Русское правописание: орфография и пунктуация. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Русское правописание: орфография и пунктуация.

2020-06-04 179
Русское правописание: орфография и пунктуация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока

Русское правописание: орфография и пунктуация.

 Дата 16.05.2020.

Группа № 80 профессия машинист крана (крановщик) 3 курс

Тема: «Знаки препинания при передаче чужой речи»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения  материала.

Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме урока, совершенствовать навыки правописания.  

Используемая литература:
Учебник Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2017

Интернет – ресурсы:

1.Видеоурок. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 15.05.2020

2.Видеоурок. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 15.05.2020

Презентация к уроку «Предложения с чужой речью».

Ход урока.

Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

 

Ребята, на этом уроке вы повторите сведения о  способах передачи чужой речи, вспомните правила оформления чужой речи.

 

2. Основная часть
Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

План:

1.Способы передачи чужой речи.

2.Знаки препинания при прямой речи.

3.Знаки препинания при диалоге.

4.Знаки препинания при цитатах.

Способы передачи чужой речи.

 

В зависимости от способа передач различают три разновидности чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.

Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как бытье местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Знаки препинания при диалоге.

В произведениях художественной литературы часто используются диалоги. Диалогом называется разговор двух или нескольких лиц.

1. Если все реплики диалога даются с абзаца, то перед ними ставятся тире. Например:

— Что это за река? — Не знаю. Не спрашивал. Вероятно, Зуша. — Нет, не Зуша. Какая-то другая. — Ну тогда не знаю. (Б. Пастернак)

2. Если реплики пишутся в строчку, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется друг от друга тире. Например: Владимир стал дожидаться. Не прошло минуты, он опять начал стучаться. Ставень поднялся, борода показалась. «Что те надо?» — «Что ж твой сын?» — «Сейчас выдет, обувается. Али ты прозяб? взойди погреться». — «Благодарю, высылай скорее сына». (А. Пушкин)

3. Если после реплики идут авторские слова, то тире перед последующей репликой опускается. Например: Мы с женой спрашиваем его: «Где был?» — «В лес, говорит, гулять ходил — да встретил там некоего зелёного старичка, который со мною много разговаривал и такие мне вкусные орешки дал!» — «Какой такой зелёный старичок?» — спрашиваем мы. «Не знаю, говорит, никогда его доселе не видывал». (И. Тургенев)

Составить конспект по теме урока, используя лекцию и презентацию.

2.Выполнить контрольное задание.

Контрольное задание

В каком из представленных отрывков содержится несобственно-прямая речь?

1) Дело в том, что незнакомец этот показался ему теперь как-то знакомым. Это бы всё ещё ничего. Но он узнал этого человека, он его часто видывал. Уж не вчера ли? Впрочем, и опять не в этом было главное дело. (Дост.)

2) По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали — и всё об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый посёлок. (Расп.)

В то лето ходили мы с ним в рощу сидеть (1) — (2) прошептала она (3) — Тут роща была (4) где теперь конный двор. (.А. Солженицын)

1) 1, 4

2) 2, 4

3) 1, 3, 4

   4) 1, 2, 3, 4

Шкала ответов:

1 2 3 4 5 6 7
             

 

!!! Ребята, конспект и контрольное задание отправляете мне на электронную почту  [email protected]или в ВК

 

 

Конспект урока

Русское правописание: орфография и пунктуация.

 Дата 16.05.2020.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.