IV. Междометия в работе над голосом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

IV. Междометия в работе над голосом

2020-06-04 177
IV. Междометия в работе над голосом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научимся завлекать в твор

чество свою душевную органичес

кую природу, и сделаем чутким,

отзывчивым наш речевой, звуковой

и иные аппараты воплощена

К- С. Станиславский

    Междометия служат для самого краткого словес способа выражения чувств и волевых импульсов человека.

    Междометия выражают ужас,гнев, страх, восхищение, возмущение, раздумье, презрение, иронию, жалобу, упрек, пренебрежение, похвалу, поощрение... Они выражают волю  человека, угрозу, запрещение, приказ, протест, оклик успокоение, предостережение, предупреждение, приглашение, призыв и т. д. Междометия бывают:

    состоящие из одного гласного: И! Э! А! О! У!;

    из гласного с последующим неслоговым Й: Эй! Ой! У и!;

    из гласного с согласным: Их! Эх! Ах! Ох! Ух! Хо! Но! Ну/ Уф! Фу! Фи!;

    из двух слогов с ударением на втором слоге: Эге! Ага! Ого! Угу! Увы/;

    употребляемые в удвоенной или утроенной форме: Аи-аи! Ай-ай-ай! Ой-    ой! Ой-ой-ой Ей-ей! Ей-ей-ей! Эхе – хе! Эхе-хе-хе! Ба-ба! Ба-ба-ба!;

    сочетающиеся с частицами: Ну же! Да ну же! Ну - ка, Ну-тка! Аи, да ну! Ой ли!;

    с глагольным окончанием второго лица множествен числа те: Нуте! Полноте!;

    условно воспроизводящие звучания, сопровождаю реакцию на то или иное раздражение: Брр/ Тьфу!

    образованные путем фонетического сокращения: Тш-(Тшие!) Вишь, шиь! (Видишь!) Пли! (Пали!) Чу! (от д нерусского глагола чути — слышать);

    образованные из иноязычных слов-междометий, из гих частей речи: Алло/ Стоп! Каюк/ Браво' Караул/ А Куш! Ату! Тубо!;

    звукоподражательные глагольные: Бац! Хрясь/ Т Хлоп/ Бум-бум! Динь-динь! Тра-та-та!;

    звукоподражательные: Мяу! Ку-ка-ре-ку! Гав-гав! -ц! Га-га-га! Кря-кря! Чик-чирик! Пи-ить! Кра-кра-кра/ мдах-тах-тах!..

    К междометиям относятся и усеченные названия животных которые выражают зов, адресованный к тем или иным животным: Кис-кис! Уть-уть! Тель-тель! Тип-тип! Трусь-трусь! Цып-цып! Гуль-гуль!

    Междометия рождаются естественно, непринужденно, неожиданно. А неожиданность всегда возбуждает центральную нервную систему. Вот почему при междометии вовлёкается в действие весь организм человека, в том числе и его мышцы, принимающие участие в голосообразовании, речи. Поэтому-то при междометиях естественная «опора звука», естественный тон разговорной речи. Правильному нахождению основного тона или центра голоса особенно способствует легкое, свободное восклицание, окрашенное приятной эмоцией или с оттенком удивления.

    Упражнения, в которых используются междометия, дают хороший результат работы над голосом:

    а) помогают найти и укрепить «центр» голоса;

    б) осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых связок;

    в) тренируют автоматизм дыхания;

    г) предоставляют полную свободу глоточной и ротовой злости, рефлекторно максимально расширяя их, что увеличивает объем резонатора и способствует полноценному звучанию голоса;

    д) развивают голосовую гибкость, легкий переход от тональности к другой, с сохранением качества звучания;

    е) помогают ощутить зависимость голоса (его модуляций, силы, темпо-ритма речи, пауз) от внутренней жизни, от подтекста, действий, предлагаемых обстоятельств, от чувства.

    Выражая эмоции, настроения, волевые побуждения, междометия не называют их, они являются лишь сигналами для выражения чувства, воли. Оттого что в междометиях очень слаб познавательно-смысловой оттенок, это побуждает дополнять их в речи интонацией, а иногда мимикой и жестом. Отличаются междометия особой репрессивной окрашенностью и интонационной модуляцией. Причем многие междометия, разные по звучанию, могут выражать одно и то же чувство, если произносятся с одинаковой интонацией, и, наоборот, одно и то же междометие выражает различные эмоции через различные интонации, передающие смысл предложения.

    Великолепно об этом говорит К- С. Станиславские главе «Голос и речь». Вот лишь часть из его высказывания

    «Буквы, слоги, слова не придуманы человеком; они подсказаны нашим инстинктом, побуждениями, самой природ временем и местом, самой жизнью.

    Боль, холод, радость, ужас вызывают у всех людей всех детей одни и те же звуковые выражения; так, например, звук а-а-а вырывается изнутри сам собой от охватив го нас ужаса или восторга (...) Понимаете ли вы, что через ясный звук а-а-а из нашей души выходит наружу чувства. Этот звук сообщается с какими-то внутренними глубок переживаниями, которые просятся наружу и свободно летают изнутри, из недр души.

    Но есть и другое а-а-а, более глухое, закрытое, которое не выпархивает свободно наружу, а остается внутри зловеще гудит, резонирует там, точно в пещере или в склепе. Есть и коварное а-а-а, точно вьюном вылетающее изнутри и сверлом ввинчивающееся в душу собеседника. Было и радостное а-а-а, которое, как ракета, взлетает изнутри души. Бывает и тяжелое а-а-а, которое, как желе; гиря, опускается внутрь, точно на дно колодца...

   ... Ба! Вы чувствуете, как у меня внутри, в тайнике души, зародилось, забурлило гортанное б; как мои губы едва сдерживали напор звука вместе с чувством — изнутри как, наконец, препятствие прорвалось, и из распавшихся губ, наподобие объятий рук или дверей гостеприимного дома, к вам навстречу вылетел, точно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий, хлебосольный, пропитанный тайный приветливым чувством звук а. Б-б—А-а-а! Разве не чувствуете в этом восклицании кусочек моей собственной души, который летит к вам в сердце вместе с радостным звуком?

    А вот вам тот же слог ба, но совсем другого характера. На этот раз гудение буквы б напоминало подземный гул; перед землетрясением; губы не распахнулись, как гостеприимные объятия, а раскрылись медленно, точно от недоумения. Сама буква а не зазвенела радостно, как в первый раз, а прозвучала тускло, без резонанса и точно провалилась внутрь, в живот, не получив свободы. Вместо нее наружу вышел из губ один воздух, едва шипя, точно гор; пар из большого открытого сосуда.

    Сколько еще самых разнообразных вариаций можно думать для слога из двух букв — ба! И в каждом из них проявится оторвавшийся кусочек человеческой души. Вот такие буквы и слоги живут на сцене, тогда как те, которые порождают вялое, бездушное, механическое произношение, подобно трупам, от которых веет не жизнью, а могилой»[3]

    С оправдания различного интонационного звучания того или иного междометия и начинайте работу.

Упражнение 50

«Выразите чувства»

    Оправдайте различные интонации звучания междометия 0!-—удивление, радость, недовольство, испуг и т.д. Нафантазируйте обстоятельства. Почему испугались, отчего недовольны, что вызвало радость, удивление?. Тоже самое проделайте с междометием А!

    — А-а! — негодование, презрение, радость.

    С междометием Ах

    — Ах! — радость,     жалоба, восхищение, выражение, жалости, выражение совета, желания и т. п.

    Произнесите четырежды слово «батюшки!», выражая то удивление, то восторг, то страх, то порицание. Оправдайте рождение интонаций.

    Почувствуйте повелительный характер междометий: Цсс! Чш! Цыц! Кыш-кыш! Брысь! Аида! Но-но! Но-но-но! и. т. д. Придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных  произведениях. Ощутите «душу» каждого междометия, характер выражаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Подумайте, какие чувства, и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах

                                Ах, что за мед, душистый мед!

                                Похвалит всякий, кто возьмет.

                                Эй, рыбак, идущий в море!

                                Что ты ищешь на просторе!

                                                             (С. Маршак)

                                Караул! лови, лови,

                                Да дави его, дави...

                                Вот ужо! пожди немножко,

                                Погоди!.. А шмель в окошко.

                                Медлить нечего: скорее!

                                Люди, на конь! Эй, живее!

                                Ах ты, мерзкое стекло!

                                Это врешь ты мне на зло.

                                «Ага! догнал тебя! постой!» —

                                Кричит наездник удалой.

                                                   (А. Пушкин)

                                «Э!.. да никак колосистую рожь

                                Переросла наша дочка!» — Так что ж?

                                О Волга!., колыбель моя!

                                Любил ли кто тебя, как я?

                                О милые плуты! Кто часто их видел,

                                Тот, верю я, любит крестьянских детей.

                                                                      (Н. Некрасов)

Упражнение 51

«Футбол»

    Передайте с помощью междометий различные эмоциональные отношения людей к игре в футбол, прочитав простейшие строки такого детского стишка.

 

                                          Сказала тетя:

                                          — Фи, футбол! —

                                          Сказала мама:

                                          — Фу, футбол! —

                                          Сестра сказала:

                                          — Ну, футбол... —

                                          А я ответил:

                                          — Во, футбол!

                                                   (Генрих  Сапгир)

    Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось, и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну) и одобрение (во)

Упражнение 52

«Л е н ь»

    Передайте различные характеры и эмоциональные отношения к лени Оленя, Тюленя и Лени:

                       «О Лень! — возмутился Олень,—

                       Чего ты лежишь, словно пень?»

                       «Тю, Лень? — удивился Тюлень. —

                       Чего ты блуждаешь, как тень?»

                       Но им не ответила Лень:

                                                             Лень!

                                                   (Ф. Кривин)

    Почувствовали разницу звучания интонаций во всех случаях? Смелее! Смелее интонируйте! работайте над звукоподражательными междометиями или над междометиями, выражающими зов, адресованный животным, птицам...

Упражнение 53

«Птичий двор»

    Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. какая приятная неожиданность! Кого тут только нет:  утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и и. т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-ть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-гель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-еть-петь-петь... Трусь-трусь-трусь...Гуль-гуль-гуль-гуль... кис-кис-кис... И т. д.

    Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различных тональностях. Оправдывайте это разными отношениями каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное: «Ав-ав!» (собачий лай.) Подобно тому, как «стон» должен стать отправной точкой для поисков свободы фонационных путей, точно так же «собачий лай» - пользуется в качестве упражнения для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного. дыхания, для тренировки нижнебрюшного фонационного дыхания. При «собачьем лае» брюшные мышцы действительно выполняют роль буфера. Они подбрасывают вверх диафрагму, расширяют ребра, выбрасывают звук в  расширенные  зондирующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берется воздух. Каким образом следует заниматься «собачьим лаем», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке голоса?

Упражнение 54

«Собака»

    Вообразите, что вы стали «собакой». Жарко, скучно вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (найдите это самочувствие — раскрепостите свое тело: плечи, шею, мышцы лица.) От скуки и жары клонит ко сну.

    Вдруг скрипнула садовая калитка. Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его  звонким, «ав-ав»  (с подтекстом: «Я здесь»). Но не «играйте» собаку; не искажайте тембр голоса, не надо имитировать лай собаки. Работайте по принципу: как бы я лаял, если бы собакой? То есть «лайте» своим естественным голосе своей тональности. Не «облаивайте зло» хозяина! Радостно «подайте голос».

    Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос это главное в упражнении «собачий лай».

    «Ав-ав!» — вылетает легко, радостно, звонко. Ника напряжения в глотке. Движения диафрагмы очень ощутимо!

    Проверьте еще раз свободу звучания. Например: преданно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос, с готовностью отвечаете «ав-ав!»

    — Голос!

    — Ав-ав!

    — Голос!

    — Ав-ав!

    Сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях

    — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз, два, три, четыре, пять, шесть    Сколько в аудитории стульев? Хватит ли для гостей которые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав... Скорее пересчитать!

    — Ававававававававав!

    Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Если у кого - либо слышится напряжение (слишком твердо смыкание связки) и перед гласной а слышен щелчок, тогда «гавкайте

    — Гав-гав-гав-гав-гав...

    Вспомните такие упражнения, как: «Уо! Уа! Уэ! Уы!», «Ахти! Ахти! Ахтушки!», «Пара барабанов» и другие. Разве в них не слышится характер подлаивания? Непрерывно делайте эти упражнения с подлаиванием. Не забывайте о «лае», работая и дальше над междометиями.

Упражнение 55

«Ш и п о в н и к»

    Гуляете по аллее сада, любуетесь цветами:

                                          Ах, шиповника цветы —

                                          Просто чудо красоты!

                                          Яркие, пахучие..

                                          Ай-ай-ай! Колючие!

                                                             (В. Алексеев)

    Хотели дотронуться и укололись.

    Не напрягайтесь, как от «боли»! «Ай-ай-ай!»звучит скорее как реакция удивления. Раз вы дотрагивались до цветка так смело, значит, не знали, что он с шипами? Допустим, знали. Тогда удивлены  тем, что как осторожно ни бери на стебель этот цветок — всегда уколешься. Не перестаешь удивляться защитным свойствам растительного мира.

    Вам понятно, почему нам для работы над голосом пока выгодны эмоции удивления и радости, а не боли? От первых эмоций свободно, без мышечных напряжений звучит голос. От эмоций боли, страха появляется мышечный зажим в теле, а также в дыхательном и голосовом аппаратах.

    Выполняйте этот этюд-упражнение с верой и правдой. Тяните руку к «цветку»... Отдерните ее на междометии:Ай-ай-ай!» Действуя, непременно контролируйте свободу звучания.

Упражнение 56

«Ч у д о»

    Играете в «мяч», хлопаете его ладонью о пол:

                                                   Мой-мой,

посильнее:                                                    мой-мой,

еще сильнее:                                                           мой-мой,

еще сильнее удар:                                                                 мяч!..

                                                             Вдруг пустился быстро вскачь!..

Надо вернуть

«мяч»:                                                 Эй-эй! Мячик, погоди,

                                                                      От меня не уходи!..

И вдруг                                             Ну и чудо!

                                                                               Как во сне!

                                                                      Начал прыгать мяч

                                                                                         ко мне!

    В первых двух строчках помогайте себе рукой. Вспомните, какая свободная у нас кисть руки, когда мы бьем по мячу, чтобы он легко и высоко подпрыгивал! Так же свободно и легко «подскакивает» и гласный о в ударном слоге. Начинайте бить по «мячу» тихо, затем, слегка усиливая удары, усиливайте звук. При этом старайтесь держаться» одной тональности при усилении звука, это явится слуховым контролем за свободой связок.

    Следите за тем, чтобы тон не очень повышался и на словах: «Эй-эй! Мячик, погоди!» Это будет говорить о вашем умении «разнапрягать» фонационные пути, расслаблять связки. Избежать большого повышения голоса поможет действие «остановить мяч». Не пугайтесь, что он ускакал!

    «Ну и чудо!» — также никакого страха в интонации: наоборот, радостное удивление. Избегайте в первоначальных упражнениях чувства страха: оно закрепощает фонационные пути, сокращает диафрагму, нарушает ритм дыхания

    Попробуйте в упражнении менять темп речи. Первая строчка произносится в умеренном темпе, со слов «вдруг пустился...» темп речи убыстряется. (Надо же скорее вернуть мяч!) И неторопливо, в замедленном темпе произнес слова «ну и чудо!» Воспринимайте, оценивайте то, что и изошло. Оправдайте как-нибудь иначе смену темпа речи больше фантазии! А пока так, как вам предложено: три различных темпа (умеренный, быстрый, медленный); тональности (центр голоса, выше, ниже); три степени а звука (от тихого до громкого). Разумеется, все изменения в голосе (темпа, диапазона, силы) небольшие, естественные возможные для вас на этом этапе работы.

Упражнение 57

«Сони»

    Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят! Надо немедленно их разбудить

                                          Эй, вы, сони!

                                          Что заснули?

                                          Ну и ну!

                                          Ну и ну!

                                          Вы зачем нас обманули?

                                          Что склонило вас ко сну?

                                          Нут-ка, нут-ка, пробудитесь!

                                          Поднимитесь,

                                                                      подтянитесь.

                                          И айда скорей гулять!

                                          Ну же!

                                                   Эй, вы!

                                                             Хватит спать!

    Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Могут подыграть вам «сон». Конкретность «адреса» (кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Полнозвучию голоса помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 25 сонорных звуков!). Не делайте больших пауз, весь текст звучит слитно. Слиянность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!..

    Заговорили очень быстро, без пауз, и пропала выразительность речи: не слышны вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» во второй строчке или два вопроса в третьей я четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тональности звучат различно. Поэтому сначала будите не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, оценок, видений. Быстрый темп, слиянность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса в продолжение всего текста.

Упражнение 58

«На рыбалке»

Сделайте этюд-упражнение, используя такие тексты:

                                1. Я ершей, ершей ловлю,

                                Из ершей уху люблю.

                                Из ерша — ершистого

                                Ах, уха душистая!

                                Ох! Ершистый ерш какой!

                                Фи! Колючий! Ой-ой-ой!

                                Ох, уж эти мне ерши!

                                Лишь в ухе и хороши!

                                2.Эй, лови еще одну:

                                Поплавок пошел ко дну!

                                Эй, ты! Эй, ты! Не зевай!

                                Поскорее подсекай!..

                                Эх ты, горе-рыболов!

                                Где же твой большой улов?

                                3.П е р в ы и. Ах, уха из трех ершей!

                                Хвастаюсь не зря. Ей-ей!

                                Второй. Хороша уха? Ха-ха!

                                Что хорошего? Плоха!

                                Первый. Ох, уха!

                                Второй. Ну и уха!

                                Первый. Хороша!       

                                Второй. Ха-ха-ха-ха!

    Фантазируйте обстоятельства этюда сами. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, могущего выразить все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны.

    Заодно упражняйтесь в верном произношении согласного ш, следите за свободой челюсти, особенно в последнем тексте, где часто встречается гласный а.

Упражнение 59

«М о р е»

    Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захотели, побороться с волнами:

                                     Ох, волна! Ну и волна!

                                          Своенравная она!

                                          Ух, как на берег плеснула!

                                          В море глубоко нырнула.

                                          Вновь на нас несется! Ой!

                                          Нас накроет с головой!

                                          Эй! Поспорим мы с волною!

                                          Не позволим взять с собою!.....

                                          Эх, волна! Ты нас накрыла,

                                          В море нас с земли не смыла!

    Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощущайте голосовую гибкость. По-разному звучат например, первые слова («Ох, волна!») и последние (эх волна!»).

    Добивайтесь выразительной слиянности речи, полнозвучия.

    Продолжайте упражнение «Море». Если испытываете напряжение голосовых связок, что непременно сказывается на качестве звучания голоса, то возвращайтесь к тренировке «собачьего лая».

Упражнение 60

«Балерина»

    Вы «собака-балерина». Танцуете, «подлаивая» себе. Что? что хотите. Начните с самого простого — «чижика». Вспомните мотив (раз-два, раз-два, раз-дза-три)...

    Вспомнили? «Подлаяли»? А теперь сделайте такие движения: два легких прыжка на одной ноге (раз-два), два на другой (раз-два), перевернуться кругом (раз-два-три), еще раз — то же самое. Соедините движение с «лаем», танцуйте! Не прыгайте очень высоко! Все свободно делайте, а где у вас «передние лапы»? Поставьте их перед грудью, (кисти свободные,  мягкие, локти не прижаты к бокам. Не забывайте, что вы — «собака». Не пойте, а «подлаивайте», ритм «чижика». Следите за свободой тела, рук, шеи! Лай» радостный, звонкий.

    Не завышайте и не занижайте голос! Ищите удобную ля себя тональность. Станцевали? Пошлите «зрителям» воздушные поцелуи. Одной «лапой» — два раза, другой — два, и попеременно одной и другой на счет: «раз, два, три». перевернулись и делаете то же самое, то есть рассылаете поцелуи на все четыре стороны. Сделали движения «лап»? теперь прибавьте «лай». Вместо поцелуя летит к зрителям приветливо-звонкий «лай». «Ав-ав!» — в одну сторону — правую  (вместе с рукой, которая делает движение от губ угол посыла звука. Кисть свободная,  мягкая, легко бросает звук). «Ав-ав!» — в другую — левую.

    — Лв! (в правую), Ав\ (в левую), Ав\ (в правую).

    Движения кистей рук точно совпадают с лаем (рука как бы бросает вперед, в зал, звонкий «лай»).

    Затем танцуйте другие танцы, например, польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, все те танцы, которые требуют четкого ритма, и легко «подлаиваются». Таннцуйте! Следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь! Лаять! Если в мотиве есть высокие тона не нужно стремиться воспроизвести их голосом, «подлайте» ритм мелодии в удобной тональности.

    Работайте группой. Одна за другой «собаки» рвутся танцевать, они не стесняются. Так ведь? Не забывайте, что вы собаки и вам будет легко выполнять задание.

Упражнение 61

«Ш утка»

    В этом упражнении тренируется навык «лая». Представьте что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только по-собачьи! Послушно, с радостью выполняете все приказы своего «дрессировщика». (Ведь он помогает вам закрепить навык опоры дыхания, опоры звука.)    

Дрессировщик. Приветствую, друзья!   .

Группа (хором).                                 Ав-ав!

Дрессировщик. Спокойнее.

                                          Не напрягаться.

                       Всем по порядку рассчитаться!

Группа (по одному). Ав-ав!

                                          Ав-ав!       

                                                             Ав-ав!       

                                                                               Ав-ав!

Дрессировщик. Ну, что ж, у вас веселый нрав!    

                       На месте — марш!

                                                             Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Группа (поет).    Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

(на мотив песни «Солдатушки, бравы ребятушки») Дрессировщик. Стой!

Навык закрепили прочно?

Группа (вместе).  Ав-ав!

                                Так точно!

    К упражнению «Лай» обращайтесь постоянно. Работ весело, дружно, ритмично. Заметьте, что лай сразу же водит в рабочее состояние дыхательный и голосовой аппарат. Смелее «подлаивайте» песню! «Лай» получится разно ритмичным, в различных тональностях. Один начинает все подхватывают. Песня может быть любая — маршевая!

    Добейтесь того, чтобы «лай» стал свободным, естественным, легким, превратился в навык. «Лай» помогает в работе над диапазоном, силой голоса, а также при быстрой (темпо-ритма речи. Тренируйте «лай» в таком упражнении как «Команды».

Упражнение 62

«Команды»

    Легко, без напряжения командуйте группе: «Налево! Напраа-во! Круу-гом! Шагом-арш! Раз-два! Раз-два два!.»

                                          Кто там шагает правой?

                                     Левой!

                                                   Левой!

                                                             Левой!

                                                             (В. Маяковский)

    Следите за тем, чтобы при усилении звука голос очень не повышался. Для этого первую часть команды (с подтекстом «внимание, приготовиться») несколько поднимайте тональное: «Нале-е». Вторую же часть (с подтекстом «исполняй!») спускайте вниз: «во!» Звук все равно направляется вверх — он (звук) подбрасывается.

    Не кричите! Командуйте спокойно, уверенно (команды выполняются беспрекословно), тогда достигнете естественной мягко-твердой атаки звука. Не забывайте «подлаивать».

    А теперь попробуйте «загонять» своими командами непослушных: ускорьте темп команд. Исполнители ваших команд делают все, как в старой киноленте, неестественно убыстряя движения. Давая команды в быстром темпе, приучаете автоматически, активно и быстро работать дыхательный аппарат. О дыхании думать некогда!

    Короткая, отрывистая вторая часть команды (исполнительская) относится по своему характеру к междометиям. «Во!», «гом!», «марш!» — это волевые импульсы-приказы. Они-то и создают естественную «опору» звука, автоматизм вдоха.

    Затем вновь работайте в нормальном темпе. Для того чтобы и товарищи могли проверить свободу звучания, они могут, маршируя, скандировать («подлаивать») слова:

                                          Раз!

                                                   два!

                                                             Все —

                                                                               в ряд!

                                          Впе-

                                                   ред,

                                                             от

                                                                      ряд

                                                                               (В.Маяковский)

    Включайте маршевую музыку (рояль) или походную песню. Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. При ходьбе в заботу включается весь организм сразу. Ходьба как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений.

    Синхронизированные ритмом марша движения, дыхание, речь создают мышечную свободу. Характер произнесения текста (по слогам — в ритме марша) тренирует «опору звучания на каждом слоге, автоматизацию вдоха.

Как можно больше делайте упражнений с междометиями. Добившись свободы звучания, соединяйте речь с движениями.

    Приучайтесь одновременно наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа весьма полезна, так как она, по словам Станиславского, «упражняет и  вьрабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности»[4].

    Несмотря на то, что органы речи и тела — это разные области внимания, их возможно совмещать, работая исправлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц шеи, лица рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты воплощения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Перенося внимание сначала на положение тела, Потом голос, контролируйте затем то и другое вместе, и опять дельно, и снова вместе.

V. РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ

                                                             Надо так развить свое тело

                                                             и движения и все то, что дает

                                                             возможность выявлять пережива

                                                             ния артиста, чтобы инстинк                                                             ивно, быстро, ярко воплощалась

                                                            эмоция. Первое условие для этого                — непроизвольного

                                                             не должно быть                                                          напряжения ни в теле, ни в голосе..

С. Станиславский

    Синхронизированные речь и движения помогают найти;нужный характер звучания речи, а всевозможные движения, положения тела, физические действия помогают опосредованно воздействовать на работу голосового аппарата. Приобретайте навык верного звучания голоса при любом положении тела, головы, во время всевозможных движений. Вот ряд упражнений на одновременную тренировку звучания и движения.

Упражнение 63

«Хватай мяч!»

    Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:

Аи! Ай-ай-ай-ай-ай!

    Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

    Как только «увидели»  эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Аи!»)  отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.

    Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы Удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте Движения и распределите текст таким образом:

    — Аи! (Тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч».)

    —Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвались от спинки стула.) -Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.)

    —Держи его! (Бежите.)

    Хватай! (Нагибаетесь в броске за «мячом».)

    Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь (синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп (Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокую тональность — в визг. Держитесь средней тональности голоса особенно в слове «хватай!».

Упражнение 64

«Яблочко»

                                          Ах, яблочко румяное,

                                          Тебя сейчас достану я.

                                          Висишь вот только высоко —

                                          Сорвать тебя не так легко.

                                          Раз!

                                                   Не допрыгнул...

                                                                               Два!

                                                                               Опять!..

                                          Нет, должен я тебя сорвать!

                                          Три!

                                                   Есть!

                                                             Ага, в руке моей!..

                                Попробуем...

                                                   Тьфу!

                                                                      Нет кислей!

    Выполняя физические действия (разглядывая яблок, прыгая за ними, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода фонационных путей остается  и при запрокинутой назад гола (разглядываете), и при трех прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении  рукой или ногой, которые» отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в т: или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

Упражнение 65


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.