Учебный материал: С. Лагерлеф. – Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учебный материал: С. Лагерлеф. – Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

2020-06-04 158
Учебный материал: С. Лагерлеф. – Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система уроков по произведению С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Названный  учебный материал – это книга-произведение, с общей характеристикой которого вы уже познакомились на стр.

Перечитайте его. Это даст вам возможность структурировать систему знаний по произведению С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», т.е. наметить основные направления, которые позволят вам формировать у детей обязательные для читателя качества, а именно: читательскую память, воображение (в том числе и умение произвольно включать его при чтении текста), а также индивидуальные познавательные интересы. Не забывайте, что творческое чтение, или чтение-общение, предполагает хотя и коллективное, но личностно-ориентированное обучение.

Само собой разумеется, что 4 урока чтения, отведенное на работу с крупнообъемным произведением такого типа, как «Приключения Нильса…» позволит вам при правильной организации обучения задать детям только  тип работы с ним. В классе вы сумеете прочитать 3-4 главы из 14. Но они должны быть прочитаны так, чтобы дети захотели и продуктивно дочитали эту сказку в новогодние каникулы.

Методический комментарий

I. Подготовка к чтению произведения С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Приемы работы, готовящие детей к восприятию названного художественного произведения, для третьеклассников уже привычны. Это, во-первых, внимательное знакомство с книгой-произведением методом чтения-рассматривания и ответы на вопросы:

-Как называется произведение?

-Кто его написал?

-Чем оно похоже на книгу С.-Томпсона «Рассказы о животных»? А чем отличается?

(Подсказка: обе книги – пересказы с иностранного языка; и там и тут речь идет не совсем о том, что мы видим вокруг себя в родной стране сейчас. Но «Чудесное путешествие Нильса…» - не перевод, а «свободная обработка», т.е. пересказ, сделанный очень хорошими переводчиками, а там – перевод. Кроме того, здесь сказочная повесть, а там – отдельные рассказы).

-Внимательно вглядитесь в передний форзац, затем вчитайтесь в оглавление книги и постарайтесь представить себе, о каком времени, о какой стране, о ком, о чем и как рассказывает нам С. Лагерлеф в своей повести. Какое слово стоит первым в заглавии и почему? Как вы это объясните?

Ко всем последующим урокам подготовительная работа будет складываться из постоянного восприятия детьми картин и эпизодов, из которых уже к 3 уроку и далее,  к окончанию чтения повести у детей сложатся первые представления о стране,  где происходят описанные события,  и о времени действия.

Вам, учителю,  надо знать, что в подлиннике произведение Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хальгерсона по Швеции» написанное в 1907 году, - это трехтомник или, как говорят специалисты, «своего рода поэтический путеводитель по Швеции, учебное пособие по географии и природоведению, написанное замечательным художником слова». При сокращении повести в ее свободном пересказе переводчиками, она, перестав быть «учебником» и «путеводителем», сохранила в себе, однако,  очень многие картины и детали, характеризующие Швецию как особую интересную страну, и время действия – скорее 19, чем 20 век. Эти детали и картины не должны ускользнуть от внимания учащихся, во-первых, потому, что тогда от них «ускользнет» и общее развитие, задающееся чтением книг о незнакомых странах и других эпохах, а во-вторых, потому, что ваша цель на уроках чтения – учить детей думать о себе и о мире, а значит запоминать прочитанный текст, тем самым развивая и внимание, и память, и воображение, без чего учиться вообще нельзя.

Средством, которое при этом будет необходимо и вам и детям, окажется выставка иллюстраций, фотографий, открыток, картин из Интернета,  Весь этот материал оценивается и подбирается для выставки с учетом тех объектов, которые детям малоизвестны и потому требуют наглядности для включения воображения.

Мы не можем не предупредить вас сразу же о том, что материалы такой выставки, упорядоченные и дополненные, будут совершенно необходимы вам и детям в 4 классе при чтении повести З. Воскресенской «Антошка».

II. Основная часть уроков.

Этот структурный компонент обучения предполагает спокойное (в темпе разговорной речи, но не такой, как сейчас по радио) последовательное чтение текста с паузами для проверки того, включились ли дети в художественный мир произведения, представляют ли, запоминают ли то, о чем читают, выделяют ли все для них новое, непонятное, неожиданное, удивительное.

Проверка проводится кратко, но воспроизведение прочитанного требуется точное. Например, вы читаете с детьми первую главу повести «Лесной гном». Первую паузу рекомендуется сделать после фразы «Он тяжело вздохнул и с досады принялся зубрить».

Проверяются представления детей по следующим направлениям:

-Когда и где начались чудесные события? (День, время суток, время года?).

-Каким вы представляете себе март в Швеции? (Тепло или холодно на дворе; сухо ли мокро, лежит ли снег; почему автор, описывая одежду Нильса, собирающегося на ярмарку, ничего не говорит о пальто?).

Следующая пауза делается лишь конце 2-ой части первой главы.

Примерные вопросы и задания:

-Как выглядел лесной гном? Во что был  одет?

-А как одет Нильс?

-Нарисуйте словами комнату, в которой Нильс пытался учить уроки.

-А каким вам представляется дом, где жил Нильс, и двор?

-Кто и как ведет себя на этом дворе?

При ответах учащиеся с разрешения учителя могут перечитать и закрепить в своем сознании те картины и детали, которые от них ускользнули при первом чтении. В данном случае при попытке изобразить гнома (без перечитывания) дети обычно называют только остроконечный колпачок и совсем не представляют длинного кафтана, что, кстати, для гнома не характерно. При описании комнаты упускают сундук, скрипящую дверь (если бы она не скрипнула, Нильс не заметил бы кота), не могут вспомнить, что в комнате стоял шкаф (между ним и окном висел сачок и т.д. и т.п.).

Если ваши дети все это вспоминают без запинки, с первого раза, значит вы правильно работали с текстом в первом и во втором классах.

Если же они к этому не приучены, незамедлительно займитесь указанной нами работой с текстом, и через 4 урока, при условии, что вы будете точно так же проверять и домашнее задание, большая часть учащихся класса впитает в себя ваш совет и, читая текст, начнет приучать себя сразу же запоминать прочитанное и включать воображение, чтобы с пользой заниматься чтением книг, не обращаясь постоянно к перечитыванию текста.

Незнакомых слов в этом тексте мало. Это главным образом имена собственные, непривычные для нашего произношения и слуха. Но эту особенность детям надо преодолеть, поскольку развитие речи – безусловная задача подготовки квалифицированного читателя.

Разумеется, очень полезно, перечитывая разного рода картины и эпизоды, подкреплять работу воображения рассматриванием наглядного материала: иллюстраций, карт и даже предметов.

Домашние задания: чтобы дети легче вошли в мир произведения, домашнее задание после 1 урока мы рекомендовали бы ограничить внимательным дочитыванием главы первой и подбором или созданием нужного иллюстративного материала.

Ко второму уроку (глава 2 «Верхом на гусе», которая занимает около 8 страниц текста) задание аналогичное – дочитывание 3 части главы.

Если на 3 уроке класс успеет прочитать, запомнить и представить все перипетии главы третьей «Ночной вор», в качестве домашнего задания детям можно предложить начать читать новую главу – четвертую - «Новые друзья и новые враги», но только начать, ограничив себя частью первой,  обозначенной цифрой 1, потому что детей надо приучать читать художественную литературу медленно, останавливая себя, чтобы проверить, представляешь ли ты  прочитанное во всех деталях. Кроме того, время от времени перед ними надо ставить вопросы, помогающие им не упустить при чтении важных нравственных уроков. А так как третья глава заканчивается крайне важными словами старой гусыни: «Ты первый человек, который сделал нам добро, и стая позволяет тебе остаться с нами», - третьеклассников следовало бы нацелить на внимание к тому, где, когда и в связи с чем Нильсу удастся соответствовать этому выводу. Пусть выявляют, запоминают и думают. Кстати, это один из вопросов к проверке качества домашнего чтения, если вы организуете его после каникул.

Коллективное дочитывание повести, как говорилось выше, предполагается в течение зимних каникул: если, конечно, детей в это время школа будет собирать для организации целесообразного досуга, или дома, с родителями, о чем последние должны быть предупреждены.

Примечание: во внеурочное время детей можно заинтересовать личностью писательницы Сельмы Оттилии Лувиса (таково ее полное имя), родившейся во второй половине 19 века (20.11. 1858г) и умершей 16.03.1940г. Жизнь этой писательницы интересна тем, что она – инвалид с детства, своим трудом, волей и добротой победила все выпавшие на ее долю невзгоды (а их было немало: она с трех лет стала инвалидом) и обрела даже то, что потеряли ее родители. Подробно об этом вы можете прочитать в специальных пособиях, а начать работу  мы рекомендуем со статьи в словаре «Зарубежные писатели» (М.: Просвещение, 1997г) с. 415-417.


[1] См. БМШ: сборник С.Я. Маршака.- Пожелания друзьям (Второкласснику), стр. 38-41

[2] Это общая нумерация уроков.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.