Акпарс – сотенный князь горных марийцев — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Акпарс – сотенный князь горных марийцев

2020-06-04 429
Акпарс – сотенный князь горных марийцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ МАРИЙСКОЙ

Богатырями называем

Мы тех, кто смело в бой идет,

В лицо своих героев знаем;

Отважных любит весь народ

Шадт Булат

 

 

В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI столетия поражала современников, а позднее историков.

Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные моления. Марийские князья - лужавуи - организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю. В начале их действия носили хорошо организованный характер, и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

 

 

БОЛТУШ

 

 Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.

 

 

Болтушина гора

 

 

 

Гибель князя Болтуша

 

Потомки князя живы до сих пор, знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

Легенду о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.

После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя и тогда было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.

 

 

                                                 АКПАРС

АКПАТЫР

ЧУМБЫЛАТ

Чумбылат – князь-воин

 

В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. При нем сложилось традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своейсмерти.

 

Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратило своей актуальности и в наши дни. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Он представляет собой ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки.

 

ЧОТКАР-ПАТЫР

 

ОНАР

                   


БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ МАРИЙСКОЙ

Богатырями называем

Мы тех, кто смело в бой идет,

В лицо своих героев знаем;

Отважных любит весь народ

Шадт Булат

 

 

В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI столетия поражала современников, а позднее историков.

Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные моления. Марийские князья - лужавуи - организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю. В начале их действия носили хорошо организованный характер, и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

 

 

БОЛТУШ

 

 Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.

 

 

Болтушина гора

 

 

 

Гибель князя Болтуша

 

Потомки князя живы до сих пор, знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

Легенду о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.

После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя и тогда было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.

 

 

                                                 АКПАРС

Акпарс – сотенный князь горных марийцев

Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

 

 

Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки. В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города – сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
Акпарсу посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

На Коркатовском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева.

 

АКПАТЫР


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.