Лекция . Методы принятия управленческих решений. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лекция . Методы принятия управленческих решений.

2020-06-02 125
Лекция . Методы принятия управленческих решений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управленческие решения представляют собой особый вид решений принимаемых на предприятиях субъектами управления. Несмотря на то, что управление как вид деятельности существует достаточно давно, наука ориентированная на управление появилась только в XX веке. Проблема выработки механизма принятия эффективных управленческих решений – одна из основных в современной теории и практике управления.

Существуют следующие принципы принятия решений, к которым относятся:

1. Принцип организационного соответствия. Формулирование проблем, разработка и выбор решений должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация, а также отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации.

2. Четкость формулировок целей, стратегий и политики фирмы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающиеся новых видов деятельности, выходящей за пределы сегодняшних потребностей.

3. Принцип достаточности и надежности данных об их меняющейся обстановке. Чрезвычайно важно производить отбор из имеющихся данных только те, которые нужны менеджерам высшего уровня.

4. Принцип гибкости, который предусматривает учет потенциальных проблем, как факторов положительных, которые могут сказаться на реализации решения при изменении ситуации.

Для выбора решения в проблемной ситуации может быть использован критерий «Максимина» или «Минимакса» с учетом степени вероятности наступления различных ситуаций.

В данном случае возможен выбор среди следующих трех стратегий:

· пессимистическая (осторожная);

· оптимистическая;

· рациональная (рассчитанная на средние условия).

Рассмотрим наиболее подробно каждую из них.

Пессимистическая или осторожная состоит в том, что лицо, принимающее решение должно рассчитывать при выборе на худший исход событий. Здесь в основе выбора решения лежит критерий пессимизма. Оптимальное по критерию пессимизма решение определяется путем отыскания для каждого решения наихудшей оценки по всем ситуациям с последующим выбором наилучшей из них (наилучшее решение из наихудших).

Оптимистической стратегии соответствует критерий оптимизма – рассчитывай на лучшее. В основе выбора оптимального решения по критерию оптимизма – лежит отыскание для каждого решения наилучшей оценки по всем ситуациям с последующим выбором наилучшей из них (наилучшее решение из наилучших).

Рациональная стратегия реализуется по критерию max среднего выигрыша с учетом наиболее вероятных условий спроса.

Выбор окончательного решения из множества допустимых и полезных осуществляется на основе взвешивания важности целей (экспертным путем) и обязательно учитывает как положительные, так и отрицательные последствия его реализации (экономические, организационные, социальные, технологические, политические).

Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могу быть различными, основными из них являются:

1. Интуитивные решения – метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, а также озарения («шестого чувства»).

2. Решения, основанные на суждениях или «здравом смысле» – когда высшее управленческое звено, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт. Опираясь на «здравый смысл», он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом и должна принести успех в настоящем и будущем.

3. Рациональные решения – основаны на научно-практическом подходе, который предполагает выбор оптимальных решений на основе переработки большого объема информации и объективного аналитического процесса набора альтернатив. Этот метод требует применения современных информационно-технических средств, электронно-вычислительной техники, программных продуктов и квалифицированных специалистов, которые смогли бы выступить в роли экспертов.

Этапы рационального решения проблемы следующие:

· диагноз проблемы (на основе анализа внутренней и внешней информации);

· формулировка ограничений и критериев принятия решений;

· определение альтернатив;

· оценка альтернатив (на основе выбранных критериев);

· выбор альтернативы с учетом критериев, ограничений и последствий.

При выборе управленческого решения должны соблюдаться следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Организация выполнения принятого решения – предполагает доведение решения до исполнителей (приказ, распоряжение), индивидуальное закрепление – кто, где, когда, в какие сроки и какими методами выполняет действия связанные с ними. Кроме административных методов воздействия необходимо использовать и меры материального стимулирования работников.

Неотъемлемой частью организации исполнения решений является контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, и корректировка в случае необходимости.

Согласно законам исходных данных Г. Спенсера каждый может принять эффективное решение, владея достаточной информацией. Компетентный менеджер способен принять оптимальное решение и в случае существования информационных ограничений. Но только талантливый менеджер способен результативно действовать даже при полном отсутствии необходимой информации.

Оптимизация является важнейшим этапом технологии подготовки рациональных управленческих решений.

Оптимизация управленческих решений – выбор наиболее эффективного варианта решения (наиболее рационального решения) из возможных альтернатив.

Параметр в является показателем прибыли, объема работ и т.п., а варианты решений хn определяются ресурсами, рудовым потенциалом, производственной площадью и т.п.

Наука управления как механизм оптимизации управленческих решений может реализовываться с помощью научного метода, использования системной ориентации, применения моделей.

Научный метод предусматривает применение четко регламентированных процедур.. Например, в процессе оптимизации объемов реализации продукции на первом этапе прежде всего собирают разнообразную и достоверную информацию о рынке и спросе, на втором осуществляют ее анализ, а на третьем – выясняют конкретные факторы, которые виляют на спрос, гипотетически определяя оптимальную величину объемов реализации.

После проверки гипотезы (четвертый этап) дельнейшие действия могут развиваться по одному из двух вариантов:

1. Реализация решения, если гипотеза правильная (пятый этап);

2. Возвращение с помощью обратной связи на один из предыдущих этапов, продолжая поиск оптимального варианта, если гипотеза оказалась неправильной.

Системная ориентация. Основывается на осознании того, что организация является открытой системой, которая состоит из взаимосвязанных элементов. В процессе деятельности (преобразование) организация обрабатывает входы (ресурсы, информацию и т.п.) предотвращая их в продукцию, услуги, прибыль и т.п.. Изучение всех аспектов этого процесса дает материал для принятия наиболее эффективного варианта управленческого решения.

Применение моделей. При обосновании управленческих решений обеспечивает учет всех факторов и альтернатив, которые возникают в процессе производственно-хозяйственно деятельности. Поэтому моделирование считают наиболее эффективным способом оптимизации управленческих решений.

Модель – отображение в схеме, формуле, образце характерных признаков исследуемого объекта.

Она есть упрощенной конкретной управленческой ситуацией, отображая реальные события, обстоятельства и т.п. Необходимость применения моделей обусловлена такими причинами:

· сложностью производственно-хозяйственной деятельности;

· наличием многофакторных зависимостей в процессе решения управленческих задач;

· потребность экспериментальной проверки многих альтернативных управленческих решений;

· необходимостью ориентировать управление на будущее;

· необходимостью учета динамики среды функционирования.

По внутренней сущности и особенностям функционирования выделяют такие модели:

· физические – они являются описанием объекта в увеличенном или уменьшенном масштабах;

· аналоги – функционируют как реальные объекты, но извне непохожие на них;

· математические (символические) – их особенность состоит в использовании символов в процессе описания свойств и характеристик объекта.

На практике традиционным есть такой порядок разработки моделей, который подразумевает следующие этапы:

1. Постановка задачи. Определяются ожидаемые результаты от разработки и применения модели.

2. Подготовка информации. Происходит сбор важнейшей информации относительно объекта моделирования и оценивается экономическая информация относительно целесообразности разработки модели.

3. Формирование модели. Осуществляется с помощью разнообразных средств формирования упрощенного отображения моделированного объекта или процесса.

4. Проверка модели на достоверность. Происходи по конкретным критериям: реалистичность, соответствие задачам, учет факторов среды функционирования.

5. Использование модели.

6. Восстановление модели. Предусматривает ее усовершенствование.

В процессе проверки, использования и восстановления модели нужно принимать во внимание факторы, которые снижают их эффективность:

· недостоверные входные условия (предположения);

· информационные ограничения;

· страх пользователей;

· недостаточная практическая проверка;

· чрезмерно высокая стоимость модели;

· недостаточный учет факторов и т.п.;

Способы моделирования. Наиболее распространенными являются такие способы моделирования:

· теория игр. моделирует влияние принятого решения на конкурентов.

· теория очередей. определяет оптимальное количество каналов обслуживания согласно потребности в них (модель 2оптимаьного обслуживания»)

· моделирование управления запасами. определяет размещение заказов, готовой продукции на складе.

· линейное программирование. обеспечивает оптимальный способ объединения ресурсов при наличии конкретных нужд. такие модели популярнейшие в менеджменте.

· имитационное моделирование. обеспечивает практическое применение модели вместо реальной системы.

· экономический анализ (метод оценивания расходов и экономических доходов). основывается на выяснении экономических условий, при которых предприятие становится доходным. основным условием является ситуация при которой общий доход уравнивается с итоговыми расходами.

· балансовые методы. базируются на построении балансов расходов, прибылей, бюджетов и т.п.

· платежная матрица. статистический метод, с помощью которого из нескольких вариантов решений выбирают оптимальное, при этом платежи (денежные вознаграждения, доходы) подают в форме таблицы.

· дерево решений. схематическое отображение действия в менеджменте с учетом финансовых результатов, вероятности поучения их положительного значения, возможности сравнения альтернатив.

· прогнозирование. реализуется через моделирование будущих управленческих ситуаций. играет очень важную роль в экономике.

Прогнозирование – разновидность планирования, при котором используется накопленный опыт и предположения с целью предусмотрения будущего.

На практике чаще всего используются такие прогнозы:

· экономические – касаются уровня цен, курса валют, уровня налогов

· социальные – прогнозируют изменения потребительской корзины, минимальной заработной платы, уровня безработицы

· политические – предусматривают расположение политических сил в государстве;

· развитие конкуренции – связаны с предусмотрением рыночной ситуации и перераспределения долей рынка;

· развитие научно-технического прогресса – касаются прогнозирования внедрений инноваций;

· развитие технологий – касаются предусмотрения качественных изменений в структуре технологий;

· развитие общества – прогнозируют количественное и качественное изменения относительно развития определенных наций, народов, общества;

· развитие сфер производства (промышленности, сельского хозяйства, туризма и т.п.)

Выделяют несколько групп методов прогнозирования, а именно:

1. Неформальные методы прогнозирования:

o на основе словесной (вербальной) информации, поученной по каналам радио, телевидения, разговоров и т.п.;

o на основе письменной информации, полученной из газет, журналов, отчетов;

o по результатам промышленного шпионажа

2. Формальные методы прогнозирования:

o анализ прошлых лет – основывается на предположении, что прошлое может повториться в будущем и что существуют определенные тенденции к этому;

o причинно-следственное (корреляционное) моделирование – используют для прогнозирования ситуаций, которые зависят больше чем от одной переменной велечины;

o мысль жюри – заключается в объединении и синтезировании мыслей экспертов – членов жюри (совета, комиссии и т.п.)

o мысль сбытовиков – основывается на предположении спроса группой опытных торговых агентов;

o мысль потребителей – на основе результатов опрашивания клиентов;

o мысль экспертов – основывается на процедурах, реализуя которые группа экспертов приходит к определенному согласию.

Выполнение управленческих решений нуждается в применении действенных организационных, мотивационных и контрольных механизмов, а также обеспечении коллективной нацеленности на достижение намеченных результатов.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что для определения эффективности организации внутреннего маркетинга на предприятии необходимо, прежде всего, рассмотреть всю систему финансовых и маркетинговых показателей эффективности и установить их взаимосвязь. К примеру, каким образом мероприятия внутреннего маркетинга могут повлиять на объемы продаж и прибыльность предприятия, это даст возможность получить количественную оценку эффективности проведенных мероприятий. Организацию внутреннего маркетинга необходимо рассматривать как интегрирующий механизм, необходимый для реализации целей предприятия. Главной целью оценки эффективности является выявление сфер, которые в большей степени повлияют на результативность всей деятельности предприятия, что предоставит возможность оптимально вкладывать имеющиеся ресурсы для достижения конечных целей предприятия


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.