Тема 1.1 «Система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 1.1 «Система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта»

2020-06-02 889
Тема 1.1 «Система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1.1 «Система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

План лекции:

1. Назначение технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

2. Цель и содержание дисциплины.

 

Перспективное развитее предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимательских предприятий, а также население страны находятся в неразрывной связи с транспортным комплексом.

Полученные научно-технические открытия привели к коренным изменениям в структуре экономики, включили в сферу производства и сбыта новые модели машин, оборудование, новые материалы и технологии; изменили организацию производства, системы сбыта; привели к ускоренному моральному старению машин и оборудования, сократили сроки их замены. Наблюдается массовое поступление на рынок принципиально новых видов транспортных средств и оснащения, парк которых достиг уже миллионов Высокая работоспособность и исправность парка транспортных средств может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

В этих условиях возросли роль и значение технического обслуживания транспортных средств, которое превратилось на важную область сферы услуг. Сервис, который фирма-продуцент предоставляет клиенту сегодня, включает кроме технического обслуживания (ТО) и другие виды услуг. Главная задача ТО состоит в обеспечении постоянной готовности транспортных средств (ТС) к эксплуатации и высокой эффективности их использования.

Работа фирмы-продуцента по ТО начинается уже к заключению контракта купли-продажи — на стадии проектирования и производства ТС, а также в период подготовки их к продаже, которая называется предпродажным техническим сервисом.Таким образом, в наиболее общем виде ТО — это комплекс технических услуг, связанных с продажей и использованием ТС и обеспечением постоянной готовности их к высокоэффективной эксплуатации.

Из сути ТО вытекают две его важных функции: обеспечение оптимального и экономического использования покупателем приобретенных ТС, а также содействие расширению их продажи.

Между спросом на ТС и спросом на ТО есть двусторонняя связь. Спрос на технический сервис есть производной от спроса на ТС. И вместе с тем обеспечение сервиса купленных ТС расширяет спрос на них. Эффективный технический сервис дает возможность покупателю более эффективно использовать ТС и оказывает содействие увеличению продажи.

В условиях острой конкурентной борьбы обязательным условием успешной работы фирмы-продуцента есть создание развернутой и хорошо организованной сети ТО: консультационных пунктов, станций технического обслуживания (СТО), составов запасных частей, учебных центров и т.п.. Сеть ТО должна быть создана к началу работы фирмы-продуцента на соответствующем рынке (внешнему или внутреннему).

В условиях современного производства важные экономические показатели работы транспортного предприятия во многом зависят от уровня ТО ТС, которые находятся в эксплуатации, поскольку покупатель, который не желает или не может своими силами обеспечить ТО, практически не купит ТС до тех пор, пока не будет уверен, что он получит необходимый сервис.

В широком понимании сервис фирмы-продуцента включает большую часть всех операций, связанных с современной системой маркетинга, где ТО составляет часть всей системы производства и сбыта фирмы-продуцента. Более того, поскольку покупатель ждет получение максимального эффекта при использовании купленного ТС, ТО составляет важную часть всей программы маркетинга.

Современное развитие НТП привело к созданию более сложных и усовершенствованных ТС, которые требуют улучшения ТО и технической помощи покупателю этих изделий. Массовая механизация и автоматизация производственных процессов, все возрастающий парк ТС требуют развития и постоянного усовершенствования системы ТО и четкой работы всех ее подразделов.

Сегодня система ТО являть решающим фактором обеспечения высокой эффективности экономики, использование производственного потенциала государства и быстрого возрастания объемов выпуска продукции. Даже незначительные недостатки в сети ТО могут послужить причиной больших убытков для отдельной области и всего народного хозяйства в целом.

ТО ТС характеризуется значительным многообразием его организационных форм и методов. Но в основе этого многообразия лежит ряд общих принципов, которые сложилось в многолетней практике работы фирм-продуцентов. К важнейшим из этих принципов относятся такие.

Ответственность за организацию ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации и использование несет, как правило, фирма-продуцент.

ТО является важным инструментом конкурентной борьбы монополий за рынки и сферы влияния.

Фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации (к полной амортизации). ТС работают 5-10 и больше лет. На протяжении всего этого времени фирма-продуцент обеспечивает их ТО.

Система ТО ТС фирмы-продуцента включает комплекс услуг: снабжение запасных частей, обеспечение технической документацией, проведение ремонтных работ, обучение специалистов, изучение эффективности работы ТС, обоснование их преимуществ и недостатков, проведение модернизации ТС, которые обслуживаются.

Послепродажное ТО ТС является функционально автономным и организационно отделенным от системы продаж.

Фирма-продуцент организовывает ТО ТС независимо от ее масштабов и территориального расположения.

Предпродажный сервис включает изучение спроса на данный ТС, участие персонала в научно-исследовательских и проектно-конструкторских роботах, подготовка ТС к продаже, предоставление им товарного вида после транспортирования к месту назначения, монтажные и регулировочные работы, показ ТС в действия, содействие продажи ТС.

Послепродажный сервис делится на гарантийное и послегарантийное ТО ТС. Принципиальная разность между ними в том, что в период гарантийного ТО вся техническая помощь в соответствии с инструктивными материалами, при условиях выполнения инструкции по эксплуатации ТС, осуществляется фирмой-продуцентом, как правило, за свой счет, а после окончания гарантийного периода — за счет покупателя.

Гарантийный период является важнейшим и ответственным периодом в всей системе ТО ТС. В этот период закладывается основа правильной эксплуатации ТС персоналом покупателя для того, чтобы на протяжении всего срока эксплуатации ТС работал надежно, без отказов. В гарантийный период фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС в полном объеме, начиная от разгрузки в пункте назначения, консультаций из эксплуатации ТС.

  Послегарантийный период фирма-продуцент на основе договоренности с покупателем проводит планово-предупредительное ТО, выполняет текущий ремонт, обеспечивает покупателя запасными частями, предоставляет консультации из эксплуатации ТС, проводит за необходимость модернизацию ДТС, учит персонал правилам ТО ТС.

С учетом названных факторов для современного ТО ТС характерны такие формы организации, по которым оно выполняется:

— непосредственно фирмой-продуцентом;

— фирмой-продуцентом через свои филиалы;

— фирмой-продуцентом через консорциум фирм-поставщиков отдельных узлов ТС;

— фирмой-продуцентом через независимые специализированные фирмы на договорной основе;

— через агентов и других посредников и концессионеров;

— фирмой-покупателем ТС при активном содействии и с помощью фирмы-продуцента.

Кроме приведенных основных форм организации ТО на практике случаются и другие, которые составляют модификации названных форм или объединения отдельных их элементов. Например, ТО может быть выполнен путем распределения функций между фирмой-продуцентом и покупателем ТС, или фирмой-продуцентом и независимой специализированной фирмой и т.д. Но и в этих случаях фирма-продуцент несет полную ответственность за ТО, помогает фирмам-посредникам или специализированным предприятиям, если они сами не могут полностью обеспечить ТО ТС.

В итоге следует заметить, что учебная дисциплина «Техническое обслуживание транспортных средств» относится к циклу фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин в направлении 0902 «Инженерная механика».

Предметом учебной дисциплины являются основные принципы и методы планирования, организации и проведения технического обслуживания транспортных средств и использование этих принципов в практической деятельности.

Цель дисциплины – подготовка специалистов к самостоятельному выполнению профессиональных задач на занимаемой должности в области обслуживания транспортных средств, максимальное поддержание их технической готовности и долговечности с обеспечением необходимого уровня эффективности, экономичности и безопасности движения при минимальных материальных и трудовых затратах.

Задачами дисциплины является формирование у студентов совокупности знаний, умения и навыков, необходимых для решения производственных задач ТО ТС.

 В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

- закономерности изменения технического состояния ТС, основы технологии и организации технического обслуживания и эксплутационного ремонта ТС, особенности влияния различных факторов на их работоспособность, порядок организации работ по восстановлению работоспособности, основные виды технологического и диагностического оборудования, основы технической диагностики, организацию и управление планово-предупредительной системой ТО и сохранения подвижного состава.

Должен уметь:

- предлагать, рассчитывать и внедрять технические идеи, направленные на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава.

Иметь представление:

- о перспективах развития конструкций транспортных средств, направленных на снижение трудоемкости обслуживания с перспективами развития теории взаимодействия ТС с окружающей средой, снижения его вредного влияния на среду обитания людей.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению 0902 «Инженерная механика» являются предприятия и организации транспортного комплекса разных форм собственности, сервисные и ремонтные предприятия, фирменные и дилерские центры транспортных и ремонтных заводов, маркетинговые и транспортно-экспидиционные службы, система материально-технического обеспечения, оптовая и розничная торговля транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми для эксплуатации.

 

Вопросы для контроля:

Тема 1.1 1. Планово-предупредительная система ТО и ремонта автомобилей

План лекции:

Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава и ее место в общей автомобильной транспортной системе

Основные направления дальнейшего совершенствования системы технического обслуживания и ремонта автомобилей

Эксплуатационная технологичность автомобиля

Профилактика отказов

 

Автомобильный транспорт представляет собой сложную систему, минимальной организационной структурной единицей которой является эксплуатационное автотранспортное предприятие, рассматриваемое во взаимодействии со специализированными автообслуживающими и авторемонтными предприятиями. Исследование эффективности работы всего автотранспорта можно упростить, ограничась изучением свойств эксплуатационного предприятия с автообслуживающим и авторемонтным предприятиями как простейшей автомобильной транспортной системы.

Автомобильную транспортную систему можно разделить на функциональные самостоятельные системы: коммерческую эксплуатацию автомобилей; техническую эксплуатацию автомобилей; ТО и ремонт автомобилей. Каждой из указанных систем соответствует свой процесс функционирования. Взаимосвязь этих процессов определяется общей целью и наличием одного объекта эксплуатации — автомобиля, который в каждой функциональной системе рассматривается со своей стороны. Управление процессами функционирования систем осуществляется соответствующими стратегиями: коммерческой эксплуатации, технической эксплуатации и ТО и ремонта.

Стратегия эксплуатации — совокупность правил, обеспечивающих заданное управление соответствующим процессом эксплуатации. Коммерческая эксплуатация управляет использованием автомобилей по прямому назначению. Все стратегии тесно связаны с ней.

Таким образом, автомобильная транспортная система обладает особенностями, присущими сложным техническим системам: наличием единой цели, управляемостью, взаимосвязью элементов, иерархической структурой.

Система технической эксплуатации автомобилей включает подсистемы: организации дорожного движения, управления автомобилем, организации хранения исправных автомобилей и оказания технической помощи автомобилям на линии. Значит, система технической эксплуатации автомобилейсовокупность автомобилей, средств организации дорожного движения, водителей, положений и норм, определяющих выбор и поддержание наиболее выгодных режимов работы агрегатов автомобилей, а также поддержание и восстановление утраченной работоспособности автомобилей в процессе выполнения транспортной работы.

В соответствии с ГОСТ 18322—78 система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта включает совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему.

Техническое обслуживаниекомплекс операций (или операция) по поддержанию работоспособности (или исправности) подвижного состава при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Ремонткомплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности подвижного состава и восстановлению ресурсов подвижного состава или его составных частей.

Между этими двумя группами могут существовать различные соотношения в зависимости от принятого критерия оптимальности и метода проведения работ. Однако в любом случае основное требование, предъявляемое к ТО и ремонту автомобилей, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах труда и средств обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент на автомобиле можно выполнить поставленную задачу.

При формировании системы ТО и ремонта подвижного состава главное внимание обращают на режимы ТО и ремонта (число видов обслуживания, периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ). При этом руководствуются следующим: число видов ТО должно быть минимальным, высшие номера обслуживания должны включать в себя номенклатуру работ низших, следует избегать ненужных разборок и регулировок сопряженных пар, предусматривать возможность механизации и автоматизации профилактических работ.

Режимы ТО разрабатываются для нескольких типичных условий эксплуатации автомобилей. Проверяют их в конкретных условиях эксплуатации по критериям, позволяющим установить соответствие выбранных режимов ТО действительно необходимым. Основными критериями оценки служат эксплуатационная надежность, трудоемкость ТО и ТР, затраты на выполнение ТО и ТР на 1000 км пробега и эффективность ТО.

Эксплуатационную надежность автомобилей определяют по среднему значению коэффициента технической готовности, трудоемкость ТО и ТР — хронометражными наблюдениями, а затраты — по экспериментальным данным в реальных условиях эксплуатации автомобилей.

Эффективность  ТО автомобиля оценивается отношением количества отказов n то, выявленных в процессе профилактики, к числу всех зарегистрированных отказов в процессе эксплуатации автомобиля:

 = n то/(n то + п),

 

где п — число отказов, возникающих между очередными ТР.

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава. Принципиальные ее основы установлены действующим Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта Положение обязательно для всех организаций и предприятий автомобильного транспорта, для организаций и предприятий автомобильной и смежных отраслей промышленности в части обеспечения установленных нормативов и взаимодействия с эксплуатационными и ремонтными организациями и предприятиями автомобильного транспорта.

Первая часть Положения определяет систему ТО и ремонта подвижного состава и техническую политику на автомобильном транспорте. Вторая часть содержит нормативы по моделям автомобилей. Она разрабатывается в виде отдельных приложений по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов.

В приложении к Положению приведены: основные комплексные показатели обеспечения работоспособности состояния подвижного состава; перечень агрегатов, узлов и деталей, техническое состояние которых обеспечивает безопасность движения, экономное расходование топлива и защиту окружающей среды при работе автомобильного транспорта; нормативы ТО и ремонта подвижного состава выпуска до 1972 г.; типовая химмотологическая карта с учетом ГОСТ 25549—82; распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при проведении ТО и ремонта; районирование территории СССР по природно-климатическим условиям с учетом ГОСТ 16350—80; требования к оборудованию для проверки технического состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения автотранспортных средств и др.

Техническое обслуживание предусматривает поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшение интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление их с целью своевременного устранения. Это профилактическое мероприятие, которое проводится в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов и деталей. Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Ремонт выполняется как по потребности (после появления соответствующего отказа или неисправности принудительно), так и по плану (через определенный пробег или время работы подвижного состава). Ремонтные работы, выполняемые по плану, являются профилактическими и называются планово-предупредительным ремонтом.

Цель профилактических и ремонтных воздействий — обеспечение исправного состояния автомобильной техники. Однако при прочих равных условиях важнейшим фактором, от которого зависит уровень суммарных материальных и трудовых затрат на поддержание автомобилей в исправном состоянии, является соотношение профилактических и ремонтных воздействий.

Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производят с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом ТО и ремонта.

Цель контроля (диагностирования) при ТО заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.

Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ.

Нормативно-техническая документация по ТО и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы Их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию.

Средства ТО и ремонта предусматривают: производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование), размещенную а автотранспортных и специализированных предприятиях по ТО ремонту подвижного состава; материально-техническое обеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега с начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).

Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.В Положении раскрыто содержание составных элементов ТО и ремонта, определены виды ТО и ремонта.

 

2. Основные направления дальнейшего совершенствования системы технического обслуживания и ремонта автомобилей

Выполнение профилактических и ремонтных работ автомобильной техники в заранее запланированный срок или после определенной наработки не вполне удовлетворяет возросшим требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и экономичной эксплуатации подвижного состава. Не исключены случаи появления отказов и неисправностей. Некоторые профилактические работы выполняются преждевременно или с опозданием. Основной причиной такого положения является то, что большинство работ по ТО и ремонту автомобильной техники осуществляется без учета фактического технического состояния элементов автомобиля. В связи с этим назрела необходимость дальнейшего совершенствования системы ТО и ремонта автомобильной техники.

Наиболее совершенной системой ТО и ремонта автомобилей следует считать такую, которая наиболее полно обеспечивает взаимодействие процессов изменения технического состояния автомобиля (т. е. процессов изменения диагностических параметров) и процессов восстановления. Классическим примером такой системы могут быть обслуживание и ремонт автомобильной техники по техническому состоянию.

Техническое обслуживание автомобилей по техническому состоянию называется планово-предупредительным. Периодичность и объем работ по технической диагностике являются планируемыми. Предупредительный характер их обеспечивается постоянным наблюдением за надежностью и техническим состоянием автомобилей с целью своевременного выявления предотказного состояния. Принцип предупреждения отказов и неисправностей является основным. С этой целью широко можно использовать назначение упреждающих допусков.

Упреждающий допуск — совокупность значений параметров, заключенных между предельным и предотказным уровнями. Выход параметра за предельное состояние означает отказ, достижение предотказного уровня — необходимость проведения профилактических мероприятий.

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем уровня надежности элементов автомобиля элементы подвижного состава эксплуатируют без ограничения ресурса до отказа. Фактический уровень надежности элементов автомобиля (например, параметр потока отказов) не должен превышать установленного верхнего статистического уровня. В случае превышения этого уровня при прочих равных условиях для определенных элементов автомобиля последний направляется на обслуживание или ремонт; временно устанавливается межремонтный ресурс, который рассматривается как сигнал о необходимости повышения надежности данных элементов автомобиля. Чтобы применить этот метод, необходимо четко организовать систему сбора и обработки информации об отказах и неисправностях элементов автомобилей в АТП.

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров агрегатов после отработки установленного ресурса предусматриваются непрерывный, или периодический, контроль и изменение параметров, определяющих техническое состояние тех или иных агрегатов. По результатам контроля принимается решение о продолжении эксплуатации автомобиля до следующей проверки. Изменения функциональных и диагностических параметров агрегатов производятся с определенной периодичностью в движении и при выполнении ТО и ремонта автомобиля.

Прогноз технического состояния или надежности агрегата устанавливается на период не менее чем до следующей проверки значений параметров. Параллельно используется статистическая информация о надежности элементов автомобиля. Данные прогноза — техническая основа для принятия решения о допуске агрегата к дальнейшей эксплуатации. ТО и ремонт автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров эксплуатируемых агрегатов автомобиля относится к наиболее эффективным, а для наиболее сложных и ответственных агрегатов — и к единственно возможным.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию потребует: широкого внедрения на АТП средств и методов технической диагностики, цифровых ЭВМ для оценки и прогнозирования технического состояния элементов, а также для сбора и обработки статистической информации о надежности автомобилей; создания на предприятиях специальных подразделений, которые выполняют работы по оценке и прогнозированию технического состояния автомобилей и принимают решение о допуске их к эксплуатации или назначении необходимых профилактических либо ремонтных мероприятий.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию позволит более полно использовать «индивидуальные» возможности элементов автомобиля без увеличения вероятности их отказа, а также усовершенствовать конструкции вновь создаваемых моделей автомобилей.

Влияние условий эксплуатации на долговечность машин В процессе эксплуатации и при хранении машины подвергаются различным внутренним и внешним воздействиям, в результате чего изменяется их техническое состояние. Вследствие этого ухудшаются технико-экономические показатели машин: увеличивается расход топлива и масла, уменьшаются рабочие скорости и мощность, тяговое усилие, снижается производительность. Основными причинами снижения исходных характеристик являются нарушение начальных регулировок механизмов и систем, ослабление креплений, изменение свойств материалов, зазоров и натягов в соединениях деталей в результате изнашивания.

К внешним факторам, влияющим на долговечность машин, относятся климатические условия, уровень технического обслуживания, ремонта и хранения, квалификация обслуживающего персонала и др.

Квнутренним факторам, которые вызывают изменение исходных характеристик машины, относятся несовершенство конструкции машин (физико-механические свойства материалов, используемых для изготовления деталей), технологии их изготовления или ремонта.

 

3. Эксплуатационная технологичность автомобиля

Эксплуатационная технологичность автомобилясовокупность свойств его конструкции, характеризующих приспособленность к выполнению всех видов работ по ТО и ремонту с использованием наиболее экономичных технологических процессов. Эксплуатационная технологичность автомобиля определяется конструктивно-производственными и эксплуатационными факторами. Конструктивно-производственные факторы определяют свойства конструкции автомобиля, их учитывают при создании автомобиля. Эксплуатационные факторы определяют среду, в которой проявляются свойства конструкции. Они должны учитываться как при создании, так и при эксплуатации автомобиля.

К конструктивно-производственным факторам относятся: контролепригодность, доступность, легкосъемность, взаимозаменяемость, унификация агрегатов и систем, преемственность средств ТО и диагностирования.

Контролепригодность — важный фактор проведения контроля диагностических параметров технического состояния автомобиля, агрегатов и систем различными средствами и методами технической диагностики (прежде всего методами и средствами автоматизированного и неразрушающего контроля). Она оказывает решающее влияние на внедрение в практику новых, более эффективных методов ТО и ремонта автомобилей. Контролепригодность определяется требованиями обеспечения надежности и безопасности движения автомобиля.

Доступность к объекту ТО и ремонта — главный фактор сокращения затрат на профилактику и ремонт автомобиля. Этим фактором определяются условия работы по ТО и ремонту автомобиля, а также пригодность объекта для выполнения целевых операций по профилактике и ремонту с минимальными объемами дополнительных работ или вообще без них.

Легкосъемность означает пригодность изделия к замене с минимальными затратами времени и труда. Не следует смешивать легкосъемность с доступностью, так как на автомобиле имеются изделия, к которым обеспечена хорошая доступность, но замена их при эксплуатации затруднена. Легкосъемность определяется в основном применяемыми способами крепления изделий, которые заменяются в эксплуатации, конструкцией разъемов, массой и габаритными размерами съемных элементов.

Взаимозаменяемость комплектующих изделий (деталей) означает, что из множества одноименных изделий (деталей) можно без выбора взять любую и без подготовки (допускается применение технологических компенсаторов) установить на автомобиле. В зависимости от объема подготовительных работ определяется соответствующая степень взаимозаменяемости (чем больше степень взаимозаменяемости, тем меньше объем подготовительных работ). Взаимозаменяемость играет большую роль в сокращении затрат труда, материалов и простоев автомобилей при ТО и ремонте.

Преемственность средств ТО и контрольно-диагностического оборудования означает возможность использования имеющихся средств для обслуживания и ремонта новых моделей автомобилей. Этот фактор оказывает значительное влияние на организацию рабочего места и удобство работы ее исполнителей, сроки и стоимость ТО и ремонта.

Унификация агрегатов и систем автомобиля — важный фактор не только повышения его эксплуатационной технологичности, но и увеличения эффективности эксплуатации всего парка автомобилей, так как намного упрощает и удешевляет ТО и ремонт, уменьшает номенклатуру запасных частей на складах АТП и сокращает количество видов потребного контрольно-диагностического оборудования.

Достаточно высокий уровень внутризаводской унификации семейства автомобилей (75...90 %) при низком уровне межзаводской унификации автомобилей (б.ч. 12 %) не позволяет добиться высокого уровня технологической совместимости парка автомобилей, обеспечивающего значительную экономию материальных и трудовых ресурсов в сфере эксплуатации. По данным НИИАТ повышение уровня технологической совместимости автомобилей на 1 % за счет унификации конструкции и соответствующего совершенствования технологических средств ТО и ремонта позволяет снизить суммарные затраты на 0,2 %

К эксплуатационным факторам относятся: формы организации выполнения ТО и ремонта, состояние производственно-технической базы, квалификация исполнителей работ по ТО и ремонту, полнота удовлетворения требований в запасных частях и материалах, полнота и качество технической документации и т. п.

 

4. Профилактика отказов

Профилактика отказов — одно из основных направлений повышения надежности автомобилей в эксплуатации. В нашей стране принята планово-предупредительная система ТО автомобилей, отвечающая принципам планового производства.

Несмотря на достаточно широкое распространение этой системы, в нашей стране и особенно за рубежом все еще имеют место серьезные разногласия во взглядах не только по вопросам планирования и осуществления профилактических мероприятий, но и вообще о целесообразности их выполнения.

Важнейшее значение при рассмотрении вопроса об эффективности планово-предупредительной системы имеет классификация отказов в работе машин в зависимости от характера их возникновения. По этому признаку различают отказы внезапные и постепенные. В отличие от внезапных постепенные отказы можно предупредить, периодически производя технический осмотр машины, своевременно меняя детали, близкие к отказу, или выполняя крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы ТО.

Следовательно, нельзя говорить об эффективности планово-предупредительной системы вообще. Единственным критерием, который позволяет судить о целесообразности профилактического ремонта или обслуживания применительно к той или иной конкретной модели машины, является удельный вес постепенной составляющей в общем потоке отказов при ее эксплуатации.

 

Вопросы для контроля:

Тема 1.1 2 Основные понятия качества и надежности автомобиля

 

План лекции:

1. Качество и надежность машин

2. Показатели качества машин

3. Неисправности и отказы машин

4. Виды трения и изнашивания

Качество и надежность машин

Результатом производственной деятельности является создание материальных ценностей, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Созданные материальные ценности называются продукцией, которая может быть изделиями или продуктами.

Изделия — продукция промышленного предприятия, исчисляемая в штуках или экземплярах. К изделиям относятся машины, приборы, их детали и сборочные единицы.

Продукты — продукция, исчисляемая в килограммах, литрах, метрах и т. п. К продуктам относятся металлы, нефтепродукты, краски и т. д. По способу использования продукция может быть потребляемая и эксплуатируемая.

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество автомобиля будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, качество складывается из свойств. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать при эксплуатации различные количественные значения, называемые показателями. Так, одним из параметров топливной экономичности автомобиля (свойство) является контрольный расход топлива, количественное значение которого для конкретной модели (показатель) составляет 7 л/100 км.

Обычно рассматривают технико-эксплутационные свойства (ТЭС) транспортных средств, главными из которых являются: масса и габариты, грузоподъемность, вместимость, маневренность, безопасность, экологичность, топливная экономичность, динамичность (тягово-скоростная), производительность, экономичность, надежность, цена и др.

При этом потребителя интересуют в первую очередь два главных показателя ТЭС: начальное значение показателя качества и стабильность в процессе эксплуатации, т.е. изменение свойств в зависимости от наработки с начала эксплуатации.

Стабильные ТЭС практически не изменяются в течении всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.)

Нестабильные ТЭС ухудшаются в процессе работы и по мере старения транспортного средства или агрегата (производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования ТС и др.)

Качество транспортного средства — это сово


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.