Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-06-02 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ахматова
Всего прочнее на земле — печаль,
И долговечней — царственное слово...
. А. Ахматова
В 1962 году Анна Андреевна Ахматова напишет:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
Современники, зная, как тяжело сложилась ее чело веческая судьба, все же рискнули назвать жизнь Ахма товой счастливой. Выросшая из «серебряного века» русской поэзии, она сама стала целой эпохой — но молчаливой, вечно вслушивающейся в события и души; это было в ее характере — слушать. И не ее вина, что советская эпоха трещала, как трещотка...
Она не любила слово «поэтесса», по сути всегда была Поэтом — именно поэтов так любила Россия, что в этой любви безжалостно калечила их судьбы.
Она слышала звуки из глубины — от самой основы, из-под корней. Вокруг было много шума — когда-то акмеизм, потом лефовцы, рапповцы; когда время слов кончилось, пришел шелест чекистских бумаг, перемежающийся с выстрелами и страхом; после войны — шум-травля из самых высоких инстанций; наконец, она застала шум капели — в хрущевской оттепели...
Вокруг нее было много людей — но чувство одиноче ства никогда ее не оставляло; бесприютность ходила за ней по пятам; и — ни одной жалобы на жизнь; она была горда и царственна — а царям не пристало плакаться в жилетку; не случайно же в одном из первых стихо творений пообещала своему царскосельскому двойнику- статуе — «Я тоже мраморною стану...»
Стала и... не стала...
Город муз
Как-то, во время войны, когда Ахматова находилась в Ташкенте, один старый узбек, носивший ей молоко, при виде ее молитвенно складывал руки, а однажды взял со стола зеркало, приблизил его к лицу Анны Андреевны, а потом поцеловал.
|
— Он, очевидно, предполагал, что я принадлежу к потомкам хана Ахмата, последнего хана Большой Орды... /1,597/
Впрочем, она никого и не разуверяла — Ахмат так Ахмат. Нашла даже в подтверждение страницы Карамзи на, где рассказывалось, как этого самого Ахмата ночью зарезал в шатре подкупленный русский убийца,..
Это была линия матери — Инны Эразмовны. Но свой псевдоним, идущий от бабушки, Анна Андреевна выбра ла благодаря отцу, Андрею Антоновичу Горенко, считав-щему недостойным, дворянскому ребенку писать стихи. «Папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами моего име ни».— «И не надо мне твоего имени»,— сказала я...»
Так и стала — Ахматовой.
Семейная хроники ее скупа и немногословна, как и ее единственная автобиография «Коротко о себе», написанная в 1965 году.
«Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я и прожила до шестнадцати лет».
«Отечество нам — Царское Село»,— писал любимый ею Пушкин, которого она зйала наизусть; не случайно же гордилась двумя вещами: тем, что ей удалось застать «краешек того столетия, где был Пушкин», и тем, что она жила там, где жил Пушкин. Много позднее Ахматову назовут и «царскосельской музой» и, в шутку, «поэтом царскосельского значения».
Теперь, к началу 1930-х годов, судьба распорядилась назвать его «третьим мужем» Анны Ахматовой.
Современники вспоминали, что в это время «они про изводили впечатление очень нежной влюбленной пары, почти как молодожены. Ахматова даже казалась более влюбленной, чем Пунин». Встретившая их как-то в Летнем саду Е. Гальперина рассказывала: «К нам приближалась женщина* улыбка которой, сияние глаз были полны радостью бытия. «Да, я счастлива,— читалось на ее лице,— счастлива вполне». Пунин был тоже в прекрасном настроении, но в его повадке сквозило самодовольство. Весь его вид, казалось, говорил: «Это я сумел сделать ее счастливой» /1, 237—238/.
|
Он прозвал ее Акумой — нечистой силой — и это про звище так и закрепилось среди домашних. Вот домашние Лунина и напоминали ей о «ложности» ее положения. Вместе с «молодыми» в Фонтанном доме жили бывшая жена Лунина Анна Евгеньевна и его дочь Ирина. Когда
t
по вечерам приходили гости, все пили чай, обе Анны си дели за столом вместе — «со стороны казалось, что они дружны между собой»...
Теперь Ахматова стала «пуганой» —так Надежда Мандельштам называла тех, кого коснулась рука НКВД.
У нее были основания так делить людей — ее муж и «наш лучший поэт» Осип Мандельштам был арестован и погиб в лагерях.
В пустоте — не писалось.
Иногда Ахматова бывала в Старках, что недалеко от Коломны, на даче у Шервинских; Старками помечены многие фотографии Ахматовой, сделанные Л. Горнун-гом — то за столом на улице среди зелени, то на траве, то на лавочке возле дощатого забора. ••
С. Шервинский запомнил много мелочей быта — хотя не такие уж и мелочи. «Ахматова никогда не гово- f рила о своем помещении. Вообще она была неприхотлива — сказалась многолетняя привычка гнездиться на случайных ветках... Она была чрезвычайно скромна, ничего не требовала и умела вливаться в быт».
Ахматова
Всего прочнее на земле — печаль,
И долговечней — царственное слово...
. А. Ахматова
В 1962 году Анна Андреевна Ахматова напишет:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
Современники, зная, как тяжело сложилась ее чело веческая судьба, все же рискнули назвать жизнь Ахма товой счастливой. Выросшая из «серебряного века» русской поэзии, она сама стала целой эпохой — но молчаливой, вечно вслушивающейся в события и души; это было в ее характере — слушать. И не ее вина, что советская эпоха трещала, как трещотка...
Она не любила слово «поэтесса», по сути всегда была Поэтом — именно поэтов так любила Россия, что в этой любви безжалостно калечила их судьбы.
Она слышала звуки из глубины — от самой основы, из-под корней. Вокруг было много шума — когда-то акмеизм, потом лефовцы, рапповцы; когда время слов кончилось, пришел шелест чекистских бумаг, перемежающийся с выстрелами и страхом; после войны — шум-травля из самых высоких инстанций; наконец, она застала шум капели — в хрущевской оттепели...
|
Вокруг нее было много людей — но чувство одиноче ства никогда ее не оставляло; бесприютность ходила за ней по пятам; и — ни одной жалобы на жизнь; она была горда и царственна — а царям не пристало плакаться в жилетку; не случайно же в одном из первых стихо творений пообещала своему царскосельскому двойнику- статуе — «Я тоже мраморною стану...»
Стала и... не стала...
Город муз
Как-то, во время войны, когда Ахматова находилась в Ташкенте, один старый узбек, носивший ей молоко, при виде ее молитвенно складывал руки, а однажды взял со стола зеркало, приблизил его к лицу Анны Андреевны, а потом поцеловал.
— Он, очевидно, предполагал, что я принадлежу к потомкам хана Ахмата, последнего хана Большой Орды... /1,597/
Впрочем, она никого и не разуверяла — Ахмат так Ахмат. Нашла даже в подтверждение страницы Карамзи на, где рассказывалось, как этого самого Ахмата ночью зарезал в шатре подкупленный русский убийца,..
Это была линия матери — Инны Эразмовны. Но свой псевдоним, идущий от бабушки, Анна Андреевна выбра ла благодаря отцу, Андрею Антоновичу Горенко, считав-щему недостойным, дворянскому ребенку писать стихи. «Папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами моего име ни».— «И не надо мне твоего имени»,— сказала я...»
Так и стала — Ахматовой.
Семейная хроники ее скупа и немногословна, как и ее единственная автобиография «Коротко о себе», написанная в 1965 году.
«Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я и прожила до шестнадцати лет».
«Отечество нам — Царское Село»,— писал любимый ею Пушкин, которого она зйала наизусть; не случайно же гордилась двумя вещами: тем, что ей удалось застать «краешек того столетия, где был Пушкин», и тем, что она жила там, где жил Пушкин. Много позднее Ахматову назовут и «царскосельской музой» и, в шутку, «поэтом царскосельского значения».
В биографии писала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, вы-
|
S
||
гон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали ма ленькие пестрые лошадки, старый вокзал...»
Рассказывала, что читать выучилась по «Азбуке» Л. Толстого, лет в пять стала говорить по-французски — слушала, как учительница занималась со старшими деть ми; мама читала ей наизусть Некрасова и Державина. Дет ство как детство — обычное для дворянских детей рубежа веков. Да и сама Аня, как вспоминает о ней ее лучшая подруга Валерия Срезневская, была ничем не примечательной, худенькой, стриженой девочкой, «довольно тихенькой и замкнутой». Впрочем, безобидной ее тоже не назовешь. Уже с детства была непокорной и свободолюбивой; родители считали, что она может наделать много хлопот. Так и было: то уйдет из дома надолго, никому ничего не сказав, то вскарабкается на крышу, чтобы «поговорить с луной», то уплывет далеко в море.
С морем она тоже подружилась с детства, и оно ста ло ее стихией. «Она была неутомимой наядой в воде и плавала как рыба» /1, 5—12/. Семья каждое лето уезжала в Крым, и, к ужасу родителей, Аня стала южной ди каркой. Кстати, сама рассказывала потом: «Вы и пред ставить себе не можете, каким чудовищем я была в те годы. Вы знаете, в каком виде барышни ездили в то вре мя на пляж? Корсет, сверху лиф, две юбки, одна из них крахмальная, и шелковое платье. Разоблачится в купальне, наденет такой же нелепый и плотный купальный кос тюм, резиновые туфельки, особую шапочку, войдет в воду, плеснет на себя — и назад. И тут появлялось чудовище — я, в платье на голом теле, босая. Я прыгала в море и уплы вала часа на два. Возвращаясь, надевала платье и, кудла тая, мокрая, бежала домой» /1, 56/. Бывало, уплывет на лодке с мальчишками далеко от берега, поссорится — и за борт; они даже не глядят в ее сторону — обычное дело: выплывет...
В Царском Селе спокойнее; да и образ жизни, как пишет Срезневская, был замкнутым. «Все интересы отцов были связаны с Петербургом, матери — многодетные, обремененные хлопотами о детях и хозяйстве. Дворянского приволья уже не было нигде и в помине. Жизнь дорогая. Отсюда не всегда ровная атмосфера в доме; не всегда и ровные отношения между членами семьи» /1, 6/.
Ни Срезневская, ни сама Ахматова ничего не говорят о семейной драме Горенко, разыгравшейся в 1905 году,— Андрей Антонович стал почти открыто жить с другой женщиной, а затем ушел из семьи. Ахматова ограничится в биографии: «Мои родители расстались».
Ничего не говорила об этой истории по другой причине — ее личная жизнь пойдет по этому сценарию: от нее уходили, она уходила...
Вместе с глухой семейной драмой она увозила тогда, в 1905 году, из Царского Села в Евпаторию уже свой царскосельский характер. «Порою, особенно в гостях, среди чужих, она держала себя с нарочитою чопорностью, как светская дама высокого тона, и тогда в ней чувствовался тот изысканный лоск, по которому царскоселы узнавались сразу. У нее была повышенная восприимчивость к музыке, живописи и поэзии, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, резких, необузданных жестов» /1, 55/. О жестах, кстати, говорят почти все современники на протяжении ее долгой жизни — ничего лишнего, никакой развязности, все строго; поэтому с первого взгляда Ахматова казалась высокомерной и чинной, царственной, одним словом...
|
Гимназическая эпоха шла своим чередом, не слишком-то выделяясь на общем фоне. «Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». Начала писать стихи с одиннадцати лет, многие потом сожгла.
Из гимназических встреч одна станет роковой — в 1903 году ее познакомили с неказистым тогда юношей, не слишком красивым, но писавшим стихи,— Николаем Гумилевым. Он даже специально близко сошелся с Андреем Горенко, ее братом, чтобы быть ближе к Ане (подробно об отношениях Гумилева с Ахматовой смотрите в главе «Гумилев»).
Были и происшествия — еще в гимназии у Ахматовой открылся дар прорицательницы. Позднее она часто рассказывала одну историю: как-то ее пожилые родственницы принялись судачить о ее молодой и удачливой соседке — «какая та блестящая, сколько поклонников, красавица». И вдруг, сама не понимая как, Ахматова слу-
чайно бросила: «Если она не умрет шестнадцати лет от чахотки в Ницце...» Так и случилось... /1, 499/
Царскосельская гимназия сменилась Киевской — и здесь уже отличие Ахматовой от подруг становилось значительным. Во всем: в манере речи и чтении стихов, в цвете одежды, даже в том, что безобразная форменная шляпка-пирожок сидела на ней иначе, чем на других. Одна из ее одноклассниц приводит такой случай. На урок рукоделия нужно было принести ткань для рубашки; все принесли дешевенький коленкор, Аня Горенко — почти прозрачный, бледно-розовый батист. Учительница с ужасом посмотрела на материал и сказала, что такую рубашку носить неприлично. «Вам — может быть, а мне нисколько»,— отвечает ученица в своей «легко-презрительной» манере. Классной даме пришлось тогда приложить много дипломатии, чтобы уладить дело /1, 30/.
Гимназия, которую Ахматова окончила в 1907 году, сменилась юридическим факультетом Высших женских курсов в Киеве. Сменилась не слишком удачно — «пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; но когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела».
Меж тем ухаживания Николая Гумилева становились все настойчивее; он уже неоднократно делал ей предложения — Ахматова же уходила от ответа. Наконец, в 1909 году, она дала ему свое согласие, и Гумилев, окрыленный, уехал в африканское путешествие.
25 апреля Г910 года в Николаевской церкви села Никольская Слободка они обвенчались.
А уже первое их совместное путешествие за границу завершилось разъездом — Анна Андреевна странствовала по Италии одна, Из итальянских впечатлений остался рисунок — ее портрет, нарисованный Модильяни; Ахматова всю жизнь хранила его, и все, кто бывал у нее дома, нсегда упоминали о нем. Другие рисунки этого художника, привезенные Ахматовой, пропали — говорила, что в тяжелые дни их искрутили на самокрутки солдаты...
В октябре 1912 года родился сын Лев...
Какой была Ахматова в 1910-е годы, в самый расцвет «серебряного века»? Уже тогда сложился ее знаменитый царственный профиль; не зря же К. Чуковский,
знавший почти всех писателей XX века, определил главнейшую черту ее личности — величавость; она проявлялась во всем: в походке, в жестах, причем «она нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой; за полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительной «заискивающей» мелкой и жалкой улыбки» /1, 48/.
Ахматова была красива. Рассказывают, что даже на улицах мужчины, заглядываясь на нее, выражали свое восхищение, а женщины с завистью обмеривали ее глазами. «Она была высокая, стройная и гибкая, могла, перегнувшись назад, коснуться головой своих ног»; запомнили и ее знаменитую шляпу — с большим страусовым пером, что привез ей Гумилев из Абиссинии.
Она любила бывать в «Бродячей собаке», да и кто из художников «серебряного века» не любил «те сборища ночные»! Всегда окружена людьми, так часто признававшимися ей в любви. Среди них вдруг оказался и Маяковский, который однажды, «держа ее тонкую и худую руку в своей огромной лапище, с насмешливым восхищением во всеуслышанье приговаривал: «Пальчики-то, пальчики-то, Боже ты мой!»
«Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная, со своей незавитой челкой, прикрывавшей лоб, читала, почти напевая, свои стихи,— вспоминал художник Юрий Анненков, сделавший с нее несколько знаменитых набросков.— Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся стройность были символами поэзии» /1, 78/.
Именно поэзия станет одной из причин ее размолвки с Гумилевым.
Ахматова поначалу скрывала от мужа, что пишет стихи, пока редактор «Аполлона» С. Маковский не уговорил ее напечатать подборку. Так что приехавшему из Африки Гумилеву пришлось принять как данность, что его жена — поэт. Но чтобы как-то утешить свое самолюбие, называл ее «своей ученицей», ввел в «Цех поэтов», сделал акмеисткой, но вскоре понял, что в учительстве она не нуждалась. Возникло не только противостояние
характеров («тайное единоборство», как пишет Срезневская), но и творчества.
Так, летом, когда все Гумилевы перебирались в свое родовое имение Слепнево* как только привозили почту, проскальзывали в разговоре интересные ноты: мать Гумилева, Анна Ивановна, спрашивала по поводу корреспонденции: «Ну, Коля, что пишут?» Николай торжествующе отвечал: «Бранят».— «А ты, Аня?» Опустив глаза и как-то смущенно отвечала: «Хвалят...» /1, 46/
Анна Андреевна сама позднее признается, что так говорила привыкшему быть первым мужу: «А мои стихи все равно лучше твоих!»
Тогда, в начале десятых годов, один за другим вышли два сборника любовной лирики Ахматовой: «Вечер» (1912) и «Четки» (1914). К ее удивлению, книги заметили — критики были вполне благосклонны. Но из всех рецензий она всегда вспоминала статью Н. В. Недоброво, где был дан первый глубокий разбор ее книг. Впоследствии она говорила А. Найману: «А он, может быть, и сделал Ахматову...»
«Женщина — слабый пол... Чушь какая! Женщина почти всегда сильнее мужчины»,— писала Срезневская об Ахматовой. Влюбчивость, мальчишество Гумилева и независимость Ахматовой решили их брак — не в сторону счастья. Современники запомнили, что она была как бы чужой в семье Гумилева, всегда держалась особняком, не пристраиваясь ни к распорядку дня, ни к семейному бюджету — она уже тогда много печаталась, выступала, а потому имела собственные деньги. На некоторое время маленький Лева связал ее и заставил прочно обосноваться в Царском. Но и он большей частью оказывался на руках бабушки Гумилевой (позднее Анна Андреевна в одном из стихотворений назовет себя «плохой матерью»).
С началом первой мировой войны Николай Степанович ушел на фронт, писал своей «Аничке» подробные письма в Слейнево — «в это неживописное место, с распаханными полями и осушенными болотами». Она же пи* сала стихи, которые войдут в 1917 году в «Белую стаю».
«Белая стая» появилась в тревожные времена — шла революция, замирал транспорт, Россия раскалывалась на две части, надвигались разруха и голод. Отношение Ахматовой к революции, естественно, не было политиче-
ским: она не ходила на митинги, не бегала на баррикады» как сумасшедшая, не слонялась по ночным улицам, как Андрей Белый, но в стихах оговорилась:
Я вижу все. Я все запоминаю.» Еще в 1915 году она написала «Молитву»:
...Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей...
Не станет,,.
В 1918 году вернулся Гумилев — уже на руины своего брака.
Срезневская рассказывала: «Сидели у меня в неболь* шой темно-красной комнате. Аня сказала Гумилеву, что хочет навеки расстаться с ним. Коля страшно побледнел, помолчал и сказал: «Я всегда говорил, что ты совершенно свободна делать все, что ты захочешь». Встал и ушел. Много ему стоило промолвить это... ему, властно желавшему распоряжаться женщиной...» /1, 16/
Уже ближе к своей смерти Ахматова будет часто говорить именно о Гумилеве.
«Я была тогда с моим народом...»
В своих поздних «Северных элегиях» Ахматова напишет:
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернули*
Мне подменили жизнь. В другое русло
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов...
Послереволюционный Петроград был мрачен — нищета, обесцененные деньги, голод, продовольственные карточки, закрытые газеты и журналы. Ахматовой удалось пристроиться библиотекарем в Агрономический институт (где же еще работать поэту!) — да и то ее хотели уволить за сокращением штата.
Многие тогда сокрушенно говорили: вот, большевики...
Думали об отъезде. Ахматова вспоминала, что никуда не собирался Александр Блок — «Что я там буду де-
i
лать?» Когда он прочитал ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...»— сказал К. Чуковскому: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции— позор»/3, 68/.
Революция, меж тем, готовила Ахматовой 1921 год. Осенью ее навестил М. Зенкевич, бывший соратник по «Цеху поэтов». Уже умер Блок, был расстрелян Гумилев.
— Последние месяцы я жила посреди смертей,— го
ворила Ахматова.— Погиб Коля, умер мой брат (Андрей)
и наконец Блок! Не знаю, как я смогла все это пережить!
— Говорят, вы хотите ехать за границу?
— Зачем? Они там все сошли с ума и ничего не хо
тят понимать... /1, 92/
Понимать: «там» —это не Россия. Блок понимал.
Кстати, одно время ходили слухи, что у Ахматовой с Блоком роман. Она сама не раз рассказывала о том несостоявшемся объяснении. «Мы выступали вместе на благотворительном концерте в пользу нуждающихся студентов. После концерта какой-то студент пошел нас провожать, усадил в пролетку и сам уселся на откидную скамейку. Блок стал его уговаривать: «Не тревожьтесь, молодой человек, мы сами доедем». Студент однако не отступился, и так мы и доехали... Отвяжись он, и — кто знает, как бы все обернулось. Видно, не судьба!»
«Небесный роман» не воплотился — и ей и ему судьба готовила совершенно иную участь...
Скажем лишь одно: с августом 1921 года из жизни Ахматовой ушла целая эпоха.
На прошлом я черный поставила крест...
В те годы Анна Андреевна жила у известного ассириолога В. К. Шилейко — он был тем человеком, к которому Ахматова ушла от Гумилева. В 1925 году признавалась биографу П. Н. Лукницкому: «К нему я сама пошла-чувствовала себя такой черной, думала, очищение будет...» Пошла — как идут в монастырь, зная, что потеряет свою свободу, волю, что будет очень тяжело» /1, 143/.
Внезапного счастья, чуда не ждала...
Как-то зашел Чуковский: «Она и Шилейко в одной большой комнате,— за ширмами кровать. В комнате сыро-нато, холодно, книги на полу. У Ахматовой крикливый,
резкий голос, как будто она говорит со мной по телефону. Глаза иногда кажутся слепыми* К Шилейке ласкова — иногда подходит и ото лба отметает волосы» /1, 57/.
Шилейко переводил клинописи, причем так свободно, словно всю жизнь говорил на древних языках. Она записывала, иногда по шесть часов подряд (при ее нелюбви к писанию). В редакции «Всемирной литературы», возглавляемой Горьким, сохранилось большое количество переводов ассирийского эпоса, переписанных ее рукой.
Работали оба по ночам — часов до четырех; перед работой — долгая прогулка по Петрограду, городу, ставшему героем многих стихотворений Ахматовой.
Как она работала?
Одна старуха, у которой как-то квартировала Ахматова, уже в тридцатых годах рассказывала соседкам: «Анна Андреевна жужжала раньше, а теперь не жужжит. Распустит волосы и ходит, как олень... И первоученые от нее уходят такие печальные, такие печальные — как я им пальто подаю». Первоучеными бабка называла начинающих поэтов, а «жужжать» означало сочинять стихи. В самом деле, Ахматова записывала стихи уже до известной степени сложившиеся, а до этого она ходила по комнате и бормотала (жужжала) /1, 137/.
Записывала тоже особо — карандашом; и если ей нужно было что-то исправить, то стирала черновой вари- ? ант резинкой и вписывала новый текст. Объясняла это тем, что ей стало неприятно, когда опубликовали черновики Блока и принялись «копошиться в творчестве». Вообще она не любила оставлять следов после себя: творчество — это таинство, так же как и биография, судьба — может быть, поэтому не любила писать писем, не вела дневников, ограничивалась либо телеграммами, краткими звонками, либо памятью.
Память у нее была великолепной.
Так, П. Н. Лукницкий рассказывал, как «экзаменовал» Ахматову. Выберет из Пушкина какую-нибудь строку, прочитает вслух, а Ахматова должна ответить: из какого стихотворения, какого года. «Она безошибочно называла и то и другие и почти всегда наизусть произносила следующие за этой строчкой стихи». Знала не только стихи, но и прозу, и письма /1, 166/.
Пушкин был ее кумиром — и это была самая опасная тема, которую при ней можно было затрагивать.
I
У Ахматовой была идея: написать книгу «Гибель Пушкина»; вообще, ее вклад в пушкинистику был значителен — и если не обширными исследованиями и статьями, то мыслями, идеями — не случайно она была знакома почти со всеми крупными пушкинистами XX века: Цявловски-ми, Томашевским, Тыняновым и др.
Лишь в одном была предвзятость — женщины Пушкина: от ревности к Наталье Николаевне Гончаровой до ненависти за то, что женщины погубили поэта...
Она была пристрастна — сама судила, сама миловала: как поэтов, так и героев произведений. Впрочем, стоит ли упрекать поэтов за предвзятость?
И еще: Ахматова терпеть не могла любой халтуры* В отношении слова вообще считала ее преступной. Как* то П. Е. Щеголев предложил Анне Андреевне собрать и прокомментировать воспоминания современников о Лермонтове и пообещал ей 400 рублей (для 1928 года сумма неплохая); но работу нужно было сделать в течение нескольких месяцев. Ахматова, прочитав основные материалы и убедившись, что к сроку выполнить работу не смо-жет, отказалась. Могла бы — с определенной долей халтуры... /1, 176/
Но не только Щеголев, зная о ее положении, предлагал ей подобную работу. В биографии она ясно высказывалась об этом времени: «С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». Ее последняя книга перед долгим молчанием (почти двадцать лет) — «Anno Domini MCMXXI» —датирована 1922 годом...
Как-то к ней пришел некий молодой человек, чрезвычайно самодовольный, говорил что-то о поэзии, которая не является искусством, и предложил наконец Ахматовой сделаться «пролетарской поэтессой».
Поэтессой, тем паче пролетарской, Ахматова, естественно, стать не могла — не царственное дело: горшки обжигать...
Обычным «советским итогом» становилось молчание.
Конец 1920-х годов помечен смертью — медленно умирал от чахотки Шилейко. Дом, где жил, передали в другое ведомство, и теперь его выселяли. Анна Андреевна собирала Шилейко в Москву. Пыль, тряпки, пустые
папиросные коробки — все это вперемешку с табличками вавилонской клинописи. Старая сломанная мебель — про хожие на улицах говорили: «Тоже, имущество!.. Вещи старые, бедные. Куда их везут— продавать, что ли?» /1, 177—178/
Обрывалась еще одна эпоха; снова — семьи не полу чилось.
Ахматовой — сорок; не слишком веселый юбилей, С 1926 года у нее новый адрес: Фонтанный дом (садовый флигель старинного шереметевского дворца на Фонтанке в Ленинграде); вместе с домом упомянут в «Поэме без героя» и огромный клен, который рос под окнами. Хозя ин «фонтанной квартиры» — Николай Николаевич Пу-нин, сотрудник Эрмитажа.
Это был человек незаурядный, романтик, в душе которого царил поэтический хаос. Бывший ученик Анненского, он внешне был очень похож на молодого Тют чева— это пленяло; по характеру оживленный, даже немного чудной и взбалмошный, он представлял полную противоположность «классическому спокойствию» Ахма товой. С Анной Андреевной он был знаком давно — с той пышной эпохи «серебряного века», которой посвящена его оставшаяся незаконченной книга «Искусство и Рево люция»*
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!