Методы и приёмы, средства способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методы и приёмы, средства способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников

2020-06-04 135
Методы и приёмы, средства способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мнению Л.Ф. Кузнецовой, метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных образовательных целей. Под методами обучения следует понимать способы работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Каждый метод обучения включает обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель, объясняя материал, стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, т. е. побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов [6, с. 34].

Сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учащихся и учителя: пассивный, активный и интерактивный методы. Пассивный метод- это такая форма взаимодействия, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных работ, чтения, контрольных работ, тестов.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это он имеет и некоторые плюсы. Это относительно простая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самый распространенный вид пассивного урока - лекция.

Активный метод- это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Если на пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных. Схему урока можно представить в следующем виде:

Интерактивный метод(с лат. inter- взаимный, act - действовать) - это форма взаимодействия, при которой учитель и ученики находятся в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учительразрабатывает план урока, предлагая учащимся различные интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых изучается учебный материал. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. На основе такого опыта формируется новое знание. Схема интерактивного урока представлена следующим образом

Между активными и интерактивными методами многие ставят знак равенства, однако несмотря на общность они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности, взаимопонимания.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как учителя (информация, раздаточный материал, оборудование урока), так и учащихся, их готовности сотрудничать. В процессе учебной деятельности ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых понятий в образовательной и коммуникационной сферах.

Методы, которые помогут обеспечить активное участие и взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем [8, с. 15]:

· работа в группах;

· мозговой штурм;

· дискуссия;

· интерактивные презентации;

· ролевые игры;

· анализ историй и ситуаций;

· выполнение проектов;

· Обсуждение вопроса можно проводить со всем классом.

Недостаток данной работы в том, что в классе много учащихся, а количество времени ограничено. Эффективнее данную работу проводить в группах.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышают самооценку школьников, а главное - учат детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Преимущества группового обучения:

· приобщение к важным жизненным навыкам (действенное общение, умение слушать, умение стать на место другого, умение принимать точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели);

· улучшение успеваемости;

· воспитание самоуважения;

· укрепление дружеских отношений в классе, изменение отношения к школе.

Для создания групп можно предложить такие способы:

· «Найди себе партнера, с кем бы тебе хотелось работать в течение следующих десяти минут»;

· «Выбери того, с кем ты еще никогда не работал вместе»;

· «Выбери того, кто родился в том же месяце, что и ты»;

· «Выбери партнера примерно того же роста, как и ты» и др.

· Мозговой штурм - метод, суть которого заключается в том, что принимается любой ответ, имеющий отношение к обсуждаемому вопросу.

· Дискуссия - это организованный процесс формирования и защиты своих позиций участниками по конкретной проблеме. Цель дискуссии - всесторонний анализ, обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения. Для проведения дискуссии сначала необходимо сформулировать проблему или вопрос, например: «Компьютер: "за" и "против"». Учащимся предлагается найти определенную позицию в данной проблеме.

На протяжении отведенного времени они формулируют аргументы в защиту своей позиции и выбирают того, кто выступит от имени группы. Представители групп обмениваются речами, после чего каждой команде предоставляется возможность опровергнуть аргументы оппонентов.

Рекомендации по проведению дискуссии [6, с. 50]:

· позволить участникам выбрать позицию на собственное усмотрение; если у одной позиции много сторонников, попросить желающих отстаивать противоположную точку зрения или стать судьями;

· дать участникам время и возможность для изучения проблемы; подготовить для этого информационные материалы;

· объяснить правила ведения дискуссии.

Во время дискуссии необходимо внимательно следить, чтобы ни один из участников не доминировал, стараясь выступить за счет другого, чтобы дискуссия не выходила за рамки заданной темы.

Участники групповой дискуссии должны:

· слушать и слышать друг друга;

· не перебивать;

· не оценивать друг друга;

· не обижаться и не обижать;

· закончить говорить по знаку;

· соблюдать регламент.

Правильно организованная дискуссия дает возможность не только всесторонне рассмотреть проблему, познакомиться с аргументами ее сторонников и противников, но и научиться вести дискуссию с уважением к оппоненту. Дискуссии развивают жизненные навыки самоконтроля, критического мышления, толерантности, уверенного отстаивания своей позиции.

Интерактивные презентации в последнее время стали формой работы, которую успешно используют учителя при организации образовательного процесса.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы учащиеся были увлечены происходящим. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций. При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими рекомендациями:

· презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

· продолжительность презентации должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;

· в презентации не должно быть ничего лишнего;

· слайды не должны быть перегружены лишними деталями; иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых;

· звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Главное - вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.

Мультимедийные презентации используются:

· при изучении нового материала;

· при закреплении новой темы;

· при совершенствовании знаний;

· при проверке знаний;

· при решении задач обучающего характера;

· как средство изготовления дидактического материала

Ролевая игра - практический метод обучения. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Она может быть использована для организации дискуссии, создания ситуации, необходимой для обучения определенным навыкам.

Чтобы игры проходили успешно, необходимо продумывать их проведение, тщательно готовить сценарии. Онимогут быть регламентированными и полурегламентированными. В первом случае ученикам даются детальные инструкции, где сообщаются факты о персонажах, которых они будут изображать, и то, как следует себя вести во время игры. Во втором - дается общая информация о ситуации характеризуются персонажи, но не сообщается, каким дол жен быть выход из создавшегося положения. Проводятся игры и по заранее подготовленным сценариям. Ролевая игра дает возможность учащимся находить решения в реальных жизненных ситуациях.

Игра может быть:

- одновременная - учащиеся делятся на группы в зависимости от количества персонажей и одновременно разыгрывают свои роли;

- «вертушка» - учащиеся исполняют роли по очереди на публику - один или несколько учащихся разыгрывают сцену, остальные выступают в роли зрителей, рецензентов;

- на лучшего актера - выбирается несколько актеров для обыгрывания одной и той же ситуации, что дает возможность проанализировать ее с разных точек зрения, править стили поведения исполнителей;

- с поворотом - ролевая игра с одним и тем же сюжетом может разыгрываться несколько раз.

Анализ историй и ситуаций - это детальный разбор реальной или придуманной истории, в которой описано, что случилось в жизни конкретного человека, группы людей. Учащиеся получают возможность обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Дети анализируют поведение персонажей, прогнозируют, оцениваютпоследствия разных вариантов их поведения. Можно предложить незавершенную историю. В этом случае учащиеся сами решают, какие последствия могут иметь место и как надо действовать, чтобы история закончилась для всех благополучно.

Ценность данного метода в том, что учащиеся самостоятельно могут обговорить разные варианты поведения в опасных ситуациях, спрогнозировать варианты последствий.

Преимущества метода анализа историй и ситуаций:

· вырабатываются навыки комплексного анализа проблем и ситуаций с учетом многих факторов, которые действуют одновременно;

· вырабатывается творческое и критическое мышление;

· вырабатывается способность принимать решения в реальных жизненных ситуациях.

· Выполнение проектов

· Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

· замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;

· планирование проектной деятельности, выделение отельных ее этапов и распределение во времени;

· выполнение проекта, которое происходит, как правило, рамок класса и урока и определяется содержанием проект,

· презентация результатов проекта - важнейший этап проектирования, который организуется в различных форма: на специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях.

Выполнение проектной деятельности осуществляется как на факультативных занятиях, так и вне их. На занятиях обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время выполняется вся исследовательская работа, проводятся консультации с учителями, работа в проектных группах, оформляются результаты. Важная организационная задача проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи зависит, будет ли выполнение проекта увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для выбранной социально значимой проблемы.

Умение пользоваться данным методом - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Создание «портфолио» (альбомов, творческих работ учащихся), конкурсы рисунков, выставки, концерты агитбригад, способствуют развитию творческих способностей, учащихся и навыков работы в команде. Для учителя они являются показателем для оценивания результативности формирования жизненных навыков учащихся.

Таким образом……

Вывод по параграфу!

СНОСКИ РАССТАВИТЬ В ПАРАГРАФЕ

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.