В. Драгунский. «Синий кинжал» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В. Драгунский. «Синий кинжал»

2020-06-05 369
В. Драгунский. «Синий кинжал» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

• На ваш взгляд, этот рассказ серьезный или смешной? Докажите это.

 

• Давайте разберемся в произошедшем: из-за чего произошла ссора Дениски и Левки?

 

• Как объяснить, что намерение Дениски развеселить Левку, получившего тройку на уроке труда, закончилось ссорой?

 

• Достаточно ли серьезная эта ссора, чтобы явиться причиной совершения кровавого возмездия?

 

• Был ли удар Левки пеналом по затылку Дениски спровоцирован Дениской, или как тот думал, что Левка ударил его «ни с того ни с сего»?

 

• Поверили ли вы в серьезность намерений Дениски убить Левку? Если не поверили, то почему?

 

• Почему так сильно билось сердце Дениски перед дверью в класс?

 

• Благодаря чему или кому произошло мирное разрешение конфликта? Остались ли друзьями Дениска и Левка? Как, по-вашему, будут складываться их дальнейшие отношения?

 

• Расскажите, как происходят разрешения ваших конфликтов с приятелями? Что побеждает в них: добро или зло?

 

В. Драгунский. «Друг детства»

Вопросы к обсуждению:

 

• Почему Дениска решил, что будет боксером? Почему из многих профессий, о каких Дениска мечтал, он выбрал в конце концов – эту? Зачем ему понадобилось развивать силу удара?

 

• Поддерживаете ли вы его намерение стать сильным и побивать всех во дворе?

 

• Почему папа не принял всерьез Денискину просьбу купить спортивную грушу?

 

17


• Как отреагировал Дениска на мамину идею заменить грушу плюшевым медвежонком и на нем тренировать руку?

 

• Почему придумка мамы, которую Дениска принял сначала охотно, постепенно стала казаться ему невозможной для исполнения? Почему она вместо радости вызвала у него слезы? Поддерживаете ли вы его отказ от использования плюшевого мишки в качестве боксерской груши?

 

• Как повлияли на Дениску его воспоминания о дружбе с медвежонком в раннем детстве? Испытывали ли вы нечто подобное по отношению к своим детским игрушкам?

 

• Почему он не захотел открыть маме причину своих слез?

• Что послужило причиной отказа Дениски стать боксером?

 

• Доброе ли сердце у Дениски? Что вы о нем как о личности можете сказать? Одобряете ли вы его отказ от своей мечты?

 

• А кем, по-вашему, стал Дениска, когда повзрослел? Поделитесь вашими предположениями, учитывая, что рассказ «Друг детства» написан автором от своего имени?

 

В. Железников. «Голубая Катя»

Вопросы для обсуждения:

 

• Что вы можете рассказать о брате Вадиме и его сестренке Катьке? Что это за люди? Любили ли они друг друга? Чем ваше мнение можно подтвердить?

 

• О чем свидетельствует игра в вопросы и ответы, в какую любила играть Катька со своим приятелем Яшой? Какие штрихи к портрету Катьки она прибавляет?

 

• Почему с приходом одноклассницы Вадиму захотелось от Катьки избавиться? За что он вытолкал ее за дверь? Как вы расцениваете его поведение?

 

• Согласны ли вы с мнением Вадима, что ничего особенного не случилось? Почему же в этом случае Катька серьезно обиделась на брата и решила уйти из дома?

 

• Какие чувства испытал Вадим, хватившись сестры и не найдя ее нигде? Почему он заревел, когда незнакомая женщина привела Катьку домой?

 

Н. Внуков. «Чудеса»

 

Вопросы для обсуждения:

 

• Какие чувства вызвали у вас Борька и старик Терлецкий? Встречались ли вы с такими стариками в жизни?

 

• Почему именно Борьке открыл старик тайну подлинного чуда? Как вы представляете прошлое этого старика?

 

• Что имел в виду старик, когда говорил: «Волшебников, волшебниц в мире много, они среди нас, но мы не видим их!»?

 

18


• Какими чертами характера обладает сам Борька? Нет ли среди этих черт волшебных?

 

• Что значат слова Терлецкого: «Ты еще не умеешь смотреть»?

 

• Почему мальчику показалось, что старик похож на того черного человека с мечом в руке, который смотрел с обложки книги «Дон Кихот»? А вы сами об этой книге что-нибудь слышали?

 

• Почему именно эту книгу выбрал старик для подарка Борьке? А себе купил другие?

 

• Почему рассказ называется «Чудеса»? Какое главное чудо из всех чудес открылось Борьке при встрече с Терлецким?

 

Дополнительная литература по теме:

• Лихачев Д. «Письма о добром»

• Голявкин В. «Мой добрый папа»

• Крапивин В. «Оруженосец Кашка»

• Распутин В. «Уроки французского»

• Достян Р. «Тревога».

• Коваль Ю. «Клеенка».

• Воскобойников В. «Портрет Кати Е.»

 

Правда, ложь и фантазия

 

Н. Носов. «Карасик»

Вопросы к обсуждению:

 

• Понравился ли вам рассказ Николая Носова? Какие мысли и чувства он вызвал у вас?

 

• Как относился Виталик к своему карасику? Почему он решил отдать его своему приятелю в обмен на свисток? С радостью ли он совершил обмен? Возникали ли у него сомнения?

 

• А вы сами поддерживаете ли этот обмен, помня, что карасика подарила мальчику мама? Как бы вы поступили на месте Виталика?

 

• Как стал вести себя Виталик, когда понял, что коту из-за него достанется? Переживали ли вы за исход дела? Если «да», то какой момент рассказа был для вас самый переживательный?

 

• Почему Виталик сидел грустный за обедом? Почему на душе у него было нехорошо? Почему он не был рад возвращению Мурзика?

 

• Почему именно в тот момент, когда мама взяла кота за шкирку, Виталик признался маме в своей провинности?

 

• Согласны ли вы со словами мамы Виталика, что только трусы боятся говорить правду? Был ли Виталик трусом?

 

19


Н. Носов. «Фантазёры»

 

Вопросы к обсуждению:

 

• Интересны ли вам были выдумки Мишки и Стасика? О чем свидетельствуют эти выдумки? Что на основании их выдумок мы можем сказать об этих ребятах?

 

• Легко ли выдумывать? Давайте попробуем что-то неправдоподобное выдумать?

 

• Почему у Игоря не получилась выдумка, а получилась ложь?

 

• Ребята пожалели заплаканную Ирку, на которую свалил свою вину Игорь, и отдали ей свое мороженое? Как это характеризует Мишку и Стасика?

 

• Как вы оцениваете их неправду, что якобы они по десять порций мороженого съели? Зачем они это сказали? Чем их неправда отличается от лжи Игоря?

 

• В чем, на ваш взгляд, состоит ценность фантазии, почему она нужна людям? Каждый ли способен фантазировать?

 

• Кого из литературных героев или героев фильмов вы можете отнести к фантазерам, а кого к обманщикам? Чем первые отличаются от вторых?

 

Ю. Яковлев. «А Воробьёв стекло не выбивал…» Вопросы для обсуждения:

 

• Почему автор рассказа не может забыть Сёмина – своего школьного товарища? Чем он привлекателен?

 

• За что Сёмин получил прозвище Марк Порций Катон Старший? Уважительное или негативное это прозвище?

 

• Почему ему было важно повторять директору и другим фразу: «А Воробьёв стекло не выбивал»? Какой смысл, вопреки признанию Воробьёва, твердить, что Воробьёв стекло не выбивал?

 

• Почему сам директор был возмущен этой историей, полагая, что это слишком маленькая правда, чтобы её так упорно отстаивать?

 

• Поддерживаете ли вы ответ Сёмина: «Правда всегда большая»? Верите ли вы в рассказанную историю? Правдива ли она? Есть ли в вашей школе такие борцы за правду? Если есть, как вы к ним относитесь?

 

• Как вы объясните концовку рассказа: «Все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику»? А какое у вас родилось ответное чувство?

 

• Достойна ли, по-вашему, эта маленькая история того, чтобы автор уделил ей внимание, запомнил ее и посвятил ей целый рассказ? Может быть, прав директор, что эта маленькая правда не имеет большого значения?

 

 

20


В. Драгунский. «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» Вопросы к обсуждению:

 

• Какое впечатление на вас произвели сочиненные друзьями истории? Правдивые ли они?

 

• Почему Дениска и Мишка опоздали на урок? Почему они пришли в класс растрепанными и порознь?

 

• Почему, вместо того чтобы сказать правду, они придумали героические истории про себя?

 

• Как отнеслась к этим историям учительница, и как весь класс?

 

• Как случилось, что их героические истории про себя оказались разными?

 

• Что написали Дениска и Мишка друг другу в записках? Кто, по-вашему, более прав из них в своих выводах о случившемся: надо говорить правду или лучше сговариваться?

 

• Чем, на ваш взгляд, ложь отличается от фантазии?

 

В. Драгунский. «На Садовой большое движение» Вопросы к обсуждению:

 

• Рассказ начинается с того, как Ванька и Дениска ремонтируют старый велосипед. Как вы думаете, почему автор так много уделил внимания этому ремонту? С каким настроением они ремонтировали велосипед? Почему отремонтированный он им казался лучше нового?

 

• Как Ванька испытывал велосипед, и что при этом чувствовал Дениска? С каким настроением они катались? Почему сидеть на жёстком багажнике Дениске казалось удобнее, чем сидеть на мягком диване?

 

• С какой целью длинный парень остановил их, когда они воз вращались домой? Почему ребята поверили этому парню? Каким он им показался при встрече? А вам? Вы поверили в его рассказы? Если «нет», то что вам показалось в его облике и словах подозрительным?

 

• Почему парень не согласился на предложение ребят, чтобы они съездили за лекарством для его больной бабушки? Почему ему было важно самому поехать на их велосипеде? Как ему удалось уговорить друзей отдать велосипед? Какую роль при этом сыграла «ценная собака такс»?

 

• С каким настроением возвращались ребята домой, не дождавшись парня с велосипедом? О чем думал Ванька и о чем Дениска? Почему Дениска думал о страшном? Что, по-вашему, он вкладывал в слово «страшное»?

 

• Почему рассказ называется «На Садовой большое движение»? Какое отношение это название имеет к произошедшему? Ведь ребята не выезжали на эту улицу?

 

• Автор рассказа много внимания уделил настроению ребят: каким оно было в начале рассказа и каким стало – в конце? А какое настроение этот рассказ вызвал у вас, на какие мысли навёл?

 

21


• Как вы определяете при разговоре с человеком: врет он или говорит правду? И почему так важно – не ошибиться?

 

В. Злотников. «Записки»

• Как ссора папы и мамы повлияла на отношения мальчика и собаки?

 

• Удалось ли мальчику обмануть родителей? Как они догадались, что записки писал их сын?

 

• Как объяснить, что обманные записки сына восстановили мир в семье?

• В чем сила этих записок?

• Какое участие в произошедшем событии приняла собака Джек?

 

Дополнительная литература по теме:

• Велтистов Е. «Электроник – мальчик из чемодана»

• Железников В. «Соленый снег»

• Алексин А. «Необычайные похождения Севы Котлова»

• Медведев В. «Фосфорический мальчик»

• Медведев В. «Капитан Соври-голова»

• Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

• Драгунский В. «Тайное становится явным»

• Алмазов Б. «Деревянное царство»

• Прокофьева С. «На старом чердаке»

• Зощенко М. «Не надо врать»

 

Сила воли и сила духа

 

Р. Погодин. «Как я с ним познакомился» Вопросы к обсуждению:

 

• При каких обстоятельствах писатель познакомился с Кешкой?

 

• Почему он начал знакомить читателя с героем с характеристики его силы воли?

 

• Почему ему сначала показалось, что мальчик сумасшедший?

 

• Как изменилось отношение взрослого к мальчику, когда он понял причину его неестественно громкого пения?

 

• На какие воспоминания из солдатской жизни навел этот случай писателя?

 

• Разделяете ли вы то уважение к мальчику, какое появилось у рассказчика к нему в результате пережитого случая?

 

• Переживали ли вы за Кешку? Вызвал ли этот рассказ желание поближе познакомиться с Кешкой и прочитать всю книжку о нем?

 

• Встречали ли вы в жизни людей, о которых можно сказать, что они проявили «железную» волю?

 

22


 

В. Драгунский. «Рабочие дробят камень» Вопросы к обсуждению:

 

• Как вы думаете, о чем с вами хотел поговорить писатель, взявшийся за этот рассказ?

 

• Кто подал мысль Дениске прыгать с десятиметровой вышки? И как Дениска эту мысль воспринял?

 

• С каким настроением Дениска первый раз всходил на вышку? Кому он хотел подражать? И почему он не смог выполнить задуманный прыжок?

 

• Что заставило его второй и третий раз подниматься на вышку? Что мешало ему прыгнуть? Какие мысли ему приходили в голову, стоящему там, наверху?

 

• Как отнеслись друзья к нерешительности Дениски совершить прыжок? Каким способом они подстрекали его, чтобы он прыгнул? Были ли они уверены, что он это сделает?

 

• Почему все-таки Дениска преодолел страх и прыгнул? Как он придавал себе храбрость? Как боролся с собственной трусостью? Какими обидными словами он себя называл? Что, по-вашему, решило исход дела?

 

• Почему ребята хохотали над Дениской и показывали на него пальцем, когда тот не решался прыгнуть? И почему они молчали, когда Дениска прыгнул? Давайте представим ход их мыслей в тот момент, когда, совершив прыжок, он лег с ними рядом?

 

• Какое отношение к прыжку Дениски имела работа каменщиков, которые чинили набережную? Как вы думаете, почему Дениске перед прыжком захотелось еще раз услышать, как рабочие дробят камень?

 

• Как бы вы вели себя, оказавшись на месте Дениски, когда друзья над вами смеются и считают вас трусом? Как вы сами преодолеваете страх, когда он у вас появляется? Расскажите.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.