Методическая разработка литературно-музыкальной композиции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции

2020-06-02 219
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции

(классного часа),

Посвященного 75-летию Великой Победы в

Великой Отечественной войне

«Поклонимся великим тем годам…»

 

Преподаватель высшей квалификационной категории

Дорина Елена Павловна

 

 

2020

ЦЕЛЬ: показать учащимся основные ценности жизни через знакомство со своей культурой, историей родного края, через прикосновение к памяти о прошлом народа и страны;

формировать нравственные идеалы у молодого поколения, потребность гордиться Родиной, своим происхождением, историей своего рода;

помочь учащимся самостоятельно определить свое место в историческом процессе через духовность, патриотизм и культуру народа.

ЗАДАЧИ мероприятия:

1. Знакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

2. Способствовать формированию целенаправленных знаний о подвиге русского народа в победе над фашизмом.

3. Воспитывать любовь к Родине и гордости за свою страну.

 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: чтение наизусть отрывков из литературных произведений, стихотворений на военную тему, прослушивание грамзаписей, демонстрация видеофильма.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, грамзаписи А. Зацепина «Давным-давно была война», Е. Аграновича «От героев былых времен…», Д. Тухманова «День Победы» и др.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: патриотизм, память, духовность, православие, Родина, народ, нравственность.

 

Пояснительная записка

Сценарий празднования 75- летия со Дня Победы, возрастная категория – обучающиеся 15-17 лет. Сценарий представляет собой музыкально-литературную композицию, с использованием компьютерных технологий, так как тема Великой Отечественной Войны достаточно сложная для понимания детьми, использование наглядного средства в виде слайдов, достаточно легко справляется с данной задачей. В сценарии используются стихи о войне. Музыкальный материал представлен известными военными песнями в исполнении обучающихся, а также в записи взрослых исполнителей. Слайды сопровождаются негромкой музыкой.

 

 

Оборудование зала:

1. На слайде написаны даты, увенчанные орденской лентой внизу:

  1941 – 1945 гг 1418 й и ночей  

 

2.

Я родом не из детства – из войны, И потому, наверное, дороже, Чем ты, ценю и счастье тишины, И каждый лишний день, что мною прожит. Ю. Друнина Когда страна узнала о войне, В тот первый день, в сумятице и бреде, Я помню, я подумала о дне, Когда страна узнает о победе.       М. Алигер
Всех в обойму единую втисни, Остриги под гребенку одну. Мы писали о жизни, о жизни, Неделимой на мир и войну.     А. Межиров А вечером над братскою могилой С опущенной стояла головой… Не знаю, где я нежности училась, - Быть может, на дороге фронтовой.   Ю. Друнина

 

3. Видеофрагменты из фильмов по произведениям Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

4. Документальные фотографии и репортажи: мемориал «Огненная дуга»,

«Мамаев курган», «Хатынь». Слайды сражений под Москвой, под Сталинградом, блокады Ленинграда; коллажи фронтовых фотографий.

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Звучит Песня «За того парня»

 

Ведущий: 9 мая великая страна празднует великий день, 75-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашизмом - это день преодоления страха, день мужества, день не утихающей боли, день подвига, день торжества духа.

Ведущий: Великая Отечественная Война оставила после себя невосполнимые потери и катастрофические разрушения, незаживающие раны о пропавших без вести и скорбь о погибших. Эта война оставила в наших сердцах и память и гордость за подвиг народа, сложенный из преодолений, самопожертвования и бесконечной дороги к Победе.

Ведущий: Война… Великая Отечественная война… Скольким героям нужно отдать дань, сколько дорог нужно пройти вместе с ними?! Трудно. Бесконечно трудно…

 

Звучит Песня «Довоенный вальс»

1-й ведущий:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. (С. Щипачев, «2 июня 1941 года»

На фоне видеоряда дети играют в зале, прыгают, резвятся, показывают гимнастические упражнения. Отдыхают.

Вой сирены и взрывы.

Дети на сцене

Чтец: К нам утром ворвалась беда.

Страна спала и ничего не знала,

Когда фашистская орда

На наши села наступала.

Еще воскресным летним днем

Смеялись, танцевали, пели,

А на окраинах страны

Уж гибли люди, и дома горели.

 

Звучит Голос Левитана

Чтец: В двенадцать ровно вся страна

В молчаньи тягостном застыла,

И слово страшное «Война»

Жизнь на две части разделила.

Померкло солнце, день угас,

И матери вмиг постарели,

Как будто в этот страшный час

Душою кровь и боль узрели.

Песня Священная война

(на фоне песни кадры военной хроники)

Ведущий: Тысячи добровольцев выстраивались на призывных пунктах, студенты обивали пороги, чтобы добиться отмены брони для своих учебных заведений.

Ведущий: Плечом к плечу ушли отцы

И сыновья. И бесконечно

Шагали роты и полки,

Кто до Берлина, ну, а кто-то в Вечность…

Ведущий: Самыми трудными и самыми страшными были первые месяцы войны. Неожиданность, растерянность, неизвестность, страх. Бомбежки, оккупация, паническое отступление, первые похоронки. В городах и селах появились отступающие части Красной армии. «Почему отступают?» - этот вопрос тревожил всех. Но именно тогда, в первые месяцы и даже первые дни случилась первая победа. Маленькая, в масштабе огромной войны, но значимая. Победа Воли, Мужества, Стойкости, Духа. Где эта Первая Победа была одержана, сейчас никто не скажет, их было очень много, но именно они легли в основу главной, той, которую сегодня мы празднуем в 75-й раз.

Ведущий: Есть подвиги и герои, о которых мы знаем с детства: 28 панфиловцев, Молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, многие и многие другие. О них сложены песни, написаны книги, сняты кинофильмы. Но есть и другие. Незамеченные и неотмеченные, знакомые только близким. Они не меньше достойны памяти, потому что все, кто сложил голову за Родину – герои, и каждый переживший, выстоявший в той войне, тоже герой.

 

Ведущий:

Глядят с фотографий суровые лица,

Загар не курортный, военный и жесткий.

И лица серьезны, совсем, как у взрослых,

Хотя перед нами мальчишки, подростки.

Под воем снарядов забыли про детство,

Мальчишки, девчонки из жизни военной,

И не было игр во дворе по соседству,

А голод и страх, и беда ежедневно.

Печальны глаза их на худеньких лицах,

Им хлеба кусок был вкуснее конфеток.

Они повзрослели, шагнув через юность,

Учила не в шутку война малолеток.

 

Чтец: Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь…

Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе… …

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом…

Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…» …

А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнем,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

На фоне музыки Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая…»

выходят четверо ведущих

 

Ведущий: Страна узнавала об отступлении, о потерях из радио. Радио-динамики располагались на улицах городов, деревень. Это мог быть один динамик на один район или даже на одну деревню. Все торопились к нему, узнать последние новости с фронта. С каким жадным вниманием слушали люди неутешительные новости с фронтов, какой острой болью отзывались они в каждом, и какой гордостью, какой решимостью наполнялись сердца людей, когда радио сообщало о подвигах первых героев!

Ведущий: Шли жестокие бои. Гибли люди.

 

На экране слайд-шоу «Оккупация» и кадры военного времени

 

Ведущий: Трудно, невозможно представить себе жизнь в условиях оккупации. Полная неизвестность, что там за линией фронта? Где наши, когда освободят? А рядом враги: наглые, веселые, сытые, которые на все лады поют о скорой победе фашистов.

 

Ведущий: В минуты затишья Солдаты писали письма на листочках бумаги и складывали особым способом – треугольником, потому что конвертов не было.

Ведущий: «Здравствуйте, многоуважаемые Папа, Мама и любимый Жорик!!! Спешу сообщить вам о том, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Сейчас я нахожусь на фронте. Я изучил на «отлично» пулемет, и теперь буду на деле бить фашистскую гадину. В общем, чувствую себя хорошо. Желаю благополучно снять вам урожай и обеспечить овощами на зиму. Ну, пока до свидания, остаюсь жив. Ваш Коля»

Девушка: Это письмо было единственным, которое получили родители. Последние слова этого письма стали для них светом в окошке: «Остаюсь жив. Ваш Коля». На экране письмо с фронта.

 

Ведущий: Страну защищали не только воины. Весь Советский Союз (именно так называлась наша страна) встал на защиту Родины. «Все для фронта, все для Победы!» стало не просто лозунгом, жизненной установкой каждого жителя. В тылу ковали Победу старики, женщины и дети, испытывая лишения работали не покладая рук.

 

Ведущий: На наших землях, занятых врагом, создавались партизанские отряды, там, наравне с мужчинами сражались и самоотверженные хрупкие девушки, и отчаянные подростки, и матери, вставшие на защиту не только своих, а ВСЕХ детей. Жить лицом к лицу с врагом не менее страшно, чем сражаться в открытом бою.

 

Ведущий: Война беспощадна. Уже отступление было остановлено,, уже были освобождены наши города. Но все так же гибли товарищи, и по-прежнему, еще не вся наша земля была свободна от немецких варваров. И с каждым освобожденным селом, с каждым освобожденным городом росла уверенность в Победе, только… Представьте себе солдата, который с боем взял свой родной городок. Что он испытывал? Наверное, первая радость сменялась нестерпимой болью от поруганной Родины. Многие города и деревни были захвачены. Вот история мальчика.

Чтец: Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

 

Звучит Песня «Враги сожгли родную хату»

Ведущая: Села выжжены, города разрушены… И закипала ненависть, и появлялось жгучее желание идти дальше, в Германию, не для того, чтобы отомстить, нет! Чтобы задавить фашистскую гадину в ее логове. Появилась новая цель – Берлин - главный город фашистской Германии!

Ведущий: К ноябрю 1944года, после долгих кровопролитных боев, вся территория Советского Союза была освобождена. Но еще полгода Советская армия продолжала сражаться, теперь уже за Европу. Так же, как и раньше лилась кровь, гибли друзья, и крепла ненависть к жестокому врагу – фашисту.

 

Ведущий

Помните! Через века,       через года, - помните! О тех, кто уже не придёт                   никогда, - помните! Не плачьте! В горле   сдержите стоны, горькие стоны. Памяти  павших         будьте                достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью  просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца         стучатся, - помните! Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста,       помните! Песню свою      отправляя в полёт, - помните! О тех, кто уже никогда           не споёт, - помните! Детям своим       расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена          бессмертной                      Земли помните! К мерцающим звёздам               ведя корабли, - о погибших помните! Встречайте      трепетную весну, люди Земли. Убейте  войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите           через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придёт             никогда, - заклинаю, - помните!

 

Ведущий: Утром 9 мая в главных городах России проходят военные парады. Ветераны надевают медали. Люди дарят им цветы, но их становится все меньше и меньше. Им сейчас около 90 лет, но собираются вместе и вспоминают, как они воевали, о своих боевых товарищах, поют песни военных лет.
9 мая ровно в семь часов вечера начинается минута молчания. В эту минуту мы молчим и думаем о тех, кто спас мир от фашистов, о тех, благодаря кому мы сейчас живём в прекрасной мирной стране. Давайте встанем и мы, почтим память павших героев.


Минута молчания. Звучит Военный метроном

Чтец:
Дни войны переведу в мгновенья,
А мгновенья разделю на тех,
Кто с войной прожив короткий век
За Победу жизнь отдал без размышления.

 

Чтец:
Шла война и жизни уносила
За минуту десять человек.
У кого-то безымянная могила
У кого-то скромный монумент.


Чтец:
Прадедушке война ночами снится,
Говорит он, что не видел снов страшней:
Улетают в бесконечность души-птицы
С криками последних журавлей…

 

Видео «Журавли»

Юлия Друнина

Не знаю, где я нежности училась, -

    Об этом не расспрашивай меня.

    Растут в степи солдатские могилы,

    Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах – обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

    Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

    Большого отступления страду.

    Опять в огонь рванулись самоходки,

    Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.       

 

Чтец: « МОНОЛОГ ПОГИБШЕГО СЫНА» (Евгений Нефедов)

Я смотрю на тебя, моя мама,
С фотокарточки в нашем дому,
Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимая к лицу своему...

Я не плачу в такие минуты —
Быть весёлым фотограф просил.
Но порой у меня почему-то
Не хватает для этого сил.
У кого их, родимая, хватит,
Если столько непрожитых лет
Мы с тобою одни в этой хате.
Где ни внуков, ни правнуков нет.

Мама, мама, не мы в том виною,
Не бывает за теми вины,
Кто выходит сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.

Слышно мне, как дрожат твои руки
И как слёзы твои горячи...
Только знай: вся страна — твои внуки,
Потому что я жизнь им вручил.

Пусть они не увидят ни грамма
Из того, что я видел в бою.
Пусть они берегут тебя, мама,
Как берёг я Отчизну свою.

Целый мир заслоняя собою,
Да стоят они, правдой сильны,
И умеют сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.

 

 

Александр Твардовский

В привычных сумерках суровых

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

    Родные воины сторицей

Прославит ваши имена

И благодарная столица,

И благодарная Москва.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

    И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах –

ОРЕЛ и Белгород – слова.

Литература

1. Русская советская поэзия. Под редакцией Л.П. Кременцова. - Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1988. – 591 с.

2. Ю.В. Друнина. Избранное в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1989.

3. М. Румянцева. Твое имя. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1969. –

79 с.

4. Здравствуй, книга. Для семейного чтения. Выпуск 2-й. Составители Н.А. Демьянова и А.А. Осипова. – М.: Московский рабочий, 1983. – 512 с.

5. Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 класса средней школы в двух частях, часть II. Составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 1993. – 448 с.

6. Борис Осыков. Белгородский алфавит. Краткий краеведческий справочник. Воронеж.: Центрально-черноземное издательство, 1990.

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции

(классного часа),


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.