Культура звучащей речи – одна из важнейших задач обучения родному языку — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Культура звучащей речи – одна из важнейших задач обучения родному языку

2020-06-02 244
Культура звучащей речи – одна из важнейших задач обучения родному языку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горбушина Л. А.

Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с. С. 3-33.

В книге рассматривается выразительность устной речи как одна из важнейших задач обучения младших школьников русскому языку. В ней раскрываются содержание и формы работы по развитию выразительной устной речи по классам, приводятся примерные виды работ над выразительным чтением на уроках русского языка и чтения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех трех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом), и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его» понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь – это устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т. д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи – это прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. Интонационная выразительность требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Методика обучения выразительности речи и чтения и излагается в настоящем пособии. Во «Введении» раскрывается понятие об интонации, ее компонентах, а также дается краткая справка о разработке вопроса в методической литературе. В I части пособия освещаются психолого-педагогические, лингвистические и литературоведческие основы формирования умений и навыков, обеспечивающих выразительность речи и чтения у младших школьников. II часть включает общие методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи и чтения. В III части даются содержание и методика работы по классам. Здесь же приводятся примерные уроки и фрагменты уроков русского языка и чтения с включением основных требований программы по изучению интонации в I–III классах. Приводятся также возможные формы и методы текущего и периодического учета усвоения интонационной выразительности речи и чтения учащихся.

Если учитель пожелает глубже вникнуть в какой-либо вопрос предмета, он может воспользоваться списком литературы, который помещен в конце книги.

 

ВВЕДЕНИЕ

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в психологию речи, в целый ряд дисциплин по технике и выразительности речи. Понятие «интонация» трудно расчленить, потому что каждый из элементов (компонентов) интонации действует в совокупности с другими. Однако для удобства анализа о каждом из них можно говорить отдельно, хотя и на фоне всего явления. Каковы же основные компоненты интонации? В чем они проявляются?

Основные компоненты речевой интонации следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От фразового ударения следует отличать логическое ударение. В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению, самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении. Так, если мы хотим противопоставить одно слово другому, логическое ударение упадет на противопоставляемые слова, например; Дождик то переставал, то усиливал ся. Девочка была некрасивая, но симпатичная. Мне было грустнотебе весело и т. д.

В целях усиления эмоциональной выразительности отдельные слова, как и звуки в слове, могут выделяться длительностью звучания ударного звука, усилением голоса, повторением одного и того же слова, перестановкой на начало или конец, например; Поговори, поговори мне еще! Подумайте, вы только подумайте? Сегодня mpu-и-идцать градусов! Вы не слушаете? Мы будем ждать день, два, три, наконец! Подчеркнутые слова – это слова, притягивающие особое ударение – эмфатическое (от слова эмфаза – выделение какого-либо элемента высказывания указанными средствами). Эмфатическое ударение обозначается условно буквой [Э] перед словом.

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела. Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Вдруг слышит он [Мальчиш] на улице шаги, у окошкашорох. (А. Гайдар.)

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1

Важнейшими компонентами интонации является движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации. Это движение тона называется мелодикой речи. В одном и том же предложении мелодика речи может идти в восходящем, затем в нисходящем движении тона, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например:


Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре (показано на схеме выше). Мелодика может быть нисходящей, 1

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т, М., 1955, т 3, с. 112.

например:

 

Голос здесь понижается к концу предложения. Для других оборотов характерна восходящая мелодика:

Голос к концу предложения повышается, как показано в схеме. Мелодика предложения может быть монотонной с незначительными подъемами и падениями, например:

Особое внимание обращается на мелодику конца предложения. Для конечных фраз (или тактов) характерны два типа мелодики: произнося повествовательное предложение, мы понижаем тон в конце его; в конце вопросительного предложения мы наблюдаем то же явление; если в вопросительном предложении нет вопросительных местоимений и наречий, интонация вопроса достигается только мелодикой: тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос, например:

В середине предложения движение голоса по звукам разной высоты более разнообразно. Тон может резко повышаться на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном, например:

На выделяемых по смыслу словах тон повышается. На слове жара тон понижается, так как на этом слове заканчивается фраза.

Интонационным центром конечной фразы выступает ударный слог выделяемого слова. Неконечные фразы произносятся как законченные в смысловом отношении предложения, например:

 

Обе фразы одинаковы по мелодике, заметного интервала между ними нет. Но все же вторая половина фразы произносится в более низком регистре, т. е. с некоторым понижением голоса.

В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других1.

Но не одна мелодика создает выразительность вопроса, восклицания, перечислении и прочес. Здесь вводятся и другие компоненты, которые действуют в совокупности с мелодикой. Таким компонентом является темпо-ритм речи.

В произносимой речи нет четкого разделения на слова. Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Сигналом остановки, как мы видели, служит смысловая законченность фразы или предложения. Группировка слов по звеньям поможет восприятию высказывания на слух, придавая фразе или предложению произносительную (фонологическую) цельность, законченность. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы). Предложение отделяется паузой. Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно. В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она, по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую, наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

При чтении мы добиваемся, чтобы темп произнесения текста соответствовал его содержанию. Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Наблюдается как бы своеобразная «игра темпа». Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания (чтения), ясное представление характера событий и людей, о которых идет речь, а также предполагаемые реакции слушателей.

Темп речи зависит и от длительности пауз. Скорость и паузы связаны между собою органически. Пауза как бы дает время понять, почувствовать сказанное, заставляет ожидать, что будет дальше.

Для иллюстрации значения и роли темпа приведем пример, используя отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» («Родная речь», II кл., с. 42).

1 Подробнее об этом можно посмотреть в кн.: Галкина-Федорук Е. М. и др.Современный русский язык. Синтаксис. М., 1958 '

11


После неудачной охоты на зайцев старик Акинтич уселся отдохнуть и увидел, как Лиса ползла к полынье. Стариковские глаза видели плохо и не замечали, что Лиса подбирается к Серой Шейке. Средний темп
– Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Ускоряя
Старичок долго прицеливался... [П] Наконец грянул выстрел. || Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, | а когда добежал до полыньи, то | только развел руками,– воротника | как не бывало, | а в полынье | плавала одна перепуганная Серая Шейка. || Медленно Ускоряя Замедляя Средний темп
[П] – Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками.– В первый раз вижу, как Лиса в Утку обратилась. Ну и хитёр зверь. [П] Медленно Ускоряя  
– Дедушка, | Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка. Средний темп
– Убежала? || Вот тебе, старуха, и воротник к шубе. Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... || А ты, глупая, зачем тут плаваешь? Медленно Ускоряя
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено... Средний темп
– Ах, глупая, глупая... | Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! | Да... || Медленно Ускоряя
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил: Средний темп
– А мы вот что с тобой сделаем: | я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? || Быстро
Вот то-то, глупая, || Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил ее за пазуху. Медленно Средний темп
– А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником еще погуляет в лесу, Главное: внучки вот как обрадуются... || Медленно Средний темп
Зайцы все это в_и_д_е_л_и и весело смеялись. Ничего, | старуха и без шубы | на печке | не замерзнет! Замедляя

Невозможно с точностью подсчитать, сколько раз меняется темп речи при произнесении этого текста. Однако главные переходные моменты ускорения и замедления речи можно закрепить словесными пометками, чтобы показать, как от внутреннего содержания и изображаемых действий изменяется темп речи.

На полях текста отмечены заметные изменения в скорости чтения: средний темп, медленный, быстрый; паузы: длительные, в том числе психологические, обозначены ||, средние – |, короткие –. В соответствии со знаками препинания соблюдаются логические паузы.

Размышления старика, как надо застрелить Лису, подаются в среднем темпе. Темп ускоряется: старику приходит мысль о старухином недовольстве, если воротник окажется в дырьях. «Старичок долго прицеливался» – произносится медленно – психологическая пауза, наполненная ожиданием: выстрелит? попадет в цель? нет? После паузы – ускорение темпа: наконец (быстро) грянул (замедляя) выстрел (медленно). Пауза: что-то там произошло? Неуверенный ответ: сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось (быстро) по льду, и со всех ног кинулся к полынье (быстро). По дороге он два раза упал (быстро), а когда добежал до полыньи (замедляя), то (длительная пауза) только развел руками (медленно), – воротника (пауза) как не бывало (!), а в полынье (пауза) плавала одна перепуганная Серая Шейка (последние два слова произносятся замедленно). Психологическая пауза (перестройка): что бы это значило? Разгадка: Лиса в Утку обратилась.

Темп речи непрерывно меняется – в зависимости от содержания. В ответ на объяснение Серой Шейки, что Лиса убежала, старик удивляется: «Убежала?» (пауза: догадывается, что «промазал». Что же будет?). Разочарование (быстро про себя): «Вот тебе, старуха, и воротник к шубе». Озадачен: «Что же я теперь буду делать, а?» – темп ускоряется. Примирился с положением: «Ну и грех вышел...» (замедляет речь). Замечает, наконец, Серую Шейку: «А ты, глупая, зачем тут плаваешь?» – темп ускоряется: старичок активно требует ответа. В конце обычно темп замедляется: «Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет!» Здесь почти каждому слову придается значение. Отсюда обилие пауз – ведь паузы выдвигают ключевые слова, делают их заметнее в потоке речи.

В темпе, как и во всех компонентах интонации» все определяется целью и содержанием высказывания, его подтекстом.

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи. К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом. «Буквы, слоги и слова, – пишет К. С. Станиславский, – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной»1. Призывая к соблюдению ритма в речи, К. С. Станиславский советует: «Образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения.– Л. Г.), типичные для переживаемых чувств, страсти и для создаваемого образа»2.

1 Станиславский К. С.Собр. соч. в 8-ми т. М., 1955. т. 3. с. 172.

2 Там же, с. 174.

14

 

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении. Возьмем четверостишие Я. Смелякова:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи: в 1-й и 3-й строках по 3 ударных и по 6 безударных слогов, во 2-й и 4-й – по 3 ударных и 5 безударных; несхожие по количеству безударных слогов соседние строки 1-я и 2-я, 3-я и 4-я создают впечатление соразмерности благодаря одинаковому количеству ударных слогов: это объединяет четверостишие, но в то же время ослабляет впечатление однообразия. Несмотря на различное количество слогов в стопе, стихотворение отличается мерностью речи и в сочетании с идейно-образным содержанием создает ритм медлительно-торжественного движения.

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы, положенной в основу строения, общей схемы стиха, например: классические размеры двусложной стопы – хорей (– ^) с ударением на первом слоге, ямб (^ –) с ударением на втором слоге; или: строение трехсложной стоны – дактиль (– ^ ^) с ударением на первом слоге, амфибрахий (^ – ^) с ударением на втором слоге, анапест (^^–) – на третьем и другие размеры.

 

Нарушение ритма при чтении стихотворения разрушает структуру стиха, так как содержание, звуковая инструментовка, синтаксис, а следовательно, и интонация представляют собой художественное единство

Свой ритм имеет и проза. Примером ритмической прозы являются «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, «Песня о Буревестнике» М. Горького и многие другие. Ритмическая проза также вошла в круг детского чтения. Это сказки К. Ушинского «Весна идет», «Проказы старухи-зимы»; серия рассказов С. Баруздина «Шел по улице солдат»; рассказы А. Гайдара «О Военной Тайне...», «Горячий камень»; известная сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик»; миниатюры М. Пришвина; произведения А. Кассиля «Памятник советскому солдату», «Твои защитники» и другие. Такой строгой ритмизации, как в стихах, в этих произведениях нет, но известная повторяемость элементов замечается.

Каждому человеку присущи свои особенности звучания речи. Они связаны с устройством и работой его речевого аппарата, особенностями звуков его голоса. По голосу человека можно узнать, даже слушая его по телефону. Эта специфика – эмоциональная окраска речи – и есть тембр. В зависимости от состояния говорящего тембр может меняться, отклоняться от обычного. Эти отклонения, обусловленные эмоциями, и являются выразительным средством речи. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы, – обо всем этом расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, – снова прежде всего тембр об этом доведет «до сведения» вашего собеседника»1. ( Блинов И. Я.Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946, с. 153.)

 

Тембр – хотя и очень важная, но все же дополнительная окраска речи, обогащающая мелодику; она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительского средства сделать речь более выразительной (экспрессивной).

Привести пример тембральной окраски путем описания очень трудно. Здесь могла бы помочь запись на пленку исполнения произведения. Слушание чтеца или рассказчика и последующий анализ его исполнения обостряют внимание к тем или иным качествам звучащей речи, в данном случае к тембру как выразительному средству речи и чтения.

Очень важно отметить, что интонация скрыта и в письменной речи. «Конечно, текст не ноты, в которых прямо указаны высота тона, длительность и часто сила звука, Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не соотнесено к тому же самому слову живой разговорной речи... Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста», (Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся... – Известия АПН РСФСР. М, 1956, вып. 78, с. 148–149)

Мы видим, что речевая интонация – понятие комплексное, весьма сложное. В лингвистической литературе оно фигурирует и под другими названиями, просодия, ритмо-мелодика, фонология предложения и другие. В теоретическом плане многие вопросы интонации еще не разработаны. Но то, что сделано психолингвистами и литературоведами, как нам кажется, достаточно, чтобы начать осуществление программы развития такого качества, как интонационная выразительность звучащей речи и чтения.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста. Эти знаки помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, записать ихназвания, выделить главное в тексте и т. д.

Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения и подготовленной устной речи. Она нужна при подготовке учителя к чтению и рассказыванию, при объяснении многих понятий и явлений устной речи детям.

Вот некоторые из них, которые используются в пособии при разметке текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ' над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

6. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки. [,]?

7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.

 

16

 


 

 

Заметки учителя при подготовке текста

Основная тема отрывка – красота осеннего леса. На первом плане – неожиданная встреча с малышом – грибником. Сцена встречи – это подготовка к удивительным для малыша событиям: автор познакомит мальчика со своим грибным «заповедником», поможет собрать белые грибы. Но «тайна», как угадать, где растут желанные белые, так и останется нераскрытой. Малыш посчитает встретившегося ему человека волшебником.

Подтекст для читателя (слушателя) открытый. Тембр – заинтриговывающий, обещающий что-то интересное...

 

Горбушина Л. А.

Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с. С. 3-33.

В книге рассматривается выразительность устной речи как одна из важнейших задач обучения младших школьников русскому языку. В ней раскрываются содержание и формы работы по развитию выразительной устной речи по классам, приводятся примерные виды работ над выразительным чтением на уроках русского языка и чтения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех трех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом), и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его» понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь – это устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т. д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи – это прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. Интонационная выразительность требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Методика обучения выразительности речи и чтения и излагается в настоящем пособии. Во «Введении» раскрывается понятие об интонации, ее компонентах, а также дается краткая справка о разработке вопроса в методической литературе. В I части пособия освещаются психолого-педагогические, лингвистические и литературоведческие основы формирования умений и навыков, обеспечивающих выразительность речи и чтения у младших школьников. II часть включает общие методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи и чтения. В III части даются содержание и методика работы по классам. Здесь же приводятся примерные уроки и фрагменты уроков русского языка и чтения с включением основных требований программы по изучению интонации в I–III классах. Приводятся также возможные формы и методы текущего и периодического учета усвоения интонационной выразительности речи и чтения учащихся.

Если учитель пожелает глубже вникнуть в какой-либо вопрос предмета, он может воспользоваться списком литературы, который помещен в конце книги.

 

ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Развитие интонационной выразительности речи и чтения долгое время недооценивалось учителями начальных классов. И это не потому, что детям недоступно представление об интонации. Как раз интонация раньше всего усваивается детьми вместе с речью. Но наша система обучения языку слишком долго оставляла вне поля зрения культуру звуковой стороны речи. Интонационная выразительность речи и чтения не привлекала внимания учителя, так как орфография и исправление ошибок невольно поглощали почти все учебное время. Господствовало мнение, что если уделяется внимание письменной речи, то устная речь развивается «сама собой». Несомненно, связь между той и другой формой речи имеется, и письменная речь оказывает влияние на устную. Но, как известно, структура звучащей речи (не только разговорной, но и монологической) иная, отличная от письменной, фиксированной. И подход к обучению этим двум разновидностям речи должен быть различным.

Действующие программы по русскому языку для начальных классов выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной речи школьников. Так, в объяснительной записке к программе по русскому языку для начальных классов настойчиво проводится мысль о ведущей роли развития устной речи: «...Умения в области письменной речи должны вырабатываться на основе развития устной речи» (с. 16). «Должно быть также обращено серьезное внимание на составление планов устных и письменных высказываний детей, на их умение говорить и писать по составленному плану» (с. 17). В программе неоднократно упоминается о развитии умения воспринимать речь на слух, слушать рассказывание или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и при передаче содержания прочитанного и рассказывании. При этом обязательным качеством чтения и речи программа считает выразительность. Уделяется большое внимание и звуковой стороне речи- «Учитель проводит упражнения по развитию речевого слуха,– подчеркивает объяснительная записка,– вырабатывает у учащихся ясное, достаточно громкое, правильное литературное произношение слов; обращает внимание на правильную интонацию» (с. 4). С первых шагов пребывания в школе дети учатся «отвечать на вопросы, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений.., учатся выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки» (с. 4).

Не сразу звучащая речь приобрела такое значение в школе, какое она имеет сейчас. Было время, когда считалось, что выразительно говорить должны только актеры, ораторы, т. е. те, кто должен выступать публично. Но уже в XIX веке перед школой ставились вопросы выразительности «живой» речи.

Интонационной стороной речи с середины XIX века начинают интересоваться лингвисты. Они исследуют речь с ее звуковой, стороны. Ими разрабатываются теоретические вопросы, связанные с интонацией. В частности, все больше укрепляется взгляд на интонацию как необходимое грамматическое средство оформления предложения (А. М. Пешковский, А. А. Шахматов).

Далее появляются работы, рассматривающие выразительное чтение как особое искусство (Д. Коровяков. «Искусство выразительного чтения», Э. Озаровский. «Музыка живого слова», В. К. Сережников. «Мастерство чтеца», Г. В. Артоболевский. «Очерки по художественному чтению» и другие). В этих пособиях разрабатываются приемы произнесения текста перед аудиторией. Они вносят свой вклад в методику обучения языку. В чтении (рассказывании) побеждает реалистическая манера произнесения текста, простая и естественная. Эта манера окончательно устанавливается с появлением книги К. С. Станиславского «Работа актера над собой».

Уже в дореволюционной методике высказывалась мысль, что выразительное чтение посильно для всех школьников, начиная с младшего возраста. После Октября 1917 года «звучащая литература» проникла в Дома культуры, клубы, концертные залы, лектории. Искусство


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.