Я люблю, когда шумят берёзы, — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Я люблю, когда шумят берёзы,

2020-05-10 99
Я люблю, когда шумят берёзы, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок литературы № 52

6  класс.                                                                          20.03.2020г.

Тема.     Николай Рубцов. Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова.

Цель. Через тему «малой родины» приобщать к поэзии Н. Рубцова.

Задачи. 1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.

            2. Учить читать выразительно.

            3. Продолжить работу над развитием речи.

            4. Пробудить интерес к творчеству поэта.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

 

Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь – это наша родина. И хоть мы это слово пишем с маленькой буквы. Оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия. И это место принято называть «малая родина».

 

  1. Работа над словом.

 

Родина.

- Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (дом, речка, лес, город и т. д.)

- Составьте из слова «родина» новые слова. (род, рад, народ, радио)

 

Сегодня мы поговорим о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его «малой родины».

 

  1. Чтение учащимся стихотворения «Звезда полей».

Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

 

  1. Чтение воспоминаний Станислава Куняева.

«В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «

Н.Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать…

- Давайте ваши стихи!..

Я начал читать.

Я запомнил, как диво

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждою избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

       Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

       - Как вас звать?

      - Николай Михайлович Рубцов».

  1. Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве. Записываем в тетради тему урока.

Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос Рубцов – поэт, человек. Какой? Над ним вы будете думать в процессе урока, делайте пометки в тетрадях.

 

Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы, а нередко рано потерянное чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Н. Рубцова. Может быть, ребята, именно вы, юные, больше всего нуждаетесь именно в его поэзии, потому что ищете свой берег добра на большой реке.

Сообщение по биографии.

А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: «Сведений почти не имею». С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

- Совпали ли ваши наблюдения?

 

 

       Свои  стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок).

       «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

       Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

       Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.

       Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.

       … Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

       Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная слеза.

  1. Стихотворение «Звезда полей».

 

Чтение вслух стихотворения.

- Найдите строки, слова, которыми рисует поэт «малую родину».

- Каким поэтическим средством языка он пользуется? (Первые две строчки – метафоры)

- Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (последние строки).

- Чем необычны эти стихи? (Слово «звезда» повторяется 5 раз, с названием – 6).

Знакомство с символическими образами.

Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё ни раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… «тихая родина», это и звезда – Русь, и звезда – вся земля, всё человечество, как в этих стихах.

Прочитать последнюю строфу.

 

  1. Выводы.

Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы «малой родины» - это и берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.

 

Чтение стихов учителем.

Слушаю – набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

А это из «Посвящения другу».

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом! –

Сказать: - Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою…

Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная отличает поэзию Рубцова.

 

Чтение воспоминаний Виктора Коротаева.   

«Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становится ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему».

 

       Немало пришлось Н. Рубцову путешествовать, странствовать. Но его всегда тянуло на Родину, домой. И не случайно мотив пути, дороги, образ путника, странника и даже бродяги занимает большое место в его поэзии. Но об этом у нас с вами состоится разговор позже, при новой встрече с Рубцовым. Я только скажу вам, что символ пути – это движение между жизнью и смертью.

10. Давайте обратимся к заданию, которое я вам предлагала. Каким видится Рубцов? Хочется ли читать его стихи?

 

Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг Рубцова по институту, а позже критик Василий Оботуров писал: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку – увы!- часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распусаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…»

  1. «В горнице»

 

А другой критик Юрий Селезнёвсказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле».

Вслушаемся в музыку хотя бы этих стихов.

(Музыкальное исполнение стихотворения.)

 

Вы убедились в правильности слов критика.  Какой поэтический образ, о котором мы говорили сегодня, есть в этих стихах? (Первая и последняя строфа – мотив звезды, мотив пути – «лодку мастерить себе», - чтобы плыть дальше.

Встреча с умершей матерью высвечивается звездой и находятся душевные силы лодку мастерить себе, чтобы плыть дальше.)

Наш разговор о Рубцове этим не заканчивается.

  Домашнее задание:  предлагаю написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» о своей родине, своих чувствах. Может быть перекличка с поэзией Рубцова.

 

 

 

 

Тихая моя родина.

Тихая моя родина!                                                         Тина теперь и болотина                                                                      

Ивы, река, соловьи…                                                     Там, где купаться любил…

Мать моя здесь похоронена                                           Тихая моя родина, 

В детские годы мои.                                                       Я ничего не забыл.

 

- Где же погост? Вы не видели?                                   Новый забор перед школою,  

Сам я найти не могу. –                                                   Тот же зелёный простор.

Тихо ответили жители:                                                  Словно ворона весёлая,

- Это на том берегу.                                                       Сяду опять на забор!  

 

Тихо ответили жители,                                                  Школа моя деревянная!..

Тихо проехал обоз.                                                         Время придёт уезжать -

Купол церковной обители                                            Речка за мною туманная

Яркой травою зарос.                                                      Будет бежать и бежать.

 

Там, где я плавал за рыбами,                                        С каждой избою и тучею,

Сено гребут в сеновал:                                                  С громом, готовым упасть,                                      

Между речными изгибам                                              Чувствую самую жгучую,

Вырыли люди канал.                                                     Самую смертную связь.

Звезда полей.

 

Звезда полей во мгле заледенелой,                           Звезда полей горит, не угасая,   

Остановившись, смотрит в полынью.                      Для всех тревожных жителей земли, 

Уж на часах двенадцать прозвенело,                       Своим лучом приветливым касаясь

И сон окутал родину мою…                                      Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Звезда полей! В минуты потрясений                      Но только здесь, во мгле заледенелой,  

Я вспоминал, как тихо за холмом                           Она восходит ярче и полней. 

Она горит над золотом осенним,                            И счастлив я, пока на свете белом

Она горит над зимним серебром.                            Горит, горит звезда моих полей.

В горнице.

 

В горнице моей светло,                                                  Дремлет на стене моей

Это от ночной звезды.                                                    Ивы кружевная тень,   

Матушка возьмёт ведро,                                                Завтра у меня под ней

Молча принесёт воды…                                                Будет хлопотливый день!   

 

Красные цветы мои                                                        Буду поливать цветы,

В садике завяли все.                                                       Думать о своей судьбе,

Лодка на речной мели                                                    Буду до ночной звезды

Скоро догниёт совсем.                                                   Лодку мастерить себе…

 

Урок литературы № 52

6  класс.                                                                          20.03.2020г.

Тема.     Николай Рубцов. Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова.

Цель. Через тему «малой родины» приобщать к поэзии Н. Рубцова.

Задачи. 1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.

            2. Учить читать выразительно.

            3. Продолжить работу над развитием речи.

            4. Пробудить интерес к творчеству поэта.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

 

Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь – это наша родина. И хоть мы это слово пишем с маленькой буквы. Оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия. И это место принято называть «малая родина».

 

  1. Работа над словом.

 

Родина.

- Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (дом, речка, лес, город и т. д.)

- Составьте из слова «родина» новые слова. (род, рад, народ, радио)

 

Сегодня мы поговорим о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его «малой родины».

 

  1. Чтение учащимся стихотворения «Звезда полей».

Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

 

  1. Чтение воспоминаний Станислава Куняева.

«В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «

Н.Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать…

- Давайте ваши стихи!..

Я начал читать.

Я запомнил, как диво

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждою избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

       Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

       - Как вас звать?

      - Николай Михайлович Рубцов».

  1. Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве. Записываем в тетради тему урока.

Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос Рубцов – поэт, человек. Какой? Над ним вы будете думать в процессе урока, делайте пометки в тетрадях.

 

Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы, а нередко рано потерянное чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Н. Рубцова. Может быть, ребята, именно вы, юные, больше всего нуждаетесь именно в его поэзии, потому что ищете свой берег добра на большой реке.

Сообщение по биографии.

А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: «Сведений почти не имею». С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

- Совпали ли ваши наблюдения?

 

 

       Свои  стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок).

       «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

       Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

       Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.

       Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.

       … Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

       Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная слеза.

  1. Стихотворение «Звезда полей».

 

Чтение вслух стихотворения.

- Найдите строки, слова, которыми рисует поэт «малую родину».

- Каким поэтическим средством языка он пользуется? (Первые две строчки – метафоры)

- Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (последние строки).

- Чем необычны эти стихи? (Слово «звезда» повторяется 5 раз, с названием – 6).

Знакомство с символическими образами.

Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё ни раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… «тихая родина», это и звезда – Русь, и звезда – вся земля, всё человечество, как в этих стихах.

Прочитать последнюю строфу.

 

  1. Выводы.

Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы «малой родины» - это и берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.

 

Чтение стихов учителем.

Я люблю, когда шумят берёзы,


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.