Определение исходных позиций — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Определение исходных позиций

2020-06-02 136
Определение исходных позиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У истоков религии

Как произошла религия? Этого вопроса для богословов не существует. Они утверждают, что религия извечна, ибо дана человеку богом в момент творения. Данные же науки говорят о другом. О том, как опровергается с помощью аргументов современной науки концепция о богоданности и вечности религии, рассказывает в своей книге кандидат философских наук В. Е. Чертихин. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

  • О книге
  • Введение
  • Определение исходных позиций
  • Можно ли знать то, что нигде не написано?
  • Во что же верили древние люди
  • Первые шаги религии
  • От многобожия к единобожию

Источник:
Чертихин В.Е. 'У истоков религии' - Москва: Политиздат, 1977 - с.96 с ил.

О книге


Чертихин Владимир Елисеевич 'У истоков религии'

Чертихин В.Е. "У истоков религии"

Москва

Издательство Политической литературы 1977

29

Ч-50

Ч

10509-058

322-77

 
079(02)-77

Чертихин В.Е. "У истоков религии". М. Политиздат, 1977. 96 с. с ил. (Беседы о мире и человеке).

Как произошла религия? Этого вопроса для богословов не существует. Они утверждают, что религия извечна, "бо дана человеку богом в момент творения. Данные же науки говорят о другом. О том, как опровергается с помощью аргументов современной науки концепция о богоданности и вечности религии, рассказывает в своей книге кандидат философских наук В. Е. Чертихин.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

© Политиздат, 1977 г.

Чертихин Владимир Елисеевич "У истоков религии"

Заведующий редакцией Белов Л.В.

Редактор Трифонова Т.И.

Младший редактор Жарикова Г.И.

Художник Тогобицкий В.А.

Художественный редактор Семиреченко Г.Ф.

Технический редактор Межерицкая Н.П.

Сдано в набор 15 октября 1976 г. Подписано в печать 27 декабря 1976 г. Формат 70Х108 1/32. Бумага типографская № 1. Условн. печ. л. 4,2. Учетно-изд. л. 4,18. Тираж 200 тыс. экз. А00474. Зак. 1162. Цена 15 коп.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7,

Ордена Ленина типография "Красный пролетарий", Москва, Краснопролетарская, 16,

Введение

...Залитые солнцем улицы Древнего Рима. По ним медленно движется процессия, сопровождающая приговоренного к смертной казни преступника. Преисполненные важностью служебного долга рядом с осужденным идут вооруженные ликторы. Неподалеку горожане живо обмениваются впечатлениями о прошедшем суде, о предстоящей казни. Только сам преступник ни на что не обращает внимания, он погружен в свои мысли и уже отрешился от кипящих вокруг него страстей. Но что за ропот пробежал по толпе? Почему вдруг так засуетились стражники, пытаясь затолкнуть преступника в одну из боковых улиц? Почему оживился сам осужденный?

Оказывается, в отдалении появилась еще одна процессия, окружающая носилки, в которых сидела весталка - жрица богини Весты, хранительницы вечного огня. По обычаям Древнего Рима в случае встречи приговоренного к смерти и весталки смертная казнь в исполнение не приводилась. Достаточно для этого было весталке только поклясться, что встреча была "невольной, неумышленной и ненарочитой".

Так человеческие законы, столкнувшись с законами, установление которых приписывалось богам, отступали на второй план. Этот пример говорит о важном месте, которое занимала религия в жизни древнеримского общества. Можно привести огромное количество подобных примеров, относящихся к другим народам и другим эпохам. Вспомним знаменитые крестовые походы эпохи средневековья. Под лозунгом "освобождения гроба господня" многотысячные отряды рыцарей-крестоносцев разоряли мусульманские города, истребляли население. Вспомним печально знаменитую варфоломеевскую ночь, когда в Париже из-за религиозных распрей было уничтожено 5 тысяч гугенотов.

Что же такое религия, сила которой была так велика, что могла спасти жизнь преступнику и в то же время лишить жизни сотни тысяч ни в чем не повинных людей?

Наука по мере своего развития вытесняет представления о боге и других сверхъестественных силах. С помощью многочисленных фактов, собранных многими поколениями ученых разных стран, она убедительно показывает, что религиозные верования - это заблуждения. Но тогда встают вопросы: почему же люди начали верить в богов и чудеса? Как возникла религия? Как возникло это заблуждение и почему оно так прочно укоренилось в сознании людей?

Когда же она появилась?

В 1856 г. в долине Неандерталь (Германия) были найдены останки древнего человека, который жил примерно 150-85 тыс. лет тому назад. По названию долины, где впервые были обнаружены костные останки этого древнего человека, ученые назвали его неандертальцем. В последующие годы поселения неандертальцев были обнаружены на территории Франции, Бельгии, Хорватии, Англии, Чехословакии, Испании, Палестины, СССР, Африки, на острове Ява. В эту группу ученые включают и так называемого гейдельбергского человека, впервые обнаруженного в песчаном карьере близ немецкого города Гейдельберг; останки древнего человека, найденного на территории Родезии; явантропа, найденного на берегах реки Соло приблизительно в тех же местах, где был раньше обнаружен питекантроп. Эту группу древних людей ученые называют неандерталоидами.

Реконструкции, произведенные учеными, показывают, что неандерталец был ростом около 150-165 см, имел мощное телосложение, ходил прямо, но с согнутыми коленями. Череп неандертальца был большой и массивный, с толстыми надглазными валиками и покатым лбом, подбородочного выступа почти не было. Однако, несмотря на эти очень сильные обезьяньи признаки, мозг у неандертальца был такой же величины, как у современного человека, а у некоторых особей даже крупнее и достигал 1550 см3. Изучение слепков с внутренней стороны черепных крышек показывает, что соотношение различных частей мозга у неандертальцев было таково, что по умственным способностям они, по-видимому, приближались к человеку разумному, правда, лобовые доли, где расположены центры самоконтроля, у них были значительно меньше развиты.

Жили неандертальцы главным образом в пещерах, использовали огонь и уже умели добывать его сами, делали достаточно сложное кремневое оружие и, что интересно, хоронили своих мертвых. Последний факт привлек особое внимание ученых к неандертальцам: ведь захоронение мертвых можно было истолковывать так, что у неандертальцев появляются уже какие-то религиозные верования. Поэтому давайте и мы поподробнее остановимся на этой стадии развития человечества.


Неандерталец

Ученые предполагают, что на этой стадии развития человечества впервые появляется естественное разделение труда. Основным занятием мужчин была охота, изготовление орудий труда и оружия, грубая обработка туш убитых животных. Женщины собирали плоды, корни и клубни съедобных растений, дрова для поддерживания костров, обрабатывали шкуры убитых зверей. Жили неандертальцы небольшими ордами, совместно охотились, добыча была общим достоянием. Примитивные орудия труда заставляли неандертальцев прибегать к различным уловкам и охотничьим хитростям, приспосабливаться к повадкам и привычкам животных. Среди животных, на которых охотились неандертальцы, были и очень крупные - пещерные медведи, горные козлы, слоны, носороги.

Жизнь неандертальцев была необычайно трудна и полна опасностей. Вооруженные каменными и деревянными орудиями труда, они не могли еще противостоять грозным силам природы. Находясь в постоянном противоборстве со стихийными силами окружающего их мира, неандертальцы умирали очень рано. Как показывают данные археологических раскопок, мужчинынеандертальцы жили около 30 лет, а женщины и того меньше. В 1908 г. на территории Франции, в районе реки Везеры, близ Ле Мустье было найдено неандертальское погребение, которое послужило причиной оживленных дискуссий между учеными. Изучая это погребение, ученые пришли к выводу, что захоронение, по-видимому, было совершено по какому-то обряду: труп был положен в неглубокую яму на бок, голова его покоилась на правом локте, другая рука была вытянута вперед, вокруг тела были найдены каменные орудия труда. В могиле были обнаружены также обожженные кости зверей: по-видимому, сородичи позаботились о пище для покойного. Находка наводила на мысль о том, что у неандертальцев уже появились какие-то смутные представления о загробной жизни, о бессмертной душе. Следовательно, говорили некоторые ученые, религия возникла приблизительно 100- 150 тыс. лет назад, в то время, когда жили неандертальцы.

Нет, возражали им другие ученые, погребения неандертальцев не доказывают существования у них религиозных верований. Ритуал захоронения можно объяснить и другими причинами: в нем могла проявляться простая забота сородичей об умершем, не понимавших сущности такого явления, как смерть. Вряд ли у неандертальцев могли возникнуть такие сложные представления, как представления о душе и загробной жизни. Первые религиозные воззрения должны быть очень простыми. В этом возражении, как мы увидим дальше, есть большая доля истины. Кроме того, на основании одного захоронения неправомерно делать какие-либо обобщающие выводы. Ведь раскопки целого ряда других поселений неандертальцев не дают никакого материала для утверждения, что у них существовали религиозные верования.

Территория обитания неандертальцев была очень обширна. Разные группы неандертальцев жили в различных условиях. Это должно было по-разному сказываться и на духовном развитии разных групп неандертальцев. Раскопки, проведенные в последние десятилетия в Центральной и Юго-Восточной Европе, в Палестине, Крыму, Узбекистане, на Яве и в других местах, заставили многих ученых оставить прежнюю точку зрения о неандертальцах как единой группе. По всей вероятности, различные условия жизни неандертальцев обусловили появление различных групп, которые друг от друга отличались и своей трудовой деятельностью, и уровнем духовного развития. У одних из них, возможно, уже были какие-то представления, близкие к религиозным, у других таких представлений не было.

Возникновение религиозных верований - это не какой-то мгновенный акт, "озарение" души человека. Человечество прошло долгий путь, прежде чем появилась религия. Да и сам процесс возникновения религии занимает длительное время, он обусловлен конкретно-историческими причинами. На той стадии развития, на которой находились неандертальцы, в силу ряда конкретных причин (различия условий жизни, способов трудовой деятельности, различного уровня духовной жизни) существовали, вероятно, и группы людей, не знающих еще никаких верований, и группы, у которых появляются зачатки верований. Посмотрим, нет ли каких-либо археологических данных, подтверждающих эту точку зрения.

Мы уже говорили о погребении неандертальского юноши в Ле Мустье. В 1938 г. советский археолог А. П. Окладников в гроте Тешик-Таш также обнаружил хорошо сохранившееся погребение неандертальского мальчика. Кости покойного лежали в небольшом углублении, вокруг черепа острыми концами вниз были воткнуты козлиные рога, образуя вокруг головы своеобразную ограду. Вблизи от могилы А. П. Окладников обнаружил также следы костра, который, судя по тонкому слою золы, горел очень непродолжительное время. Вполне возможно, что это был ритуальный костер, непосредственно связанный с погребением.

Особенностью погребений в Тешик-Таше и Ле Мустье было то, что скелеты лежали в положении, напоминающем позу спящего человека: на боку, со слегка подогнутыми коленями. По-видимому, руки и ноги покойника при погребении привязывались к телу. Такой способ захоронения в близкое нам время известен у наиболее отсталых племен. Примерно так хоронили своих покойников папуасы Новой Гвинеи: они связывали умершим руки и ноги, считая, что это не позволит им вернуться и нанести вред сородичам.

Есть и другие археологические находки, которые заставляют исследователей задуматься о характере верований неандертальцев. Во время раскопок, производившихся в 1917-1921 гг. в пещере Драхенлох (Швейцария), археологи обнаружили большой склад медвежьих костей. Вдоль южной стены пещеры почти по всей ее длине тянулась искусственно построенная из кусков известняка перегородка высотой около 80 см. В пространстве между перегородкой и стеной шириной приблизительно в 40 см находилось множество костей пещерных медведей: в основном большие кости конечностей и черепа, мелкие части скелета - позвонки, ребра, фаланги пальцев - отсутствовали. Кости были сложены не кое-как, а в определенном порядке. Так, например, в одном месте лежали три черепа в одинаковом положении и были обращены в одну сторону.

Первоначально ученые подумали, что они обнаружили какой-то древний склад мяса, но чем больше они углублялись в пещеру, тем все больше и больше приходили к выводу, что имеют дело с памятником, свидетельствующим о следах какого-то медвежьего культа у неандертальцев, сходного с культом, который у некоторых отсталых северных народов наблюдается до сих пор в разных вариациях.

Так, в промежутке между вторым и третьим отделами пещеры был обнаружен специальный каменный шкаф с медвежьими черепами, а в последнем отделе пещеры было сделано совсем неожиданное открытие. Между вертикально поставленными известняковыми плитами различного размера, покрытыми сверху большой горизонтально положенной плитой, лежал очень хорошо сохранившийся череп пещерного медведя. Через скуловую дугу черепа, с обеих сторон которого лежали еще две берцовые кости, была продета бедренная кость молодого пещерного медведя. Последующие тщательные исследования показали, что все четыре кости принадлежали разным медведям.

Сделанное в Драхенлохе важное и интересное открытие не осталось единственным в своем роде. Искусственные нагромождения черепов пещерных медведей, иногда вместе с длинными костями конечностей, были позднее найдены археологами и в других пещерах; в Петерсхеле, около Вельдена, в Германии, в Вильдкирхли в Швейцарии, в Драконовой пещере в Штирии. Эти открытия говорят о том, что перед нами памятники какой-то деятельности неандертальцев, которая может быть истолкована как магические охотничьи обряды. Многие ученые остановились на предположении, что обитатели пещер, сохраняя таким образом кости и черепа пещерных медведей, надеялись, что этим они дадут возможность убитым животным вновь вернуться к жизни. Это предположение подтверждается тем, что некоторые народы, отставшие в своем развитии, также сохраняли кости убитых животных, считая, что этим они помогают зверям вновь "возродиться", а себе на будущее обеспечивают удачную охоту.

Имеются археологические данные, говорящие о том, что на стадии неандертальца возникли не только зачатки охотничьих магических культов, но и какие-то другие верования. В 1939 г. в пещере Гуаттари на горе Монте Чирчео (Италия) был обнаружен неандертальский череп, который лежал на Полу пещеры, а около него были выложены по кругу камни приблизительно одинаковой величины. Долгое время изучавший находку профессор Серджио Серджи предположил, что здесь также имело место какое-то ритуальное погребение одной лишь головы, потому что остальная часть скелета отсутствует (вероятно, тело было съедено). Многие другие археологи, в том числе и А. П. Окладников, склоняются к тому же мнению и считают, что круг камней, которым был окружен череп, может находиться в какой-то связи с солнцем, с зарождением культа солнца. Таким образом, можно предположить, что у ряда неандертальских групп начинают возникать какие-то верования, связанные с охотничьими магическими культами и, возможно, даже с культом солнца.

Но не будем распространяться о характере этих верований. Исследователи еще не пришли здесь к однозначному выводу, споры еще продолжаются. Однако если и возможен вывод, что эти верования сходны с религиозными, то обнаруженные археологами факты наглядно показывают, что религия не дар божий, что она "не сваливается" на человека с небес сразу, внезапно, а возникает постепенно в силу определенных причин естественного, а не божественного порядка. Она результат осознания человеком своего бессилия перед стихийными силами природы.

Первые шаги религии

Итак, богатый антропологический, археологический и этнографический материал, тщательно и неоднократно проверенный исследователями и не вызывающий сомнений даже у людей далеких от науки, свидетельствует о несостоятельности богословской концепции прамонотеизма - изначальности единобожия, вечности веры в единого бога. На основании имеющихся данных можно сделать вывод о том, что длительное время древние люди вообще не знали веры в сверхъестественное. Представления о сверхъестественном, первобытные верования появились на сравнительно поздних стадиях развития человеческого общества и очень отличались от всех ныне бытующих форм религии.

Мы видели, что в верованиях эпохи первобытного общества естественное и сверхъестественное были тесно переплетены, слиты, не было четкого разграничения на естественный и сверхъестественный мир, когда последний представляется главным и ставится над реальным миром.

Многие ученые вообще не признают верования первобытных людей религией, а относят их к мифологическому типу мировоззрения. Ученые, придерживающиеся этой позиции, считают, что религия возникает не на стадии неандертальца или кроманьонца, а значительно позднее, на стадии разложения первобытного общества и разделения его на противоборствующие классы. Многие ученые, изучавшие мифологические верования, считают, что социальное расслоение общества и сопутствующее ему отделение умственного труда от физического приводят к отделению в сознании людей естественного от сверхъестественного, к выделению сверхъестественного мира в особый, стоящий над естественным и господствующий над ним мир, что и характерно для религиозного типа мировоззрения. Познакомимся более подробно с этой точкой зрения.

Прежде всего постараемся определить, что такое мифология (от греческого слова "миф" - "слово", "рассказ"). Обычно при первом упоминании о мифологии в памяти всплывают мифы древних греков, широко известные благодаря многим талантливым исследователям античности и прекрасным произведениям искусства и литературы. Однако через период мифотворчества прошли, по-видимому, все народы. Известны, например, мифы и сказки народов Австралии, Океании, Африки и т. д. Исследования мифов различных народов позволяют сделать вывод о том, что в них отражается восприятие мира и понимание его людьми, жившими в условиях первобытнообщинного строя. Им были понятны только общинно-родовые отношения. А поскольку всякое объяснение есть сведение непонятного к понятному, непознанного к познанному, то вполне естественно, что, стремясь объяснить окружающий его мир, первобытный человек переносил на природу общинно-родовые отношения. Однако перенесение первобытнообщинных отношений на окружающую природу - это только одна из существенных черт мифологического мировоззрения.

Другой характерной его чертой является то, что оно не знает различия между естественным и сверхъестественным, обыденным и священным, земным и божественным. Таким образом, согласно этой теории, древние мифы возникают еще в дорелигиозном сознании. Впоследствии же, когда человек в своих представлениях начинает отличать естественное от сверхъестественного, из недр мифологии возникает религия. Миф входит в нее в качестве обязательного элемента, являющегося существенной частью религиозного мировоззрения.

Посмотрим, как эта концепция согласуется с данными о развитии первобытнообщинной формации.

Современные историки выделяют три основных периода в развитии первобытнообщинного строя: 1) становление первобытнообщинной формации - эпоха человеческого стада; 2) расцвет первобытнообщинной формации - эпоха родовой общины; 3) период разложения первобытнообщинной формации.

Первый период в развитии первобытного общества в современной исторической литературе чаще всего называется эпохой первобытного человеческого стада. Эта эпоха начинается, согласно современным данным, приблизительно около 2 млн. лет тому назад, с появлением существ, производящих примитивные орудия труда и образующих первые, еще очень слабо спаянные производственные коллективы. Если вспомнить материал, с которым мы познакомились в предыдущих главах, то, быть может несколько упрощая, временные рамки первобытного человеческого стада следует определить как период от зинджантропа до неандертальца. Историки считают, что основным содержанием этого периода является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков зоологического состояния, унаследованного человеческим стадом от стада человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического формирования человека. На протяжении этого огромного исторического периода у людей не было представлений о сверхъестественном, а следовательно, и религиозных верований, и только, быть может, в самом конце его у некоторых племен начинают формироваться зачатки мифологических верований.

Второй этап в развитии первобытнообщинной формации современные историки обычно называют эпохой первобытной родовой общины, или эпохой родового строя. Этот период открывается крупным сдвигом в развитии производительных сил, который связан прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для производства других орудий труда. Такое изменение в материальной базе общества повлекло за собой возникновение первой прочной формы социальной организации общества - родовой общины. По мнению историков, этот период является основным этапом развития первобытнообщинной формации, временем ее расцвета, когда получает свое наиболее яркое выражение основная черта первобытнообщинной формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении. Для этого периода и характерны рассмотренные уже нами мифологические представления и связанные с ними фетишистские, магические, тотемистические и анимистические верования.

Третий период в развитии первобытнообщинной формации - это эпоха ее разложения. Она открывается новым крупным сдвигом в развитии производительных сил, который связан в первую очередь с появлением металлических орудий труда. На этой стадии происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется прибавочный продукт* и имущественное неравенство, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопленных племенами богатств. Родовая община этой стадии раскалывается на семейные общины, родовые связи слабеют, одной из основных форм разложения первобытного строя становится смена материнского рода отцовским. В недрах первобытнообщинной формации на стадии ее разложения вызревает частная собственность, складываются классы, формируются государственные образования. По мнению ряда исследователей, эпоха разложения первобытного общества сопровождается и разложением первобытных мифологических воззрений, отделением сверхъестественного от естественного в сознании людей этой эпохи и возникновением первых религиозных верований в форме культа предков-покровителей, культа племенных вождей, земледельческих и скотоводческих культов.

*(Прибавочный продукт - то, что произведено сверх определенного минимума, необходимого для удовлетворения самых насущных потребностей человека и членов того коллектива, в котором он живет. Долгое время люди в силу примитивности их орудий труда производили так мало, что все, добытое за день, немедленно потреблялось. По мере совершенствования орудий труда, повышения их производительности люди начинают производить больше, нежели им нужно для восстановления затраченной рабочей силы. Так появляется прибавочный продукт - предпосылка для возникновения эксплуатации человека человеком и частной собственности.)

Поскольку второй период является основным этапом в развитии первобытнообщинной формации, то остановимся на характеристике соответствующих ему воззрений на мир более подробно. Исследуя эту проблему, ученые обратили внимание на то, что силы природы, предметы и явления на этой стадии развития человеческого общества не только одушевлялись людьми, но и мыслились находящимися между собой в определенных отношениях, прежде всего родственных отношениях. Все, вместе взятые, эти представлявшиеся людям живыми предметы и явления как бы образуют большую родовую общину, основанную на первобытном стихийном коллективизме.

Конечно, в самой первобытной родовой общине не было ничего чудесного, волшебного или магического. Но как только древний человек перенес вполне реальные и естественные родовые отношения на природу, весь окружающий мир вдруг стал для него чудесным и волшебным. Изучение основных стадий в развитии мифологического типа мировоззрения обнаруживает явную обусловленность перехода от одной стадии к другой социальными изменениями, которые происходили в первобытном обществе.

Так, например, исследователи отмечают, что по крайней мере три важнейших события в истории первобытнообщинной формации привели к значительным изменениям в мифологических верованиях. К таким событиям они относят, во-первых, переход от собирательско-охотничьего хозяйства к производящему, во-вторых, переход от каменных орудий труда к металлическим, в-третьих, переход от матриархата к патриархату*.

*(Матриархат (от латинского слова "матер" - "мать" и греческого "архе" - "начало", "власть", в буквальном переводе - "власть матери") - понятие, обозначающее материнско-родовое общество - стадию в истории развития человечества, следующую непосредственно за эпохой первобытного человеческого стада. Основной хозяйственной ячейкой при матриархате была материнско-родовая коммуна, материнский род, где производственные отношения полностью совпадали с отношениями кровного родства по линии матери. Патриархат (от латинского слова "патер" - "отец" и греческого "архе" - "власть", "начало", в буквальном переводе - "отцевластие") - понятие, обозначающее наиболее распространенную форму первобытных отношений периода их распада, для которых была характерна преобладающая роль мужчины в хозяйственных, общественных и семейных отношениях. В истории первобытного общества эта стадия сменяет матриархат.)

На охотничье-собирательской стадии развития хозяйства человек еще не выделяет себя из природы и в своем сознании очень слабо отчленяет себя ("я") от окружающего мира ("не-я"). Он не осознает себя самостоятельным существом, а представляет себя, скорее всего, одним из свойств природы. Такое состояние сознания, по мнению ученых, определяется слабым развитием орудий труда, что делает родовую общину всецело зависимой от окружающей природы. Не расчленяя "я" и "не-я", представляя себя только признаком могучей природы, человек на этой стадии развития ни в каком еще предмете не находит ничего устойчивого, твердо определенного. Поскольку древний человек не находит в окружающих его предметах такой устойчивости и определенности, то каждая вещь в его представлении может превращаться в любую другую. Такие воззрения исследователи называют всеобщим, универсальным оборотничеством, в котором отражаются и нерасчлененность первобытного коллектива, и зависимость человека от его родовой общины и от природы в целом. Не выделяя себя из своего коллектива, не отделяя себя от природы, древний человек воображал, что он и вообще всякий другой человек в состоянии быть носителем любых свойств других людей, своей родовой общины и даже носителем качеств природных объектов.

Исследователи обнаружили следы таких древних представлений в более поздних пластах мифологических воззрений. Так, например, в древнегреческих мифах мы встречаемся с любопытными моментами, которые могут быть поняты и объяснены лишь при учете вышеуказанных особенностей сознания человека, находящегося на стадии собирательско-охотничьего хозяйства. Так, ученые считают, что наиболее древними слоями греческой мифологии являются те, в которых тому или иному мифическому образу приписываются качества и свойства, характерные для самых различных существ, в том числе и свойства, присущие неодушевленным предметам и явлениям.

В этих сказаниях верховный бог Зевс оказывается и небом, и землей, и воздухом, и морем, и подземным миром, и быком, и волком, и бараном, и орлом, и человеком. В некоторых же мифах Зевс представлялся даже в виде жука или просто в виде какой-либо материальной вещи, например золотого дождя. Бог солнца Аполлон представляется в одно и то же время и светом, и тьмой, и жизнью, и смертью, и небом, и землей, и бараном, и волком, и мышью, и еще сотней различных предметов.

Ученые считают, что в этих сказаниях присутствует элемент всеобщего оборотничества - "все есть все" и "все во всем". Древний человек представлял самого себя носителем различных сил, обладателем любых качеств. В то же время он наделял человеческими качествами и свойствами предметы и явления окружающего его мира.

С развитием производительных сил первобытного общества, по мере перехода от охотничье-собирательской стадии к производящему хозяйству фетишистско оборотнические верования слабеют и постепенно сходят на нет. Это объясняется тем, что человек начинает, пусть сначала робко и неумело, сам творить материальные вещи, благодаря чему в своем сознании он уже проводит четкую грань между "я" и "не-я", между собой и внешними предметами. Теперь человек начинает противопоставлять себя природе. Каждый предмет приобретает в его сознании твердую определенность, которая допускает для каждого объекта одни свойства и исключает другие.


Зевс (Юпитер)

На этом этапе развития первобытной общины происходят и серьезные изменения в воззрениях людей на мир. Создавая вещь, человек постигает ее внутреннее устройство, ее, если можно так выразиться, конструктивно-технический принцип. В процессе практического преобразования действительности человек научается отличать идею предмета, его образ от самого предмета, что чрезвычайно важно для сознательного, целенаправленного производства его для собственных нужд.

Весь этот переворот в практической деятельности и в сознании человека отразился и в его мифологических представлениях. От фетишистско-оборотнических верований, когда сам предмет наделялся как естественно присущими ему, так и не присущими ему, фантастическими, сверхъестественными свойствами, древний человек переходит к верованиям, в которых он начинает различать и даже разделять естественное и сверхъестественное. Исследователи считают, что в результате этого в мифологии впервые появляются индивидуальные образы со своим собственным содержанием, со своими основными и не основными свойствами.


Афина

Так, если ранее Афина Паллада, персонаж древнегреческой мифологии, могла представляться чем угодно, то теперь она приобретает четкую определенность и мыслится только как богиня войны, художественно-технической мудрости, покровительница крепко организованной патриархальной общины. Она уже не сова и не змея, теперь это только ее признаки, символы. Меняется и образ Зевса, он уже не небо, земля, гром, молния и т. д., он блюститель героического правопорядка, а гром и молния теперь являются только его атрибутами, карающим оружием. Если раньше хромоногий Гефест сам мог быть огнем и многим другим, то теперь он уже бог огня.

Исследователи считают, что зарождение мифологии начинается с одушевления самых обыкновенных физических предметов, т. е. с древнего фетишизма. Такое воззрение на природу определяется добыванием предметов потребления с помощью охоты и собирательства, при котором человек находился в полной зависимости от природной стихии. Что же касается мифологических воззрений анимистического типа, то они не могут быть изначальными, так как им свойственна высокая ступень мифологической абстракции, в результате которой двойник, наделенный сверхъестественными свойствами, отделяется от самого предмета.

Многие исследователи мифологии считают, что на протяжении огромного периода господства матриархата, когда в родовой общине женщина занимала первенствующее место и счет родства велся по материнской линии, преобладала стихийно-фетишистская мифология. Только, быть может, на последних стадиях матриархата возникает стихийно-демоническая мифология с образами самостоятельных богов, демонов и героев.

Дальнейшие изменения в жизни первобытного общества связаны с крупным разделением труда - отделением скотоводства от земледелия. В области социальных отношений это разделение труда приводит к серьезным сдвигам: женщина постепенно лишается принадлежавших ей ранее функций управительницы и организатора родовой общины. В усложняющемся хозяйстве и общине постепенно первенствующее положение переходит к мужчине, он становится главой рода. Матриархат сменяется патриархатом, с наступлением которого в мифологии также происходят большие изменения. Главным действующим лицом в мифах теперь становится герой, который, совершая различные подвиги (вспомним мифы о Геракле), расправляется со страшными чудовищами, долгое время господствовавшими над бессильным перед ними человеком.

Человек на этой стадии развития производительных сил, когда складываются такие отрасли производящего хозяйства, как земледелие и скотоводство, делает первые важные шаги по пути покорения природы. Многие ее стороны, которые раньше его страшили, теперь уже не кажутся человеку ужасными и таинственными. Эти изменения находят отражение в мифологических воззрениях последнего периода существования первобытнообщинной формации. Боги и герои древней мифологии собственноручно поражают чудовищ, являющихся олицетворением стихийных, слепых сил природы. Верховный бог Зевс в трудной борьбе побеждает могучих титанов и страшных циклопов и заточает их в самом глубоком месте подземного мира - Тартаре. Красочные картины этих битв содержатся в поэме древнегреческого поэта Гесиода "Теогония".


Геракл в борьбе со львом

Вслед за верховным богом Зевсом и другие боги, а также герои (как правило, дети от брачных союзов богов с людьми) ведут борьбу со страшилищами и чудовищами. Мифы рассказывают о том, как бог Аполлон побеждает дельфийского дракона и основывает на месте битвы свое святилище. Древнегреческий герой Кадм также побеждает страшного дракона и основывает на месте битвы знаменитый город Фивы. Такие герои, как Персей и Беллерофонт, входят в мифологию как победители Медузы-Горгоны и Химеры.

Рассказы о подвигах Геракла являются своеобразным гимном возрастающей мощи человека, его первым шагам на пути покорения природы. С большой экспрессией мифы рассказывают о том, как Геракл победил немейского льва, шкура которого была прочнее камня, лернейскую гидру, своим ядом и дыханием заражавшую всю округу, эриманского вепря, страшных стимфалийских птиц, которые использовали свои железные перья как стрелы и копья. В мифе об очистке Гераклом конюшен царя Авгия исследователи видят прямой намек на покорение природы.

Человек на стадии производящего хозяйства занимается творческим, созидательным трудом; в мифологии начинают делать то же самое боги и герои. Повелитель морских стихий бог Посейдон и Аполлон собственноручно строят стены легендарной Трои, боги Гермес и Пан следят за стадами, охраняют их. Легендарный музыкант Амфион своей игрой на лире заставляет камни складываться в стены при строительстве города Фивы.

Мифы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.