Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов.

2020-05-10 104
Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов.

Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.

Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.

Проблема урока: Особенности восточной интонации.

Задачи:

Образовательные:

· Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока череззнакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

· расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

Развивающие:

· Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

· Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

· Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;

· Развивать внимание, память.

Воспитательная:

· Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.


Планируемые результаты:

Предметные:

· Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

· Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.

· Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Метапредметные:

· Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

· Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.

· Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Музыкальный материал:

- М. И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Разминка “Хорошее настроение”

Ребята! Чтобы урок прошел в хорошей и доброй атмосфере, предлагаю провести разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

Введение в тему урока.

– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой М. И. Глинки. Напомните название оперы? (“Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)

 

– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят рисунки

Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.

Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.

– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.

Работа по теме урока.

– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

Презентация «Дивный Восток»

Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)

Физкультминутка.

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета).

 Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)

 

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.

В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

 

002 Слушание музыкииз музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». (фрагмент из первой части)

– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?

(слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная. …)

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

Итог урока. Рефлекия.

- Назовите тему урока.

- Какие произведения слушали?

- Какова проблема урока?

Вокально-хоровая работа.

Музыкальные упражнения, распевание.

Слушание, разбор, разучивание «Танцуйте сидя» музыка Б Савельева, слова М. Пляцковского.

 

Танцуйте сидя

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

 припев

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

2Если в гостях вы станцуете сидя
Чья-нибудь мама
Вам скажет: "Спасибо!"
Вазу локтями никто не заденет,
Не придётся пыль из ковра выбивать

На переменках и в свой день рожденья,
С песенкой вместе и даже без пенья,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

припев
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

Спасибо всем ребятам за внимание!

Урок окончен.

До свидания.

 

Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов.

Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.

Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.

Проблема урока: Особенности восточной интонации.

Задачи:

Образовательные:

· Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока череззнакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

· расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

Развивающие:

· Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

· Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

· Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;

· Развивать внимание, память.

Воспитательная:

· Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.


Планируемые результаты:

Предметные:

· Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

· Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.

· Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Метапредметные:

· Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

· Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.

· Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Музыкальный материал:

- М. И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Разминка “Хорошее настроение”

Ребята! Чтобы урок прошел в хорошей и доброй атмосфере, предлагаю провести разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

Введение в тему урока.

– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой М. И. Глинки. Напомните название оперы? (“Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)

 

– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят рисунки

Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.