Цели и задачи отрядного «огонька» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Цели и задачи отрядного «огонька»

2020-06-02 465
Цели и задачи отрядного «огонька» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый «огонёк» призван решать собственные цели и задачи. Они будут вытекать из программы деятельности детского лагеря на каждую конкретную смену, программы работы педагога на отряде (если он таковую составляет), задач определённого периода смены, создавшейся ситуации в детском коллективе и так далее. Однако можно выделить те цели и задачи, которые решает любой «огонёк», независимо от сущности и предмета разговора на нем Итак, цели и задачи отрядного «огонька»:

· сформировать у подростков потребность постоянного осмысления собственной жизни, деятельности, знаний, умений, жизненного опыта, перспектив;

· научить анализировать собственные действия, поступки, видеть причины успеха или неудачи;

· привить навык коллективного анализа;

· воспитать культуру общения (под которой понимается соблюдение правил поведения, умение слушать и слышать, уважительное отношение к мнению собеседника, корректность ведения разговора);

· научить «искусству» разговора, те. умению формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения;

· сформировать положительное эмоциональное восприятие окружающих, происходящих событий; развить взаимопонимание между всеми членами коллектива.

· Помимо вышеназванных, «огоньки» знакомства и тематические «огоньки» решают также задачи формирования у подростков представления об отряде, о себе в отряде, о перспективах и результатах участия в смене, о теме и предмете разговора (т е. решают задачу формирования ценностного отношения к предмету обсуждения).

 

Виды «огоньков» и их особенности

Говоря об «огоньке», как о традиционной форме работы в «Орлёнке», следует отметить, что здесь в результате интенсивных поисков, обобщения опыта вожатых разных поколений была создана целая система «огоньков». Сегодня в лагере организуются и проводятся «огоньки» знакомства, аналитические, тематические, конфликтные «огоньки», «огоньки» прощания Кроме того, педагоги выделяют также «огоньки»-посвящения и «огоньки»-сюрпризы. Рассмотрим основные виды «огоньков» и выделим их некоторые особенности.

«Огонёк» знакомства

«Огоньком» знакомства принято называть самый первый «огонёк» в отряде. Но «знакомство» это особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительства ребят отряда. Цель самого первого отрядного «огонька»: сформировать у каждого ребёнка представление об отряде и о себе в этом отряде, о перспективах предстоящей жизнедеятельности, мотивировать детей и подростков на активное участие в программе смены. Главное, чтобы у ребёнка сформировалось положительное эмоциональное восприятие всего, что его окружает, и всех, кто его окружает, поскольку таким образом будет разрешён конфликт адаптации.

На первом отрядном «огоньке» педагог может знакомить своих ребят с традициями «Орлёнка»: доброго отношения к людям, доброго отношения к песне, орлятского круга, орлятской чести, посвящения в орлята. Узнавание орлятских традиций, возможно, поможет ребятам определить собственную жизненную позицию, задуматься об улучшении собственной жизни.

₽Яндекс Директ Думаешь где хранить вещи?Скрыть объявление

От того, каким образом пройдёт первый «огонёк», каким будет эмоциональный настрой на «огоньке», зависит, будут ли в дальнейшем ребята ждать подобных вечерних дел, будут ли они заинтересованы в разговоре на последующих «огоньках».

Аналитический «огонёк»

Цель аналитических «огоньков»: сформировать у подростков необходимость постоянного осмысления собственной жизни, поступков, знаний, умений, жизненного опыта и построения перспектив.

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведённое дело, события определённого периода или всей смены, качество и результаты совместной и индивидуальной деятельности, выполнение принятых требования, выработанных норм совместной жизнедеятельности и т.п.

Организовывая в детском коллективе аналитическую деятельность, в том числе с помощью «огоньков», педагог учит ребят самоанализу, коллективному анализу и обсуждению происходящего, учит видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего недопущения подобных ошибок.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и с самими собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя и других с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в таких «огоньках» – систематичность.

Скрыть объявление

Строить обсуждение можно по схеме «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?» А можно говорить о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?

На аналитическом «огоньке» вожатому необходимо выражать своё мнение через слова и высказывания ребят: соглашаться или не соглашаться с тем, что они говорили, поддерживать или не поддерживать их точку зрения и т.д. Ссылаясь на слова детей, их мнение, их оценки, педагог тем самым показывает, что ребят услышали, их суждения значимы, к их мнению прислушиваются, что усиливает желание подростков чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

Кроме того, при организации аналитических «огоньков» для поддержания интереса подростков к подобному роду деятельности педагогу необходимо продумать определённую схему анализа и определить способ работы, причем каждый раз – новые.

Тематический «огонёк»

Особенность тематических «огоньков» в том, что они, по сути, представляют собой разговор на определённую тему, характеризующийся некоторой отвлечённостью,философским или публицистическим содержанием.

Цель тематического «огонька»: формирование ценностного отношения к предмету разговора В основе таких «огоньков»: технологии диспута, беседы, дискуссии или дискуссии. Они помогают педагогу развить умение ребят публично высказывать собственные суждения, а подросткам – сформировать собственное отношение к теме и предмету разговора.

Отметим, что тема «огонька» должна быть серьезная, объёмная, общественно-значимая и актуальная. На тематическом «огоньке» можно говорить о добре и зле, о любви и дружбе, о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о подвигах и славе, о молодёжи и правах ребёнка и т д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество. Важно связать обсуждаемую тему с тем, что происходит в жизни детей и подростков или в жизни отряда, детского объединения

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков». Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонёк» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, сюжету общелагерной или отрядной программы деятельности.

Для того чтобы тематический «огонёк» получился, организаторам необходимо учесть следующее:

а) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

б) выбранные тема, содержание и приемы ведения разговора должны соответствовать возрастным особенностям, потребностям подростков;

в) на «огоньке» необходимо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы (возможно, инициатива разговора на подобную тему будет исходить от них самих).

«Огонёк» – откровенный разговор

Цель такого «огонька»: коллективное обсуждение, анализ определённой ситуации, проблемы и определение дальнейших действий.

«Огонёк» – откровенный разговор – это особый вид «огонька», самый трудный как в плане подготовки, так и в плане проведения, поскольку его организаторам и ведущим необходимо создать такой настрой, чтобы разговор не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений. Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатому необходимо попытаться разрешить проблему другими способами: более тщательно продумать индивидуальную занятость подростков и совместную деятельность, организовать занятия вместе спсихологами и т.д. А проводить такой «огонёк» следует только в том случае, если педагог будет уверен, что он действительно нужен его отряду.

На этом «огоньке» должно идти обсуждение возникшей ситуации, даваться оценка определённому поступку. Но только не каждому или отдельно взятому подростку из отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам их возникновения и возможным последствиям

Подобный «огонёк» необходимо готовить с особой тщательностью, возможно с привлечением профессионального психолога, чтобы ни в коем случае не нанести вред такой чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребёнка, как его самооценка.

В процессе проведения «огонька» педагогу необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений. Вот почему очень важно, чтобы подобный «огонёк» был естествен, а не просто надуман вожатым или детьми. И всегда такой «огонёк» должен заканчиваться конструктивно, на оптимистичной ноте. Это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы, выхода из создавшейся ситуации. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Уходя с «огонька», каждый его участник должен осознавать степень личной ответственности за возможные последствия.

«Огонёк» прощания

Этот отрядный «огонёк» проводится в итоговый период, в последние дни смены. И поскольку завершается основная содержательная деятельность, близится время отъезда домой, педагогу необходимо подвести с ребятами итоги смены, чтобы закрепить индивидуальные и коллективные достижения,оценить сложившиеся отношения, качество и результаты совместной деятельности, обобщить новый опыт и продумать перспективы его дальнейшего использования. Соответственно, цель прощального «огонька»: эмоциональная оценка, анализ и ценностное закрепление подростками полученного опыта (осмысление значимости для дальнейшей жизни, т е. рефлексия).

Прощальный «огонёк» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

· отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив, близкая разлука окрашивает взаимоотношения в тёплые тона, отсюда специфический фон разговора на «огоньке»;

· последний «огонёк» как старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря, а потому создание именно такого эмоционального настроя - одна из главных задач «огонька» прощания»;

· содержание разговора не должно состоять из простых ответов на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее; возможны коллективная и

· индивидуальная оценка сделанного всеми ребятами, достижений, успехов и неудач, обсуждение того, что каждый сделал для себя и для отряда, к чему стремился, чего достиг, что изменил в себе, какие знания приобрёл, что будет и может делать в дальнейшем на «Большой земле» (особенно если идёт обсуждение каждого члена отряда с позиции соответствия званию «Орлёнка»);

· здесь вручаются Орлятские значки, сувениры на память, письма самим себе, написанные вначале смены, пожелания.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.