Обучающимися с нарушениями зрения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Обучающимися с нарушениями зрения

2020-06-02 109
Обучающимися с нарушениями зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации

по созданию специальных условий для получения образования

Организационное обеспечение

№ п/п Направления организационного обеспечения Локальные акты образовательной организации
1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости) 3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией)
3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения
4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации
5. Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых и слабовидящих

Общешкольное пространство Учебное пространство класса – таблички с названием кабинетов по системе Брайля; –отбойная стена для ориентировки в коридоре; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); – тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь). Для классного кабинета: – тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); – стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; – учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю; – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; – жалюзи на окнах; – наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью; – повышенное освещение в классе; – классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

Специальное оборудование

– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,

– для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

– для слабовидящих оптические приборы;

– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение);

- компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

- учебники с увеличенным шрифтом;

- оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;

– комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

– оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).

3. Психолого-педагогическое обеспечение

Рекомендации

по созданию специальных условий для получения образования

обучающимися с нарушениями зрения

Особенности детей с нарушениями зрения

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

- Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

- слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

- дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

 Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.·

 В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.·

 Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.·

 Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.·

 Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).·

 Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.·

 Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.·

 Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.·

 Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.·

 Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.·

 Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии - эти приспособления полезны при чтении.·

 Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.·

В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

Организационное обеспечение

№ п/п Направления организационного обеспечения Локальные акты образовательной организации
1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости) 3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией)
3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения
4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации
5. Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.