Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-06-02 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Э-19. Русский язык от 14.05.20. Сдать 17.05.20.
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Цели: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
Задачи:
Образовательные: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
Ход урока.
Сегодня мы…
Поговорим об отношениях между частями бессоюзных сложных предложений.
Выясним, насколько разнообразны отношения в бессоюзных предложениях.
Поймём, когда в бессоюзных предложениях ставится двоеточие или тире.
Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором части связаны только по смыслу и интонационно.
По значению бессоюзные сложные предложения (БСП) делятся на:
• БСП со значением перечисления:
Игорь сочиняет стихи, Марина рисует, Олеся подписывает открытку.
• БСП со значением противопоставления:
Блеснёт ли света луч – ручьём он слёзы точит. (А. Жемчужников).
• БСП со значением причины:
Дорога перекрыта: ведутся ремонтные работы.
• БСП со значением пояснения, разъяснения:
Печален я: со мною друга нет. (А. Пушкин).
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь (А. Пушкин).
• БСП со значением времени, условия:
Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (М. Пришвин).
Поработаешь до поту – поешь в охоту.
• БСП со значением следствия:
Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов).
• БСП со значением сравнения:
Берёза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов).
Предположим, что нам нужно соединить части предложения.
|
Подул ветер. В воздух взлетели листья.
Из этих двух предложений мы можем сделать такое:
Подул ветер, и в воздух взлетели листья.
Здесь мы воспользовались интонацией, прибавили к ней сочинительный союз. И у нас получилось сложносочинённое предложение.
Но есть и другой вариант соединения этих частей.
Подул ветер, так что в воздух взлетели листья.
Теперь мы прибавили к интонации подчинительный союз, и у нас получилось сложноподчинённое предложение.
Но так ли нам нужны союзы вообще? Иногда мы можем их выбросить.
Подул ветер, в воздух взлетели листья. Тут части предложения связаны только по смыслу и интонационно. И как мы назовём этот вариант?
Конечно, перед нами бессоюзное сложное предложение – предложение, в котором части связаны только при помощи интонации.
Но в таком случае возникает вопрос: можно ли только при помощи интонации выразить всё многообразие значений?
Может быть, интонацией можно выразить всё, и нам вообще не нужны сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
Сначала попробуем сравнить сложносочинённые предложения с бессоюзными сложными предложениями.
Мы решили пойти в кино, и нам захотелось посмотреть комедию. Это сложносочинённое предложение: в нём мы перечисляем действия при помощи союза и.
Но эти же отношения можно выразить и без союза.
Мы решили пойти в кино, нам захотелось посмотреть комедию.
Второе предложение.
Василиса хочет увидеть драму, а Борису нравятся боевики.
Теперь в сложносочинённом предложении мы противопоставляем две части при помощи союза а.
Но мы можем выразить такие отношения и без союза!
Василиса хочет увидеть драму – Борису нравятся боевики.
Третье предложение.
Мы будем смотреть комедию, или я никуда не пойду!
Между двумя частями предложения требуется сделать выбор – это обозначается союзом или.
И… вот это как раз невозможно передать без союза! Он тут слишком важен.
Теперь мы будем сравнивать сложноподчинённые предложения с бессоюзными.
|
Когда будете готовы, позвоните нам.
При помощи союза когда в сложноподчинённом предложении мы передаём отношения времени.
Но это легко сделать и без союза!
Будете готовы – позвоните нам.
Немного изменим предложение:
Если будете готовы, позвоните нам.
Мы изменили только союз, но теперь между частями возникли отношения условия.
Ох, какое низкое коварство! Ведь бессоюзное предложение остаётся всё таким же:
Будете готовы – позвоните нам.
Получается, что одно бессоюзное предложение соответствует двум сложноподчинённым. И, конечно, проигрывает им по разнообразию значений.
Мы не можем начать работу, потому что нет нашего начальника.
В этом предложении между частями возникают отношения причины.
Но мы можем заменить союз потому что двоеточием.
Мы не можем начать работу: нет нашего начальника.
Оба предложения получают ещё по одному баллу, ведь они выражают одинаковые отношения.
Никто не знает, где обитает это редкое животное.
У нас здесь сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Да ещё и присоединяется при помощи союзного слова где. И это уже не выразить только при помощи интонации!
Сложноподчинённое предложение выигрывает у бессоюзного – союзы дают более широкие возможности.
Так что же мы можем сказать об отношениях между частями в бессоюзных сложных предложениях?
ТЕСТ
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Отметка «5» ставится, если студент:
Обстоятельно, с достаточной полнотой безошибочно выполнил все задания и тест, грамотно написал эссе, показывая связанность и последовательность в изложении;
Отметка «4» ставится, если студент:
Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент:
Эссе написано недостаточно связно и последовательно; допускает неточности в тесте; делает частичные ошибки в заданиях;
Отметка «2» ставится, если студент:
В эссе допускает ошибки, искажающие смысл; не выполнил задания и тест или выполнил с грубейшими ошибками.
Э-19. Русский язык от 14.05.20. Сдать 17.05.20.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!