Социальная защита семей с детьми — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Социальная защита семей с детьми

2020-06-04 178
Социальная защита семей с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статьёй 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите воспитанию, образованию детей несут семьи и государство.

Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - высшая ценность.

Составной частью социальной политики Российской Федерации является семейная политика, включающая в себя социальную и государственно-правовую защиту семьи и детства. Современная социальная политика государства в последние годы направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и призвана смягчить существующие демографические проблемы в стране. В России основной формой социальной поддержки семей с детьми является денежная, которая осуществляется преимущественно через пособия, ежемесячные выплаты и компенсации, материальную помощь и др. При этом она носит фрагментарный характер: финансовая поддержка в основном направлена на стимулирование рождения ребенка, а не на оказание поддержки в процессе его последующего воспитания и развития. Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения. Существующие единовременные выплаты при рождении ребенка и материнский капитал носят краткосрочный характер и не способны устранить масштабы детской бедности (появление даже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность приводит к ней в подавляющем числе случаев). Это подтверждает, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Возрастает число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; и т.д.

В Государственном докладе 2006 г. "О положении детей в Российской Федерации" указано, что численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2005 г. 29,1 млн. чел. - это пятая часть населения России. За 2001-2004 гг. численность детей уменьшилась на 4,4 млн. чел.

Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института - семьи.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.

Опыт последних лет показывает, что с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей:

1. денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием, воспитанием (пенсии, пособия);

2. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и льготы родителям и детям;

3. социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Современное обеспечение жизнедеятельности свыше 40 млн. семей и 38 млн. детей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений - системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.

Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:

- малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 28,8% от общего числа семей, с двумя детьми - 12,1%, многодетные семьи - 3,1%;

- рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

- увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

- снижение воспитательного потенциала семьи.

Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее время - это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

1. государственные социальные службы;

2. смешанные службы;

3. коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 г. Предложенная программа содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей с детьми. С января 2007 г. вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание.

Основными участниками правоотношений в связи с материнством и детством, возникающих по поводу предоставления пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсациями, предоставления социальных услуг являются:

1. несовершеннолетние лица, лица-иждивенцы, потерявшие кормильца;

2. дети-инвалиды;

3. родители несовершеннолетних;

4. беременные женщины;

5. лица, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, и др.

Такие разные субъекты не могут обладать единой, возникающей в одно время правоспособностью.

С целью обеспечения приоритетности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, определен на федеральном уровне минимальный норматив на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, а также на оплату труда приемных родителей. В качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, введено предоставление базового материнского (семейного) капитала.

Действующая система государственных пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими мерами социальной поддержки формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях наблюдающегося в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, создающая наряду с другими мерами условия для повышения рождаемости, поддержки семьи и воспитания детей.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.

Признаки данных пособий:

1. пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;

2. пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;

3. пособия выплачиваются из нескольких источников;

4. пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения размера, периодичностью выплаты;

5. пособия либо исчисляются на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

Проект закона РФ устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

- родовой сертификат;

- материнский (семейный) капитал. Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

В связи с отменой единого социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличится предельный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ранее размер пособий по беременности и родам устанавливался федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Теперь максимальный размер пособия отменяется, и будет зависеть от предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, т.е. ограничиваются страховой суммой. В 2010 году эта база составит 415 000 рублей за календарный год.

Ежемесячные пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 10 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком (средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Одинокой матери положены все единовременные пособия, назначаемые матерям в связи с рождением ребенка. При этом необходимо иметь в виду, что существуют:

1. федеральные пособия, которые выплачиваются всем матерям на территории РФ без исключения (с учетом районного коэффициента, в районах и местностях, где такие коэффициенты установлены);

2. пособия, выплачиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ. В каждом субъекте РФ действуют свои дополнительные выплаты одиноким матерям.

Размеры пособий с 1 января 2010 года без учета районного коэффициента составят:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности - 412,08 рублей (в 2009 г. - 374,62 руб.);

- единовременное пособие при рождении ребенка - 10988,85 рублей (в 2009 г. - 9989,86 руб.);

- минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному страхованию, за первым ребенком - 2060,41 (в 2009 году - 1873,1 руб.), за вторым и последующими детьми - 4120,82 руб. (в 2009 г. - 3746,2 руб.).

Единовременное пособие при рождении ребенка в Приморском крае увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 г. до 11987,83 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, подросло до 449, 54 рублей. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 лет достиг суммы в 2 247,72 рублей, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет составил 4495,44 рублей, максимальный - 8990,88 рублей.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

-установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

-обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

-гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

-обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

-оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

-формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

-обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

-обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

-профилактика социального сиротства;

-предупреждение насилия в семье;

-проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи.

В общем, целью государственной поддержки семьи в Российской Федерации является обеспечение государством необходимых условий для исполнения семейных обязанностей и повышения качества жизни семьи.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.