Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-05-10 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов.
Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.
Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.
Проблема урока: Особенности восточной интонации.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока череззнакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;
· расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
Развивающие:
· Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
· Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;
· Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;
· Развивать внимание, память.
Воспитательная:
· Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
· Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.
· Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
Метапредметные:
|
· Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
· Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.
· Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Музыкальный материал:
- М. И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Разминка “Хорошее настроение”
Ребята! Чтобы урок прошел в хорошей и доброй атмосфере, предлагаю провести разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!
Введение в тему урока.
– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой М. И. Глинки. Напомните название оперы? (“Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)
– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят рисунки
Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.
Углубление в тему
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
|
– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.
Работа по теме урока.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Презентация «Дивный Восток»
Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.
– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)
Физкультминутка.
– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета).
|
Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
002 Слушание музыкииз музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». (фрагмент из первой части)
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная. …)
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
|
Итог урока. Рефлекия.
- Назовите тему урока.
- Какие произведения слушали?
- Какова проблема урока?
Вокально-хоровая работа.
Музыкальные упражнения, распевание.
Слушание, разбор, разучивание «Танцуйте сидя» музыка Б Савельева, слова М. Пляцковского.
Танцуйте сидя
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
припев
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
2Если в гостях вы станцуете сидя
Чья-нибудь мама
Вам скажет: "Спасибо!"
Вазу локтями никто не заденет,
Не придётся пыль из ковра выбивать
На переменках и в свой день рожденья,
С песенкой вместе и даже без пенья,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
припев
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
Спасибо всем ребятам за внимание!
Урок окончен.
До свидания.
Тема. Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов.
Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.
Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.
Проблема урока: Особенности восточной интонации.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока череззнакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;
· расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
Развивающие:
· Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
· Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;
· Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;
· Развивать внимание, память.
Воспитательная:
· Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
|
Планируемые результаты:
Предметные:
· Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
· Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.
· Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
Метапредметные:
· Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
· Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.
· Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Музыкальный материал:
- М. И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Разминка “Хорошее настроение”
Ребята! Чтобы урок прошел в хорошей и доброй атмосфере, предлагаю провести разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!
Введение в тему урока.
– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой М. И. Глинки. Напомните название оперы? (“Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)
– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят рисунки
Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!