Русское искусство ХVIII века. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Русское искусство ХVIII века.

2020-06-02 315
Русское искусство ХVIII века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новшества в культуре петровских времён.

Мощный толчок в развитии куль­туры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех обла­стей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобрази­тельном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление: русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г. была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром.

Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: быт, культура, образование.

Реформы быта.

Мало было изменить армию, систему управления, администрации и территориальное деление. Чтобы реформы принесли должные результаты, нужна их последовательность и всесторонность. Они должны идти в системе и связывать друг друга. Страна должна была подняться на новый уровень, а для этого нужен переворот в сознании людей. Именно поэтому реформы в быту не менее важны.

1. Первая и, пожалуй, сама известная реформа в быту Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Введение одежды на европейский манер сильно потрясло народ. Сам царь лично обрезал длинные рукава и бороды. Неизменными остались только каноны церкви, позволялось это и крестьянским мужикам.
2. Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее сильно укоренилось в российском обществе и, конечно, привело к отрицательным последствиям.
3. В российское государство была завезена ещё одна западная традиция. Новый год теперь отмечали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1 января. Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку, а летоисчисление вести по григорианскому календарю с рождения Христова, а не от сотворения мира.
4. В 1718 году были введены так называемые ассамблея. Под этим словом поднимались торжественный пиры или приёмы гостей. Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее. Специально для таких сборов были написаны правила поведения молодых людей в обществе. Девушки теперь могли спокойно выходить в свет, не боясь осуждения.

Всё эти реформы были в основном направлены на изменение образа жизни дворянства. На простых крестьянах это мало отражалось. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что позже приведёт к тяжёлым последствиям.

 

Реформы культуры.


Изменения в этой области были не маловажны. Реформы культуры, это изменение мироощущения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Подробнее рассмотрим каждую.

1. Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы "монстров". Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами.
2. Первым российским императором была основана и новая столица. На смену старой Москве пришёл молодой и величественный Санкт-Петербург. Город был заложен в 1703 году.
3. При Петре I в широкое употребление входит камень. Повсеместно люди начинают отказываться от деревянных строений. Это так же снизило опасность от пожаров. Так были построены здание Адмиралтейства, Гостиный дом и первый музей Кунсткамера. Проектированием города, каждой его улицы и здания занимались архитекторы. Каждый дом был уникален и имел высоту в 2 - 3 этажа. По сегодняшний день мы можем наблюдать в Санкт-Петербурге памятники архитектуры, созданные в петровскую эпоху заморскими мастерами. Особенно поражают Летний дворец, здание коллеги и Петропавловский собор.
4. По результатам нового строительства и смешения разных культур появился новый стиль в архитектуре, так называемое, русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.
5. Впервые проявляется светская русская живопись. Ранее известность имело исключительно иконопись. Стали появляться первые пейзажи и портреты. На это царь официально дал свое разрешение и даже выделял деньги на поддержание художников.
6. Именно ПётрI повелел на красной площади построить "комедийную храмину". Там немецкие, а потом и русские актёры стали показывать небольшие постановки.
Стоит заметить, что благодаря этим реформа развивалось не только искусство, но и литература. Стали появляться книги, наполненные не только религиозным смыслом.
7. В 1701 году будущий император провел новую реформу, которая запрещала церкви собирать пошлину с принадлежащих ей земель. Так была ликвидирована финансовая автономия. Так же издавались указы, которые ослабляли власть Патриарха.

Реформы образования.


1. По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. Так образовалась целая система образования в конкретной профессии. Теперь в стране были свои мастера корабельного, инженерного и артиллерийского дела, что позволило избавиться от влияния иностранцев.
2. По указу будущего императора сама система обучения детей была изменена. Она стала не духовной, а светской. Предпочтение отдавали точным наукам, а не изучению богословия.
3. В России была основана Академия наук в 1725 году и общественная библиотека.
Безусловно, реформы Петра I имели огромное значение. Благодаря им Россия смогла преодолеть тяжелый путь реформации. По результатам этих изменений Российская империя стала одной из сильнейших держав в мире.

Российская наука 18 века.

 

История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр I  подписал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост, который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и астроном.

 Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.

Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились Ботанический сад и Кунсткамера.

 

                                                                                                                                                                Кунсткамера. Г. Маттарнови и др. 1718 – 1734 гг.

 

Академия организовывала экспедиции на Белое и Каспийское море, занималась исследованием Северного морского пути, Камчатки и Аляски. В 1745 году вышел первый «Атлас российский». В 1748 году Михаилом Ломоносовым была открыта первая в России химическая лаборатория.

В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский, и началась постепенная русификация Академии. Первые русские ученые: географ Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев. Но наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов. Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии, поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:

- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);

- корпускулярно-кинетическая теория тепла;

- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;

- получение ртути в твердом состоянии;

- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У. Гершелем;

- работы в области теории электричества;

- работы в области минералогии;

- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.

 

  

                                                                             

Мозаичное панно из цветной смальты «Полтавская баталия.» М. Ломоносов.

 

 В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел три факультета: медицинский, философский и факультет права.

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог - В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана. Продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Чёрном и Азовском морях.

 

В 1783 году в Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала свою деятельность Российская Академия. Новое научное учреждение занималось, в основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с 1783 года).

 Новое учреждение предложило новую букву русского алфавита – букву «ё»

 В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали 35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук.

 Кроме учёных 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:

Андрей Константинович Нартов ( 1693—1756) – член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;

Иван Иванович Ползунов (1728-1766) - изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя и первой в России паровой машины (1763 г.);

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода, фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа).

 Развитие образования.

 

Еще Пётр начал создавать систему школ, училищ для на­чального и среднего образования. При Екатерине 11 были сделаны дальнейшие шаги по этому пути. В 1786 г. утверждён «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учре­дить в губернских городах главные училища, а в уездных - малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.

При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями - одно для де­вочек из благородных семей, другое - для мещанок. Учреждени­ем Смольного института, было, положено начало женскому обра­зованию в России.

 

Русская архитектура 18 века

 

представлена тремя основными стилями:

- петровское барокко;

- елизаветинское барокко;

- классицизм.

Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века.

В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор Доменико Трезини.

Характерные черты петровского барокко это контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.

 

В стиле петровского барокко построена Кунсткамера, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры….

При Петре I в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов.

Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Наиболее известный архитектор елизаветинского барокко Франческо Бартоломео Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Ека­терининский дворец в Царском Селе. собор Смольного монастыря. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Для русского барокко ха­рактерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.

Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений, зеркал. Иллюзия легкости и воздушности, нежная окраска стен, возврат к традиционному русскому пятиглавию церквей.

Стиль Рококо возник во Франции начала 18 века, как продолжение и развитие барокко.

Рококо еще более изысканный, причудливый, пастельный и ассиметричный стиль, который проявился, в основном, в дворцовых интерьерах.

 Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский дворец в Ораниенбауме.

Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и дорогими.

 

При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений..

В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный институт, Эрмитажный театр, архитекторД. А. Кваренги ….

 Таврический дворец, Троицкий собор Лавры, архитектор И.Е. Старов;

 

В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит клас­сицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Своеобразие рус­ского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения ХVIII в. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

 

Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплете­ние различных художественных течений обнаруживается в литера­турных образах, созданных Д И. Фонвизиным и М. В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым и Г. Р.Державиным, А. Н Радищевым и И. А. Кры­ловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослежи­вается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульп­турном портрете, в комедийном жанре.

В последней четверти ХVIII в. возникает сентиментализм. Важ­нейшим представителем русского литературного сентиментализ­ма является Н. М. Карамзин - автор «Писем русского путешествен­ника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Ведущее место в формировании просветительской идеологии ХVIII в. занимали Н И. Новиков и А. Н. Радищев.

Н. И. Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Ко­шелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников.

В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А. Радищева ­«Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поста­вил вопрос об уничтожении в России крепостного права, по­скольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отка­зывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екате­рина 11 назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, заменённой ссылкой.

Из истории русского театра.

 

Актерские представления были известны на Руси и в глубокой древности, они были связаны с религиозными обрядами и праздниками. Первые скоморохи при княжеских дворах упоминаются еще в 11 веке. Иногда, это бродячие актеры: гусляры, дудочники, шуты, кукольники, дрессировщики медведей, которые для своих выступлений строили временные балаганы на время проведения ярмарок или праздничных гуляний.

 В 17 веке, в эпоху Михаила Романова появилась идея создания придворного театра по европейскому образцу, которая смогла воплотиться в жизнь во время царствования второго Романова - Алексея Тишайшего.

Такой театр можно назвать домашним театром. В последствие домашние театры стали создаваться в домах богатых вельмож, где в труппу набирались, в основном крепостные актеры.

В 18 веке при дворе Анны Иоанновны расцветало шутовство. И актерским мастерством занимались не только простолюдины, но и дворяне.

Подъем театрального мастерства пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Это были крепостные театры, любительские и придворные. Курсанты устраивали театральные представления в Шляхетском корпусе в Петербурге, а в Москве театром увлекались студенты Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в России гастролировали итальянские, французские, немецкие труппы.

Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич писалстихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора Волкова в столицу.

30 августа 1756 года был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр» для посещения публики, который положил начало структуре Императорских театров России. Директором театра стал драматург и поэт Александр Петрович Сумароков, первым актером Федор Григорьевич Волков. С этого момента женские роли в постановках стали исполнять женщины.

Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…

Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.

 

 Сценическому искусству девочку обучали с семи лет, она прекрасно пела, играла на арфе и клавесине, владела итальянским и французским языками. В тринадцать лет к ней пришел успех, императрица Екатерина Вторая, восхищенная талантом Прасковьи подарила актрисе перстень с алмазом. В 1801 году граф Николай Шереметев женился на своей крепостной и стал жить с ней в Петербурге на набережной Фонтанки.

 

С началом следующего 19 века театр делится на драматическую и музыкальную труппы, а музыкальная на оперную и балетную. Русский театр будет испытывать влияние французской оперы и драматургии, французской балетной школы. Среди балерин начала 19 века наиболее яркой была Авдотья Истомина, «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…», - писал о своей ровеснице Александр Пушкин. Истомина вышла первый раз на сцену в 9 лет, она была ученицей знаменитого балетмейстера французской школы Шарля- Луи Дидло.

Русская живопись 18 века

В начале 18 века русская живопись представлена настенными и потолочными росписями, миниатюрами, иконописью и жанром портрета. Меняются краски: вместо темперы преобладают масляные краски, появляется обнаженная натура с правильными анатомическими пропорциями человеческого тела; вместо «обратной перспективы» - прямая перспектива; парсуны вытесняются портретами. Используется светотень и отображается фактура материала.

Живопись России 18 века интересна, в первую очередь, портретами.

Век 18 в российском обществе – век больших скоростей. Старое отправлялось на слом или в чулан.

Россия, подталкиваемая своим императором, стремилась как можно быстрее влиться в стан европейских государств.

За несколько десятилетий русское искусство проходит путь, который Западная Европа преодолела за два-три века.

Складывается принципиально новая структура живописи из различных видов и жанров – станковая, монументальная, декоративная, портретная, историческая, батальная, пейзажная. И если в европейском искусстве стилевые направления сменяли один за другим, то в России они все существовали одновременно.

Между течениями происходило противоборство – архаичность и новаторство, консерватизм и прогресс, придворный аристократизм и демократизм.

Пансионеры Петра

 

Приглашенные иностранные мастера – живописцы могли обучать профессиональным навыкам письма, но определить внутренний дух русского искусства, выстроить его перспективу, они не могли. Это сделали русские мастера и в первую очередь воспитанники Петра – его пансионеры Никитин Иван Никитич (около 1690 г. - приблизительно 1742 г.) и Матвеев Андрей Матвеевич (1701г.- 1739г.).

 

Иван Никитин. Портрет Петра I. 1721 год фото.

Никитин был сыном священника, пел в хоре, учил рисованию и арифметике курсантов в артиллерийской школе. Петр заметил его склонность к рисованию и отправил его на учебу в Италию. Через четыре года он возвращается в Россию не просто скромным учеником, а зрелым мастером, со своим собственным взглядом на мир.

Подтверждением этого выглядит портрет императора Петра I, написанный в 1721 году. На портрете мы видим не венценосный лик монарха, а усталое, озабоченное лицо обычного человека с умными, проницательными глазами. Подлинный талант художника проявлялся не только в мастерстве, с которым были написаны все портреты Никитина, но то, как он умел передавать нравственную позицию изображаемого человека.

 

Андрей Матвеев автопортрет с женой фото

В его портретах нет лести и идолопоклонства – только одна реальность. Судьба Никитина трагична, как и судьбы многих незаурядных русских людей. После смерти Петра и начавшейся чехарды правителей, он примкнул к старорусской оппозиции. Был арестован, подвергся пыткам и сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки умер в дороге.

 

Немногим счастливее была судьба и другого пансионера Петра Андрея Матвеева. Пробыл в Голландии более 10 лет и вернулся на родину состоявшимся художником. Но полностью не смог раскрыть свое дарование и мастерство живописца. Все его время было занято декорированием царских и вельможных дворцов.

 

Но по тем немногим дошедшим до нас портретам понятно, что у Матвеева был верный глаз, точная рука и собственный стиль письма. Замечательное полотно "Автопортрет с женой” написано очень выразительно, живо и удивительно современно.

Академия трех знатнейших художеств

 

В 1758 году открыла свои двери российская Академия художеств. Дворяне считали для себя зазорным заниматься каким-либо трудом, пусть даже и художественным. Слушателями Академии становились сироты, подкидыши, сыновья солдат, ремесленников. Крепостные должны были получить от господ вольную на время обучения.

 

Федор Рокотов. портрет неизвестной фото

Из крепостного сословия вышли выдающиеся русские живописцы 18 века – Ф.Рокотов, М.Шибанов, И. Аргунов, А.Воронихин. Вторая половина 18 века в российской живописи это зарождение классицизма, возврат к античности. Очень много пишется парадных, монументальных полотен на историческую тему. Таких, например, как пишет Лосенко.

 

 

Лосенко картина Прощание Гектора с Андромахой 1773г фото

Тем ценнее появление среди этих огромных, бездушных и холодных картин произведений художников, оставивших после себя одну или две картины. В 1913 году в Третьяковской галерее было установлена, что картина "Юный живописец”, под которой стояла подпись Лосенко, была написана одним из самых загадочных русских художников 18 века - Иваном Ивановичем Фирсовым.

 

 

Иван Фирсов картина Юный живописец фото

 

Иван Фирсов - сын московского купца, работал декоратором. Три года учился и работал в Париже, где, вероятно и написал эту картину. Даже одно это полотно подтверждает необыкновенный талант этого забытого художника, которого по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи.

 

На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур, напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых.

Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле архитектором Ж.Б.Валлен-Деламотом.

 

Полный курс обучения продолжался 15 лет и делился на пять разрядов. Прием осуществлялся раз в три года, в начальные воспитательные классы принимали мальчиков шести лет. Форма обучения была аудиторной. Лучшие выпускники Академии – пансионеры отправлялись на стажировку в Рим.

_________________________________________________________________________________

Дата: 19.05.20 г.                                 Урок № 72                                        

Практическое занятие № 24

Тема: «Русская культура XVIII века. Развитие науки ».

Цель: определить основные направления развития культуры  РоссииXVIII века; оценить масштабы и роль культурных преобразований Петра I, познакомиться с произведениями выдающихся деятелей русской культуры: учёными, литераторами, мастерами искусств;

Задание: прочитайте текст (§46, с.313-322). Посмотрите видеоматериал: http://youtube.com/watch?v=WSiKw0go9iI

http://youtube.com/watch?v=FQmKH6XTMjk                                                          

1. Ответьте на вопросы:

1) Какие изменения в культурной жизни России произошли в годы правления Петра I?

2) Какой вклад в развитие русской науки внёс учёный М.В.Ломоносов?

2. Заполните таблицу, используя текст (§46) и дополнительный материал.

                                   Культура России 18 века.

Виды направления, жанры стили Произведения (памятники) культуры, их авторы
Архитектура Литература Театр Живопись    

 

Сделайте вывод по теме занятия.

1. Прочитать учебник истории § 47 (с. 3 - 10) «История» учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2018 (текст размещён ниже) по теме:    «Промышленный переворот и его последствия»;

2. Записать в рабочей тетради по истории: дату, тему  и  планы  урока.

3. Посмотреть видео - материал по изучаемой  теме:

http://youtube.com/watch?v=GSmEHULaoXA

________________________________________________________________________________

Дата: 19.05.20 г.                                Урок № 73                              

Тема урока: «Промышленный переворот и его последствия»

                                         План (записать в рабочую тетрадь)

1. Начало промышленного переворота

2. Зарождение индустриального общества.

3. Завершение промышленного переворота в Англии.

4. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.

5. Особенности экономического развития во второй половине XIX в.

6. Роль государства в экономике.

7. Перемены в экономике крупнейших стран.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.