выплюнул свой страх). Рисуем и топчем свой страх. Расскажи о своём страхе. «Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и всё остальное».

Подготовка экипажами своего задания для дальнейшей программы дня: придумать игру «Охотники за привидениями», сделать Комнату Страха, подготовить Вечер страшных историй – ведение, оформление и пр.

День

Игра «Охотники за привидениями»

Посещение комнаты страха.

Вечер

Коллективное творческое дело «Закончи сказку». Участникам предлагаются письма от жителей Волшебной страны, в которой они просят помощи. Ребята знакомятся со сложившейся в стране сложной ситуацией и готовят видеописьмо – ответ, в котором показывают, как эту ситуацию разрешить. Вот схематические основы, описывающие примеры таких ситуаций: 1. В одной стране Король узнал, что его сын принц боится лошадей и поэтому не участвует в охоте, а его дочь принцесса боится упасть во время танца на балу. Король велел собрать всех волшебников королевства и под страхом смерти приказал им уничтожить все страхи, существующие в королевстве. Волшебники исполнили волю Короля и наутро…

2. В течение многих лет Город Мастеров платил дань злой колдунье Бастинде. Но им надоело отдавать ей свои изделия, половину вырученных денег и они объявили, что больше не будут платить. На что колдунья ответила: «Раз так, я нашлю на вас своих демонов Страх и Ужас. Вы будете умолять меня взять дань, чтобы освободить от них».

Решая эти ситуация, ребята смогут проявить те знания, которые они получили в течение дня.

Ну а вечером мы можем рассказывать друг другу страшные истории (страшилки) и думать о том, зачем они существуют, какую функцию выполняют.

Дети очень любят участвовать в проведении Дня Девочек и, соответственно, Дня мальчиков. В День девочек можно проводить различные конкурсы, идеи для которых можно взять их из разных сказок: "Сегодня все девочки у нас - Золушки, а мальчики - принцы. Злая мачеха заставила Золушек натирать полы (конкурс танца), перебирать крупы (разноцветные квадратики), но Золушки у нас не унывают, они любят за работой попеть песни (конкурс песен),... " (Мальчики - августейшее жюри, выбирают самую умелую Золушку)

"Знаете сказку про Снежную Королеву? Она украла всех наших мальчиков и нам надо отыскать их, преодолев все трудности... " (Ребята могут в это время готовить девочкам подарки). Хотелось бы, чтобы итогом дня стало понимание, какие замечательные у нас в отряде девчонки.

Тематический день – это не несколько КТД на основе одной идеи. Важно сочетать информационные, обучающие, эмоциональные, практические и творческие формы работы. Можно провести День Игры, День Бантика, День Солнца, День Улыбок, День Дружбы, День Тайн сновидений, День Воды, День Понимания – существует бесконечное количество тем для выбора. Конечно, выбор темы зависит от возраста детей и от того, что им интересно. Проводимый тематический день хорошо бы сделать необычным, не похожим на остальные дни. Можно использовать различные сюрпризы. Например, в День Пожарника периодически устраивать тревоги, рассказав детям, что надо при этом одевать каски, хватать бутылки с водой, верёвки, лесенки и т.п. и выбегать на улицу за 1 минуту; или в День Шпионов всему отряду передвигаться по лагерю только короткими перебежками. Достаточно легко придумать концепцию дня, взяв за основу какую-нибудь профессию или род деятельности: День Спасателей, День Пиратов, День Поэтов, День Художников, Космонавтов. Конечно, важно выбирать такие темы, в которых разбирается сам вожатый и в которых он сможет чему-то научить детей и учиться вместе с ними.

Часто единой темой объединяют всю смену, например, берут экологическую проблематику, олимпийскую и пр. Во многих лагерях ведут игровые смены, события которых объединены игровым сюжетом и действующими в данном сюжете героями (хоббиты, мушкетёры и пр.). При этом организация тематических дней в отряде должна быть связана с общей тематикой игры. При подготовке тематического дня надо помнить, что в план дня утром лучше ставить информационные, обучающие формы работы, затем – практико-ориентированные, активные, подвижные, а вечером можно заняться творчеством. Перед сном особенно хорошо удаются эмоциональные, душевные вещи.        

Важно избегать банальностей и в выборе темы дня, и в его содержании. Они проводятся в лагерях неоднократно, и без дополнительного продумывания и внесения в них новых идей, иногда вырождаются во всеразрушающее буйство и неуправляемость, хотя если постараться и всё продумать можно сделать этот день весёлым, интересным и запоминающимся. День Самоуправления или День Нептуна являются традиционными для современных лагерей, поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы сделать эти дни не шаблонными, а оригинальными, запоминающимися.

Приведём ещё один план дня для примера – Дня театра.

Утро:

К ребятам в гости приходит Муза театра – Мельпомена. Она проводит минивикторину, чтобы узнать, знают ли её ребята, стоит ли с ними общаться. Далее она вместе с ребятами смотрит один из современных небольших спектаклей и проводит его обсуждение. Важно, чтобы ребята поняли, что главным для театральной постановки является тема, идея спектакля и её образное выражение средствами театра как синтеза искусств.

Затем ребята приглашаются на занятия в театральный институт. Они получают зачётки и проходят обучение по таким дисциплинам как Сценарное творчество, Режиссура, Актёрское мастерство, Декорации и грим и пр. Далее они делают небольшие выпускные этюды – театральные зарисовки на тему. После их показа детям вручают аттестат о высшем театральном образовании.

После обеда театральные коллективы создают замысел своего спектакля, делают его афишу, изготавливают костюмы, начинают репетиции,

После ужина происходит демонстрация спектаклей, их обсуждение. Итогам дня становится вручение премий Театральной академии за лучшие роли, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучший грим и пр.

Можно реализовать данный план в течение 2-3 дней, дополнив его такими событиями, как конкурс суфлёров, конкурс на лучший грим, конкурс актёрского мастерства, пресс-конференция режиссёров и т.д.

Итоговый период смены

Итоговый период смены является крайне важным – этот период определяет, какие выводы по итогам смены сделают дети, как отрефлексируют полученный опыт, что останется в душах детей. Итоговый этап должен задумываться вместе с планированием смены. Итог смены может иметь предметное воплощение и стать частью портфолио ребёнка. Например, в начале смены, каждому ребёнку выдаётся маршрут участника смены. Этапами маршрута выступают решаемые отрядом задачи, и на карте маршрута отмечается, как их решал каждый член отряда. В течение смены на маршруте делаются отметки, записываются размышления, выводы. В конце смены оформляется итог прохождения маршрута, фиксируются все достижения каждого члена отряда.

Можно в течение смены создавать созвездие каждого члена отряда, зажигая в созвездии звёзды тех качеств, которые ребёнок проявил. К концу смены у ребят могут зажечься звёзды искренности, доброты, творчества, общительности, мужества, юмора и многие-многие другие. Обсуждение проявленных качеств происходит, прежде всего, в микроколлективах, так как ребята больше взаимодействуют в них и видят, кто как себя проявляет.

На окончание смены проводятся Праздничный бал, вечер «Как мы жили..», Прощальный костёр, другие творческие формы и, конечно, прощальный огонёк. На огоньке ребята говорят друг другу главные слова, обмениваются адресами, пишут слова благодарности и пожелания. Можно использовать такие формы как Забор гласности, записки на спине, «обнималки», блокнот пожеланий и пр.

В заключительный период смены в отрядном уголке может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Многие вожатые радуются тому потоку слёз, который вытекает из ребячьих глаз при расставании: «Раз дети плачут, значит, им не хочется расставаться, а значит, я действительно сплотил отряд и славно поработал». Но нам важно не тешить своё самолюбие, а думать о детях. Эмоциональное заражение может привести к тяжёлому состоянию детей. Нам важно, чтобы, уезжая, дети смотрели не только в прошлое, но и в будущее. Чтобы они уезжали с хорошим настроением и чувствовали, что стали мудрее и смогут свою жизнь сделать более интересной, творческой, наполненной общением с новыми друзьями.

Отрядный уголок

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда и возрасту детей. Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но он может занимать и всю стену в холле или можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Уголок должен содержать: название отряда, девиз и эмблему отряда, отрядную песню, законы лагеря и отряда, адрес лагеря, расписание кружков, распорядок дня (лагерный и отрядный), списки детей по экипажам, положение о соревновании, экран соревнований, план на день, поздравления. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.). В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

В отрядном уголке отражается ежедневная деятельность отряда: соревнования, подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, смотрах, подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда, жизнь отряда, экран настроения, конкурсные рисунки, благодарности, мысли вслух и пр.

Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Как правило, в первые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом часто дети просто разбирают уголок по частям на память, ведь в уголке "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём состоят основные задачи организационного периода в отряде?

2. От чего зависит успешность проведения организационного периода?

3. Какие формы работы используются на этапе знакомство?

4. Для чего проводится Тропа Доверия?

5. Чем заканчивается оргпериод?

6. Каким образом определяются законы отряда?

7. Как формируется план работы отряда?

8. Что такое коллективное творческое дело? При каких условиях проводимую форму работы можно назвать КТД?

9. Какие этапы должен пройти отряд, чтобы стать коллективом, в соответствии с идеями А.С. Макаренко?

10. На каком этапе развития коллектива особенно важен успех совместной деятельности?

11. В чём преимущества организации жизни отряда по тематическим дням?

12. Каким образом распределяются виды деятельности детей в течение тематического дня?

13.  В чём значение заключительного этапа работы вожатого с отрядом?

14.  Какие функции выполняет отрядный уголок? Какие рубрики могут в нём быть?

Задание:

1. Разработайте план проведения одного из дней периода знакомства (первого, второго или третьего). Распишите основное содержание всех используемых форм работы.

2. Разработайте один из тематических дней лагерной смены.

3. Предложите замысел проведения последнего дня лагерной смены.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.