Мальтийский орден или орден госпитальеров — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Мальтийский орден или орден госпитальеров

2020-06-02 243
Мальтийский орден или орден госпитальеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении своей долгой истории Мальтийский орден менял местонахождение, и рыцари часто назывались по географическому признаку (рыцари Кипра, рыцари Родоса), оставаясь всегда и «рыцарями-иоаннитами», «рыцарями-госпитальерами» или «орденом Святого Иоанна Иерусалимского». [4] Имя основателя ордена остается загадкой и по сей день. Иоанниты, обозначавшиеся в статусах как «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского», ведут свое происхождение от госпиталя, основанного под Иерусалимом купцом Панталеоном Мауро из Амальфи примерно в 1070 г.[5] В 1099 г. иерусалимским госпиталем св. Иоанна и зданиями ита­льянских купцов из Амальфи управлял провинциал Жерар де Торн из Прованса. Он сумел получить у Папы Пасхалия II в 1113 г. орденские правила, которые по сути дела являлись инструкцией по работе гос­питаля и его персонала. Примерно в 1136 г. новый руководитель орде­на Раймонд де Пюи ввел в него группу рыцарей. После принятия ор­денских обетов они должны были защищать от неверных госпитали и хосписы. Примерно в 1150 г. братство рыцарей-госпитальеров прак­тически превращается в военную организацию. Изменяется его ста­тус (в первом десятилетии XIII в.), а также название - с Госпиталье­ров на Орден святого Иоанна (сегодня Суверенный Орден Мальтий­ских рыцарей), а медицинско-благотворительная деятельность отсту­пает на второй план. О том, что это было нарушением желания па­пской курии свидетельствует письмо Папы Александра III Великому Магистру (ок. 1180), в котором он приказывает ордену отложить меч и вернуться к первоначальной заботе о больных и пилигримах.

Правила и устав иоаннитов в конечном счете утвердил Папа Александр IV в 1259 г. Великий Магистр пожизненно выбирался главными рыцарями (окончательно его кандидатуру утверждал Па­па). Среди рыцарей было множество могущественных из самых больших европейских семей, главным образом - итальянских. Свя­щенники исполняли типично религиозные услуги. В отличие от тамплиеров, у иоаннитов количество священников было гораздо большим из-за того, что они осуществляли медицинскую деятель­ность. Братья-послушники могли быть или солдатами (оруженосца­ми рыцарей, что открывало им возможность получения рыцарского звания) или работать в госпитале ордена. Члены ордена давали обе­ты бедности, чистоты и послушания. Они принимали также обет ры­царской чести.

Одежда членов ордена состояла из черной рясы и плаща такого же цвета, где на левом плече и левой части груди был нашит характер­ный восьмигранный крест белого цвета. В сражениях рыцари наде­вали на доспехи красную тунику с белым орденским крестом, кото­рый сейчас называется мальтийским крестом. С XVI в. введена орден­ская награда в форме мальтийского креста.

 

 

Рис. Восьмиконечный мальтийский крест

Помимо сражений, основной формой деятельности ордена была за­бота о больных. Она, однако, была очень специфична. Она объединялась с исследовательской деятельностью. В своих больницах они тестировали новые лекарства. Для изучения человеческого тела они создавали анато­мические театры. Уже в XIII в. иоаннитами были созданы медицинские школы, при которых открылись кафедры анатомии. Каждый четверг ме­дики ордена должны были участвовать в ее работе. Иоаннитам приписы­вается создание первых школ: хирургии, фармакологии, математики, морского дела. Они первыми стали обращать внимание на связь между соблюдением правил гигиены и распространением заразных болезней. Иоанниты получили право инспектировать бойни, пекарни и другие про­довольственные объекты и закрывать их в том случае, если там не соблю­дались гигиенические нормы. Помимо медицинской деятельности иоан­ниты развивали на Востоке торговлю, садоводство, строили порты, раз­бивали виноградники и даже добывали соль из морской воды. Сущест­венным элементом деятельности ордена были морские перевозки (вклю­чая и пиратство), в которых иоанниты оказались большими мастерами. Вместе с тамплиерами они занимались перевозкой через море паломни­ков и крестоносцев. Огромные суда ордена, вооруженные метательными машинами и хорошо оснащенные, обеспечивали безопасное от пиратов путешествие.

Иоанниты не были единственным госпитальным монашеским орде­ном. Не меньшую по своей значимости роль играли в этом вопросе и крестоносцы.

 

Орден крестоносцев

Название братства странноприимцев «тевтонов» постоянно менялись: «немецкие ордена», «господа немецкого дома», «куцеферы», «кавалеры Святой мари», «крестоносцы».[6]

Немецкий орден третий по времени основания, известности и могуществу духовно – рыцарский католический орден, был основан в 1128г. небольшим кружком богатых немцев для оказания материальной помощи больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями святой Марии Тевтонской или «немецкий госпиталь Святой Марии».

Его основателями были крестоносцы северогерманских городов, избравшие своей главой некого Зигебранда, о котором ничего неизвестно, кроме имени. Первоначально орден представлял собой братство госпитальеров, наподобие братства иоаннитов. Он содержал госпиталь, размещавшийся на борту старого корабля, а после взятия города крестоносцами – странноприимный дом, где нуждающийся в помощи всякого рода крестоносцы и просто паломники получали бесплатно пищу, кров и медицинскую помощь.

Знамя же Тевтонского ордена — белая хоругвь с черным крестом (первоначально же — просто белое полотнище безо всяких изображений — в знак чистоты веры и помыслов собравшихся под ним рыцарей-монахов).

Форма «тевтонского» креста на протяжении истории ордена несколько раз менялась, пока не приняла характерную «лапчатую» форму с расширяющимися концами, подобно кресту храмовников-тамплиеров. Заимствования из тамплиерского устава, добавленные к первоначальным иоаннитским статутам, а в особенности — белый плащ с «тамплиерским» крестом привели Тевтонский орден к конфликту с храмовниками.

 

Рис. Традиционный символ ордена чёрный крест (Schwarzes Kreuz).

 

 

О более позднем периоде истории ордена - XII и XIII в. - нам изве­стно гораздо больше. После капитуляции Аккры (1191) братство взя­ло на себя обязанность заботы о больных в городе и ведением дел в доме для немецких паломников. В этом году, благодаря поддержке принца Фридриха Прусского, немецкий госпитальный орден получил благословение Папы Римского Климента III и стал самостоятельным религиозно-благодетельным сообществом. Достаточно быстро оно по­лучило поддержку и вызвало заинтересованность не только со сторо­ны Папы, но и прежде всего со стороны немецких правителей во гла­ве с Генрихом VI. Он со своей стороны пожертвовал ордену имение в Италии. Его примеру последовали и другие. Монастырское имущест­во было освобождено от каких-либо податей. Папа Целестин III пре­доставляя привилегии крестоносцам (22.12.1196) закончил процесс преобразования их в рыцарский орден.

 

В нем царила суровая дисциплина. Рыцари ордена без разреше­ния настоятеля не могли даже писать и высылать личных писем (эти права имели только служащие ордена, имеющие печати). Получен­ные письма можно было прочесть только при согласии и в присутст­вии настоятеля. К принятию присяги ордену не допускалась моло­дежь младше 14 лет. Юношей можно было принять, не на правах чле­нов ордена, а только как воспитанников. Вначале в рыцари ордена могла быть принята особа не имеющая дворянского происхождения. Однако достаточно быстро эта практика была исключена.

Исключительной чертой Ордена Крестоносцев была его тесная взаимосвязь с императором.

В 1197 г. скончался Иерусалимский король Генрих VII, планиро­вавший следующий крестовый поход. Королем Иерусалима был из­бран Амори II, король Кипра. Результатом этих событий, повлекших за собой ожесточенную внутреннюю борьбу, стало возвращение кре­стоносцев в Европу.

Вывод по 1 главе

Первые рыцарские ордена - три наиболее известных ордена Святой Земли возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась реальностью.

Дух крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство, которое является лучшим выражением настроения и интересов эпохи, когда христианство вынуждено было силою оружия отражать вооруженную пропаганду ислама.

Мальтийский орден постепенно превратился в независимую державу, располагавшую 10 тыс. рыцарей. Морская академия на Мальте была лучшей в мире. Сыновья многих правителей проходили там курс обучения. Европейские монархи получали оттуда капитанов и адмиралов. Так, по просьбе Екатерины II русский военно-морской флот был укомплектован мальтийскими рыцарями. Орден учреждал публичные школы и построил знаменитый Мальтийский колледж, который затем получил статус университета. Госпитальеры построили также публичную библиотеку, которая была одной из крупнейших в Европе.

Рыцарский орден поощрял занятия искусством, музыкой, наукой. На Мальте орден построил самые оснащенные для того времени госпитали, выступал первопроходцем в лечении душевнобольных, в изучении анатомии, применил впервые изоляцию инфекционных больных. По традиции пациенты госпитальеров получали намного лучшую пищу, чем обслуживающие их хозяева. Только когда член ордена сам заболевал или ослабевал телесно, магистр разрешал ему получать ту же пищу, что и пациенты госпиталя.

Более двух столетий корабли ордена патрулировали Средиземноморье как морские конвои, защищая от турецких корсар. Орден построил множество госпиталей на материке и выполнял свою человеколюбивую миссию, помогая всем слабым и бедным. Рыцари-иоанниты сражались против турок в многочисленных европейских войнах XVIII—XIX вв.

История тамплиеров длилась почти два столетия, она относится к золотому веку феодализма, эпохе крестовых походов и Соборов, — оба этих начала нашли выражение в духовно-рыцарских орденах. Устав ордена Храмовников, до сих нор малоизвестный, остается одним из наиболее достойных внимания документов, который дошел до нашего времени от той эпохи; устав учит братьев ордена вести жизнь суровую и трудную, но беспрестанно соотноситься с разумными предписаниями, благопристойностью и вежеством. Путь, начертанный орденом, держится на равном расстоянии и от рыцарской пышности, и от иноческой бедности; он не допустил образования наемничества, ни отшельничества, еще меньше — мистики, но собрал «мужей добрых и рассудительных», призванных служить христианскому народу.

Гуго де Пейн и его товарищи воплотили облик монаха-рыцаря; их преемники создали стиль жизни, некое фундаментальное качество которого обнаруживается и сегодня в уцелевшем наследии ордена Храма, в его сдержанной и элегантной архитектуре, в восхитительных манускриптах тамплиеров, письменных свидетельствах собственного образа мыслей и действий.

Тевтонский орден существует и в настоящее время как Немецкий орден. Эта организация была связана с неонацистскими, реваншистскими и крайне правыми группировками, «черным Интернационалом»- международным объединением фашиствующих сил. Для всех групп членов Тевтонского ордена- братьев, клириков и прихожан, сестер и фамильяров, главными задачами являются забота о спасении душ, благотворительность и наука. Выполнение этих задач предусмотрены не только уставами ордена, принятыми в 60-е г. и 70-е г.г. нашего столетия, но и правилами тевтонцев, обязательными для выполнения еще с середины XIII в.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.