На тему: Выборы и референдум как формы политического участия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

На тему: Выборы и референдум как формы политического участия

2020-06-02 249
На тему: Выборы и референдум как формы политического участия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

По дисциплине «Политология»

На тему: Выборы и референдум как формы политического участия

Работу выполнил:

Студент 2 курса, группа 3181-41

Горшанов Владислав

Научный руководитель,

доктор исторических наук,

профессор кафедры СРПП

Ловчев В.М.

 

Казань 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….………3

1 Роль выборов в демократической политической системе………………4

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве………4

1.2 Функции выборов в условиях демократии………………………….....4

2 Основные принципы свободных демократических выборов…..………8

2.1 Принципы избирательного права……………………………….……..8

2.2 Общие принципы демократической организации выборов………...10

3 Организация и порядок избирательного процесса…………………….13

3.1 Нормативные основы выборов. типы избирательных систем……....13

3.1.1 Мажоритарная система……………………………………….……...13

3.1.2 Пропорциональная система…………………………………………14

3.1.3 Смешанные избирательные системы……………………………….16

3.2 Основные стадии избирательного процесса…………………………17

3.2.1 Подготовка выборов…………………………………………...……17

3.2.2 Выдвижение кандидатов…………………………………………….19

3.2.3 Агитационная кампания……………………………………...……..20

3.2.4 Голосование и подведение итогов выборов…………………..…..21

4 Референдумы ………………………………………………………...….23

Заключение ……………………………………………………...………...26

Список использованных источников……………...……………………..27

 

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Украины.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

 

 

РЕФЕРЕНДУМЫ

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. В Латвии на народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы (Таблица 4.1)

 

Таблица 4.1 – Виды референдумов

Вид референдума Предмет
Конституционный Внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции
Законодательный Принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов
Международно-правовой Решение вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях (вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории)
Административный Решение вопросов, не связанных с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов (изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.))

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Реферат

По дисциплине «Политология»

На тему: Выборы и референдум как формы политического участия

Работу выполнил:

Студент 2 курса, группа 3181-41

Горшанов Владислав

Научный руководитель,

доктор исторических наук,

профессор кафедры СРПП

Ловчев В.М.

 

Казань 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….………3

1 Роль выборов в демократической политической системе………………4

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве………4

1.2 Функции выборов в условиях демократии………………………….....4

2 Основные принципы свободных демократических выборов…..………8

2.1 Принципы избирательного права……………………………….……..8

2.2 Общие принципы демократической организации выборов………...10

3 Организация и порядок избирательного процесса…………………….13

3.1 Нормативные основы выборов. типы избирательных систем……....13

3.1.1 Мажоритарная система……………………………………….……...13

3.1.2 Пропорциональная система…………………………………………14

3.1.3 Смешанные избирательные системы……………………………….16

3.2 Основные стадии избирательного процесса…………………………17

3.2.1 Подготовка выборов…………………………………………...……17

3.2.2 Выдвижение кандидатов…………………………………………….19

3.2.3 Агитационная кампания……………………………………...……..20

3.2.4 Голосование и подведение итогов выборов…………………..…..21

4 Референдумы ………………………………………………………...….23

Заключение ……………………………………………………...………...26

Список использованных источников……………...……………………..27

 

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Украины.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.