Тема:  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема:  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.

2020-05-10 1285
Тема:  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Апреля

Литература

Тема:  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.

Характеристика времени, которое описывает Твардовский в поэме. ПРОЧИТАЙТЕ.

А.Т. Твардовский

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Когда говорят "история вынесет приговор", имеют в виду людей нового поколения, их оценку прошлого. А новое поколение - это вы. Но чтобы судить о прошлом, его надо знать.

Представьте себе своего сверстника, которого арестовали только за то, что он читал или просто держал в руках книгу, запрещенную теми, кто распоряжается людьми, имеет над ними власть, кто считает, что только они знают, как люди должны жить, что читать и даже что они должны думать.

Его начинают допрашивать: кто дал книгу? Он отвечает: нашел на чердаке - и в самом деле, было так. Но ему не верят, кричат: "Гаденыш, говори правду! А ты оказывается, из молодых да ранних!"

 

Осудят школьника или отпустят - в любом случае на него заведут секретное дело, устроят так, чтобы на него доносили его же сверстники, учителя, а потом сослуживцы. Одни откажутся, а других запугают, заставят. И все потому, что он читал запретную книгу, а значит, знает то, что не положено знать, думает так, как не положено думать.

Людей, которые протестовали против такого порядка, бросали в лагеря, за колючую проволоку. А по другую сторону ее "свободные граждане" пели: "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Людям внушали, что они - самые лучшие в мире, что они - строители светлого будущего.

Теме исторической памяти в произведениях современной литературы.

Общественное прозрение, трудную и счастливую пору которого мы сейчас переживаем, далось нашему народу слишком дорогой и горькой ценой, чтобы позволить себе забыть о недавнем трагическом и позорном прошлом. Оно, это прошлое, всегда с нами, оно стучит и отдается болью в сердцах потомков, взывая к их памяти и бдительности.

Тема исторической памяти - одна из центральных в современной литературе. В последние годы к читателю пришли многие произведения, так называемые "возвращенные", написанные 10-15 и более лет назад и целые десятилетия незаконно скрываемые от читателя. Это "Реквием" А. Ахматовой, "По праву памяти" А. Твардовского, стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама, "Поездка в прошлое" Федора Абрамова, "Облава" В. Быкова. К сожалению, список непризнанных и непонятых в свое время писателей может быть продолжен, дополнен: Замятин, Бабель, Булгаков, Платонов, Шаламов, Гроссман, Бродский. И это не все. Но, несмотря на многочисленные унижения и разоблачения, преследования и запрещения, изгнания и репрессии, "другая" советская литература сохранила для нас историю. Только сейчас мы имеем возможность беспристрастно разобраться, какой же была эта жизнь, чем она все-таки была: праздником или панихидой, царством жизни или царством смерти? Эти художественные произведения, мемуары, документы многое открывают в нашем понимании истории.

 

4.  Сталинщина, тоталитаризм, отцы и дети, историческая память: В поэме Александра Твардовского "По праву памяти" все эти вопросы приобретают общечеловеческое звучание.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ платформу РЭШ. УРОК 44 «АНАЛИЗ ПОЭМЫ ТВАРДОВСКОГО «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ».

Кто хочет знать анализ поэмы, понимать, о чем произведение, читайте мой конспект под названием «Не читаю саму поэму, но знаю, о чем она» (в принципе, как и было раньше).

ДОСТУПНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ)

Проблематика поэмы:

 поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированны.

Работа над 3 частью поэмы (2 глава).

"Сын за отца не отвечает", -
Сказал он, высший судия:

"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава. Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. Какую долю "отец народов" уготовил их "детям" - эта проблема стала центральной в поэме.

Вопросы:

Что для поэта и миллиона его сограждан стоит за словами, давшими название 2-й главе? (Поэт вскрывает беззакония, творившиеся под знаком культа личности Сталина).

Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны? (Свои мысли подтвердить текстом).

Какая участь ждала детей репрессированных - так называемых кулацких сынков?

Краткая историко-литературная справка:

Сталинская репрессивная машина коснулась Твардовского лично, сделав его одним из "клейменых сыновей", неотступно (и до конца жизни!) травимых сверхбдительными гонителями:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, -
Не понаслышке,
Не из книжки

Толкует автор этих строк.

В 1930 и ближайших следующих годах Твардовский постоянно ощущал на себе "несмываемую отметку" на челе - клеймо "сына кулака". Сколько обсуждений на собраниях, косых взглядов, враждебных выкриков, требований "разоблачить" кулацкого сынка должен был он пережить!

Продолжаем работу с текстом. Читаем дальше:

О годы юности немилой: до слов:закон

Какие слова равносильны крику души поэта?

:Ты именуешься отродьем,
Не сыном даже, а сынком:

("младенец вражеских кровей", как сказано дальше):

А как с той кличкой жить парнишке:
Как страшно!
:Когда твой родитель в кромешный,
В тот самый список занесен.

:руку жмет тебе с опаской
друг закадычный твой.

 (с болью, горечью, иронией, с отвращением и презрением к "отцу - вождю всех народов").

Вывод:

Из этого воспоминания можно понять, как сильно была изранена душа молодого поэта и семейной, и общекрестьянской трагедией. Мы видим, как мучительно трудно Твардовский прорывается к такой откровенности, такой обобщенности, в сердце которой судьба твоей семьи.

Читаем еще раз отрывок:

:О годы юности немилой,
Ее жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он - враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях:

Какой смысл вкладывает поэт в слово "кулак"?

Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства?

Какие чувства вызывает этот рассказ?

Читаем:

В узлах из жил и сухожилий: до слов:кулак.

Только перед смертью уже поседевший поэт смог написать о своем отце (и обо всех репрессированных отцах!) такие мудрые и яркие слова.

В понимании Твардовского (кулак) это тот, кто

:Горбел годами над землей,
Кропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей:
Одним словом, "хозяин".

Описание отцовских натруженных рук считается лучшими строками поэмы.

Каково поведение, моральное состояние отца во время выселения?

Из воспоминаний брата поэта.

":Выдержали мы тогда и все остались живы благодаря нашему отцу: его редкостная преданность семье, его помощь и просто беспримерная жизнестойкость вселяли жажду превозмочь недуг, устоять, выжить, во что бы то ни стало. Отца Иван вспоминает как "преданнейшего семьянина и мужественного человека труда", спасшего "своих горемык".

Образ Сталина

Каким запечатлен во второй части поэмы "отец народов"? В черновиках поэмы Твардовский отобразил некоторые портретные черты "судеб вершителя земного":

:руки у него были
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью, точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.

Как показан "отец народный" Сталин в поэме?

Тиран, диктатор. Сталин в поэме не велик, скорее принижен. Он то, к чему меньше всего подходит слово "вождь", это всего лишь злая, ничтожная игрушка в руках того самого народа, который, прежде чем стать "лагерной пылью", сделал его богом на земле.

Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет "благой"?

Глава заканчивается словами:

:Но за всеобщего отца:
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

ВЫВОД:

Поэт бросает горький упрек своему поколению, своему народу, который допустил такое.

Поэма адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идеологическим поискам и устремлениям. "Вам - из другого поколенья", - взывал поэт, - необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем).

НЕТ, ЗАБЫВАТЬ ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ!

Потому последняя глава названа "О памяти".

В последней главе многократно слышим ключевые слова поэмы: "забыть", "забвение", "память", "правда", "быль", "боль".

Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к народу воспрянуть духом, раскрепостить сознание и чувство и возродить достоинство человека:

:Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.

Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимы без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки (если еще можно), необходимо. И если это сделано, то:

Читаем последние строки поэмы:

:и впредь как были - будем -
Какая вдруг ни грянь гроза, -
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Цена покаяния. "Если мы не скажем,то никто не скажет". А.Т.Твардовский-главный

VI. Итог урока.

Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его чувства, убеждаемся: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Поэма Твардовского - живая боль о времени, когда внушалось: "Предай в пути родного брата: и зверствуй именем вождя", а "рукоплесканья в честь отца народов заглушали боль народа.

Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: Слишком велика плата "за эти были" - миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.

Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза".

Последняя поэма Твардовского "По праву памяти" звучит как покаяние за совершенное некогда предательство собственного отца во имя сталинской мертвой догмы.

 

 

Апреля

Литература

Тема:  Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.