Экскурсионные материалы по станции «Церковь. Религиозные обряды, связанные с природой» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Экскурсионные материалы по станции «Церковь. Религиозные обряды, связанные с природой»

2020-06-02 150
Экскурсионные материалы по станции «Церковь. Религиозные обряды, связанные с природой» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Славилось село своими храмами. Первая церковь в Белышево была построена в 1628 году князем Ф.И. Мстиславским в честь Святителя Николая. С этого времени бывшая деревня Белышево стала называться селом. Более ста лет простояла эта деревянная церковь, а в 1732 году по распоряжению тогдашнего хозяина имения И.В. Одоевского она заменяется новой, оригинальной архитектуры деревянной, в стиле деревянного классицизма. Она представляла собой «восьмерик на высоком четверике, покрытая куполом и увенчанная небольшой головкой». В 1694 году боярин А.Ф. Лопухин построил вторую деревянную, в том же стиле, церковь Тихона Чудотворца. Видимо, поэтому престольным праздником в селе Белышево является Тихонов день. В 1751 году И.В. Одоевский строит третью деревянную церковь в честь святого мученика Харлампия. Деревянная Тихоновская церковь простояла тоже свыше ста лет. В 1853 году на её месте была построена новая каменная церковь во славу Воскресенья Иисуса Христа из мертвых. Хозяевами Белышевского имения тогда были князья Мещерские.

Имеются данные из книги «Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии» от 1863 года. Выписка из этой книги гласит, что в селе Белышево Варнавинского уезда, Костромской губернии церковь Святителя Николая имеет три храма:

1. Деревянный – построен в 1732 году. Престолы в честь Святителя Николая, Святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и Святой мироносицы Марии Магдалины.

2. Деревянный – построен в 1751 году. Престолы в честь: Святого мученика Харлампия, Святого Тихона Амасутского и Святого великомученика Дмитрия Мироточивого. Оба эти храма построены князем И.В. Одоевским при помощи прихожан.

3. Третий храм в Белышево к 1863 году – каменный с колокольней, помещенной в двух главах его. Построен в 1653 году во славу Воскресенья Иисуса Христа из мертвых и в честь Божьей матери, празднования явления ей Иконы Казанской и Святых мучеников Платона и Надежды. Храм построен П.А. Мещерским с прихожанами.

Все три храма обнесены одной каменной оградой. В храмах служили два священника, диакон, два псаломщика, дьячок и пономарь. Эти три храма существовали до революции 1917-го года и после неё. В приходе к 1910 году было 22 селения и 5809 человек прихожан. Церковь имела землю – усадебную, пахотную и сенокосную. С прихожан собирались деньги, зерно (рожь, овес). В 1844 году на приходском кладбище был построен молитвенный дом. В приходе насчитывалось семь деревянных часовен, а при церкви размещались деревянные торговые лавки. Ближайшие к Белышеву церкви находились в с. Архангельском на Волу – в семи верстах, в с. Турань – в двенадцати верстах, в с. Ново-Михайловском – в пяти верстах и в г. Ветлуге – в 15 верстах. Раскольников и сектантов в приходе не было.

Такого числа церквей не было ни в одном селении Поветлужья. Каменная церковь и по настоящее время, несмотря на ветхость, украшает село. Особую красоту и величие церкви придает трехъярусная колокольня при двухъярусном звоне. Каждый ярус её имеет оригинальное пластическое решение с ордерскими композициями. На первом ярусе стоят 16 спаренных полуколонн, а на втором - 8. Эта церковь была построена во славу Воскресения Иисуса Христа из мертвых и в честь Божьей матери. Сейчас в церкви действует молельная комната, восстановленная силами прихожан. А значит, живы и обряды, связанные с природным окружением села.

В каждой деревне был свой престольный праздник: в Куличихе и Белышеве - Тихонов день, в Козлихе - Владимирская, в Урюпино - Варнавин день, в Баженихе - Скорбящая, в Березниках и Тимофееве - Ильин день, в Токарихе и Мокруше - Мольба.

Самым распространенным является почитание Троицы. С ним тесно связано воспевание березы. В давние времена на Троицу девушки наряжали березку: обвивали ее лентами, водили вокруг нее хороводы. Ветки березы, освященные в церкви приносили домой и хранили в течение всего года как оберег.

На Ивана Купалу (7 июля) устраивались гуляния: водили хороводы, прыгали через костер, как бы сжигая все грехи, очищаясь, и плели венки. Венки бросали в воду, гадая: если далеко плывет венок – быть успешной жизни, а если утонул – к смерти.

В древности ива была связана с именем бога Перуна. «Перунова лоза» была непременной участницей всех весенних обрядов. Это и не случайно – ведь ива самая первая просыпается весной, её ветви покрываются мягкими пушистыми снежками, когда рядом еще лежит снег и ничего не напоминает о весне. Со временем языческие праздники слились с христианским праздником, который отмечался в шестую неделю великого поста. Согласно Библии, в этот день народ иудейский встретил Христа в Иерусалиме ваями – ветвями финиковой пальмы. В России ива заменила пальмовые листья, а шестое воскресенье поста стало называться Вербным воскресеньем.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.