В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.

2020-05-10 115
В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закон стоимости – формирует уровень средних цен.

Закон спроса и пред ложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке. Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка, — спрос, предложение и цена.

Спрос — это желание и возможность покупателя приобретать товары и услуги в определённых количествах и за определённый период времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях покупатель при­обретает большее количество товаров при снижении цен и мень­шее — при их повышении.

Величина спроса — это максимальное количество товаров и услуг, которое покупатель готов приобрести за определённую цену.

Спрос может зависеть не только от цены, но и от неценовых факторов.

Неценовые факторы спроса:

 - вкусы и предпочтения потребителей;

 - количество покупателей данного товара;

 - денежные доходы населения;

 - цены на взаимозаменяемые товары;

 - ожидание изменения цены;

 - изменение системы налогообложения и дотаций;

 - внешние условия, такие как сезонные покупки, традиции, религиозные предпочтения.

Предложение — это желание и возможность продавцов продать те или иные товары и услуги.

Закон предложения: если прочие условия остаются неизмен­ными, то производитель создаёт и реализует большее количество товаров при повышении цен и меньшее — при их снижении.

Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя. Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в каких количествах. Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат,

совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.

Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаров производителей и потребителей на основе экономических законов.. 

2. Экономика и государства.

Государство – система управление общества.Государство поддерживает общественный порядок, использует имеющиеся средствадля экономического развития и обеспечивает безопасность страны.Государство располагает:1) Законодательной властью (парламент).2) Исполнительной властью (правительство и министерство.3) Судебной властью (суды, налоговая полиция).Для реализации социальных и культурных программ, развитие науки иобразование, важную роль играет государственный бюджет, который формируется за счёт системы налогов.Государство устанавливает процент налога с физических и юридических лиц. Во внешнеполитической деятельности государство исходит из интересов и защиты национального производителя.

Экономическая политика государства – система мероприятий, направленных на достижение основных целей: экономический рост, экономическая эффективность и безопасность, обеспечения стабильного уровня цен, обеспечение полной занятости, обеспечение нетрудоспособных граждан. Два основных направления в экономической политике государства: а) структурное – направлено на устойчивое развитие экономики;

б) стабилизационное – оперативное решение экономических проблем, таких, как спад производства, безработица и инфляция.

Два основных механизма государственного регулирования рыночных отношений: - прямое регулирование – применение административно - правовых методов, которые предписывают или запрещают определенные действия. Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений. Государственные заказы (позволяют увеличить спрос и расширить внутренний рынок). - косвенное регулирование – основано на экономических методах, которые стимулируют участников рыночных отношений и подталкивают их на выполнение определенных действий - косвенные механизмы регулирования: монетарная или денежно – кредитная политика государства и фискальная или бюджетно – налоговая политика государства. а) монетарная или денежно – кредитная политика государства. Проводится правительством и центральным банком, направлена на изменение денежной массы и процентной ставки. Учетная политика – изменение процентной ставки, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, а те - своим клиентам. При повышении учетной ставки кредиты становятся более дорогими и число желающих их взять уменьшается, уменьшается количество денег в обороте, объемы производства падают. Это снижает инфляцию, но одновременно приводит к спаду производства. При снижении учетной ставки кредиты дешевеют, желающих взять кредиты становиться больше, происходит подъем производства, но увеличение денежной массы приводит к росту инфляции. Установление норм обязательных резервов – позволяет регулировать денежную массу.Все коммерческие банки должны держать часть своих средств в центральном банке. Эти деньги служат гарантией выполнения банком своих обязательств перед клиентами и не могут быть использованы для кредитования. Если норма обязательных резервов повышается, свободных денег в коммерческих банках становиться меньше и кредиты дорожают, в противном случае кредиты дешевеют. Последствия те же, что и при изменении учетной ставки. б) бюджетно – налоговая (фискальная) политика - финансовые мероприятия государства по регулированию доходов и расходов госбюджета, способствует успешному решению задач борьбы с кризисами, безработицей, инфляцией. Государственный бюджет – это финансовая программа (сводный план) денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Федеральный бюджет имеет силу закона, составляет и отвечает за исполнение госбюджета правительство, утверждает госбюджет парламент. Основным источником дохода государства являются налоги. Налоги – обязательные платежи, которые государство взимает с физических и юридических лиц. Налоги выполняют три важные функции: а) фискальную – пополнение казны; б) перераспределительную – доходы направляются на решение социальных проблем, создание общественных благ и т.д. в) собственно регулирующую, позволяющую государству стимулировать развитие нужных отраслей экономики путем предоставления этим отраслям налоговых льгот. Государство увеличивает налоги с целью уменьшения инфляции, снижения экономической активности фирм и населения; государство уменьшает налоги с целью оживления экономики – у фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, у населения возрастает потребительская активность, если доходы госбюджета превышают расходы, возникает профицит бюджета, если расходы превышают доходы – дефицит бюджета. Для покрытия расходов государство может использовать госзаймы – взять деньги в долг: внешний долг – кредиты в иностранной валюте, полученные у зарубежных коммерческих банков, международных фондов; внутренний долг – у юридических и физических лиц внутри страны. Главная задача государства, свести к минимуму отрицательные последствия рыночной экономики (безработица, рост цен, некачественная продукция и т.д.), обеспечить экономический рост, создать условия экономической свободы.

Финансы(в широком смысле) – совокупность экономических отношений процессе использования денежных средств. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Банк — это коммерческое учреждение, созданное в соответс­твии с действующим законодательством государства, занимаю­щееся предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчёта.

Функции банка:

 -аккумулирует временно свободные денежные ресурсы;

 -выступает в качестве центра, через который осуществля­ется перетекание денежных средств и капиталов от одного хо­зяйствующего субъекта к другому, из одной сферы экономики в другую;

 -выступает посредником при проведении платежей как фи­зическими, так и юридическими лицами.

Банковская система — это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система включает в себя:

Центральный государственный банк. Осуществляет денеж­но-кредитное регулирование всего денежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно-кредитной политики;

коммерческие банки — кредитные учреждения универсаль­ного характера;

сберегательные банки. Привлекают и хранят свободные де­нежные средства, денежные сбережения населения;

инвестиционные банки. Осуществляют финансирование и долгосрочное кредитование, а также вложение капитала в про­мышленность, строительство, в ценные бумаги;

ипотечные банки. Предоставляют ссуды под имущество;

инновационные банки. Осуществляют кредитование инно­ваций, т. е. внедрения научно-технических достижений.

Функции Центрального государственного банка:

 *эмиссия(выпуск денег в обращение) и контроль денежного обращения;

 *собирание и хранение резервов других банков, золотова­лютных резервов страны;

 *управление государственным долгом;

 * пополнение государственного бюджета;

 *кредитование коммерческих банков;

 *проведение расчётов и переводных операций для прави­тельства страны;

 *проведение научных исследований;

 *контроль кредитных учреждений;

 *контроль коммерческих банков и воздействие на них.

Функции коммерческих банков:

 *приём вкладов на текущие счета;

 *кредитование промышленных и торговых предприятий;

 *посредническая функция, в соответствии с которой через эти банки проходят платежи предприятий, организаций и на­селения;

 *кредитование населения (потребительский кредит);

 *инвестиционные операции;

 *расчётно-комиссионные и торгово-комиссионные опера­ции.

Основные виды ценных бумаг — государственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, бан­ковские сберегательные книжки на предъявителя, акции, при­ватизационные ценные бумаги. Деньги — это всеобщий товарный эквивалент, который вы­ражает стоимость всех товаров и служит посредником при их обмене друг на друга. Функции денег — мера стоимости, средство обращения, средс­тво накопления, средство платежа, мировые деньги. Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Стоимость товара, вы­раженная в стоимости золота, называется ценой. Функцию средства обращения деньги выполняют, когда иг­рают роль посредника в обмене товаров. Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег. Функцию средства накопления выполняют золотые слитки и монеты, предметы роскоши из золота и серебра. Деньги как средство платежа приобретают новую форму существования — кредитные деньги. К ним относятся векселя, банкноты, чеки. Функцию мировых денег выполняет золото, которое принимается по массе. Денежная система государства — это исторически сложив­шееся в государстве и закреплённое его законодательством уст­ройство денежного обращения. Эмиссия денег — это рост денежной массы в обороте за счёт увеличения выпуска в обращение банкнот и ценных бумаг.

Инфляция (от лат. inflatio — «вздутие») — это устойчивый процесс снижения покупательной способности денег, их обес­ценивание. Инфляция возникает тогда, когда объем денежной массы превышает количество товаров и услуг, например, государство произвело эмиссию, т.е. выпустило в обращение дополнительные деньги. Уровень инфляции зависит от темпов роста цен на основные товары и услуги.

Дефляция — это устойчивая тенденция к снижению среднего уровня цен, которая проявляется в основном в периоды спада экономики.

Во время инфляции бумажные деньги данного государства обесцениваются:

 - по отношению к золоту (при золотом стандарте);

 - по отношению к товарам и услугам;

 - по отношению к денежным знакам других государств.

Уровень инфляции зависит от темпов роста цен на основные товары и услуги. С этой точки зрения выделяют инфляцию:

 -естественная инфляция. Рост цен — менее 10 % в год. Не требует специальных мер для предотвращения;

- умеренная (ползучая) инфляция. Цены растут постепенно от 10 до 15 % в год. Требует корректировки денежной поли­тики;

-галопирующая инфляция. Рост цен — более 15-500% в год. Тре­бует кардинального пересмотра денежной политики;

-гиперинфляция. Рост цен — более 50% и более в месяц. Требует не­медленного решения как экономических, так и политических проблем.

В зависимости от инфляционного процесса различают откры­тую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в устойчивом повышении среднего уровня цен.

Скрытая инфляция проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления и изме­ряется неформальными показателями (например, уровень товар­ных запасов, время стояния покупателей в очередях).

В зависимости от рыночных факторов различают инфляцию спроса и инфляцию со стороны предложения.

Причины инфляции спроса:

 - рост денежной массы;

 - отток денег из сектора имущества;

 - изменение структуры совокупного спроса;

 - изменение поведения экономических субъектов.

Причины инфляции со стороны предложения:

 - рост заработной платы;

резкие нарушения в предложении, не связанные с изме­нениями в совокупном спросе. Последствия инфляции: обесцениваются сбережения, у производителей теряется заинтересованность в создании качественных товаров, ухудшаются условия жизни населения, доходы которых формируются за счет госбюджета (пенсионеры, служащие, студенты и т. д.).

Мероприятия государства, направленные на борьбу с инфляцией, безработицей, кризисами: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, проведение мер по регулированию цен и доходов.

Занятость и безработица.

Экономическая политика государства – система мероприятий, направленных на достижение основных целей: экономический рост, экономическая эффективность и безопасность, обеспечения стабильного уровня цен, обеспечение полной занятости, обеспечение нетрудоспособных граждан. Два основных направления в экономической политике государства: а) структурное – направлено на устойчивое развитие экономики;

б) стабилизационное – оперативное решение экономических проблем, таких, как спад производства, безработица и инфляция.

Спад производства – связан с сокращением производства и занятости; конкретные причины спада производства могут быть различными: рост налогов, перепроизводство товаров, резкие колебания на фондовом рынке, войны, стихийные бедствия и т.д. Негативные последствия кризиса разнообразны: они приводят к банкротству, безработице, снижению доходов населения. Для решения проблем, обусловленных спадом, государство пытается стимулировать спрос, снижает налоги, принимает меры по защите отечественного производителя.

Безработица – трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу. Уровень без­работицы определяется процентным отношением количества безработных к общей численности экономически активного на­селения в рассматриваемый период. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы: фрик­ционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная безработица - связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковре­менный характер. Работу могут искать моло­дые специалисты, уволившиеся по собствен­ному желанию.

Структурная - связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вы­нужденный и довольно долговременный ха­рактер. Основная причина возникновения — пере­смотр предприятиями структуры ресурсов труда, т. е. либо увольнение некоторого коли­чества людей, работающих на данном предпри­ятии, либо переподготовка персонала. 

Циклическая - связана с наступлением фазы общего эконо­мического спада в экономическом цикле. Име­ет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами произ­водства, выполняемыми некоторыми отрас­лями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы.

  Безработица может проявляться в следующих формах: от­крытая, скрытая, текучая, застойная.

Скрытая безработицазаключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неде­лю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Текучая безработицасвязана с периодическим колебанием рабочей силы, имеющейся на рынке труда.

Застойная безработица это длительная безработица, ко­торая чередуется с краткими периодами временной работы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.