Сопровождение дезадаптивных учащихся. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сопровождение дезадаптивных учащихся.

2020-06-02 84
Сопровождение дезадаптивных учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема подростковой дезадаптации определяется рядом факторов:

ü изменение уровня требований к учебной деятельности;

ü половое созревание и связанные с ним преобразования всех систем организма;

ü изменение статуса в коллективе сверстников;

ü влияние социальной среды, контркультурных явлений;

ü новый тип взаимоотношений со взрослыми, зачастую характеризующийся негативизмом;

ü дегуманизация отношений «учитель – ученик»;

ü дисгармония семейных отношений (гиперопека, гипоопека, безразличие к проблемам ребёнка); экономическое положение семьи на фоне роста бытовых запросов подростка;

ü личностные качества подростка (недостаточный уровень эмоционального и интеллектуального развития, несформированность ценностных ориентиров;

ü период личностных неудач;

ü физические и психические переутомления;

ü личностные качества как предпосылки дезадаптации: неадекватная самооценка; чрезмерная интраверсия; инфантилизм;

ü недореализация потребности в личностно-значимых отношениях

 

Дезадаптация затрагивает комплексы личностно-значимых отношений:

ü мировоззренческий (отношения к основным жизненным принципам);

ü субъектно-личностный (отношение к себе как к личности);

ü деятельностный (отношение к различным видам деятельности);

ü внутрисоциумный (отношения к сверстникам, взрослым);

ü интимно-личностный (глубокие, эмоционально окрашенные отношения к значимым сверстникам и взрослым).

 

Проявления устойчивых дезадаптационных процессов:

ü потеря перспективы, уверенности в себе, демотивация;

ü взаимное отторжение подростка и коллектива класса;

ü рост числа конфликтных ситуаций;

ü нарастающая неуспеваемость, систематические пропуски занятий;

ü уход из дома; примыкание к асоциальным сообществам;

ü невротические и психосоматические расстройства;

ü приобретение вредных привычек (включая употребление ПАВ);

ü попытки суицида.

Выделяют внешне-поведенческую и глубинную дезадаптацию; мировоззренческую, коммуникативную, субъектно-личностную, учебную; общую и локальную.

 

Зачастую подросток, не проявляющий явных отклонений в поведении, учебной деятельности, на самом деле испытывает интенсивную глубинную дезадаптацию.

В традиционной педагогике развитие личности рассматривается как преодоление противоречия между субъективным незнанием и объективным знанием. Но это не самое главное противоречие личностного развития. В подростковом возрасте значительно более важно противоречие между «Я»- идеальным и «Я»-реальным, разрешение которого прежде всего и означает успешное преодоление дезадаптации.

 

Основными инструментами такого преодоления являются:

ü развитие субъектности подростка в образовательной (учебной и внеурочной) деятельности, внедрение диалогичности и рефлексии в содержание урока, внедрение технологий проблемного обучения, расширение исследовательской, творческой деятельности, вовлечение подростка в рождение и реализацию социальных инициатив;

ü формальное или фактическое тьюторское сопровождение, педагогическая поддержка в разрешении возникающих трудностей и противоречий в учебной деятельности, коммуникативной сфере, мировоззренческих поисках;

ü создание и развитие творческих, исследовательских, социально- добротворческих просоциальных сообществ, как пространств педагогически простроенного общения и взаимодействия со сверстниками, меняющего самовосприятие подростка.

В формируемой личностно-ориентированной образовательной ситуации создаются условия для развития базовых функций:

ü ответственности (включая мотивационное обоснование жизнедеятельности и нравственный выбор);

ü самореализации в творчестве, общении, социальном взаимодействии;

ü смыслопоисковой рефлексивности.

В сфере учебной деятельности это предполагает окончательный переход от знаниевого репродуктивного, объяснительно-иллюстративного обучения, закладывающего предпосылки для школьной дезадаптации – к компетентностному, проблемно-ориентированному.

В этой связи, в задачи педагога, психолога входит:

ü диагностика личностных свойств обучающегося;

ü постановка целей личностного развития обучающегося;

ü проектирование новообразований в личностной сфере учащегося.

ü определение возможностей создания личностно-ориентированных педагогически выстроенных ситуаций;

ü применение диалоговых, контекстных и игровых форм организации

ü образовательного процесса;

ü определение и использование критериев оценки личностно-развивающего содержания урока, занятия, мероприятия;

ü поддержка и развитие в каждом индивидуальном случае актуального мотивационно-ценностного ядра личности подростка;

ü ведение психокоррекционной работы индивидуального содержания;

ü обеспечение валеологической комфортности для каждого учащегося в образовательном процессе.

ü

Таким образом, условиями успешного преодоления дезадаптации являются:

взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на личностном уровне;

построение личностно-ориентированных ситуаций и личностно- утверждающих в образовательном процессе.

Стадиями работы по профилактике дезадаптации являются:

1) Диагностика дезадаптивности, охватывающая состояние всех вышеперечисленных комплексов личностно-значимых отношений (в т. ч. составление «портрета дезадаптации» или «полярного профиля», медико- психолого-педагогической карты).

Социально-психологическая характеристика подростка охватывает:

ü состав семьи, её материальное положение, взаимоотношения в семье,

ü тип семейного воспитания, взаимодействие родителей со школой;

ü взаимодействие подростка со сверстниками, референтная группа;

ü взаимодействие подростка с педагогами, тип поведения;

ü тип нервной системы, скорость восприятия информации, уровень усвоения учебного материала, тип темперамента, тип памяти;

ü мотивация и природное предрасположение к деятельности;

ü наличие хронических заболеваний, уровень физической подготовки, наличие вредных привычек, занятия спортом, самостоятельные занятия оздоровительными системами.

2)  Диагностика профессиональных компетентностей учителя, педагога, навыков, включая дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные, суггестивные, рефлексивные. Составление «индивидуальной психологической карты педагога».

3) Организация семинаров, педагогических и методических советов с тематикой преодоления дезадаптивности. Выделение и рассмотрение основных конфликтообразующих педагогических ошибок.

4) Методическое сопровождение личностно-ориентированного обучения и воспитания, создания творческих, исследовательских и добротворческих сообществ; внедрение диалогических, полилогических, игровых, проблемно-поисковых образовательных методик и технологий; мониторинг соответствия организации образовательного процесса и параметром образовательных пространств требованиям ФГОС и СанПин.

5) Введение тьюторского сопровождения и развития индивидуальных образовательных маршрутов (включая индивидуальные воспитательные маршруты, индивидуальные маршруты здоровьесбережения, индивидуальные образовательные программы и учебные планы).

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.