Влияние семейного воспитания на формирование положительной  самооценки у ребенка. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Влияние семейного воспитания на формирование положительной  самооценки у ребенка.

2020-06-04 96
Влияние семейного воспитания на формирование положительной  самооценки у ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма проведения: лекция.

Цель: Осознание родителями роли самооценки в воспитании ребенка

Подготовка: памятки для родителей, результаты диагностики.

Ход собрания.

Самооценка – оценка самого себя, своих качеств достоинств и недостатков.

Самооценка- это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми.

Сущностью каждого человека является образ собственного Я и чувство самоуважения. Это совокупность множества различных качеств и черт, которые проявляются, приобретаются и формируются в течении всей жизни.

«Ты просто паршивый мальчишка» - говорит отец своему сыну.

«Ты такой хорошенький, говорит мать сынишке, - что смотришь на тебя – и на душе легче становится».

«Давай смотреть на вещи здраво, грубо ответил отец. – лицом ты не вышла, так хоть голову на плечах имей!»

«Посидишь с ребятами, - просит соседка. Ты уж извини, что опять к тебе обращаюсь, но ты у нас такая разумная девочка. Я тебе доверяю, как себе самой».

Как видим «Штрихи к портрету» противоречивы, в них сочетается хорошее и плохое, правильное и неправильное. Никто толком не знает, как и почему из множества характеристик вырисовывается «окончательный» общий портрет, в который поверит сам оригинал. Одни люди, например пропускают мимо ушей все отрицательные отзывы, верят только положительным и благодаря этому обретаю чувство уверенности в себе. Другие умеют отделить достоверное от ложного и поэтому делают правильные выводы, хорошо знают свои достоинства и недостатки. А третьи воспринимают только отрицательные мнения о себе.

Разумеется оптимальный вариант объективная самооценка. Чем ближе самооценка к реальности, тем лучше чувствует себя человек. Он не будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он их может учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности.

По данным психолога Стэнли Куперсмита, на самооценку человека влияют четыре основных фактора:

· Принятие своего образа

· Компетентность

· Ощущение самоценности.

· Чувства «хозяина своей судьбы»

Принятие своего образа. Уже в раннем детстве человек способен ощутить, как к нему относятся значимые для него окружающие, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Принятие своего образа – безусловно это дар, который исходит прежде всего от родителей.

Заботливое, теплое отношение ребенок может «познать» с первого дня появления на свет. Всем своим существом он чувствует: «Я желанный. Здесь мне хорошо живется». Если это чувство есть, то оно не исчезнет и при справедливом наказании. Пусть даже наказание вызовет слезы и обиду, которые скоро пройдут, но почти все дети подсознательно понимают, когда родители переживают за них.

Компетентность. Ребенок оценивает свои способности в зависимости от того, насколько успешно он проявляет себя в значимых для него видах деятельности. Не важно в чем- в учебе, в спорте, в общественных делах, в спорах, в занятиях музыкой, в работе по дому – все это входит в его представление о себе самом.

Вы сколько угодно можете твердить, что он умница, но, если он ничего не понимает в математике, он вам не поверит. Значит мало говорить ребенку, что его любят, от этого у него не появится позитивная самооценка. Чувство собственной значимости, обязательно должно основываться на осязаемых успехах, на компетентности, на деле. Нужно, чтобы растущего человека хвалили заслуженно, за реальные успехи.

Особенно важен успех в учебе, ведь дети проводят в школе многие годы. А когда в школе плохо – любого ребенка охватывает отчаяние. Пусть у вашего ребенка не ладится с математикой, значит помогите ему отличиться, проявить свои способности в чем-то другом: ручном труде, литературе, английском языке или в другом. Только успех может компенсировать неуспех.

Ощущение самоценности. Ребенку необходимо ощущать себя хорошим, порядочным человеком. Ему важно верить, что он следует общепринятым правилам поведения и нравственным нормам. Чтобы поддержать это чувство в детях, нужно знакомить их с системой доступных их возрасту этических правил, которые они могли бы применять в жизни. Легче всего это сделать если ребенок воспитывается в семье, где ценятся общечеловеческие идеалы, где подчиняются добровольно избранным этическим нормам и где царит дух социальной ответственности.

Чувство «хозяина своей судьбы». Ребенку необходимо чувствовать, что он в силах повлиять на свою жизнь и жизнь окружающих. Если ребенок ничего не может изменить, никак не может повлиять на свое окружение, он в конце концов становится безразличным. Это состояние называют «приобретенной безнадежностью», его несложно обнаружить по признакам депрессии отчаяния. Обращая внимание на важность «чувства хозяина», я ни в коем случае не хочу сказать, что ребенку полезно командовать всеми и терроризировать родителей, а то и всю семью. Но подойти разумно и взвешенно к воспитанию «чувства хозяина своей судьбы» необходимо.

Форма проведения: лекция.

Цель: Осознание родителями роли самооценки в воспитании ребенка

Подготовка: памятки для родителей, результаты диагностики.

Ход собрания.

Самооценка – оценка самого себя, своих качеств достоинств и недостатков.

Самооценка- это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми.

Сущностью каждого человека является образ собственного Я и чувство самоуважения. Это совокупность множества различных качеств и черт, которые проявляются, приобретаются и формируются в течении всей жизни.

«Ты просто паршивый мальчишка» - говорит отец своему сыну.

«Ты такой хорошенький, говорит мать сынишке, - что смотришь на тебя – и на душе легче становится».

«Давай смотреть на вещи здраво, грубо ответил отец. – лицом ты не вышла, так хоть голову на плечах имей!»

«Посидишь с ребятами, - просит соседка. Ты уж извини, что опять к тебе обращаюсь, но ты у нас такая разумная девочка. Я тебе доверяю, как себе самой».

Как видим «Штрихи к портрету» противоречивы, в них сочетается хорошее и плохое, правильное и неправильное. Никто толком не знает, как и почему из множества характеристик вырисовывается «окончательный» общий портрет, в который поверит сам оригинал. Одни люди, например пропускают мимо ушей все отрицательные отзывы, верят только положительным и благодаря этому обретаю чувство уверенности в себе. Другие умеют отделить достоверное от ложного и поэтому делают правильные выводы, хорошо знают свои достоинства и недостатки. А третьи воспринимают только отрицательные мнения о себе.

Разумеется оптимальный вариант объективная самооценка. Чем ближе самооценка к реальности, тем лучше чувствует себя человек. Он не будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он их может учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности.

По данным психолога Стэнли Куперсмита, на самооценку человека влияют четыре основных фактора:

· Принятие своего образа

· Компетентность

· Ощущение самоценности.

· Чувства «хозяина своей судьбы»

Принятие своего образа. Уже в раннем детстве человек способен ощутить, как к нему относятся значимые для него окружающие, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Принятие своего образа – безусловно это дар, который исходит прежде всего от родителей.

Заботливое, теплое отношение ребенок может «познать» с первого дня появления на свет. Всем своим существом он чувствует: «Я желанный. Здесь мне хорошо живется». Если это чувство есть, то оно не исчезнет и при справедливом наказании. Пусть даже наказание вызовет слезы и обиду, которые скоро пройдут, но почти все дети подсознательно понимают, когда родители переживают за них.

Компетентность. Ребенок оценивает свои способности в зависимости от того, насколько успешно он проявляет себя в значимых для него видах деятельности. Не важно в чем- в учебе, в спорте, в общественных делах, в спорах, в занятиях музыкой, в работе по дому – все это входит в его представление о себе самом.

Вы сколько угодно можете твердить, что он умница, но, если он ничего не понимает в математике, он вам не поверит. Значит мало говорить ребенку, что его любят, от этого у него не появится позитивная самооценка. Чувство собственной значимости, обязательно должно основываться на осязаемых успехах, на компетентности, на деле. Нужно, чтобы растущего человека хвалили заслуженно, за реальные успехи.

Особенно важен успех в учебе, ведь дети проводят в школе многие годы. А когда в школе плохо – любого ребенка охватывает отчаяние. Пусть у вашего ребенка не ладится с математикой, значит помогите ему отличиться, проявить свои способности в чем-то другом: ручном труде, литературе, английском языке или в другом. Только успех может компенсировать неуспех.

Ощущение самоценности. Ребенку необходимо ощущать себя хорошим, порядочным человеком. Ему важно верить, что он следует общепринятым правилам поведения и нравственным нормам. Чтобы поддержать это чувство в детях, нужно знакомить их с системой доступных их возрасту этических правил, которые они могли бы применять в жизни. Легче всего это сделать если ребенок воспитывается в семье, где ценятся общечеловеческие идеалы, где подчиняются добровольно избранным этическим нормам и где царит дух социальной ответственности.

Чувство «хозяина своей судьбы». Ребенку необходимо чувствовать, что он в силах повлиять на свою жизнь и жизнь окружающих. Если ребенок ничего не может изменить, никак не может повлиять на свое окружение, он в конце концов становится безразличным. Это состояние называют «приобретенной безнадежностью», его несложно обнаружить по признакам депрессии отчаяния. Обращая внимание на важность «чувства хозяина», я ни в коем случае не хочу сказать, что ребенку полезно командовать всеми и терроризировать родителей, а то и всю семью. Но подойти разумно и взвешенно к воспитанию «чувства хозяина своей судьбы» необходимо.

Влияние семейного воспитания на формирование положительной  самооценки у ребенка.

Дети с высокой самооценкой вырастают обычно в тех семьях, где родители достаточно требовательны, строги (в разумных пределах) и умеют четко наметить желательные стандарты поведения. Более высокая самооценка у детей встречается в тех случаях, когда они постоянно ощущают, что родители заботятся и волнуются о них, готовы вложить в них все силы и энергию.

Мы, родители, зеркало для детей. От нас они узнают, что мы за люди. Положительный образ рождает положительную самооценку, но только в том случае, когда она совпадает с реальностью. Лучше ничего не говорить, чем льстить детям неискренними похвалами. Но если ваш ребенок вел себя недостойно в какой-то ситуации, надо обязательно об этом сказать.

Если вы объективно и справедливо оцениваете своего ребенка, если вы по заслугам хвалите его, он поймет, что вашим оценкам и суждениям можно доверять.

Только ни в коем случае не делайте таких замечаний, от которых дети чувствуют себя жалкими и никуда не годными.

 

Каждый год в нашей школе проводится диагностика учащихся 5-х классов «Диагностика уровня тревожности». Как известно повышенный уровень тревожности мешает личности полноценно развиваться, реализовывать свой потенциал, а следовательно влияет на формирование самооценки. И мне бы хотелось показать вам наиболее яркие результаты.

Одним из факторов повышенной тревожности является:

  «Страх самовыражения» - негативные эмоциональные переживания тревоги в ситуациях проверки знаний, (особенно публичной) достижений, возможностей.

«Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» – ориентация на значимость других в оценки своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.