Рассказ первый: Прапрадедушка и прадедушка нашего храма. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Рассказ первый: Прапрадедушка и прадедушка нашего храма.

2020-06-02 100
Рассказ первый: Прапрадедушка и прадедушка нашего храма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассказ первый: Прапрадедушка и прадедушка нашего храма.

Автор – мой старший брат. Как его зовут я тоже не скажу, он  стесняется.

В нашем городе много православных храмов. Каждый из них имеет свою историю. Наш храм носит имя святой мученицы Татианы. Наш татьянинский храм называется еще домовым. Не путайте: не домовым, а домовым. Ударение ставится на втором слоге. На крыше храма нет купола, нет креста. Люди, проходящие по улице, иногда и не догадываются, что в учебном корпусе университета, в бывшем проектном зале, находится православный храм. А еще наш храм называют студенческим. Видите, как много у нашего храма особенностей. Но обо всем мы расскажем вам по порядку.

У нашего храма есть свое лицо, своя история и своя родословная. Начнем издалека – с прадедушки. А прадедушкой нашего храма является первый домовый храм Римской империи.

Сейчас каждый человек может спокойно войти в Божий храм, чтобы помолиться, но так было не всегда. Христос родился более двух тысяч лет назад. В какой же стране это произошло? В те времена существовало такое государство – Римская империя. Римская империя объединяла много земель и народов, так как римляне были завоевателями. Вот и город Вифлеем – родина Иисуса Христа, вместе со всеми иудейскими землями, входил в Римскую империю, то есть был римлянами завоеван. Христос родился в Римской империи. Христос родился в еврейском народе, так как лишь одни евреи сохраняли веру в единого Бога, лишь они одни знали и ждали Его рождения.

Последователей Христа, то есть тех, кто поверил в Его доброе учение и поверил в то, что Иисус Христос - Сын Божий назвали христианами. Когда я был маленьким, я путал христиан с крестьянами. Крестьяне – это люди, которые занимаются сельским хозяйством, растят зерно, овощи, фрукты, коров, кур и т.д. ну а вы больше их не спутаете.

Христиан было сначала не много. Христиане были очень мирными и добрыми, но, несмотря на это, в Римской империи их преследовали и убивали. Слишком непохожи были христиане на всех: на пиры не ходили, другим богам не кланялись, чтили только Святую Троицу.

Из-за гонений и преследований христиане собирались для молитвы тайно. Например, первые христиане молились в катакомбах, то есть в подземных лабиринтах, предназначенных для захоронений умерших христиан. Они и сейчас сохранились, эти катакомбы. Стены там расписаны интересными изображениями, в основном это зашифрованные изображения Христа: Христос-рыбка, Христос-агнец, Христос-пастух, Христос-виноградарь. Молиться в катакомбах было безопаснее, чем наверху, в домах, но добраться туда было сложнее.

Иногда храмами для первых христиан служили ещё и большие комнаты в домах горожан. Это были тихие, тайные комнаты, часто с выходом во дворик. Потолки в таких комнатах были высокими, а пространство комнаты было украшено колоннами. Первые храмы у христиан были домовыми, то есть находились в домах. У таких храмов еще не было креста на крыше, не было купола. Купол и крест придумали потом, когда вся Римская империя стала христианским государством.

Прадедушки нашего храма.

Но история домовых храмов на этом не заканчивается. В России домовые храмы особенно полюбились богатым стареньким христианам, у которых и детей было много, и внуков, и правнуков. Да еще и слуги со своими семьями. Ведь как здорово, когда у тебя в доме есть свой храм. Можно помолиться, не выходя на улицу. И в Москве, и во многих других городах появлялись такие храмы. По воскресеньям большая семья собиралась на службу. Приезжали дети, привозили внуков, правнуков. Потом вместе обедали, батюшка преподавал детям урок по Закону Божию и лишь вечером все довольные проведенным днем расходились.

Вот и в городе Царевококшайске есть храм, построенный для большой семьи купцов Пчелиных. Это Вознесенский собор. Только он не домовый, отгадайте почему? Правильно, он находится не в доме, а стоит отдельно, на крыше его есть и купола, и кресты.

А ещё домовые храмы строили при больницах, солдатских казармах, и в 18 веке впервые по указу императрицы построили при Московском университете. О этом наша следующая история.

Мой старший брат – молодец! Я бы так написать ни за что не смогла.

Как мы в храм собираемся.

В воскресенье утром папа звенит в колокольчик. Это означает подъем. Если мы не просыпаемся, папа выдумывает разные интересные штуки. Один раз он взял в левую руку сковородку, а в правую – половник и сыграл нам настоящий морской тарарам. Это потому, что наш папа когда-то служил в морском флоте. Вообще то мы все ходим, а некоторые уже закончили музыкальную школу. Самая старшая сестра училась по классу флейты, брат учился по классу баяна, а я учусь играть на пианино. После папиной музыкальной побудки мы установили очередь, чтобы каждый утром попробовал всех разбудить музыкой. Но лучше крышки и половника побудки не получилось.

Потом мы умываемся, одеваемся, читаем правило ко причастию и выходим на улицу. В плохую погоду в храм нас везёт папа на уазике, а в хорошую погоду мы идём пешком. Я больше люблю ходить пешком!

Мы идём по самой главной улице, мимо Кремля, мимо бульвара, мимо магазина «Детский мир». Жаль, что мама и папа не разрешают никуда заходить, но идти по улице всё равно веселее.

Когда мы подходим к нашему храму, я всегда представляю себя древней христианкой девочкой, а наш храм тайным христианским храмом. Дворники метут город, машины едут по делам, и никто не знает, куда так рано в воскресенье идет наша большая семья. А мы идём молиться Богу за весь мир! Правда похоже на далекие времена Римской империи?

Рассказ второй: Дедушка нашего Храма – храм при Московском Государственном университете.

Автор – моя старшая сестра, а как её зовут я тоже не скажу, она стесняется.

Дедушкой нашего храма является первый университетский храм России. 12 января 1755 года Императрица России Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. В указе было написано, что университет создается «для общей Отечеству славы» и для «возрастания всякого полезного знания». В то время столицей был Петербург, но университет решили создать в Москве, в древней столице Московского государства. А так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы, то именно Татьянин день стал днём рождения Университета и всеобщим студенческим днём. Потом и все университетские храмы в России стали Татьянинскими.

Только сначала храма у Московского Университета не было и студенты молились в Казанском соборе на Красной площади. Но в те времена все русские люди знали, что без помощи Божией никакое учение не будет в пользу, поэтому очень скоро стали строить для университета свой собственный храм. Этот храм был освящен 5 (16) апреля 1791 года. Он получил имя святой мученицы Татианы римской. Находился храм в правой закругленной части главного университетского корпуса, то есть был домовым. Студенты очень любили свой храм и пели сами на службах. Перед экзаменами и зачетами молились особенно усердно.

Но вот пришла беда – в 1812 году в ходе Отечественной войны с французами Москва была сдана неприятелю. В столице начались пожары и университетский храм сгорел.

После того, как французы с позором убежали из Москвы – сгоревшую столицу стали отстраивать заново. Вновь открыли и университетский храм. И опять начались службы в студенческом храме. Всем казалось, что больше беды не будет. В этом храме собирались не только студенты, но и ученые, и поэты, и писатели, и музыканты. Учитесь, радуйтесь миру и благодарите Бога. На храмовой крыше впоследствии поставили крест и написали слова: «Свет Христов просвещает всех».

Но нашлись в стране люди, которые захотели переделать мир, и они снова взяли в руки оружие. Грянула новая беда – Революция. Храм был закрыт и превращен сначала в читальный зал,  затем в клуб, а потом в студенческий театр. Представляете, как плакал Ангел-хранитель этого многострадального храма, как потом долго Он ждал, как усердно молился и о России, и о студенчестве. И вот 22 января 1995 года здание было возвращено Церкви.

Если вы будете в Москве, то обязательно зайдите в Татьянинский храм при Московском Государственном университете и познакомьтесь с прадедушкой нашего храма. Сейчас там очень красиво, идут службы, молятся профессора и студенты, чтобы Бог продлил мирное время в России.

Как мы гуляем у храма.

Когда служба заканчивается, мы прямо в храме пьём вкусный компот с печеньками и идём гулять. Около храма есть клумба с цветами, большая лужа и зеленая травка с берёзами.

Мы с девочками больше всего любим играть на зеленой травке, у нас есть в каждой берёзе тайнички, то есть такие местечки, в которые можно прятать секретики. А мальчики любят лужу. Один раз они придумали, что лужа – это море и запустили в неё свои корабли. Они играли аккуратно – палочками, чтобы не запачкаться и не заболеть, но потом из храма вышел один малыш и стал играть в великана, которому море по колено. И нашим мальчикам пришлось спасать великана из лужи, а свои корабли от великана.

Мамы и папы после службы выходят не сразу, они разговаривают с друзьями. И мы тоже не торопимся! Приходите, поиграем вместе!

А сейчас мы расскажем вам о святой мученице Татьяне, чье имя носит наш любимый храм. Мама и папа нам подарили про святую Татьяну книжку, и мы выучили её почти наизусть. И эту главу, и все следующие – мы писали вместе, только немного по очереди.

Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, но ещё они были тайными христианами.

Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и все римляне молились многим богам: И Зевсу, и Аполлону, и Диане, и всем богам всех покоренных народов на всякий случай. Римляне считали, что они непобедимы, потому что всем молятся, ни одного бога не обижают.

Возвращались римские легионы после победы — все должны были приносить жертвы богам. Вступал на престол новый император, — все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора.” Начинался новый год — надо было приносить жертвы.

Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, но христиане  считали это изменой Христу. Они под разными предлогами старались уклониться от участия в таких праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и умирали за свою веру.

Татьяну с самых ранних лет родители брали на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах и в тайных домовых храмах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги и страдания. Ей и  самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.

Часто, ещё будучи маленькой девочкой, Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:

— Я хочу быть святой, — шептала она. — Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя!

Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, преданность Богу и постоянную готовность делать добро для других она была посвящена в диаконисы. Она учила вере оглашенных женщин и девушек, готовила их к святому Крещению, прислуживала при совершении этого таинства, заботилась о бедных, больных и сиротах.

В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это. Среди схваченных оказалась и девушка Татьяна.

— Принеси жертву Аполлону! — сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.

— Это стонут духи зла и лжи, — сказали про себя христиане, — чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повели на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил всех, и воины увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой и сказали:

— Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя.

Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Их было восемь, и все они были усечены мечом, приняв крещение в собственной крови.

На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, какая она красивая! На ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать девушку принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Но из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием.

Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.

Святая же, встала и обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их — бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.

Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней.

На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. А теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.

Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумала, будто это какой-то ручной или слабосильный лев, толпа заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители во главе с одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. Никакой он был не слабосильный, даже лев чувствовал силу Божию и святость девушки!

После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.

Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая радуется и молится Богу. Тогда злой Ульпиан произнёс смертный приговор, и святая Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.

_____________________________

“ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ” (Рим. 8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.

Бывший чертежный зал.

Теперь вы знаете, что наш храм стоит не сам по себе, а находится внутри дома. Именно поэтому он – домовый. А дом, в котором находится храм – это учебный корпус Поволжского Политехнического университета. У корпуса есть красивый главный вход с колоннами. Главный вход выводит на улицу Успенскую, через дорогу – парк Наты Бабушкиной. Это очень красивое место! Но мы заходим в храм не с главного входа, а со двора. Можно сказать, что этим мы похожи на тайных христиан Римской империи. Наш вход – тайный и известен не всем. В корпусе есть учебные классы, их называют аудитории и лаборатории. А сам храм находится в бывшем проектном зале. Когда-то здесь тоже занимались студенты: они чертили проекты, поэтому при строительстве зала сделали много больших светлых окон. Строители и не знали, что здесь будет храм, сам Господь позаботился о храме заранее.

Событие первое.

У каждого храма, даже у домового, есть три части. Притвор – это коридор храма, средняя часть – трапезная часть храма и алтарь. Средняя часть храма символизирует, то есть изображает землю. Здесь молятся прихожане, здесь находятся иконы святых, которые на земле жили, здесь горят свечи – наш дар Богу.

Алтарь находится на востоке и изображает небо, в которое мы зайти не можем, но можем заглянуть. Между небом и землёю, то есть между алтарем и средней частью храма находится амвон и клиросы. По амвону торжественно ходят священники, а на клиросах поют певчие.

У нас в храме нет амвона. Это потому, что возможно когда-нибудь к зданию пристроят новый алтарь, тогда иконостас должны будут перенести глубже и амвон появиться. Его даже запланировали в плане. Загляните в алтарь и вы увидите там, у престола, ступеньку. Это и есть будущий амвон.

И клирос – гнездышко певчих в нашем храме особенный. Клирос находится с западной стороны храма наверху, на хорах. На клирос ведут деревянные ступеньки. Ходить по ним на службе надо осторожно, ступеньки очень музыкальные, очень звонкие. Если идти и стукать ботинками, то в храме словно стучат в барабаны.

Когда строители стали делать пол, то сначала они стали укреплять фундамент под клиросные столбы. Но строители перепутали и сделали фундамент не с западной стороны храма, а с восточной. Отец Евгений узнал об этом и попросил строителей делать фундамент правильно - с западной стороны. Строители очень огорчились, они даже предложили сделать алтарь с запада. Но ведь Христос пришел с Востока на Запад солнца. И батюшка долго смеялся, когда услышал строительную фантазию.

Что же, пришлось делать новые укрепления!

Наконец хоры готовы, привезли в храм и иконостас. Когда его собирали, оказалось, что иконостас очень тяжелый. И если бы не было снизу укреплений, то пришлось бы разбирать пол и делать всё по-новому. Но Бог все предусмотрел заранее. Иконостас встал на своё место, которое ему приготовил Бог.

Событие второе.

В каждом храме есть икона того святого, которому этот храм посвящён. В больших храмах у такой иконы есть своё место. Вот зашли вы в храм и не знаете, кому же он посвящен? Тогда вы ищете нижний ряд иконостаса, он называется – местный ряд – и внимательно его разглядываете. Вот в центре царские врата. Через царские врата к нам на литургии выходит Царь Славы – наш Бог. Справа от царских врат – икона Спасителя, слева – икона Пресвятой Богородицы. Чуть правее иконы Спасителя всегда находится местная икона – то есть икона того святого, кому посвящен храм.

Но в нашем храме в первом ряду иконостаса всего поместилось две иконы, поэтому икона святой мученицы Татьяны находится уже на стене справа. Когда икону писали, то денег на оплату работы иконописца у храма не было. Зато была коробка, на которой было написано – «Сбор средств на нужды храма».

Наконец позвонил иконописец Стас Попов и сообщил, что икона готова. А денег то нет…. Тогда батюшка открыл заветную коробочку и стал считать копеечки. И представляете, в коробочке оказалось ровно столько, сколько стоила икона и еще десять рублей.

Так мы собрали деньги на икону все вместе, буквально можно сказать – по копеечке всем миром!

Событие третье.

Если вы будете рассматривать нашу икону святой мученицы Татьяны, то она вам много расскажет. Красный цвет одежды и крест в руке святой расскажут о том, что святая Татьяна – мученица. Золотой фон и золотой нимб расскажут о том, что Она находится на небесах, у Бога. Открытая ладонь расскажет о том, что Она открыта к нашим просьбам, она нас слышит. Красивые рукава, похожие на поручи в облачении священника, расскажут о том, что она была диаконисой. Белый платок на голове святой расскажет о том, что она была не замужем. А ещё на иконе есть ковчежец – круглая коробочка со стёклышком, в котором находится частичка мощей святой мученицы.

Эта частица попала к нам чудесным образом.

Дело было летом 2000 года, как раз после того как университет принял решение о постройке нашего храма. Ректором университета тогда был Геннадий Сергеевич Ощепков. Он поднял этот вопрос, собрал комиссию, назначил опытного руководителя проекта. Если бы не Геннадий Сергеевич, то может быть и храма бы не было….

А наш батюшка отец Евгений служил в те времена в храме Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Семёновка. Здесь была воскресная школа, и батюшка летом поехал с ребятишками в Псковско-Печерский монастырь.

Дорога длинная. Стал батюшка читать о монастыре разные журналы, чтобы деткам потом истории о монахах рассказывать. И вдруг видит, в журнале написано о том, что в монастыре хранится десница святой Татьяны. Десница- это часть правой руки с ладонью. Мощи на праздники переоблачают, и делает это специально благословлённый монах – хранитель святыни. И стал отец Евгений мечтать, чтобы к деснице святой Мученицы приложиться.

Встретил автобус игумен Спиридон. Батюшка попросил, чтоб позволили к деснице святой мученицы приложится, а игумен Спиридон говорит: «Вот беда…. Везде пройти можно, а в Михайловский собор, где десница находится, пока никак нельзя. Ремонт там, леса кругом стоят, опасно». Огорчился отец Евгений, но что поделаешь…. Пошли молиться в пещеры, где мощи подвижников находятся, приложились. А как вышли, бежит радостный отец Спиридон, борода развевается, глаза весёлые. Договорился, можно пройти к деснице! Вот радость то! Сбылась мечта! И стал отец Евгений новую мечту мечтать, чтобы и у нас в храме была своя святыня. А ведь мечтать правильно – это значит молиться с надеждой.

Вечером после вечерней молитвы готовились ко сну, вдруг стук в дверь, в гости к отцу Евгению игумен Спиридон с красной сумочкой на шее. Присел на лавочку, улыбнулся и говорит, – «Батюшка, я ведь переоблачаю десницу святой мученицы, и у меня есть частичка. Я хранил её у себя. Но вам-то она нужнее. Берите! Везите в Йошкар-Олу и молитесь о нас, грешных»!

И ушёл тот игумен, а батюшка от счастья заплакал. Сбылась его вторая мечта-надежда. Вот такой подарок нам от Самого Бога и от Его святой мученицы.

Возрадовался о. Евгений, потом в Йошкар-Оле заказали икону, которую написал иконописец Евгений Фролов, папа одного нашего гимназиста, а заплатил за икону человек по имени Андрей Боронюк. Он вручил икону политехническому университету на ученом совете. Первый взявший святую икону в руки был ректор - Геннадий Сергеевич Ощепков. Пять лет икона святой мученицы Татьяны находилась в гимназии, так как храм ещё не был построен.

Глава шестая. Наши батюшки.

У нас в храме трое батюшек: настоятель – отец Евгений и два отца Андрея. У отца Евгения маму зовут Татьяна Петровна. А это значит, что отец Евгений при строительстве храма думал и о своей доброй мамочке – «чтобы мама ходила в храм святой Татьяны, чтобы было маме радостно». И она ходит, молится здесь вместе с нами.

У отца Евгения есть матушка, то есть жёнушка. Звать её Екатерина. Отец Евгений нашёл её в библиотеке и стал водить в отдел древних старинных книг при Казанском университете на свидания – ну раз ей так читать нравится…. Вот они и читали, а книги были в основном дореволюционные, умные. И через два месяца была свадьба. Народилось у батюшки Евгения и матушки Екатерины пять сыночков и лапочка дочка. Сейчас все сыновья уже выросли из пелёнок, а дочка вообще вышла замуж и родила еще двух сыночков, батюшкиных внучочков, которые из пеленок ещё не выросли.

Отец Евгений – наш настоятель! Он строил храм сам, то есть руководил всеми работами! Но он ещё построил православную Гимназию, в которой мы все учимся. Отец Евгений очень много знает, он ведёт у нас предметы – славянский язык у младших классов и Закон Божий у старшеклассников. Когда отец Евгений принимает зачеты по математике, физике, химии, литературе, русскому языку и обществоведению – старшеклассники дивятся – ведь он всё знает на пять с плюсом. Отец Евгений читает лекции в университете и принимает экзамены и защиту диссертаций у магистров! Он человек учёный!

А отцы Андреи у нас совсем разные. Есть старший отец Андрей, добрый-предобрый, он всех исповедует…. Он в храме давно, с самого начала. Старший отец Андрей очень любит детей, то есть нас – он нам отпускает грехи на исповеди, а потом дарит нам разные игрушки и фотографирует на бо-о-о-льшой фотоаппарат. У отца Андрея старшего мама грузинской княжеской крови, и в его жилах течет голубая кровь.

Младший отец Андрей – выпускник нашей Гимназии – Гимназии имени Сергия Радонежского, он человек учёный, так как учился в Сретенской семинарии шесть лет и написал диссертацию. А диссертацию он написал про марийского новомученика епископа Леонида. Младший отец Андрей приехал из Москвы с матушкой Татьяной. Говорят, что он встретил её в выставочном зале. Матушка там гуляла, рассматривала картины своей прабабушки Зинаиды Серебряковой. А батюшка Андрей как увидел её, так и влюбился. И увёз её из Москвы к себе домой, подальше от выставок, а то вдруг ещё какой учёный семинарист засмотрится. У них теперь две доченьки: Маша и Вера.

Глава восьмая. Гимназисты.

В нашем храме очень много детей и молодёжи, в основном это гимназисты и выпускники Гимназии. В Алтаре есть три алтарника-гимназиста. А когда вы услышите, что в коридоре или на клиросе всё брякает и падает, то знайте - это играют будущие гимназисты! В животах же у мам лежат и слушают молитвы ещё не родившиеся гимназисты! Вот как нас много!                                                                                                                Все классы начальной школы имеют своё место. Малыши стоят впереди, средняя школа – посерединке, а старшеклассники рассеиваются где-то сзади. Когда мы приходим на службу все вместе, то мы заполняем и храм, и коридор, и лестницу. Однажды, когда мы собрались все – в коридоре получилась настоящая пробка, как на дорожном перекрёстке в час пик. Это было на Пасху, после пасхального крестного хода. Голова крестного хода уже приложилась ко кресту и решила пойти на улицу, а хвост крестного хода еще только поднимался по лесенке в храм. Потом появился «регулировщик» - матушка Екатерина, она стала махать руками, как гаишник, и мы с трудом «разъехались». Сначала на улицу выбрались два первых класса, затем два вторых класса и так далее…. Было очень весело!

Вообще мы обожаем наш пасхальный крестный ход. Потому что мы идём не просто вокруг нашего храма, а вокруг целого квартала. Батюшка перед началом пути выдаёт нам хоругви. Это такие церковные знамёна с изображением Христа-Спасителя, Богородицы и некоторых других святых. У нас в храме есть большие хоругви, которые могут носить только взрослые и маленькие хоругви, которые легко могут нести дети.

Впереди хоругвеносцев идет счастливчик с фонарем. Фонарь обозначает Свет Христов! За хоругвеносцами идёт хор. У нас, в Татьянинском храме целых три хора: старший – профессиональный, средний – гимназический и младший – садиковский, который состоит из детей старших певчих. Младший хор петь ещё не умеет, на службе он спит, играет, рисует, бегает по лесенке, роняет сверху на бабушек машинки с мягкими игрушками и иногда немного молится. Бывает, что на службе младший хор «играет» громче всех, тогда батюшка смотрит на них из алтаря особенным взглядом, и младший хор переходит на беззвучный режим.

Вернёмся к крестному ходу - за длинным рядом певчих идут батюшки, а затем все гимназисты с классными руководителями и прихожане. Люди дивятся – откуда такая развесёлая толпа, а мы идём и громко поём молитвы и кричим «Христос воскресе!» Пусть все знают, что Христос победил смерть и пусть не боятся!

Бабушка Лидия Леонидовна.

Однажды меня привели во Дворец Творчества Детей и Молодёжи, и там я увидела Лидию Леонидовну. Она взяла меня за ручку и отвела в музыкальную студию, где поют народные песни. Я потом там пела целый год и танцевала. Оказывается, Лидия Леонидовна была директором дворца целых 30 лет, а сейчас она руководитель центра «Светоч». Я была у неё в кабинете: там так интересно! Столько книг про святых, столько журналов. Жаль, что нет такой студии с Лидией Леонидовной во главе, где читают журналы про Церковь и срисовывают картинки. Я бы туда обязательно записалась!

Мама мне рассказала, что Лидия Леонидовна была в Москве и выбирала нашего Патриарха. Она была депутатом от мирян от нашей марийской земли. Вот это здорово! Патриарх Кирилл, наверное, взял её за ручку и сказал: «Спасибо, тебе Лидия, что ты за меня проголосовала!»

Лидия Леонидовна в нашем храме раздаёт после службы конфетки, разливает кофе по праздникам, продаёт по праздникам свечи, организует Деда Мороза, чтобы он приходил к детям на Рождество Христово, а ещё она поздравляет всех с днями рождениями и дарит подарки. И если она узнает, когда вы родились, то и вас обязательно поздравит. Иногда, когда засыпаю, я думаю, что когда вырасту - я бы хотела работать Лидией Леонидовной. По-моему, это очень весело! Она такая развесёлая бабушка, даже веселее, чем мороженщица в киоске.

Олег Генрихович Левенштейн.

Впереди, пред иконой Спасителя всегда стоит дедушка Олег Генрихович. Сначала я думала, что он доктор и лечит детей, потому что он похож на доктора Айболита из книжки. А оказалось, что он доктор исторических наук и учит студентов. У Олега Генриховича знаменитый папа – писатель, врач, фотограф и альпинист, дядя Олег – тоже знаменитый учёный и преподаватель. В нашей любимой Гимназии дядя Олег преподаёт историю. Моя старшая сестра рассказывает, что когда она училась, то они с дядей Олегом пили на уроках чай «по-немецки», с немецким пирогом штруделем!

Когда я вырасту, я хочу учиться у Олега Генриховича.

А ещё дядя Олег однажды открыл выставку в музее про своего отца. Мы всей семьёй ходили на эту выставку. Там на фотографиях были такие красивые лица! Когда я вырасту, я тоже сделаю выставку про моего папу, потому что он – самый лучший, хоть и не такой знаменитый.

Михаил Николаевич (ректор)

Наш храм построен в корпусе политехнического университета, и на службах у нас молятся профессора, преподаватели и студенты. А ещё иногда приходит ректор Михаил Николаевич. Ректор – это директор университета. Правда Михаил Николаевич ректор другого университета – Мар Гу, но у него в университете храма нет, а студентов тысячи, надо же ему за них молиться, чтобы они хорошо учились.

В МарГу, кроме россиян, учатся много студентов из других стран: негры, индусы, узбеки, арабы. Представляю, как переживает за них Михаил Николаевич…. Они же русский язык не знают, а должны выучить. Приедут потом негры к себе домой и всем расскажут, как у нас хорошо и прочитают негритятам стихи А.С. Пушкина….

Когда я вырасту, я не поеду учиться к неграм, я буду учиться в МарГу, у Михаила Николаевича. Ведь если ректор молиться, то его университет станет скоро самым лучшим!

Тамара Никифоровна

Однажды летом у меня заболело ухо. Я ночью даже плакала, а утром мама пошла со мной в церковь. Я шла и думала о том, что в воскресенье все больницы закрыты, и в церкви мне тоже будет больно. На службе я держала ухо ладошкой. Тут ко мне подошла бабушка, которая всегда молиться у специального столика под названием канун, и сказала:

- Бери маму, после службы пойдем ко мне в гости.

Живёт эта бабушка недалеко от храма, надо только две дороги перейти, жаль, что я не запомнила, как идти – я бы всегда к ней в гости ходила. Мы зашли в квартиру, сняли обувь, и бабушка Тамара Никифоровна (а это была она) показала нам свои комнаты. В одной комнате я увидела волнистую вазу на столике, у это вазы есть название – «врач волнующийся». Когда Тамара Никифоровна пришла работать в больницу врачом о-то-ла-рин-го-ло-гом, главный врач ей подарил эту вазу. И стала Тамара Никифоровна врачом волнующимся. А это значит, что она волновалась сердцем за всех своих пациентов, даже за таких маленьких, как я.

Потом Тамара Никифоровна меня лечила в кабинетике. Она посмотрела мне ухо и назначила борный спирт. И знаете, у меня всё потом быстро прошло. Когда я вырасту, я может быть тоже стану врачом…, а может быть художником…, а может быть Лидией Леонидовной… - я ещё не решила – кем…, но я обязательно хочу быть «человеком волнующимся»….

Очень похожие сестренки

А еще в нашем любимом храме есть две удивительные девушки. Они обе такие красивые, что, когда я их вижу, мое сердце немного подпрыгивает от радости.

Это сестры – Марина и Аня. Я сначала никак не могла их различить, а потом присмотрелась и поняла, что они разные. У одной короткая стрижка, а у другой волосы длинные. У одной весёлые глаза, а у другой с ласковой грустинкой. В основном я их различаю по глазам. Ой, забыла сказать, что они сестрёнки-близнецы. Вообще в нашем храме есть несколько пар близнецов. Есть два дяденьки-близнеца, но один с усами, а другой безусый молодец. Есть две бабушки-близняшки: бабушка Нина и бабушка Зоя – обе кудреватые, сухонькие и очень бодрые. Но мои сестренки – красивее всех!!!

И вот, что я про них узнала! Именно они украшают наш храм во дни великих праздников. Это они делают венки на иконы, на крест, на плащаницу! Именно они украшают наш храм к Пасхе красивыми пасхальными композициями и букетами! Я обожаю этих сестренок. Когда я вырасту, я тоже хочу научиться так уметь! Надеюсь, наши сестренки возьмут меня в ученицы. Я бы очень старалась.

Тётя Люда – доктор

Тамара Никифоровна не один врач в нашем храме. Наверху, среди профессиональных певчих есть врач, медицинская сестра и студентка медицинского института. Певчего врача зовут тетей Людой. Она – детский врач. У неё много работы, но несмотря на это она ещё и поёт на службах. Видимо она тоже не понимает, как это можно в воскресенье не пойти в храм? Ну, какой же это выходной, если ты с утра начнёшь делать уроки или мыть посуду? Иногда я поднимаюсь тихонько на клирос и выглядываю там тетю Люду. Она уже два раза вылечила у меня кашель, и поэтому я её люблю.

Наши повара

Больше всех, ну конечно только после батюшек, я люблю наших поваров, потому что они нас всегда подкармливают. Я теперь знаю, как их зовут: тетя Ирина, тетя Таня и две тёти Марины. Они вообще-то не совсем повара: они ученые, преподаватели, инженеры. Это тут они превращаются в поваров. Так они делают своё большое доброе дело!

Однажды, когда я была маленькая - у меня на службе заболел живот, и я стала плакать. Тут ко мне подошла одна тетенька и пообещала накормить после причащения. У меня сразу живот от радости прошёл, а потом меня завели в трапезную.

Трапезная – крошечная, как кухня у нас дома, но такая уютная. Повара варят суп, целых две больших кастрюли, чтобы хватило и батюшкам, и алтарникам, и певчим всех трёх хоров, и тем, кто прибирается в храме, и тем, у кого болит живот. Такого вкусного супа нет даже в кафе, а знаете почему – да потому, что этот суп готовят с молитвой!

Мой старший брат мечтает, чтобы мы вообще все вместе обедали – все прихожане, вся семья! Тогда бы все приносили из дома какую-нибудь еду: кто-то огурчики, кто-то пироги, кто-то даже торт может принести. Я бы напекла с сёстрами блинов! Я очень люблю готовить! Я конечно тоже за такой обед, но только тогда надо трапезную побольше.

Когда я вырасту, я тоже <


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.