Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES III) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES III)

2020-04-03 1130
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES III) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание методики

Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда — 1,

редко — 2,

время от времени — 3,

часто — 4,

почти всегда — 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его видеть.

Существует три варианта текста методики: для супругов без детей, для супругов с детьми и для детей подросткового возраста.

 

Текст методики

Текст опросника Д. Олсона для супругов с детьми

ФИО__________________________________________

Возраст________________________________________

Дата__________________________________________

Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруги, дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант А

 

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью          
2. При решении проблем учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи          
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка          
5. Нам нравится делать что-то в узком семейном кругу          
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером          
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними          
8. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться          
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе          
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми          
11. Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близки друг другу          
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения          
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает          
14. Правила в нашей семье могут изменяться          
15. Мы легко можем представить себе, что можно было бы сделать всей семьей          
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство очень важно для нашей семьи          
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи          

вариант Б

А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью          
2. При решении проблем учитывались бы предложения детей          
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи          
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей          
5. Нам бы нравилось делать что-то в узком семейном кругу          
6. В нашей семье лидер мог бы меняться          
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними          
8. Мы бы находили различные пути решения задач          
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе          
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми          
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что все мы очень близки друг другу          
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения          
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал          
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться          
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей          
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений          
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье лидер          
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи          
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи          

Для супругов без детей

ФИО__________________________________________

Возраст________________________________________

Дата__________________________________________

Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью. Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант А

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
1. Мы обращаемся друг к другу за помощью          
2. При решении проблем мы находим компромисс          
3. Каждый из нас с одобрением принимает друзей супруга(и)          
4. Мы стараемся быть гибкими там, где наши взгляды и привычки расходятся          
5. Нам нравится, когда мы делаем что-то вместе          
6. В нашей семье каждый может быть лидером          
7. Нам ближе мы сами, чем посторонние люди          
8. Мы меняем способы решения возникающих перед нами задач          
9. Мы любим проводить свободное время вместе          
10. Мы находим разные подходы к решению проблем          
11. Мы очень близкие друг другу люди          
12. Все решения мы принимаем сообща          
13. Мы разделяем увлечения и интересы друг друга          
14. Правила в нашей семье могут меняться          
15. Мы легко можем представить себе, что мы могли бы сделать вдвоем          
16. Мы передаем друг другу выполнение обязанностей по дому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство является для нас важнейшим приоритетом          
20. Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности          

 

Вариант Б

А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о которой бы вы мечтали.

 

 

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
1. Мы бы обращались друг к другу за помощью          
2. При решении проблем мы бы находили компромисс          
3. Каждый из нас с одобрением принимал бы друзей супруга(и)          
4. Мы бы старались быть гибкими в том, в чем наши взгляды и привычки расходятся          
5. Нам бы нравилось делать что-то вместе          
6. В нашей семье каждый мог бы быть лидером          
7. Нам были бы ближе мы сами, чем посторонние люди          
8. Мы бы меняли способы решения возникающих перед нами задач          
9. Мы любили бы проводить свободное время вместе          
10. Мы находили бы различные подходы к решению проблем          
11. Мы были бы очень близкими друг другу людьми          
12. Все решения мы принимали бы сообща          
13. Мы разделяли бы увлечения и интересы друг друга          
14. Правила в нашей семье могли бы меняться          
15. Мы бы легко могли представить себе, что можно было бы сделать вдвоем          
16. Мы бы передавали друг другу выполнение обязанностей по дому          
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений          
18. Мы бы точно знали, кто в нашей семье лидер          
19. Единство было бы для нас важнейшим приоритетом          
20.Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности          

 

Группы семей

   

Зрелые супружеские пары

Семьи с подростками

Молодые супружеские пары

    X SD X SD X SD Сплоченность 39,8 5,4 37,1 6,1 41,6 4,7 Адаптация 24,1 4,7 24,3 4,8 26,1 4,2

Сплоченность

  ранг % ранг % ранг % Разобщенный 10-34 16,3 10-31 18,6 10-36 14,9 Разделенный 35-40 33,8 32-37 30,3 37-42 37,2 Связанный 41-45 36,3 38-43 36,4 43-46 34,9 Сцепленный 46-50 13,6 44-50 14,7 47-50 13,0

Адаптация

  ранг % ранг % ранг % Ригидный 10-19 16,3 10-19 15,9 10-21 13,2 Структурный 20-24 38,3 20-24 37,3 22-26 38,8 Гибкий 25-28 29,4 25-29 32,9 27-30 32,0 Хаотичный 29-50 16,0 30-50 13,9 31-50 16,0

Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.

 

Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.

Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи позволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждающая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответственность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.

Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).

 

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES III)

Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.

Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). В России методика была использована Н. Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М. Ю. Городновой и С. Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.

Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье» (см. табл. 4).

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой — к сбалансированным уровням (см. рис. 1).

 

 

 

1. Сбалансированные семейные системы (4 типа), для которых характерны умеренные уровни сплоченности и адаптации. К ним относятся следующие типы семейных систем: гибко-разделенный, гибко-связанный, структурировано-разделенный, структурировано-связанный.

2. Среднесбалансированные семейные системы, характерной особенностью которых является наличие умеренного уровня выраженности одного из параметров, тогда как второй параметр имеет крайние показатели (8 типов): гибко-разделенный, структурировано-разобщенный, хаотично-разделенный, ригидно-разделенный, хаотично-связанный, ригидно-связанный, гибко-запутанный, структурировано-запутанный.

3. Несбалансированные семейные системы (4 типа), имеющие крайние показатели по обоим параметрам: хаотично-разобщенный, хаотично-запутанный, ригидно-разобщенный и ригидно-запутанный.

   Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.

Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.

Описание методики

Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда — 1,

редко — 2,

время от времени — 3,

часто — 4,

почти всегда — 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его видеть.

Существует три варианта текста методики: для супругов без детей, для супругов с детьми и для детей подросткового возраста.

 

Текст методики


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.