Джаядева отправляется во Вриндаван — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Джаядева отправляется во Вриндаван

2020-06-02 182
Джаядева отправляется во Вриндаван 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как-то Джаядева пожелал увидеть Вриндаван. Он простился с царём и царицей, и, взяв с собой своих Божеств, Радху и Мадхаву, отправился в долгий путь. Оказавшись во Вриндаване, он стал служить Божествам возле Кеши Гхата. Когда обитатели дхамы услышали, как Джаядева сладостно поёт «Гита-Говинду», они были восхищены, а один торговец построил для его Божеств огромный храм. Говорится, что Джаядева много лет жил во Вриндаване, а затем вернулся на родину, в Кендубилву. Каждый день он совершал долгие прогулки к Ганге, чтобы принять омовение. Однажды, по какой-то причине, он не смог этого сделать, и богиня Ганга была так милостива к нему, что лично пришла в деревню Кендубилва, чтобы Джаядева мог принять омовение в её водах.

Говорится, что он умер в Кендубилве, и каждый год поныне в этом месте устраивают большой фестиваль в его честь, в первый день месяца Магха. Но существуют разные мнения относительно того, где Джаядева провёл свои последние дни. Некоторые говорят, что это было в Пури, другие – что он вернулся в Кендубилву, а третьи утверждают, что он отправился во Вриндаван. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур высказывал мнение, что Джаядева умер в Джаганнатха Пури. Хотя некоторые утверждают, что Джаядева вернулся в Кендубилву, чтобы провести там свои последние дни, нет никаких указаний на то, что его Божества, Радха-Мадхава, были отвезены туда. На самом деле, через некоторое время после смерти Джаядевы царь Джайпура отвёз эти Божества в место, называемое Гхати, и Им по-прежнему поклоняются в районе Джайпура. День ухода Джаядевы – шестой день убывающей луны месяца Пауш.

…………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

О Шриле Джаядеве Госвамипаде и Его «Гита-Говинде»
Шрипад Бхактиведанта Вана Махарадж
Навадвип, 11 марта 2017

 

 «Гита-говинда» является самой возвышенной грантхой Шри Джаядева Госвамипада, проявленной в этом мире. Когда он писал это духовное произведение, то подошел к одной шлоке, последнюю строку которой не смог написать. Она должна была содержать слова Кришны: «О, Шримати Радхарани, пожалуйста, возложи Свои лотосные стопы Мне на голову».

Джаядев осознавал величие Шри Кришны, Его верховенство и то, что все инкарнации исходят из Него.

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

В «Брахма-самхите» говорится, что все инкарнации Господа: Рама, Нрисимхадев, Варахадев, и т.д. - проявляются из Кришны. Он – Сарва-аватари. А «Шримад-Бхагаватам» доказывает: «кришнас ту бхагаван сваям - Кришна – это Сам Бхагаван».

Поэтому Шри Джаядев подумал: «Как Кришна может молить Шримати Радхику возложить Ее лотосные стопы Ему на голову? Ведь Он же Сам Бхагаван!»

Шримати Радхарани проявила ман, ревнивый гнев. Кришна пытался успокоить Ее, но это было невозможно. Он уже готов был отдать Радхике все: Свою флейту, перо, питамбару. Снова и снова Он преклонялся перед Ней, но Радха не оставляла Свой гнев. Джаядев подумал: «Как я могу написать о том, что Кришна просит Шримати Радхарани возложить стопы Ему на голову?» Он закрыл свою грантху и пошел принять омовение в Ганге. А в это время Кришна пришел в облике Шри Джаядевы Госвами, попросил его жену Падмавати-деви дать ему книгу и дописал недостающие слова.

Через пару минут вернулся настоящий Шри Джаядев. Падмавати-деви спросила его: «Почему ты так быстро вернулся? Что-то написал в книге, ушел, а затем снова пришел». Госвами в недоумении сказал: «Я не приходил» «А кто же тогда писал в книге?» - поинтересовалась супруга. Тогда Джаядев попросил принести ему книгу.

Когда он открыл ее, то увидел ту самую строку, выведенную золотыми буквами. Тогда Джаядев Госвамипад уже не мог совладать со своими чувствами. Он осознал, что приходил Сам Кришна, и от этого лишился чувств. Есть очень много разных историй из его жизни.

Грантха «Гита-говинда» является трудом высочайшего уровня. В обществе вайшнавов она - самая сокровенная. Все образованные люди, пандиты, доказывают, что эта книга является самым возвышенным духовным произведением. Можете себе представить, на каком уровне находился Шри Джаядева Госвами, и насколько он возвышенный преданный?

Господь Джаганнатха в Джаганнатха-Пури не может уснуть, пока не услышит песню из «Гиты-говинды». Когда Он собирается отдохнуть, юные девушки деви даси предстают пред Его взором и начинают петь прекрасную «Гиту-говинду». Они полностью цитируют ее, и тогда Джаганнатхадев закрывает глаза и спокойно отдыхает.

 

Шри Джаядева Госвами

Джаядева Госвами, автор величайшего поэтического произведения Индии «Шри Гита Говинды», родился в деревне Киндубилва на северном берегу реки Аджая, примерно в 30 километрах южнее от Бирбхума, округа Западной Бенгалии. Его отца звали Бходжадева, а мать Вама-деви.

Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, короля Бенгалии. (пандит – учёный, знаток Вед). Он жил в Бенгалии примерно за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был автором «Шри Гита-Говинды», о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» (Чч. МЛ, 2/11): «День и ночь в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму, написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух «Кришна-Карнамритой» и «Гита-Говиндой».

О жизни Шри Джаядевы есть великое множество легенд. Приведенная ниже захватывающая история, в целом, принимается как достоверная.

Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом "Гита-Говинды", где шло повествование об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чем писал в этом фрагменте, и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. Джаядева не решался написать что-либо, что могло бы уменьшить положение Кришны как Верховной Личности Бога. «Но все-таки Кришна – это Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи?...», - думал он. Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но тут рука его вдруг дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и стал размышлять в удивлении: «Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?»

И тогда он решил сходить искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел совершать дневное омовение перед почитанием Радха-Мадхава маха-прасада, оставив жену Падмавати дома готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой. Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки, на которых была написана «Гита-говинда». Кришна взял перо Джаядевы и написал стих, в котором была строка «дехи падапаллава-мударам», что означает: «Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи». После этого, переодетый в Джаядеву Кришна сел и съел весь прасад, приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому и исчез.

Как раз в это время Джаядева возвратился домой после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в замешательство. Она рассказала Джаядеве о том, что только что произошло в их доме, и он чрезвычайно изумился. Он подошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней был написан тот стих, который он обдумывал перед тем, как уйти принимать омовение в Ганге: «дехи падапаллавам ударам - Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи»...

Увидев этот стих, он сказал Падмавати: «О чудо! Посмотри: я же тебе говорил, что не осмеливаюсь писать этого, но именно это и написано, слово в слово, как я сочинил». Слезы экстаза рекой потекли из его глаз, потому что он понял таинство всего произошедшего. «Падмавати! - сказал он. – А тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку - дехи падапаллавам ударам - и принял прасад прямо из твоих рук».

«Гита Говинда» повествует о глубоком чувстве разлуки, которое испытывает Шри Радхика перед танцем раса. Автор Джаядева Госвами описывает «Гита Говинду»: «Всё, что есть восхитительного в различных мелодиях, всё, что есть изящного в поэзии, и всё то изысканное, что есть в сладостном искусстве любви – счастливые и мудрые люди найдут это в песнях Джаядева".

После завершения «Гита Говинды», Джаядева поехал во Вриндаван, а свои последние дни провел в Джаганнатха Пури. Он ввел ежедневное чтение «Гита Говинды» в храме для удовлеворения Господа Джаганнатхи. Его самадхи находится в районе 64 Самадхи.

Кроме «Гита-Говинды» Джаядева Госвами написал еще и другую книгу под названием «Чандралока». А знаменитая «Даш-Аватара-Гита», рассказывающая о десяти аватарах Вишну, - это часть «Гита-Говинды».

Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях.

День ухода Джаядевы Госвами приходится на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме, где родился Шри Джаядева Госвами, каждый год в этот день отмечается праздник – «Джаядева-мела».

……………………………….

Источник: http://gauragorsk.ru/index.php/svyatye/471-shri-dzhayadeva-gosvami

 

 

Джаядева

Джаяде́ва (Jayadeva, ория ଜୟେଦବ, санскр. जयदेव; предполагаемые годы жизни 1170—1245) — средневековый индийский поэт и яркий представитель вайшнавской традиции. Писал свои сочинения на санскрите. Джаядева принадлежал к касте брахманов, жил в Бенгалии и следовал пути бхакти. Его стихи вошли в священную книгу сикхов «Гуру грантх сахиб». Джаядева считается автором знаменитой музыкальной лирической поэмы «Гита-говинда» («Песнь о пастухе»). Как бхакта Джаядева оказал сильное влияние на развитие культа Кришны и Гаудия-вайшнавизма. Джаядева также является автором обширного трактата по поэтике «Чандра-лока»[1].

 

Агиография

О биографии Джаядевы сохранились отрывочные сведения. Поэт родился в семье брахмана Бходжадевы (Bhojadeva) в деревне Кендули Сасан в Ориссе, недалеко от города Пури. Датировки жизни Джаядевы возможны благодаря его упоминанию о себе в строфе 1.4 текста 1 «Гитаговинда». В ней Джаядева называет своих современников — поэтов Умапатидхару, Шарану, Говардхану, Дхойи — и среди них самого себя[2]. Джаядева также сообщает о себе, что он родился в Киндубилве. Последняя тождественна, по всей видимости, упомянутой Кендули на берегу реки Аджай в Бенгалии, где ежегодно в последний день месяца магха (январь—февраль) справляется праздник в честь поэта[3].

Ряд легенд о Джаядеве дошёл до нас в сборнике преданий о кришнаитских святых, называемом «Бхактамала» (гл. 39—41), составленном в санскритских стихах Чандрадаттой. Молодым он покинул родительский дом и стал вести жизнь странствующего аскета, исповедующего любовь к Кришне. Считается, что Джаядева женился на девадаси Падмавати[4]. Поэт не хотел связывать себя семейными узами, однако Падмавати сказала, что всё равно не оставит его. Они были счастливы друг с другом до конца жизни супруги. Падмавати так любила Джаядеву, что лишилась жизни, услышав однажды слух о его смерти[3].

Джаядева был придворным поэтом бенгальского раджи Лакшманасены (1179—1206)[5].

Джаядева почитается как образец глубокого бхакти. Его сознание было наполнено Кришной — Джаядева воспринимал всё окружающее как проявление божественного. Когда Джаядева брал свою одежду, чтобы надеть её, он видел в ней Кришну и не относился к ней как к одежде. Святой ходил по улице нагим и люди набрасывали на него одеяние. Он даже не носил письменных принадлежностей для записи своих произведений, поскольку, по его мнению, они были непозволительной роскошью. Джаядева не оставался спать под одним деревом две ночи подряд, чтобы не оказаться привязанным к земным удобствам[6].

Джаядева переполняла любовь к объекту почитания. Он разговаривал с Кришной, пел Кришне, танцевал с Кришной, сливался с Кришной и падал в экстатическом бесчувствии. Джаядева представлял себя «невестой» Кришны. Как следствие, его лирика может восприниматься как любовная в мирском смысле. Для Джаядевы его отношения с Кришной носили божественный характер: своё сердце он видел невестой, а самого себя — Атмой. Свою «Гитаговинду» он писал у домашнего алтаря, вдохновляемый родовым божеством. Когда Джаядева в замешательстве не мог найти слов, чтобы описать красоту Радхи или отношения между возлюбленными, Кришна вдохновлял поэта[7]. В последующем глубокое бхакти Джаядева послужило образцом для Чайтаньи, который также пел Кришне и танцевал с ним в экстазе[8].

Джаядева провёл остаток жизни в своём родном селении Кендули, ежедневно отправляясь к Гангу для омовения. Поэт не пожелал отказаться от священного обряда, даже когда совсем уже ослабел и не мог добираться до воды. Предание гласит, что Ганга изменила своё течение и приблизилась к деревне, возле которой её воды текут и поныне[7].

Жизнь Джаядева тесно связана с храмом Джаганнатхи в Пури. Популяризации его «Гитаговинды» способствовали декламации махари (храмовых танцовщиц). В честь Джаядевы его произведения на протяжении нескольких веков читаются на ежегодном фестивале в Пури. Отрывки из «Гитаговинды» в настоящее время продолжают исполнять в храмах, во время религиозных праздников и на киртанах[4]. Кроме «Гитаговинды» под его именем известно лишь краткое стихотворение на хинди в пяти строфах, восхваляющее Хари-Говинду[7].

Гитаговинда

Главным произведением Джаядевы считается «Гитаговинда» («Песнь о [пастухе] Говинде»). Это популярная поэма на кришнаитский сюжет. В основу произведения положен эпизод любви между Кришной и Радхой. Сюжет включает ревнивую ссору, вызванную весенним ритуалом и танцами Кришны с пастушками- гопи; страдания героини, а затем Кришны; движение к примирению, новая «измена» Кришны; следующая вспышка ревности и окончательное примирение. Поэма включает гимны Кришне, в том числе две песни, прославляющие Вишну в образе Кришны и его аватар в начале первой главы, гимны-благопожелания в концовках всех двенадцати глав. Произведение представляет собой лирическую любовную драму с тяготением к эротическим темам и к сценическим формам, основанным на сочетании танца, песни и декламации[9].

Пусть на устах Парашары и других друзей звучит поэтическое искусство славной «Гитаговинды» досточтимого Джаядевы — сына знаменитого досточтимого Бходжадевы и Рамадеви.

Не утешает мысль об опьяняющем напитке; сахар, ты груб; виноград, кто обратит на тебя внимание? Напиток бессмертия, ты мертв; молоко, у тебя вкус воды; манговое дерево, плачь; губы возлюбленных, не отваживайтесь на сравнение, скройтесь, пока искусные речи Джаядевы открывают подобную блаженному состоянию сущность любовной страсти.

Пусть дарует великое счастье и успех труд рук Пурушоттамы — [рук,] что жаждут несущих радость грудей, подобных плодам Праяги, там, где несет свои воды поток у соединения пряди волос с жемчужным ожерельем — на берегу Ямуны, где он предавался множеству забав с Радхой.

— «Гитаговинда», часть XII, строфы 27, 28, 29[10]

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.