Основная часть. Способы устранения дикционных недостатков — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основная часть. Способы устранения дикционных недостатков

2020-06-02 444
Основная часть. Способы устранения дикционных недостатков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»

(древний философ - просветитель Горгий)

Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум.

(Буддийская мудрость)

Заговори, чтобы я тебя увидел. ( Сократ)

Сложившаяся ситуации дистанционного обучения показала мне, что СЛОВО - первое, а, может быть, и главное средство педагогического воздействия. Поэтому и РЕЧЬ педагога – главный ресурс. Ведь слова любимых учителей звучат в наших головах всю жизнь.

Поэтому целью реферата я ставлю:

1. Рассмотреть общие дикционные недостатки

2. Выявить недостатки своей речи

3. Разработать речевой тренинг

Речевые проблемы. Общие дикционные недостатки.

«Дикция — вежливость актера», — произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь — это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.

Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих — ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки. Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно. Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:

1. Недостатки языка: а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию;

б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д.

2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов: а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей); б) большие расщелины между зубами.

3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).

 4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, — эти недостатки затрудняют четкое произношение.

 Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха — тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха — также приводят к косноязычию. Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга. Дикционный тренинг поможет решить другие задачи — исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ

 (Функциональные нарушения произношения) Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения. С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции?

Во-первых,  это вялая артикуляция, т.е.  недостаточная  подвижность органов артикуляции:  языка, губ, нижней челюсти;

 во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость;

в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани — кёт кач кани, вместо слушай — сушай, вместо шар — ша и т.п.;

 в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко — мовоко;

 в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков.

Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании. Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна. «Гласные — река, согласные — берега», — писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных — основная задача в работе над дикцией.

В моем случае это проблемы с дыханием. Еще в училище мне говорили педагоги, что «я не умею дышать». Поэтому мои согласные были не всегда ясны и разборчивы. И произношение свистящих звуков –С -З-Ц-

ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ С — З

Разновидностями дефектного произношения свистящих звуков являются так называемая «старческая шепелявость», а также «тупой» и «острый» сигматизм. 1. При шепелявости свистящие звуки заменяются шипящими. Например, вместо синий — сшиний, вместо зуб — джуб и т.д. При исправлении этого недостатка необходимо обратить внимание на расположение кончика языка. Надо сознательно ставить его к корням нижних зубов, не разрешать ему подниматься кверху. Внимательно проследите за укладом языка в следующем упражнении: с — ш: си - ши, сэ - ше, са - ша, со - шо, су - ту, сы - ши ш — с: ши - си, ше - сэ, ша-са, шо - со, шу - су, ши - сы з — ж: зи - жи, зэ - же, за - жа, зо - жо, зу - жу, зы - жи ж — з: жи - зи, же - зэ, жа - за, жо - зо, жу - зу, жи - зы

 2. При «тупом» сигматизме звуки С и З произносятся тупо, без характерного свиста. Это происходит тогда, когда кончик языка очень сильно упирается в нижние зубы (прижатый сигматизм), либо кончик языка находится между верхними и нижними зубами, а иногда и у верхних зубов. Челюсти при этом, как правило, сильно зажаты. При исправлении этого недостатка полезно использовать спичку. Кончик спички 5 мм закусить передними зубами. Тем самым создается щель между зубами, необходимая для правильного произнесения С, а также спичка мешает языку занять привычно неправильное положение, т.е. подняться кверху.

Упражнение: Со спичкой между зубами медленно и осторожно произносить: У-СИ О-СИ А-СИ Э-СИ И-СИ Ы-СИ СИ СИ-СИ СИ-СИ-СИ СИ-СИ-СИ-СИ У-ЗИ О-ЗИ А-ЗИ Э-ЗИ И-ЗИ Ы-ЗИ ЗИ ЗИ-ЗИ ЗИ-ЗИ-ЗИ ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИ

При «остром» сигматизме слышится резкий свист. Чаще всего это происходит от несмыкания боковых краев языка и боковых верхних зубов. В образующуюся щель идет лишняя утечка воздуха при выдохе. Как только этот «сквозняк», «сифон» между зубами и языком ликвидируется, звук приходит в норму. Для исправления этого недостатка можно рекомендовать следующее упражнение. Прикусить верхними зубами весь язык так, чтобы зубы и язык касались друг друга полностью. Затем кончик языка осторожно перевести к нижним зубам, не отрывая остальную часть языка от верхних зубов.

Произнести звуки: ИСИ ИСИ-ИСИ ИСИ-ИСИ-ИСИ ИСИ-ИСИ-ИСИ-ИСИ СИ СИ-СИ СИ-СИ-СИ СИ-СИ-СИ-СИ 16 изи изи-изи изи-изи-изи изи-изи-изи-изи зи зи-зи зи-зи-зи зи-зи-зи-зи

Введение

Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»

(древний философ - просветитель Горгий)

Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум.

(Буддийская мудрость)

Заговори, чтобы я тебя увидел. ( Сократ)

Сложившаяся ситуации дистанционного обучения показала мне, что СЛОВО - первое, а, может быть, и главное средство педагогического воздействия. Поэтому и РЕЧЬ педагога – главный ресурс. Ведь слова любимых учителей звучат в наших головах всю жизнь.

Поэтому целью реферата я ставлю:

1. Рассмотреть общие дикционные недостатки

2. Выявить недостатки своей речи

3. Разработать речевой тренинг

Речевые проблемы. Общие дикционные недостатки.

«Дикция — вежливость актера», — произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь — это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.

Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих — ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки. Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно. Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:

1. Недостатки языка: а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию;

б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д.

2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов: а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей); б) большие расщелины между зубами.

3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).

 4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, — эти недостатки затрудняют четкое произношение.

 Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха — тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха — также приводят к косноязычию. Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга. Дикционный тренинг поможет решить другие задачи — исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ

 (Функциональные нарушения произношения) Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения. С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции?

Во-первых,  это вялая артикуляция, т.е.  недостаточная  подвижность органов артикуляции:  языка, губ, нижней челюсти;

 во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость;

в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани — кёт кач кани, вместо слушай — сушай, вместо шар — ша и т.п.;

 в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко — мовоко;

 в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков.

Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании. Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна. «Гласные — река, согласные — берега», — писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных — основная задача в работе над дикцией.

В моем случае это проблемы с дыханием. Еще в училище мне говорили педагоги, что «я не умею дышать». Поэтому мои согласные были не всегда ясны и разборчивы. И произношение свистящих звуков –С -З-Ц-

Основная часть. Способы устранения дикционных недостатков

1. Проблему с дыханием я решаю при помощи комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Можно сказать,что мне «хватает голоса» на целый день занятий (5-6 уроков-репетиций), если я делаю 1200 вдохов по А.Н. Стрельниковой. Так же с моими учениками я делаю в начале репетиций и обязательно перед спектаклем мини-комплекс из 3 упражнений, т.е. 90 вдохов.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой, запатентованная в 1973 году, является хорошим средством для развития и восстановления голоса, а также для укрепления дыхательной системы в целом.

Привожу здесь данный комплекс. Хочется добавить, что и общее самочувствие после гимнастики улучшается и повышается работоспособность.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой  требует соблюдения правил:

· Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны сомкнуться непроизвольно.

· Выдох - свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот.

· На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот».

· Все упражнения выполняются в темпе марша. Это примерно 60 вдохов в минуту.

1. Упражнение «Ладошки». Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте.

2.« Обними плечи» Упражнение, которое разогревает голос сразу. Вокалистам, готовящимся к выступлению: выполните это одно упражнение перед выходом на сцену – и сразу услышите эффект. Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторите 8 раз и отдохните. Руки менять нельзя!

3.« Повороты головы». Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните.

4.« Ай-Ай-Ай» - упражнение называется так, потому что мы делаем резко вдох и покачиваем головой из стороны в сторону – к левому плечу и к правому. Плечи не поднимайте. Сделайте 8 вдохов-выдохов - и перерыв.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.