Подчинительные союзы и союзные слова как главное средство связи частей в составе сложноподчиненного предложения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Подчинительные союзы и союзные слова как главное средство связи частей в составе сложноподчиненного предложения

2020-06-04 188
Подчинительные союзы и союзные слова как главное средство связи частей в составе сложноподчиненного предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 42

Дисциплина: Русский язык

Тема: Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать материал о сложноподчинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в сложноподчиненном предложении;

- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях сложноподчиненного предложения; умение характеризировать  смысловые отношения между частями СПП;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

 

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1.Сложноподчиненное предложение.

2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Порядок разбора сложноподчиненного предложения.

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.

          Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731

 

Тема: Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

План занятия:

 

1.Сложноподчиненное предложение.

2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Порядок разбора сложноподчиненного предложения.

 

 

Задание:

Изучите материал (§§ 162 - 167). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 763.

 

 

§ 162. Понятие о сложноподчиненном предложении.

Главная и придаточная части

В синтаксической форме сложноподчиненных предложений вы­ражается синтаксическое значение зависимости од­ной части от другой.

Главная часть — независимая часть сложноподчиненного предложения, которая занимает господствующее положение по отношению к придаточной части: Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен (Булг.); Брала зна­комые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело (Ф.Т.).

Придаточная часть — синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения, в состав которой входит под­чинительный союз или союзное слово: За приплату карусель вер­тели так быстро, что все превращалось в пеструю смесь лошадиных морд из папье-маше, галстуков, сапог, вздувшихся юбок, разноцвет­ных подвязок, кружев, платков (Пауст.); Когда ракеты гасли, в парк возвращалась летняя ночь с ее отдаленным криком лягушек, блеском звезд и запахом цветущих лип (Пауст.); Мы подошли к выбеленной известью мазанке, вокруг которой росли мальвы, подсолнухи и та­бак (Тарк.).

В структуре сложноподчиненного предложения могут употреб­ляться составные союзы: Если скрипка вызывала зубную боль, то от иного голоса получалось ощущение выбитого зуба (Ол.); Если и бы­вали студенческие беспорядки, всегда академического характера, то они происходили только в стенах университета (Гил.). В составном союзе одна часть является более важной и обязательной для струк­туры сложного предложения, а другая, менее важная, может быть опущена. Ср.: Если и бывали студенческие беспорядки, всегда акаде­мического характера, они происходили только в стенах университе­та. В таком случае главной частью признается та, в которой содер­жится необязательная часть союза, придаточная же часть содер­жит обязательный компонент составного союза.

Придаточная часть может занимать по отношению к главной части разное положение: располагаться после главной, перед ней и внутри главной части в составе сложноподчиненного предложе­ния: Больше вокруг не было ничего, если не считать индигового неба, моря, солнца и желтой травы (Пауст.); В багряно-дымчатом возду­хе, какой бывает на пожаре, я не видел ее лица (Наг.); Когда тебе придется туго, найдешь и сто рублей и друга (Тарк.).

Придаточные части, присоединяющиеся к главной части с по­мощью подчинительного союза или союзного слова, бывают двух видов:

1) присловные — изъяснительные, дополнительные, подлежащные, пояснительные, определительные — относятся к од­ному слову в главной части и поясняют его: Мы наваливаем в ко­стер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнцесолнце бесконечного летнего дня (Пауст.);

2)  приосновные — времени, присоединительные, причи­ны, следствия, условия, уступительные, цели и сравнительные — относятся к главной части в целом: Он работал на подоконнике, потому что стола в комнате до сих пор не было (И. и П.).

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 42

Дисциплина: Русский язык

Тема: Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать материал о сложноподчинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в сложноподчиненном предложении;

- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях сложноподчиненного предложения; умение характеризировать  смысловые отношения между частями СПП;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

 

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1.Сложноподчиненное предложение.

2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Порядок разбора сложноподчиненного предложения.

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.

          Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731

 

Тема: Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

План занятия:

 

1.Сложноподчиненное предложение.

2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3. Порядок разбора сложноподчиненного предложения.

 

 

Задание:

Изучите материал (§§ 162 - 167). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 763.

 

 

§ 162. Понятие о сложноподчиненном предложении.

Главная и придаточная части

В синтаксической форме сложноподчиненных предложений вы­ражается синтаксическое значение зависимости од­ной части от другой.

Главная часть — независимая часть сложноподчиненного предложения, которая занимает господствующее положение по отношению к придаточной части: Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен (Булг.); Брала зна­комые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело (Ф.Т.).

Придаточная часть — синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения, в состав которой входит под­чинительный союз или союзное слово: За приплату карусель вер­тели так быстро, что все превращалось в пеструю смесь лошадиных морд из папье-маше, галстуков, сапог, вздувшихся юбок, разноцвет­ных подвязок, кружев, платков (Пауст.); Когда ракеты гасли, в парк возвращалась летняя ночь с ее отдаленным криком лягушек, блеском звезд и запахом цветущих лип (Пауст.); Мы подошли к выбеленной известью мазанке, вокруг которой росли мальвы, подсолнухи и та­бак (Тарк.).

В структуре сложноподчиненного предложения могут употреб­ляться составные союзы: Если скрипка вызывала зубную боль, то от иного голоса получалось ощущение выбитого зуба (Ол.); Если и бы­вали студенческие беспорядки, всегда академического характера, то они происходили только в стенах университета (Гил.). В составном союзе одна часть является более важной и обязательной для струк­туры сложного предложения, а другая, менее важная, может быть опущена. Ср.: Если и бывали студенческие беспорядки, всегда акаде­мического характера, они происходили только в стенах университе­та. В таком случае главной частью признается та, в которой содер­жится необязательная часть союза, придаточная же часть содер­жит обязательный компонент составного союза.

Придаточная часть может занимать по отношению к главной части разное положение: располагаться после главной, перед ней и внутри главной части в составе сложноподчиненного предложе­ния: Больше вокруг не было ничего, если не считать индигового неба, моря, солнца и желтой травы (Пауст.); В багряно-дымчатом возду­хе, какой бывает на пожаре, я не видел ее лица (Наг.); Когда тебе придется туго, найдешь и сто рублей и друга (Тарк.).

Придаточные части, присоединяющиеся к главной части с по­мощью подчинительного союза или союзного слова, бывают двух видов:

1) присловные — изъяснительные, дополнительные, подлежащные, пояснительные, определительные — относятся к од­ному слову в главной части и поясняют его: Мы наваливаем в ко­стер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнцесолнце бесконечного летнего дня (Пауст.);

2)  приосновные — времени, присоединительные, причи­ны, следствия, условия, уступительные, цели и сравнительные — относятся к главной части в целом: Он работал на подоконнике, потому что стола в комнате до сих пор не было (И. и П.).

 

Подчинительные союзы и союзные слова как главное средство связи частей в составе сложноподчиненного предложения

Подчинительная связь осуществляется при помощи подчи­нительных союзов и союзных слов. Союзные средства, находясь в придаточной части, образуют ее грамматическую фор­му: У этого маяка фонари были устроены так, что на разных рас­стояниях от порта они давали огонь разного цвета (Пауст.); Я слиш­ком любила смеяться, когда нельзя! (Цв.).

Группируясь по значениям, подчинительные союзы разделя­ются на основные: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сер-

Оись... (П.) — и неосновные, т.е. употребляющиеся ограниченно и отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской: Кабы я плавать умел, купаться бы стал (М. Г.). Неосновные союз­ные средства можно заменить основными. Ср.: Если бы я плавать умел, купаться бы стал.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.