Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-03 | 1130 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Описание методики
Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда — 1,
редко — 2,
время от времени — 3,
часто — 4,
почти всегда — 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его видеть.
Существует три варианта текста методики: для супругов без детей, для супругов с детьми и для детей подросткового возраста.
Текст методики
Текст опросника Д. Олсона для супругов с детьми
ФИО__________________________________________
Возраст________________________________________
Дата__________________________________________
Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруги, дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант А
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5. Нам нравится делать что-то в узком семейном кругу | |||||
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться | |||||
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близки друг другу | |||||
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | |||||
14. Правила в нашей семье могут изменяться | |||||
15. Мы легко можем представить себе, что можно было бы сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
вариант Б
|
А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитывались бы предложения детей | |||||
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то в узком семейном кругу | |||||
6. В нашей семье лидер мог бы меняться | |||||
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Мы бы находили различные пути решения задач | |||||
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что все мы очень близки друг другу | |||||
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться | |||||
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи | |||||
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Для супругов без детей
|
ФИО__________________________________________
Возраст________________________________________
Дата__________________________________________
Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью. Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант А
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1. Мы обращаемся друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем мы находим компромисс | |||||
3. Каждый из нас с одобрением принимает друзей супруга(и) | |||||
4. Мы стараемся быть гибкими там, где наши взгляды и привычки расходятся | |||||
5. Нам нравится, когда мы делаем что-то вместе | |||||
6. В нашей семье каждый может быть лидером | |||||
7. Нам ближе мы сами, чем посторонние люди | |||||
8. Мы меняем способы решения возникающих перед нами задач | |||||
9. Мы любим проводить свободное время вместе | |||||
10. Мы находим разные подходы к решению проблем | |||||
11. Мы очень близкие друг другу люди | |||||
12. Все решения мы принимаем сообща | |||||
13. Мы разделяем увлечения и интересы друг друга | |||||
14. Правила в нашей семье могут меняться | |||||
15. Мы легко можем представить себе, что мы могли бы сделать вдвоем | |||||
16. Мы передаем друг другу выполнение обязанностей по дому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство является для нас важнейшим приоритетом | |||||
20. Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности |
|
Вариант Б
А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о которой бы вы мечтали.
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1. Мы бы обращались друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем мы бы находили компромисс | |||||
3. Каждый из нас с одобрением принимал бы друзей супруга(и) | |||||
4. Мы бы старались быть гибкими в том, в чем наши взгляды и привычки расходятся | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то вместе | |||||
6. В нашей семье каждый мог бы быть лидером | |||||
7. Нам были бы ближе мы сами, чем посторонние люди | |||||
8. Мы бы меняли способы решения возникающих перед нами задач | |||||
9. Мы любили бы проводить свободное время вместе | |||||
10. Мы находили бы различные подходы к решению проблем | |||||
11. Мы были бы очень близкими друг другу людьми | |||||
12. Все решения мы принимали бы сообща | |||||
13. Мы разделяли бы увлечения и интересы друг друга | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы меняться | |||||
15. Мы бы легко могли представить себе, что можно было бы сделать вдвоем | |||||
16. Мы бы передавали друг другу выполнение обязанностей по дому | |||||
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто в нашей семье лидер | |||||
19. Единство было бы для нас важнейшим приоритетом | |||||
20.Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности |
|
Группы семей
Зрелые супружеские пары
Семьи с подростками
Молодые супружеские пары
Сплоченность
Адаптация
Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.
Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи позволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждающая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответственность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.
Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
|
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES III)
Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). В России методика была использована Н. Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М. Ю. Городновой и С. Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».
Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье» (см. табл. 4).
В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой — к сбалансированным уровням (см. рис. 1).
1. Сбалансированные семейные системы (4 типа), для которых характерны умеренные уровни сплоченности и адаптации. К ним относятся следующие типы семейных систем: гибко-разделенный, гибко-связанный, структурировано-разделенный, структурировано-связанный.
2. Среднесбалансированные семейные системы, характерной особенностью которых является наличие умеренного уровня выраженности одного из параметров, тогда как второй параметр имеет крайние показатели (8 типов): гибко-разделенный, структурировано-разобщенный, хаотично-разделенный, ригидно-разделенный, хаотично-связанный, ригидно-связанный, гибко-запутанный, структурировано-запутанный.
3. Несбалансированные семейные системы (4 типа), имеющие крайние показатели по обоим параметрам: хаотично-разобщенный, хаотично-запутанный, ригидно-разобщенный и ригидно-запутанный.
Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
Описание методики
Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда — 1,
редко — 2,
время от времени — 3,
часто — 4,
почти всегда — 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его видеть.
Существует три варианта текста методики: для супругов без детей, для супругов с детьми и для детей подросткового возраста.
Текст методики
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!